Эдгард Запашный: как найти общий язык с тигром
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №2(492), 2018
Эдгард Запашный: как найти общий язык с тигром
Анатолий Мирошник
журналист
Санкт-Петербург
7988
Эдгард Запашный: как найти общий язык с тигром
Эдгард Запашный

В детективном жанре — Вайнеры, в футболе — Березуцкие, а в цирке — Запашные. Среди множества цирковых династий именно эта сегодня на слуху. При этом Аскольд и Эдгард Запашные достаточно грамотно разделяют обязанности. Первый выступает в роли постановщика, второй берет на себя функции менеджера. Причем не только директора Большого Московского государственного цирка, ушедшего из-под контроля Росгосцирка под крыло столичной мэрии, но и пиар-менеджера. Все проекты братьев Запашных Эдгард умело раскручивает в прессе и на телевидении. На VI Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге знаменитый дрессировщик был нарасхват у пишущей братии. Дал он интервью и «СМ».

Если не «раскручивать» цирк, в него не будут ходить

– Пять лет вы возглавляете Большой Московский государственный цирк. Что из задуманного при вступлении в должность удалось осуществить за эту пятилетку?

– Когда заступал на этот пост, экономика цирка была, мягко скажем, не в лучшем состоянии. Уже за первые два года удалось увеличить доходы в два с половиной раза. Избавились от всех арендаторов. Даже булочки и мороженое стали делать сами. Сумели увеличить посещаемость, хотя зал у нас по цирковым меркам просто громадный. Он вмещает 3300 зрителей. Наконец, удалось оптимизировать труппу, избавиться от балласта. Оказалось, что многие артисты предпочитали не выезжать на гастроли и сидеть без работы, получая неплохую зарплату. С ними расстались. Сегодня наша труппа одна из самых сильных в мире.

– Вместе с братом вы очень многое делаете для того, чтобы вписать цирк в современный шоу-бизнес. Без этого сейчас никак?

– Без всего можно обойтись. Могу провести аналогии со спортом. О многих дисциплинах вспоминаем раз в четыре года, когда проходит Олимпиада. Другое дело — биатлон или фигурное катание, которые имеют высочайшие телевизионные рейтинги. При этом популяризации фигурного катания во многом способствовали телевизионные проекты Ильи Авербуха. Несколько лет назад казалось, что мюзиклы в России уже почили в бозе. В этот момент на авансцену вышла Катерина Гечмен-Вальдек, которая с помощью «Метро» реанимировала этот жанр. Сегодня публика валом валит на мюзиклы. Запели и граф Орлов, и Калигула, и герои «Двух капитанов». С цирком та же история. Если мы не будем популяризировать наше искусство и продвигать его, как принято говорить, в массы, в цирк будут ходить два раза: когда тебя ведут в детстве и когда ты ведешь внука.

– Участие в КВН команды Большого Московского государственного цирка — это тоже часть работы по популяризации циркового искусства?

– Для меня КВН — это искренняя и многолетняя любовь. Стараюсь не пропускать эфир, по много раз пересматриваю понравившиеся игры и испытываю громадное уважение к президенту Клуба веселых и находчивых Александру Маслякову. Считаю его гарантом качественного юмора в созданной им империи. Побывав на играх сначала в качестве гостя, а затем в жюри, загорелся идеей создать команду. До недавней поры в КВН цирк служил поводом для иронического издевательства. Хотелось опровергнуть эти стереотипы с помощью талантливых цирковых ребят. Естественно, посоветовался и с Александром Масляковым-старшим, и с Александром Масляковым-младшим, получил от них добро на участие нашей команды. На ее создание ушло полтора года, и сегодня с помощью КВН цирк меняет отношение к себе, показывая свои возможности, и вносит свои неповторимые приемы в сложившуюся игру. Что-то получается, что-то — нет, кто-то любит нас, кто-то — нет. В любом случае команда живет.

