Штрафники на «чёрной смерти»
ВОЙНА
Штрафники на «чёрной смерти»
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
1242
Штрафники на «чёрной смерти»
Пилот и стрелок Ил-2 перед вылетом на боевое задание

История Великой Отечественной войны полна загадок, мифов и легенд. В числе прочих — миф о штрафниках. Вроде бы уже рассекречены архивы тех огненных лет, документы с грифами «Секретно» стали доступны историкам и широкой общественности. Но в то же время на страницах прессы продолжают публиковаться леденящие душу российского обывателя рассказы о штрафниках и штрафбатах, ничего общего с действительностью не имеющие. Достаточно посмотреть телесериал «Штрафбат», чтобы понять — люди, его создавшие, или абсолютно не знали то, о чем сняли свой фильм, или сознательно лгали ради каких-то, только им известных целей.

Заградотряды были не для них

Одна из малоизученных и малоизвестных страниц Великой Отечественной войны — история так называемых штрафных эскадрилий. Многие, даже вполне профессиональные историки, считают, что все рассказы о «летающих штрафниках» не что иное, как миф. Однако документы того времени и воспоминания участников войны говорят об обратном.

В российской прессе много писали о штрафной истребительной эскадрилье, которой командовал известный советский ас, Герой Советского Союза Иван Федоров. Некоторые военные историки посчитали рассказы об этом необычном подразделении выдумкой. Но в найденных в архивах военных документах и в самом деле эскадрилья Федорова называется «штрафной».

Впрочем, для летчиков-истребителей это скорее исключение, чем правило.

Ведь никакой заградотряд в их тылу не поставишь, да и контролировать летчиков-истребителей в воздухе во время яростной схватки просто невозможно.

Другое дело — летчики-штурмовики. Вот среди них штрафников было немало. Причем самых настоящих, приговоренных военными трибуналами к лишению свободы за различные преступления и направленных на передовую искупать вину кровью.

Многие летчики, испытывая чудовищные физические и психологические нагрузки в бою, вернувшись на родной аэродром, пытались расслабиться (или, как сейчас модно говорить, снять стресс) с помощью алкоголя. По пьяной лавочке некоторые из пилотов совершали различные противоправные деяния, за которые полагалась уголовная ответственность.

В то же время направлять летчиков-профессионалов рядовыми в пехотные штрафбаты (подчеркиваем — в штрафбаты, так как именно туда направлялись штрафники из числа среднего и старшего начсостава, для рядовых и сержантов существовали штрафные роты), командование Красной армии считало нецелесообразным.

Действительно, для того чтобы подготовить первоклассного летчика, требовались годы. Пусть он нарушил закон — искупить свою вину кровью можно и не в окопах. В конце концов, совершать боевые вылеты на штурмовку немецких батарей или аэродромов было не менее опасно, чем идти в атаку на вражеские пулеметы. И потому весной 1942 года в штатах штурмовых авиационных дивизий, помимо трех обычных авиаполков, появилась и отдельная штрафная штурмовая эскадрилья.

Мы смерти смотрели в лицо…

Трудно назвать более опасную летную профессию, чем летчик-штурмовик. Их часто называли смертниками — действительно, идти на цель на низких высотах, под бешеным огнем немецких зениток, к тому же ожидая в любую минуту внезапной атаки вражеского истребителя, мог только смелый человек с крепкими нервами.

Основным самолетом-штурмовиком ВВС Красной армии в то время был Ил-2. Это была легендарная машина, которую немцы, испытав на себе ее смертоносные удары, называли «черной смертью». Ил-2, помимо всего прочего, самый массовый советский самолет Великой Отечественной войны. Всего было произведено 36 154 самолета Ил-2. Цифра эта говорит и о другом — именно эти самолеты несли наиболее страшные потери в ходе боевых действий. На 10 мая 1945 года в составе воздушных армий всех советских фронтов насчитывалось 3289 самолетов Ил-2! Сравните — 36 154 и 3289, и вы поймете, сколько самолетов-штурмовиков было потеряно за все годы войны!

Летчики-штурмовики были отчаянными людьми. Хотя самолет Ил-2 и был неплохо забронирован и имел сильное вооружение, все же никакая броня не могла спасти летчика от зенитного снаряда или очереди из авиационной пушки «мессера» или «фоккера». За годы войны боевые потери летчиков-штурмовиков ВВС РККА составили 7837 человек. Многие штурмовые авиаполки отправляли в тыл для переформирования по несколько раз (21-й полк — переформировывался аж пять раз!).

