НИТКА и мытарства российских авианосцев
СССР
НИТКА и мытарства российских авианосцев
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
5777
НИТКА и мытарства российских авианосцев
Тренировочный взлет

Упомянутая в заглавии статьи НИТКА не имеет ни малейшего отношения к швейному делу. Это лишь аббревиатура, за которой скрывается Наземный испытательный тренировочный комплекс авиации, созданный в СССР для отработки элементов конструкции авианосных кораблей и палубных самолетов, предназначенных для оснащения будущих советских авианосцев, а также для обучения и тренировки пилотов палубной авиации. Но вначале коротко скажем о собственно авианосцах, создание которых проходило параллельно с возведением тренировочного комплекса.

Первым своим (а точнее, чужим) авианосцем СССР обзавелся сразу после Второй мировой войны. Это был трофейный недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин», заложенный еще в 1938 году. Отступая, немцы успели вывести из строя машинное отделение и повредить корпус. Ремонтники Балтфлота наскоро устранили повреждения, и корабль был введен в состав советского ВМФ. Казалось бы, само провидение дало СССР шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав. Тогдашний главком ВМФ Николай Кузнецов предлагал достроить корабль и принять его в качестве прототипа советских авианосцев первого поколения. Однако руководство во главе со Сталиным – приверженцем линкоров решило иначе.

Авианосец, переквалифицированный во «вспомогательную баржу», превратили в плавающую мишень и в 1947 году благополучно отправили на дно Балтики. Прошло десятилетие, прежде чем в 1958 году советское кораблестроение вспомнило об авианесущих кораблях. Вначале появилась пара вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», чуть позже строилась серия кораблей-носителей самолетов вертикального взлета (Як-38). Проекты всех этих совершенно новых для Советского Союза типов кораблей увидели свет в Ленинграде, в Невском ПКБ, а воплощались в металл в Николаеве на стапелях Черноморского завода.

ПРОВЕРКА НА БЕРЕГУ

Термина «авианосец» в Советском Союзе почему-то избегали (возможно потому, что этот термин усилиями советской пропаганды оказался неотделим от клише типа «орудие империалистической агрессии»). Новые корабли называли «тяжелыми авианесущими крейсерами», что, по сути, и соответствовало действительности: по параметрам и типам размещенных на них летательных аппаратов они еще явно не могли претендовать на статус ударного авианосца.

Наконец, в 1982 году там же в Николаеве был заложен первый ударный авианосец классической схемы, рассчитанный на горизонтальный взлет палубных истребителей Су-27К и МиГ-29К. Будущий корабль был способен нести на своей палубе и в трюмных ангарах до 26 истребителей и плюс к этому 24 вертолета.

За пять лет строительства корабль сменил пять главных конструкторов и три собственных имени. После многих злоключений он все же вошел в состав Северного флота России, где и состоит под именем «Адмирал Кузнецов». Этот пока единственный советский (ныне российский) авианосец еще далек от совершенства и большую часть времени проводит на североморской стоянке либо в ремонтах.

Поскольку в связи с новизной проекта возникало много рабочих вопросов, а «Кузнецов» рассматривался как головной корабль планировавшейся серии, было решено кардинальные проблемы отработать на земле. К тому же российские летчики не имели опыта взлета с палубы корабля и посадки на нее. После того как главком ВМФ Горшков и командующий морской авиацией посетили центр подготовки летчиков палубной авиации США, родилась идея создать собственный аналог. Так возникла НИТКА. Проектировали и строили ее те же предприятия, что и авианосцы. Да и сама НИТКА, по сути, представляла собой трехпалубный авианосец, «по пояс» ушедший под землю. Лишь взлетная палуба длиною 290 м, в точности копирующая палубу «Кузнецова», возвышалась над поверхностью.

КОРАБЛЬ СТОИТ, НО ДЕЛО ИДЕТ

Этот «сошедший на берег» огромный «корабль» был оснащен мощной паросиловой установкой и гидравликой, приводящей в действие стартовые катапульты и аэрофинишеры – натянутые на небольшой высоте поперек взлетной палубы и соединенные с тормозными устройствами тросы. Последние служат для торможения совершающего посадку палубного самолета. На верхней палубе комплекса также смонтирована и оптическая вспомогательная система посадки «Луна». Огромные секции комплекса, изготовленные в Николаеве, доставлялись морем в Крым, где в районе Саки была создана база для их приемки. Дальнейший путь этого «железа» (а вес только корпусных секций составлял 12 000 тонн) был короток – по суше до находящегося всего в нескольких километрах от моря аэродрома морской авиации, на базе которого и возводилась НИТКА.