После «Короля ринга» удостоился комплиментов от боксеров

– В советском цирке преобладали дивертисменты из разрозненных по жанру номеров, а тематические представления были редкостью. Настоящие спектакли в цирке братьев Запашных — это требование времени?

– Действительно, в советские времена цирковые спектакли становились настоящим событием. Хотя за многолетнюю историю таковых набралось множество. Среди них были и долгоиграющие проекты, такие как «Руслан и Людмила». Долгие годы у зрителя был востребован классический цирк с выходом ведущего, парадом-алле и не связанными друг с другом номерами. И сейчас подобное практикуется. В цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре чаще всего идет классическая цирковая программа. Мы с братом восемь из десяти своих представлений делаем тематическими. Хотим, чтобы зритель не просто запоминал визуальный ряд, а задумывался о чем-то после наших спектаклей. У современного зрителя иной кругозор, чем несколько десятилетий назад. Удивить его очень тяжело. Да и не нужно по большому счету. У каждого есть возможность посмотреть чудеса в Интернете.

– В классическом цирке стержнем любого представления были клоунские номера. Как вписать их в цирковые спектакли с философским смыслом?

– Клоунада должна быть всегда. Ведь юмор востребован в любом искусстве. Другое дело, что это самый сложный цирковой жанр. И не только цирковой. Сравните, сколько драматических кинофильмов и спектаклей вышло в последнее время и сколько комедийных! Второго Леонида Гайдая или Эльдара Рязанова нет до сих пор. Советские комедии все уже знают наизусть, но все равно цитируют — и ржут. Качественный юмор — это штучный товар в любом виде искусства. Мы с братом уделяем огромное внимание клоунаде, тратим немалые средства для поисков талантливых авторов талантливых реприз.

– Насколько сложно вводить циркового артиста в чужой номер?

– Это сложно, а если речь идет о хищных животных, то и опасно. Да и в других жанрах с ходу продемонстрировать чужой номер практически невозможно. Для своей программы «Легенды цирка» снимал акробатов из КНДР. Продюсер попросил, чтобы мне доверили трюк. Трех артистов держал на своих плечах достаточно легко, даже выложил фото в «Инстаграм». Аппетит приходит во время еды, и решил, что удержу и четырех корейцев общим весом в двести с лишним килограммов. Через два часа пришлось делать блокаду спины, а затем еще долго приводить себя в чувство. Зато есть что вспомнить!

– У людей, которые смотрели по телевизору «Цирк со звездами», могло возникнуть ощущение, что сложнейший номер можно подготовить за неделю и совершенно не обязательно проводить на манеже годы жизни…

– Думающие люди, конечно, понимают: нельзя начать в тридцать лет кататься на коньках в «Ледниковом периоде» и достичь уровня олимпийского чемпиона. Равно как и подготовить цирковой номер на уровне профессионала. Мне самому довелось участвовать в телевизионном шоу «Король ринга», и в какой-то момент поймал себя на мысли: нужно было лет на десять раньше надеть перчатки и тренироваться. Зато боксеры-профессионалы после завершения съемок подходили и благодарили за популяризацию их вида спорта. За то, что помог показать его закулисье, все трудности, через которые приходится проходить на пути к успеху. Два сезона «Цирка со звездами» на главном телевизионном канале страны привели на представления во всех цирках России огромное количество зрителей. И плевать на тех, кто критиковал шоу и говорил о том, что может создаться ошибочное представление о подготовке цирковых номеров!

Преемственность и традиции живут

– Вы представляете цирковую династию, в которую входили легенды отечественного цирка. Сейчас дети цирковых артистов стремятся продолжить традиции или труппы пополняются за счет выпускников эстрадно-циркового училища?

– Выпускники специализированного учебного заведения, готовящего цирковых артистов, во все времена были востребованы на манеже. Хотя династии существовали, существуют и будут существовать. Мои дети и племянники уже делают первые шаги. В шоу «Снежная королева», которое с большим успехом прошло в новогодние каникулы в Санкт-Петербурге, была представлена одна из старейших цирковых династий Александровых-Серж. Это живой процесс, и я рад тому, что преемственность сохраняется и традиции живут.

