Мания величия, воплощённая в бетоне
ВОЙНА
«Секретные материалы 20 века» №2(440), 2016
Мания величия, воплощённая в бетоне
Галина Сиднева
переводчик
Санкт-Петербург
1608
Мания величия, воплощённая в бетоне
Строительство оружейного бункера. Север Франции, 1943 г. Фото: Bundesarchiv

Морское побережье в оккупированных странах Европы Адольф Гитлер хотел нашпиговать бункерами и огородить плотным рядом оборонительных сооружений. На строительстве Атлантического вала работали сотни тысяч рабочих, в том числе профессиональный фотограф Герд Випфлер. Этот человек, талантливый и трудолюбивый, с удивительным постоянством оказывался не в то время не в том месте.

В 1929 году 27-летний немец Герд Випфлер уехал из родного города Пфорцхайма. Свежеиспеченный дипломированный инженер, полный надежд на будущее, отправился за океан — он мечтал сделать карьеру в Нью-Йорке. Но ему катастрофически не повезло: начался мировой экономический кризис, очень серьезно поразивший США. Честолюбивому иммигранту пришлось за гроши грузить уголь и мыть автомобили. Он не смог найти работу по специальности, и профессия инженера навсегда осталась для него несбыточной мечтой.

Через десять лет Випфлер все-таки нашел свое место в американской жизни, стал прилично зарабатывать, женился, открыл в Нью-Йорке собственное фотоателье. После смерти отца он приехал в родной Пфорцхайм. Оставаться в Германии Випфлер не собирался, но тяжело заболела его семилетняя дочь. В августе 1939 года девочка умерла, а через несколько дней нацисты развязали войну. Немцу Випфлеру не разрешили уехать в США, хотя у него была действующая виза и все документы в порядке.

Фотоаппарат, который выручал Випфлера в самые тяжелые времена, снова помог ему и, возможно, спас от смерти.

Когда-то в Нью-Йорке, потеряв работу истопника, Випфлер стал фотографировать заснеженные особняки в фешенебельном пригороде. Он ухватился за ремесло фотографа как за последнюю надежду и не прогадал. Богатые владельцы домов покупали у него фотографии, пожалуй, из сострадания к бедняку. Через некоторое время Випфлер накопил денег на фотоателье.

Через десять лет в Германии он снова попытал счастья в качестве фотографа. Випфлер, опытный мастер, обладающий художественным вкусом и собственным стилем, на новом месте все начинал сначала. Он устроился на очень скромную должность и фотографировал стоянки на автомобильных дорогах (автобанах). На службе Випфлер случайно встретился с одним из самых влиятельных людей в немецком государстве — с Фритцем Тодтом, генерал-инспектором путей сообщения Германии, руководителем строительства автобанов. Тодту, основателю полувоенной строительной организации («Организация Тодта» — ОТ), в 1938 году было поручено строительство бункеров Западного вала, а двумя годами позже Гитлер назначил его рейхсминистром вооружения и боеприпасов.

Фриц Тодт и Герд Випфлер познакомились, разговорились и быстро нашли общий язык. Они оба были родом из Пфорцхайма, оба получили инженерное образование. После первой же беседы Тодт освободил военнообязанного земляка от призыва на военную службу. Рейхсминистр решил использовать способности Випфлера с выгодой для своей собственной карьеры. Фотографу предстояло запечатлеть для военной истории реализацию важнейшего проекта — последовательные этапы строительства гигантского, многокилометрового комплекса долговременных оборонительных сооружений вдоль атлантического побережья, пролива Ла-Манш и Северного моря. Новый Западный вал позднее назвали Атлантическим.

Военное руководство нацистской Германии планировало выстроить в оккупированных Норвегии, Дании, Нидерландах, Бельгии и во Франции ряд неприступных крепостей из железа и бетона. Конечной целью являлось превращение морских берегов от Норвежского моря до Бискайского залива в «новый Западный вал», который отразил бы все «попытки противника высадиться там даже очень крупными силами» (так приказал Гитлер в декабре 1941 года).

Особенно важными в стратегическом отношении немцы считали Нормандские острова (Джерси, Гернси и несколько мелких), а также французское побережье Атлантического океана. Именно здесь «Организация Тодта» с 1940 года начала строить бункеры и укрепленные бетонные позиции для самых мощных артиллерийских орудий, а также бетонные туннели-укрытия для подводных лодок. Только на строительство укреплений между французскими портовыми городами Кале и Булонь-сюр-Мер в 1940 году было израсходовано 100 тысяч кубометров бетона.

В обязанности Випфлера входило фотографировать в процессе строительства эти грандиозные объекты во Франции. Он неожиданно оказался в центре пропагандистской войны, ведь Тодт задумал создание роскошного фотоальбома, в котором были бы представлены достижения ОТ на строительстве Атлантического вала. Он хотел видеть не только портреты немецких рабочих из строительных отрядов, но также и портреты иностранных строителей, «бодро марширующих стройными рядами на стройплощадку». Все это имело целью продемонстрировать идеальную организацию труда и подчеркнуть, что немцы — носители прогресса и при этом они хорошо обращаются с иностранной рабочей силой с оккупированных территорий.

