ВОЙНА
Короткий век японских морских гигантов
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
2647
![]() Линкор «Ямато»
В 1930-х годах, когда в атмосфере уже явственно проступал дух неизбежной большой войны, многие морские державы озаботились укреплением своих военных флотов, уделяя немалые средства на строительство сверхмощных кораблей – настоящих плавающих монстров. Один за другим сходили со стапелей закованные в броню гиганты-линкоры: в Германии – «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст», в США – корабли серии «Айова», в Англии – типа «Кинг Джордж». Старались не слишком отставать от лидеров и другие страны, например Италия с Францией. Пробовал угнаться за ними и СССР, где появился на свет проект супер-линкора «Советский Союз». Но «впереди планеты всей» в деле строительства морских гигантов оказалась далекая от Европы Страна восходящего солнца – Япония. Если европейские и американские линкоры по своему водоизмещению вписывались в 40–60 тысяч тонн, а их главный калибр не превышал 350 мм, то японцы в 1936 году заложили серию из четырех линкоров водоизмещением 72 800 тонн. Девять орудий каждого из этих гигантов имели воистину фантастический калибр – 460 мм. Линкоры еще продолжали строиться, но это была уже их лебединая песня. Им на смену приходили другие, более масштабные гиганты – авианосцы. Вскоре весь А ход разразившейся Второй мировой войны (особенно морские сражения на Тихом океане) показал, что будущее за ними. Однако до середины 1940-х годов прошлого века строились и участвовали в морских баталиях оба типа этих кораблей. И по-прежнему по части гигантизма лидировала Япония. ЛИНКОРЫ «ЯМАТО» И «МУСАСИ» Строительство первых двух линкоров «Ямато» и «Мусаси» велось в строгой секретности. Стапели, на которых они были заложены, накрыли маскировочными сетями и оградили высоченными заборами. В окружающих зданиях замуровали повернутые к стапелю окна. Со всех причастных к строительству работников была взята подписка о неразглашении. Первенец серии – «Ямато» вступил в строй в декабре 1941 года. Но никаких боевых подвигов он не совершил. В роли флагманского корабля адмирала Ямамото линкор, по сути, не более чем присутствовал при сражении у атолла Мидуэй, так и не вступив в бой. Узнав о разгроме находящихся в авангарде авианосных сил, гигант отступил, не сделав ни одного залпа из своих грандиозных орудий. Позже, получив в борт торпеду от американской подводной лодки (ПЛ), «Ямато» ремонтировался и отсиживался на базах. В свой последний поход вышел в апреле 1945 года, собираясь нанести сокрушительный удар по американскому десанту, высадившемуся на Окинаве. Но до этого дело не дошло: линкор стал мишенью для атаки американских самолетов-торпедоносцев. Один самолет был сбит, однако три торпеды достигли борта «Ямато», затем – еще две. Была повреждена рулевая машина, а также электрооборудование, без которого не могла быть задействована значительная часть ПВО линкора. Началось, по сути, избиение корабля. Еще не менее четырех торпед вошли в оба его борта. Оказалось затопленным машинное отделение, корабль утратил ход и начал неотвратимо заваливаться на левый борт. При крене порядка 80 градусов, прогремел чудовищный взрыв – рванули пороховые погреба башен главного калибра, а это ни много ни мало 500 тонн взрывчатки. Потери японцев были огромны: только на «Ямато» погибли 2498 моряков, включая флагмана и командира корабля, еще более 3000 – на уничтоженных в том же бою крейсере и четырех эсминцах. Потери американцев оказались несопоставимы с японскими: США потеряли всего лишь 10 самолетов. Судьба младшего брата «Ямато» линкора «Мусаси» также не была счастливой. Едва он вышел в море 29 марта 1943 года, как получил торпеду, выпущенную американской субмариной. После основательного ремонта в июне того же года «Мусаси» вернулся в строй и даже немного повоевал у берегов Филиппин, но особых успехов не достиг. К осени 1944 года положение Японии существенно ухудшилось. Тогда было принято отчаянное решение – дать «последний и решительный бой» на море. По генеральному плану «Се-Го» («Победа») была собрана в единый мощный кулак морская армада, включившая в себя пять линкоров (в том числе «Мусаси»), 12 крейсеров и 15 эсминцев. Целью предполагаемого сражения был срыв высадки американцев на Филиппины. 