– У кого-то из Запашных была возможность проявить себя в иных сферах?

– Наша двоюродная сестра Лидия Запашная работала в Санкт-Петербурге на телеканале «Культура». Она снимала интересные программы о цирке, хотя никогда не была артисткой.

– Вы вместе с родителями кочевали по миру, соблюдая гастрольный график. Насколько тяжело при этом было учиться?

– За год мы с братом меняли по пять-шесть школ, но никогда не делали из этого проблемы. Отец следил за нашей учебой, хотя ни разу не побывал на родительских собраниях ни в одной школе. Аскольд вообще окончил ее на одни пятерки, а у меня была единственная четверка по русскому языку.

– Стало быть, вы и школьные медали получили раньше, чем награды цирковых конкурсов?

– Увы, нет. В 1992 году цирк в России переживал непростые времена, и родители уехали на гастроли в Китай. Мы не доучились где-то месяца три-четыре. Аттестаты об окончании школы получили только в 1996 году, когда вернулись после многолетних гастролей. Пришлось экстерном сдавать экзамены.

Политика на наших животных не сказывается

– Известный писатель Дик Фрэнсис утверждал, что скаковым лошадям соревнования нужны не меньше, чем жокеям. Животные, которые участвуют в ваших спектаклях, чувствуют себя артистами?

– Многие наши четвероногие партнеры, задействованные в спектакле, получают настоящее удовольствие от самого выхода на манеж. Лошади, стоящие за кулисами, лупят копытами в ожидании поднятия занавеса. Самые артистичные, конечно, собаки. Им иногда и угощение из рук дрессировщика не нужно. Главное, что публика их приняла.

– На ваших животных сказывается программа импортозамещения?

– В государственных цирках настолько четко отрегулирован процесс приобретения продуктов, а рынок поставщиков настолько изучен, что политические катаклизмы на наших артистах не сказываются.

– Существуют ли какие-то проблемы с перемещением ваших артистов по миру?

– За годы выступлений накопили громадный опыт перевозки животных не только по России, но и по всему миру. Иногда приходится отвергать даже выгодные в коммерческом плане предложения. Быстро перебросить нашу труппу из Москвы в Токио возможно, но это будет громадный стресс для животных. Безусловно, он скажется на их поведении на манеже. Стараемся дать какое-то количество представлений во Владивостоке или Хабаровске, а затем уже радовать японскую публику.

– Каким был самый дальний железнодорожный маршрут?

– В товарном вагоне вместе с братом сопровождал животных при поездке из китайского Шэньчженя в Ставрополь. В пути были 36 суток!

Хищник может тебя убить, не испытывая вины

– Как найти общий язык с животными?

– Бытует мнение, что это возможно сделать только с помощью насилия. Это далеко не так. Все СМИ писали о том, какие удивительные отношения сложились между козлом Тимуром и тигром Амуром в Приморском сафари-парке. Они подружились. При этом сложно предположить, что Тимур каким-то образом мог запугать Амура. Он просто попрыгал и развлек скучающего тигра. Когда прогрессивная общественность узнала, что козел-герой живет в одном вольере с хищником неделю, Тимура решено было изолировать. Друзья стали скучать друг без друга, их снова посадили в один вольер. При этом весь мир в режиме онлайн наблюдал за необычным дуэтом. Даже когда Амур был голодным, он терпеливо ждал свою порцию мяса, но не посягал на друга.

– Бывает у вас ощущение, что партнер по номеру рассматривает вас не как друга, а как ужин?

– Среди цирковых артистов бытует шутка, что братьев Запашных на самом деле было больше… Убежден, что хищники видят во мне не только коллегу и друга, но и хозяина. Иначе быть не может. Такой подход к дрессировке, точнее, к пониманию взаимоотношений между человеком и животным вложил в нас отец.

– Можно ли выдрессировать хищников так, чтобы иметь стопроцентные гарантии безопасной работы на манеже?

