СССР
НИТКА и мытарства российских авианосцев
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
5777
Упомянутая в заглавии статьи НИТКА не имеет ни малейшего отношения к швейному делу. Это лишь аббревиатура, за которой скрывается Наземный испытательный тренировочный комплекс авиации, созданный в СССР для отработки элементов конструкции авианосных кораблей и палубных самолетов, предназначенных для оснащения будущих советских авианосцев, а также для обучения и тренировки пилотов палубной авиации. Но вначале коротко скажем о собственно авианосцах, создание которых проходило параллельно с возведением тренировочного комплекса. Первым своим (а точнее, чужим) авианосцем СССР обзавелся сразу после Второй мировой войны. Это был трофейный недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин», заложенный еще в 1938 году. Отступая, немцы успели вывести из строя машинное отделение и повредить корпус. Ремонтники Балтфлота наскоро устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и принять его в качестве прототипа советских авианосцев первого поколения. Однако руководство во главе со Сталиным – приверженцем линкоров решило иначе. Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу», превратили в плавающую мишень и в 1947 году благополучно отправили на дно Балтики. Прошло десятилетие, прежде чем в 1958 году советское кораблестроение вспомнило об авианесущих кораблях. Вначале появилась пара вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета (Як-38). Проекты всех этих совершенно новых для Советского Союза типов кораблей увидели свет в Ленинграде, в Невском ПКБ, а воплощались в металл в Николаеве на стапелях Черноморского завода. ПРОВЕРКА НА БЕРЕГУ Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то избегали (возможно потому, что этот термин усилиями советской пропаганды оказался неотделим от клише типа «орудие империалистической агрессии»). Новые корабли называли «тяжелыми авианесущими крейсерами», что, по сути, и соответствовало действительности: по параметрам и типам размещенных на них летательных аппаратов они еще явно не могли претендовать на статус ударного авианосца. Наконец, в 1982 году там же в Николаеве был заложен первый ударный авианосец классической схемы, рассчитанный на горизонтальный взлет палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К. Будущий корабль был способен нести на своей палубе и в трюмных ангарах до 26 истребителей и плюс к этому 24 вертолета. За пять лет строительства корабль сменил пять главных конструкторов и три собственных имени. После многих злоключений он все же вошел в состав Северного флота России, где и состоит под именем «Адмирал Кузнецов». Этот пока единственный советский (ныне российский) авианосец еще далек от совершенства и большую часть времени проводит на североморской стоянке либо в ремонтах. Поскольку в связи с новизной проекта возникало много рабочих вопросов, а «Кузнецов» рассматривался как головной корабль планировавшейся серии, было решено кардинальные проблемы отработать на земле. К тому же российские летчики не имели опыта взлета с палубы корабля и посадки на нее. После того как главком ВМФ Горшков и командующий морской авиацией посетили центр подготовки летчиков палубной авиации США, родилась идея создать собственный аналог. Так возникла НИТКА. Проектировали и строили ее те же предприятия, что и авианосцы. Да и сама НИТКА, по сути, представляла собой трехпалубный авианосец, «по пояс» ушедший под землю. Лишь взлетная палуба длиною 290 м, в точности копирующая палубу «Кузнецова», возвышалась над поверхностью. КОРАБЛЬ СТОИТ, НО ДЕЛО ИДЕТ Этот «сошедший на берег» огромный «корабль» был оснащен мощной паросиловой установкой и гидравликой, приводящей в действие стартовые катапульты и аэрофинишеры – натянутые на небольшой высоте поперек взлетной палубы и соединенные с тормозными устройствами тросы. Последние служат для торможения совершающего посадку палубного самолета. На верхней палубе комплекса также смонтирована и оптическая вспомогательная система посадки «Луна». Огромные секции комплекса, изготовленные в Николаеве, доставлялись морем в Крым, где в районе Саки была создана база для их приемки. Дальнейший путь этого «железа» (а вес только корпусных секций составлял 12 000 тонн) был короток – по суше до находящегося всего в нескольких километрах от моря аэродрома морской авиации, на базе которого