22 октября эскадра вышла в море. Уже на следующий день после атаки американских подлодок были потеряны два крейсера. 24 октября начались массированные атаки американской палубной авиации – торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Естественно, самой лакомой целью для них являлся «Мусаси». За три часа он получил три попадания торпед и нескольких бомб. Приняв через пробоины многие тонны воды, корабль зарывался носом, теряя скорость. Отстаивать корабль удавалось еще часов 15, а тем временем воздушные атаки продолжились с удвоенной силой. В конечном счете «Мусаси» получил попадания от 11 до 19 торпед и порядка 15 авиабомб. Выдержать подобное не смог бы ни один корабль, даже такой гигант, как «Мусаси». Вскоре линкор перевернулся и затонул, унеся с собою более 1000 моряков, включая командира контр-адмирала Иногути. Потери США в этом бою составили 18 самолетов. ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА МИКАДО – АВИАНОСЕЦ На завершающем этапе войны авианосные силы Императорского флота практически были исчерпаны (только в сражении у Мидуэй Япония лишилась четырех авианосцев). К этому времени уже ни у кого не оставалось сомнений, что успех в войне на океане приносит именно палубная авиация. Вывод был очевиден – если уж строить флот, то в первую очередь авианосный. Эти соображения самым кардинальным образом отразились на судьбе третьего корабля из серии «Ямато». Из запланированного линкора он, нареченный теперь «Синано», был перестроен в авианосец. Учитывая, что для такой трансформации корабля потребовались существеннейшие изменения его конструкции, строительство затянулось. И тем не менее на 5 октября 1944 года был намечен спуск «Синано» на воду. Однако, когда уже все было готово к торжественной процедуре, ворота сухого дока, в котором находился авианосец, неожиданно сорвало и хлынувшая в док волна ударила корабль о стены дока. Спуск пришлось отложить на три недели. Спущенный все же на воду «Синано» был на тот момент самым большим в мире авианосцем и оставался таковым вплоть до 1960 года, когда в океане появился первый атомный американский авианосец «Интерпрайс». Но дожить до встречи с ним «Синано» было не суждено. В 18 часов 28 ноября 1944 года «Синано» под командованием капитана 1-го ранга Абэ в сопровождении эсминцев впервые вышел в море. Командование решило перевести его во Внутреннее море на базу Куре, где корабль должен был принять свои самолеты. В это время вблизи японских берегов патрулировала одинокая американская подлодка «Арчерфиш», задачей которой было спасать экипажи своих сбитых над морем бомбардировщиков. Приблизительно в 21 час радар находящейся в надводном положении субмарины засек цель милях в 12 от себя. Командир лодки Джозеф Инрайт приказал идти на сближение. Вскоре на подлодке поняли, кого они неожиданно встретили. Да, это был «Синано», идущий в окружении эсминцев со скоростью 20 узлов. Около 23 часов его сигнальщики обнаружили субмарину, но Абэ не разрешил эсминцам преследовать ее, опасаясь остаться без прикрытия. Вскоре из-за неполадок в энергетике «Синано» пришлось сбавить ход, что оказалось очень на руку преследовавшей его подлодке. В 3 часа ночи 29 ноября «Арчерфиш» произвела залп шестью торпедами. Четыре из них настигли авианосец. Борьба за спасение продолжалась до утра, но справиться с поступлением воды через огромные пробоины команда, наспех набранная перед походом с других кораблей и весьма поверхностно знавшая авианосец, не смогла. «Синано», имея 20-градусный крен, все сильнее погружался в воду. Взять этого гиганта на буксир эсминцам не удалось. В 11 часов «Синано» пошел на дно в 65 милях от ближайшего берега. Эсминцы успели снять с погибающего гиганта 1080 человек. Остальные 1435 были объявлены пропавшими без вести. Капитан Абэ и находящийся при нем вахтенный офицер Ясуда предпочли погибнуть вместе с кораблем. Так закончился первый, он же последний, 17-часовой поход авианосца – гордости и надежды японцев. «Арчерфиш» сумела уйти от бросившихся за ней в погоню эсминцев и благополучно вернулась на базу. Ее командир Инрайт за эту победу (кстати, первую для него за всю войну) был награжден Крестом ВМС США. Уже выйдя в отставку, он написал книгу, которую назвал коротко – «Синано». 11 апреля 2022
|
Последние публикации
Выбор читателей
|