Министр придавал большое значение наглядным пропагандистским материалам, лично вмешивался во все детали работы фотографа и не упускал ни малейшей возможности поставить подчиненного на место, сделать ему выговор. Министр отмечал уже в 1941 году, что, «несмотря на хорошее начало», Випфлер постепенно отклонился от основной идеи и «сосредоточился на живописном отображении совершенно неинтересных вещей«. «Снятый крупным планом локомотив или грейферный ковш абсолютно не годятся для моего отчета», — недовольно ворчал министр и требовал «панорамных снимков, показывающих успешный ход строительства».

«Мой отец был творческой натурой, тонко чувствовал музыку, — сказал через 70 с лишним лет сын Випфлера, тоже фотограф. — Его интересовали подробности. Ему был тесен чисто практический подход к делу, свойственный Тодту. Поэтому отец постоянно искал новые темы, экспериментировал, фотографировал в свободное время французских крестьян, пейзажи, сцены из повседневной жизни. Но министру он давал именно то, чего тот хотел, — панорамы гигантской стройки».

Чтобы выполнить настойчивые указания Тодта, фотографу приходилось очень много работать. Он целыми днями фотографировал автомобильные стоянки на автобанах, но часто ездил во Францию на строительство Атлантического вала. Министр Тодт выражал недовольство отсутствием Випфлера: «Так не может дольше продолжаться. Випфлер подолгу околачивается в Берлине. Он даже не знает, что на днях первая подлодка войдет в туннель на подземной базе». Тодт приставил к Випфлеру адъютанта, которому приказал незамедлительно сообщать фотографу о важных событиях на строительстве.

Фотограф сделал сотни довольно однообразных фотографий строительных лесов, сухих доков, туннелей, бетонных стен. В точном соответствии с полученным заданием Випфлер перестал фотографировать рабочих, занятых на объектах, так что на снимках видны только грандиозные результаты их труда, подтверждающие манию величия заказчиков и авторов проекта.

В портовом городе Ла-Рошель на берегу Бискайского залива немцы построили на базе военно-морского флота огромные туннели для подводных лодок. Такие же базы соорудили в портах Брест, Лорьян в Бретани, Сен-Назэр в устье Луары. Только на строительство баз для подводных лодок пошло четыре миллиона кубометров бетона. На гигантских стройплощадках работало одновременно 15 тысяч рабочих. Рабочей силы не хватало, и ОТ с 1942 года систематически использовала труд мобилизованных на принудительные работы граждан оккупированных стран, а также военнопленных. Французский историк Ален Шезетт подсчитал, что на территории Франции на объектах Атлантического вала работала в общей сложности 291 000 человек, в том числе 50 000 иностранных рабочих.

И вся эта колоссальная работа и значительные материальные расходы пошли коту под хвост. Военно-морской флот Германии потерпел поражение в войне на море, и его базы подводных лодок подверглись массированным бомбардировкам. Когда 6 июня 1944 года западные союзники высадились в Нормандии, Атлантический вал еще не был достроен, и он не предотвратил и даже не отсрочил полное поражение Германии в войне.

От гигантской стройки осталось множество бункеров в разной степени готовности, некоторые из них со временем стали туристическими объектами. Об уникальных снимках Атлантического вала мало кто знал, и они долгое время лежали в сейфе в фотоателье. Випфлеры работали на крупные торговые фирмы, а также на другие известные предприятия, например на «Порше». Дела шли хорошо, жизнь наладилась, и вспоминать о войне не хотелось.

Только в 1994 году, в 50-ю годовщину высадки западных союзников в Нормандии, младший Випфлер (отец к тому времени уже умер) извлек из недр сейфа старые фотоматериалы. Он показал сделанные отцом фотографии Атлантического вала директору одного французского музея. Француз интересовался деятельностью ОТ и посоветовал передать фотографии в Немецкий исторический музей в Берлине, где они и лежат в фондах, практически неизученные.

Большой парадный фотоальбом, в который Тодт планировал собрать фотографии объектов Атлантического вала, так никогда и не был создан. В феврале 1942 года министр Тодт при загадочных обстоятельствах погиб в авиакатастрофе неподалеку от ставки Гитлера «Вольфшанце» («Волчье логово») в Восточной Пруссии. Ходили упорные слухи, что Гитлер приказал его «убрать» после серьезной ссоры, потому что Тодт уже в начале 1942 года считал войну против Советского Союза и США безнадежно проигранной.

Герд Випфлер, по воспоминаниям его сына, должен был лететь вместе с министром в тот роковой рейс, но в последний момент почему-то получил другой приказ. На этот раз Випфлеру повезло — он не оказался не в то время не в том месте и остался в живых.


16 января 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847