и возводилась НИТКА. Сначала построенный комплекс обкатали с помощью беспилотных аппаратов. Пилотируемые полеты начались летом 1982 года. 21 августа первый взлет с НИТКИ на истребителе МиГ-29К совершил ведущий летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Авиард Фастовец. Неделей позже взлетел Су-27К, пилотируемый Николаем Садовниковым. Пока это были только взлеты, а двумя годами позже начались и посадки на палубу НИТКИ. Первым приземлился с использованием аэрофинишеров летчик-испытатель Виктор Пугачев. До 1988 года НИТКА использовалась по прямому назначению в весьма напряженном режиме. Были проведены сотни взлетов (в том числе и с помощью катапульты) и посадок. Летали не только асы-испытатели. Началась подготовка строевых летчиков, готовившихся войти в экипажи будущих советских авианосцев. Лучшие асы с ноября 1989 года взлетали и садились на палубу уже реального «Адмирала Кузнецова». Одновременно с пилотами трудились на комплексе инженеры-кораблестроители. По результатам экспериментальной отработки различных вариантов конструкции корпуса и механизмов корабля были приняты принципиальные решения, сразу же реализованные на уже строящихся в Николаеве кораблях. От катапульты решили отказаться, а носовую часть взлетной палубы выполнили в форме параболического трамплина с углом подъема в 14 градусов. В общем, НИТКА явилась серьезным подспорьем как для кораблестроителей, так и для морских авиаторов. Комплекс успешно функционировал до тех пор, пока не грянула перестройка, за которой последовал развал Союза. Украина стала «самостийной», Черноморский завод в Николаеве и НИТКА в Крыму остались на ее территории. Начиная с 1994 года России приходилось арендовать комплекс для обучения и тренировок своих пилотов. С Украиной рассчитывались запчастями к поставляемым из России боевым машинам. В 2008 году российские летчики были на два года отлучены Украиной от НИТКИ в знак протеста против участия Черноморского флота в конфликте с Грузией. В сентябре 2010 года полеты на НИТКЕ возобновились. Однако во избежание подобных эксцессов в дальнейшем в Ейске было начато возведение дублера НИТКИ. В июле 2013 года первый взлет с трамплина нового комплекса выполнил Су-25. Начались тренировки морских летчиков. С КАКИХ ПАЛУБ БУДЕМ ВЗЛЕТАТЬ? Пока не ясно, где придется служить нашим морским пилотам, ведь «Адмирал Кузнецов» далеко не молод, да и состояние его оставляет желать лучшего. Следующим ударным авианосцем должна была стать заложенная в 1985 году «Рига», вскоре переименованная в «Варяг». В конце 1988 года новый авианосец был уже на воде в стадии достройки. На нем планировалось внедрение множества новшеств. Увы, этого не произошло. «Варяг» предназначался для Тихоокеанского флота, и он-таки попал на Тихий океан, но в неожиданных обстоятельствах и совсем в ином качестве. После кончины Советского Союза ни у одного из возникших на его развалинах государств не оказалось достаточно средств, чтобы достроить корабль. И даже на его утилизацию денег не было. В итоге гордый «Варяг» продали за 20 миллионов долларов китайской фирме для переделки в развлекательный центр. После оформления сделки корабль еще два года простоял на заводе, принося ему неплохие доходы: китайцы, боясь упустить выгодную сделку, платили по 5000 долларов за день простоя. В июне 2000 года началась буксировка. 16 месяцев корабль с буксирами простоял у входа в Босфор, куда его упорно не пускали турки. В конце концов, пережив ряд передряг в пути, «Варяг» оказался на китайском судостроительном заводе в Даляне. Вскоре стало ясно, что затея с развлекательным центром – лишь прикрытие для получения почти готового корабля. Китайцы достроили авианосец и включили его в состав собственного ВМФ. Другим не появившимся на свет авианосцем был «Ульяновск», впервые оснащенный атомной силовой установкой мощностью 380 000 л. с. Корабль был рассчитан на прием 70 летательных аппаратов, в том числе самолетов дальнего радиолокационного дозора. Однако, когда готовность «Ульяновска» составляла 20%, он по причине отсутствия средств на завершение строительства был утилизирован. Зато теперь, после 2014 года, в распоряжении российского ВМФ имеется уже две НИТКИ. Правда, дальнейшая их судьба представляется весьма туманной. Дата публикации: 16 мая 2022
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~I80kU
|
Последние публикации
Выбор читателей
|