Сначала построенный комплекс обкатали с помощью беспилотных аппаратов. Пилотируемые полеты начались летом 1982 года. 21 августа первый взлет с НИТКИ на истребителе МиГ-29К совершил ведущий летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Авиард Фастовец. Неделей позже взлетел Су-27К, пилотируемый Николаем Садовниковым. Пока это были только взлеты, а двумя годами позже начались и посадки на палубу НИТКИ. Первым приземлился с использованием аэрофинишеров летчик-испытатель Виктор Пугачев.

До 1988 года НИТКА использовалась по прямому назначению в весьма напряженном режиме. Были проведены сотни взлетов (в том числе и с помощью катапульты) и посадок. Летали не только асы-испытатели. Началась подготовка строевых летчиков, готовившихся войти в экипажи будущих советских авианосцев. Лучшие асы с ноября 1989 года взлетали и садились на палубу уже реального «Адмирала Кузнецова».

Одновременно с пилотами трудились на комплексе инженеры-кораблестроители. По результатам экспериментальной отработки различных вариантов конструкции корпуса и механизмов корабля были приняты принципиальные решения, сразу же реализованные на уже строящихся в Николаеве кораблях. От катапульты решили отказаться, а носовую часть взлетной палубы выполнили в форме параболического трамплина с углом подъема в 14 градусов. В общем, НИТКА явилась серьезным подспорьем как для кораблестроителей, так и для морских авиаторов.

Комплекс успешно функционировал до тех пор, пока не грянула перестройка, за которой последовал развал Союза. Украина стала «самостийной», Черноморский завод в Николаеве и НИТКА в Крыму остались на ее территории. Начиная с 1994 года России приходилось арендовать комплекс для обучения и тренировок своих пилотов. С Украиной рассчитывались запчастями к поставляемым из России боевым машинам. В 2008 году российские летчики были на два года отлучены Украиной от НИТКИ в знак протеста против участия Черноморского флота в конфликте с Грузией. В сентябре 2010 года полеты на НИТКЕ возобновились. Однако во избежание подобных эксцессов в дальнейшем в Ейске было начато возведение дублера НИТКИ.

В июле 2013 года первый взлет с трамплина нового комплекса выполнил Су-25. Начались тренировки морских летчиков.

С КАКИХ ПАЛУБ БУДЕМ ВЗЛЕТАТЬ?

Пока не ясно, где придется служить нашим морским пилотам, ведь «Адмирал Кузнецов» далеко не молод, да и состояние его оставляет желать лучшего. Следующим ударным авианосцем должна была стать заложенная в 1985 году «Рига», вскоре переименованная в «Варяг». В конце 1988 года новый авианосец был уже на воде в стадии достройки. На нем планировалось внедрение множества новшеств. Увы, этого не произошло. «Варяг» предназначался для Тихоокеанского флота, и он-таки попал на Тихий океан, но в неожиданных обстоятельствах и совсем в ином качестве.

После кончины Советского Союза ни у одного из возникших на его развалинах государств не оказалось достаточно средств, чтобы достроить корабль. И даже на его утилизацию денег не было. В итоге гордый «Варяг» продали за 20 миллионов долларов китайской фирме для переделки в развлекательный центр. После оформления сделки корабль еще два года простоял на заводе, принося ему неплохие доходы: китайцы, боясь упустить выгодную сделку, платили по 5000 долларов за день простоя. В июне 2000 года началась буксировка.

16 месяцев корабль с буксирами простоял у входа в Босфор, куда его упорно не пускали турки. В конце концов, пережив ряд передряг в пути, «Варяг» оказался на китайском судостроительном заводе в Даляне. Вскоре стало ясно, что затея с развлекательным центром – лишь прикрытие для получения почти готового корабля. Китайцы достроили авианосец и включили его в состав собственного ВМФ.

Другим не появившимся на свет авианосцем был «Ульяновск», впервые оснащенный атомной силовой установкой мощностью 380 000 л. с. Корабль был рассчитан на прием 70 летательных аппаратов, в том числе самолетов дальнего радиолокационного дозора.

Однако, когда готовность «Ульяновска» составляла 20%, он по причине отсутствия средств на завершение строительства был утилизирован. Зато теперь, после 2014 года, в распоряжении российского ВМФ имеется уже две НИТКИ. Правда, дальнейшая их судьба представляется весьма туманной.



Дата публикации: 16 мая 2022

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~I80kU


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
14480132
Александр Егоров
2368031
Татьяна Алексеева
1019069
Татьяна Минасян
492037
Яна Титова
281891
Светлана Белоусова
233319
Татьяна Алексеева
228126
Сергей Леонов
224382
Валерий Колодяжный
216521
Наталья Матвеева
216467
Борис Ходоровский
200332
Павел Ганипровский
179297
Наталья Дементьева
129998
Павел Виноградов
126368
Сергей Леонов
114416
Редакция
104849
Виктор Фишман
97896
Сергей Петров
96800
Станислав Бернев
92714