Черная дива парижских варьете
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(312), 2011
Черная дива парижских варьете
Юрий Басистов
историк
Санкт-Петербург
392
Черная дива парижских варьете
Жозефина Беккер

Жозефина Беккер в 20 – 30 годы прошлого века сводила с ума весь Париж своими песнями и танцами. Зрители бурно приветствовали своего кумира — с фигурой, будто выточенной из черного дерева, с обнаженной грудью, в маленькой юбочке с воланами, напоминающими бананы. Она была неповторима и стала одной из знаковых фигур Франции после Первой мировой войны.

Без детства

Родом Жозефина Беккер была из города Сенлуи в американском штате Миссури. Она была незаконнорожденной от связи ее чернокожей матери с белым американцем. Имя ее отца осталось неизвестным. У матери, после рождения Жозефины в 1906 году, было еще трое детей, которых ей предстояло одной поставить на ноги.

Старшей из детей — Жозефине — с восьми лет пришлось работать посудомойкой, чтобы поддержать семью. В одиннадцать лет она стала свидетельницей погрома, учиненного расистами против афроамериканцев — типичного явления в то время в южных штатах. Ну, а когда Жозефине исполнилось тринадцать лет, мать подыскала дочери супруга, который должен был взять на себя заботы о ней.

От этой жизни девочка хотела избавиться. Она умела танцевать и петь с детских лет и считала, что ее место на сцене. Когда Жозефине исполнилось 14 лет, она примкнула к бродячей музыкальной группе. Через год она во второй раз вышла замуж. Ее мужем стал Вильям Беккер — сын владельца ресторана в Филадельфии. Эту фамилию она сохранит, и когда станет знаменитостью.

Первых успехов Жозефина добилась на Бродвее — теперь она была уверена, что станет звездой. В 1926 году она отправилась в Европу. Ее выступления в знаменитом варьете Фоли Бержер стали настоящей сенсацией. Ее появление на сцене полуобнаженной, лишь в маленькой юбочке с воланами, вызывали бурю восторга у парижан и гостей французской столицы. Европа приходила в себя после четырех тяжелых лет и потрясений войны. Теперь люди хотели развлечений, и выступления черной дивы были созвучны их настроениям. Беккер стала настоящим секс-символом того времени.

В Париже было известно, что она бисексуальна и спит как с мужчинами, так и с женщинами. Позже она скажет, что таких было много сотен. Это придавало пикантную нотку ее сценической славе. Но все это со временем перестало ее удовлетворять. Она искала перемен в личной жизни и в третий раз вышла замуж. Брак ее разочаровал — она не могла иметь детей.

Во время Второй мировой войны Жозефина видела свое призвание в поддержке французского Сопротивления. После окончания войны Жозефина вновь много и успешно выступала. Она была знаменита и богата, но ее не покидало чувство одиночества. Ей было уже за сорок, и она искала новой ниши в жизни. В 1947 году Жозефина в очередной раз вышла замуж. Ее четвертым мужем стал француз Джо Буиллон, руководитель небольшого оркестра.

Радужная семья

В жизни Жозефины действительно произошел резкий перелом. Теперь она хотела быть не секс-символом, а матерью большой семьи. Так как своих детей у нее не было, она решила создать ее из приемных. В 1954 году, находясь в Копенгагене, она заявила, что приютит пятерых детей — по одному с каждого континента. Это будет вкладом в борьбу против расизма. Она ведь «черная» и знает по собственному опыту, что такое расизм. Это были первые шаги в программе, намеченной Жозефиной. Свою интернациональную семью она решила разместить в приобртенном ею замке Ле Манде в Периньоне. Первого приемного ребенка Жозефина привезла из Японии — это был полуторагодовалый мальчик-сирота Акио. Он был оставлен своей матерью и найден владелицей маленького магазина в Иокагаме. Женщина согласилась отдать ребенка Жозефине, купившей в ее лавке зонтик. Акио стал первым поселенцем замка Ле Манде.

Число детей в замке быстро увеличивалось. Жозефина создала свою «радужную семью», как она ее назвала, газеты сообщали об этом на первых страницах. Жозефина доказывала, что она может не только блистать на сцене варьете, но и совершать поступки, вызывающие общественный резонанс.

Приемных детей Жозефина привозила буквально со всего мира. После двух японцев последовал двухлетний финн со светлыми волосами — Ярри. Четвертым стал черный малыш из Колумбии, а пятым — французский мальчик. Делами в замке и воспитанием детей занимался муж, Жозефина разъезжала по миру и из каждой поездки привозила нового приемыша. Сперва она хотела брать только мальчиков, опасаясь, что между мальчиками и девочками могут возникнуть «любовные отношения». Но позже она от таких опасений избавилась и стала пополнять «радужную семью» также девочками. Так, после пребывания в Алжире в 1956 году она привезла из этой страны мальчика и девочку. «Наверное, хватит, — говорил муж, кто их всех будет воспитывать». В замке жил целый штат нянь, но усидеть на этом месте было трудно — Жозефина быстро выгоняла не угодивших ей служащих.