– Хищник способен тебя убить, не испытывая при этом чувства жалости или вины. Таким его создала природа. Когда на меня нападает тигр, обижаюсь только на самого себя. Значит, совершил во время работы ряд ошибок, которые привели партнера к такому решению. Во время нападения тигра поздно сожалеть, что не смог найти общий язык с животным. Нужно сделать так, чтобы у него не появилось желания нападать.

– Бывали случаи, когда хищники не поддавались дрессировке?

– На моей памяти был только один. В 2005 году мы с братом привезли в Россию двух белых львов, Джона и Фрэнка. Они тоже родные братья. Вместе с Джоном Аскольд исполняет знаменитый трюк — прыжок верхом на льве. Ну а Фрэнк оказался «парнем с чудинкой». Он не поддавался дрессировке, но при этом никогда не проявлял признаков агрессии. Жил на какой-то своей волне. Даже когда на него нападали другие животные, он не защищался. Пришлось отказаться от работы с Фрэнком, хотя он продолжал жить у нас. Для Джона он лучший друг.

Зоозащитники ждут, когда меня сожрут

– Во многих странах стремятся законодательно запретить выступления дрессированных животных в цирке…

– Убежден, что это временная тенденция. Глупость, которая пропагандируется некоторыми политиками, надоест людям в ближайшие десять лет. Мир не принял концепцию вегетарианства, а в отделке автомобилей используют не только искусственную кожу. В этих условиях просто аморально поднимать вопрос о правах животных в цирках и зоопарках. Их уж точно там никто не убивает и даже кормят. Никто почему-то не устраивает пикеты у «Макдоналдсов». Корпорация с бюджетом в 80 миллиардов способна снести любую зоозащитную организацию. Их лидеры это прекрасно понимают. Отсюда и политика двойных стандартов. Никто не замахивается на монстров, зато готовы рвать глотки в других местах. В этом плане цирк является незащищенным искусством. Не думаю, что нападки будут продолжаться. Ведь за запретом на цирки и зоопарки должен последовать запрет на содержание домашних животных. Воспитание собаки или кошки строится на тех же принципах, что и дрессировка: установить правила, научить, где-то наказать, где-то поощрить. Расплодившиеся зоозащитные организации просто оградят людей от общения с животными. Поставят не железный даже, а бетонный занавес.

– Зоозащитники исходят из благородных побуждений, стремясь предоставить животным их естественную среду обитания…

– Допустим, но напомню: за последние двадцать лет на нашей планете исчезли десять видов диких животных. Среди них речной дельфин, один из редких видов галапагосской черепахи, яванский тигр. Они жили в естественной среде, и природа не уберегла их. Человек должен взаимодействовать с животными. Многие из них стали домашними только потому, что это взаимодействие продолжалось веками. Дикими были не только кошки и собаки, но и коровы со свиньями. Их удалось приручить, потому что во все века находились дрессировщики. Для вас загадка, как найти общий язык с тигром. Для меня — нет.

– В России вы чувствуете давление зоозащитников?

– Есть небольшое. Особенно это проявляется в комментариях этой категории не слишком образованных активистов. Самый доброжелательный звучит так: «Когда же вас сожрут?»

К защите животных это имеет такое же отношение, как радикальный ислам к сурам Корана. Во всех сферах радикалы агрессивны и готовы ради доказательства своей правоты идти на любые меры. К счастью, позиция государства является абсолютно адекватной.


15 января 2018


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
86743
Виктор Фишман
69681
Борис Ходоровский
61946
Богдан Виноградов
49171
Сергей Леонов
40494
Дмитрий Митюрин
35744
Сергей Леонов
32929
Роман Данилко
30849
Светлана Белоусова
17734
Борис Кронер
17582
Дмитрий Митюрин
16998
Татьяна Алексеева
15908
Наталья Матвеева
15411
Светлана Белоусова
15259
Наталья Матвеева
14511
Александр Путятин
14401
Алла Ткалич
13077