Чтобы вина считалась снятой, от штрафника требовалось или совершить определенное количество боевых вылетов, или получить ранение в бою, или пробыть в составе штрафной эскадрильи от одного до трех месяцев. Как и прочих штрафников, отдельную эскадрилью направляли на самые опасные задания, где ожидалось максимальное противодействие противника и, следовательно, были возможны максимальные потери. Многие летчики-штрафники с этих заданий не вернулись, и их семьи, согласно приказу наркома обороны № 298 от 28 сентября 1942, получали за них пенсию, причем из расчета оклада денежного содержания по последней должности до направления в штрафное подразделение. Те же, кто искупил свою вину кровью или отличился во время выполнения боевого задания, получали за это правительственные награды и восстанавливались в офицерском звании. Некоторые из бывших летчиков-штрафников стали к концу войны Героями Советского Союза!

«Будешь ты летать со свистом, задом наперед…»

Но не все пилоты, угодившие под трибунал, могли рассчитывать на то, что их отправят в летное штрафное подразделение. На фронте одними из самых страшных преступлений считались трусость в бою и невыполнение поставленной задачи. Трусам пощады не было. Касалось это и летчиков-истребителей, которые бросили прикрываемые ими штурмовики или бомбардировщики. Приказ наркома обороны № 0685 от 9 сентября 1942 года прямо указывал, что «летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части — в пехоту».

Ну а тем из летного состава, кто совершил тяжкие преступления, давали шанс искупить свою вину не только в качестве пилота. Еще более опасной службой в штурмовых авиачастях была должность воздушного стрелка. Если летчик худо-бедно, но был защищен от вражеского огня бронекорпусом и бронестеклом, то воздушный стрелок на Ил-2 фактически оказывался беззащитен. В полете он наполовину высовывался из кабины, сидя на широком брезентовом ремне и ворочая тяжелым крупнокалиберным пулеметом УБТ. Во время штурмовки стрелка осыпали осколки разорвавшихся поблизости зенитных снарядов.

Еще хуже было, когда штурмовик атаковали вражеские истребители. Обычно они делали это сзади (спереди, учитывая мощное вооружение Ил-2, немцы напасть не рисковали — часто самолет смельчака, рискнувшего это сделать, превращался после залпа пушек штурмовика в кучу обломков). Так что отбиваться от вражеских «мессеров» и «фоккеров» чаще всего приходилось воздушным стрелкам. При этом стрелки несли большие потери. Соотношение погибших летчиков-штурмовиков и их стрелков было примерно 1 к 2.

Штурмовые авиачасти испытывали острую нехватку воздушных стрелков. А те, что поступали из авиационных школ, часто не умели не то что пользоваться парашютом, но и вообще стрелять из пулемета! И тогда на должности воздушных стрелков стали ставить пилотов-штрафников. Один из летчиков-штурмовиков вспоминал, что к ним в полк как-то прислали штурмана из бомбардировочной эскадрильи. Из-за его ошибки наши бомбардировщики отбомбились по своим. Штурману дали десять лет лишения свободы, разжаловали в рядовые и направили искупать вину в качестве воздушного стрелка в штурмовой авиаполк. Другой летчик из дальнебомбардировочной авиации, старший лейтенант, попал под трибунал за то, что по пьянке застрелил милиционера. Получив десять лет лагерей, он так же был разжалован, сел за пулемет штурмовика. Совершив тридцать боевых вылетов, он получил орден Отечественной войны II степени, был восстановлен в звании и отправлен по месту прежней службы.

Надо сказать, что воздушные стрелки штурмовиков Ил-2 были отчаянными ребятами. На счету у многих из них записано немало сбитых вражеских самолетов. В числе воздушных побед был и Отто Киттель — четвертый в списке лучших асов люфтваффе (267 сбитых самолетов). Киттель нарвался на меткую очередь стрелка штурмовика Ил-2 14 февраля 1945 года в небе над Курляндией. Узнав о его гибели, немецкие пехотинцы пришли в ужас: «Киттель погиб — теперь нам крышка». Они были правы — Третьему рейху и люфтваффе оставалось жить совсем недолго.


17 Марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85755
Виктор Фишман
69110
Борис Ходоровский
61426
Богдан Виноградов
48717
Дмитрий Митюрин
34817
Сергей Леонов
34210
Сергей Леонов
32446
Роман Данилко
30346
Светлана Белоусова
16756
Дмитрий Митюрин
16428
Борис Кронер
16317
Татьяна Алексеева
15138
Наталья Матвеева
14768
Александр Путятин
14128
Светлана Белоусова
13308
Наталья Матвеева
13184
Алла Ткалич
12437