В 1957 году в ее семье появился ребенок номер восемь — белый мальчик из Франции, рожденный в Израиле — первый еврейский ребенок, в 1958 году — номер девять, чернокожий мальчик с Берега слоновой кости.

Детям в замке жилось хорошо — они были одеты, накормлены и ухожены. Однако то, что создала Жозефина Беккер, было не семьей, а скорее детским домом с общей спальней и распорядком дня. Когда Жозефина была дома, она утром сама будила детей, иногда гуляла с ними в парке замка. На рождество гора подарков в Каминном зале достигала потолка — Жозефина выражала свою любовь к детям, ожидая их ответных чувств.

Из года в год «радужная семья» пополнялась. Десятым ее членом в 1959 году стал маленький индеец — на радуге обозначился красный цвет. Через год появился номер одиннадцать — годовалый ребенок из Франции. Последней стала девочка из Марокко.

Надо сказать, что далеко не все дети попадали к Жозефине на законном основании. Часть из них не были сиротами, и она попросту покупала их у родителей в бедных семьях. Ей это сходило с рук — она была богата и влиятельна.

Тучи над замком

Жозефина Бекер охотно пользовалась своим новым образом «всемирной мамы». Ее принимал Папа Римский, свой отпуск она проводила у Фиделя Кастро. Но наступил день, когда ее муж Джо Буиллон сказал, что с него хватит: он устал от ее эскапад. От ссор и забот о дюжине чужих детей со всего мира он решил спрятаться в Буэнос-Айресе. С его отъездом дети потеряли отца — единственного человека, думавшего об их будущем. Без его хозяйственных способностей и энергии обстановка в замке все более осложнялась. Оплачивать работу огромного штата обслуживающего персонала и наемных учителей оказалась Жозефине не по карману, дело шло к явному банкротству. Она решила, что может вновь зарабатывать большие деньги, выступая с концертами. Годы брали свое — в одной юбочке с бананами выйти на сцену было уже невозможно, и им на смену пришли потрясающие шляпы с перьями.

Однако выправить положение дел в замке было ей не под силу. Увольнялся персонал, раздали зверей из домашнего зоопарка, которых Жозефина привозила, как и детей, из своих поездок по миру. Она надеялась, что пару лет еще выдержит. Дети вырастали, их надо было подготовить к выходу в самостоятельную жизнь. Возник план направить детей, получивших образование, в те страны, откуда она их привезла, но из этого ничего не получилось. «Радужная семья» распадалась: кто-то начинал пить, употреблять наркотики. Вещи из замка продавались на стороне. Оплеух Жозефины никто уже не боялся. Стать мудрой матерью для своих питомцев она не сумела.

В 1969 году Жозефина потеряла замок из-за неоплаченных долгов, а ей самой предложили убраться прочь. Она два дня сидела на ступеньках, ведущих в замок, накрытая одним легким пледом. Фотография бездомной дивы обошла весь мир.

Ну а дети разбрелись в разные стороны. Младшие попали в интернаты. Двое — японец Акио и финн Ярри — отправились в Буэнос-Айрес к приемному отцу Буиллону, чью фамилию они носили.

Жозефина Беккер скончалась в 1975 году. Теперь во Франции бережно хранят память об этой необыкновенной женщине. В замке Ле Манде открыт музей, носящий ее имя. В его залах — история блестящей карьеры девочки из негритянского района Сенлуи на подмостках Парижа. Здесь ее роскошные концертные туалеты и украшения, фотографии, картины, газетные статьи об ее триумфальном пути. В замке сохранена и атмосфера времен «радужной семьи», фотографии детей.

Артистический талант Жозефины Бекер сочетался с ее твердой верой в идеалы равенства людей вне зависимости от цвета их кожи и происхождения. Она претворяла свои идеи в жизнь со свойственным ей темпераментом и характером, но делала это искренне и честно. Живущий ныне в Париже Акио Буиллон говорит, что его братья и сестры никогда ее не забудут — она была матерью, а ошибки делают все люди. Вскоре после смерти Жозефины все 12 детей в последний раз собрались вместе. Это было в начале 1976 года. Позже они еще поддерживали контакт друг с другом, но потом их пути разошлись навсегда. У некоторых появились собственные семьи, но… приемных детей в них не было.


22 февраля 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
116592
Сергей Леонов
95640
Владислав Фирсов
90814
Виктор Фишман
77667
Борис Ходоровский
68796
Богдан Виноградов
55220
Дмитрий Митюрин
44680
Татьяна Алексеева
40586
Сергей Леонов
39469
Роман Данилко
37506
Светлана Белоусова
35729
Александр Егоров
34931
Борис Кронер
34535
Наталья Дементьева
33252
Наталья Матвеева
33120
Борис Ходоровский
31999