Короткий век японских морских гигантов
ВОЙНА
Короткий век японских морских гигантов
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
561
Короткий век японских морских гигантов
Линкор «Ямато»

В 1930-х годах, когда в атмосфере уже явственно проступал дух неизбежной большой войны, многие морские державы озаботились укреплением своих военных флотов, уделяя немалые средства на строительство сверхмощных кораблей – настоящих плавающих монстров. Один за другим сходили со стапелей закованные в броню гиганты-линкоры: в Германии – «Бисмарк», «Тирпиц», «Шарнхорст», в США – корабли серии «Айова», в Англии – типа «Кинг Джордж». Старались не слишком отставать от лидеров и другие страны, например Италия с Францией. Пробовал угнаться за ними и СССР, где появился на свет проект супер-линкора «Советский Союз». Но «впереди планеты всей» в деле строительства морских гигантов оказалась далекая от Европы Страна восходящего солнца – Япония.

Если европейские и американские линкоры по своему водоизмещению вписывались в 40–60 тысяч тонн, а их главный калибр не превышал 350 мм, то японцы в 1936 году заложили серию из четырех линкоров водоизмещением 72 800 тонн. Девять орудий каждого из этих гигантов имели воистину фантастический калибр – 460 мм. Линкоры еще продолжали строиться, но это была уже их лебединая песня. Им на смену приходили другие, более масштабные гиганты – авианосцы. Вскоре весь А ход разразившейся Второй мировой войны (особенно морские сражения на Тихом океане) показал, что будущее за ними. Однако до середины 1940-х годов прошлого века строились и участвовали в морских баталиях оба типа этих кораблей. И по-прежнему по части гигантизма лидировала Япония.

ЛИНКОРЫ «ЯМАТО» И «МУСАСИ»

Строительство первых двух линкоров «Ямато» и «Мусаси» велось в строгой секретности. Стапели, на которых они были заложены, накрыли маскировочными сетями и оградили высоченными заборами. В окружающих зданиях замуровали повернутые к стапелю окна. Со всех причастных к строительству работников была взята подписка о неразглашении. Первенец серии – «Ямато» вступил в строй в декабре 1941 года. Но никаких боевых подвигов он не совершил. В роли флагманского корабля адмирала Ямамото линкор, по сути, не более чем присутствовал при сражении у атолла Мидуэй, так и не вступив в бой. Узнав о разгроме находящихся в авангарде авианосных сил, гигант отступил, не сделав ни одного залпа из своих грандиозных орудий.

Позже, получив в борт торпеду от американской подводной лодки (ПЛ), «Ямато» ремонтировался и отсиживался на базах. В свой последний поход вышел в апреле 1945 года, собираясь нанести сокрушительный удар по американскому десанту, высадившемуся на Окинаве. Но до этого дело не дошло: линкор стал мишенью для атаки американских самолетов-торпедоносцев. Один самолет был сбит, однако три торпеды достигли борта «Ямато», затем – еще две. Была повреждена рулевая машина, а также электрооборудование, без которого не могла быть задействована значительная часть ПВО линкора. Началось, по сути, избиение корабля. Еще не менее четырех торпед вошли в оба его борта. Оказалось затопленным машинное отделение, корабль утратил ход и начал неотвратимо заваливаться на левый борт. При крене порядка 80 градусов, прогремел чудовищный взрыв – рванули пороховые погреба башен главного калибра, а это ни много ни мало 500 тонн взрывчатки. Потери японцев были огромны: только на «Ямато» погибли 2498 моряков, включая флагмана и командира корабля, еще более 3000 – на уничтоженных в том же бою крейсере и четырех эсминцах. Потери американцев оказались несопоставимы с японскими: США потеряли всего лишь 10 самолетов.

Судьба младшего брата «Ямато» линкора «Мусаси» также не была счастливой. Едва он вышел в море 29 марта 1943 года, как получил торпеду, выпущенную американской субмариной. После основательного ремонта в июне того же года «Мусаси» вернулся в строй и даже немного повоевал у берегов Филиппин, но особых успехов не достиг.

К осени 1944 года положение Японии существенно ухудшилось. Тогда было принято отчаянное решение – дать «последний и решительный бой» на море. По генеральному плану «Се-Го» («Победа») была собрана в единый мощный кулак морская армада, включившая в себя пять линкоров (в том числе «Мусаси»), 12 крейсеров и 15 эсминцев. Целью предполагаемого сражения был срыв высадки американцев на Филиппины. 22 октября эскадра вышла в море. Уже на следующий день после атаки американских подлодок были потеряны два крейсера. 24 октября начались массированные атаки американской палубной авиации – торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Естественно, самой лакомой целью для них являлся «Мусаси». За три часа он получил три попадания торпед и нескольких бомб. Приняв через пробоины многие тонны воды, корабль зарывался носом, теряя скорость. Отстаивать корабль удавалось еще часов 15, а тем временем воздушные атаки продолжились с удвоенной силой.

В конечном счете «Мусаси» получил попадания от 11 до 19 торпед и порядка 15 авиабомб. Выдержать подобное не смог бы ни один корабль, даже такой гигант, как «Мусаси». Вскоре линкор перевернулся и затонул, унеся с собою более 1000 моряков, включая командира контр-адмирала Иногути. Потери США в этом бою составили 18 самолетов.

ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА МИКАДО – АВИАНОСЕЦ

На завершающем этапе войны авианосные силы Императорского флота практически были исчерпаны (только в сражении у Мидуэй Япония лишилась четырех авианосцев). К этому времени уже ни у кого не оставалось сомнений, что успех в войне на океане приносит именно палубная авиация. Вывод был очевиден – если уж строить флот, то в первую очередь авианосный. Эти соображения самым кардинальным образом отразились на судьбе третьего корабля из серии «Ямато». Из запланированного линкора он, нареченный теперь «Синано», был перестроен в авианосец. Учитывая, что для такой трансформации корабля потребовались существеннейшие изменения его конструкции, строительство затянулось. И тем не менее на 5 октября 1944 года был намечен спуск «Синано» на воду. Однако, когда уже все было готово к торжественной процедуре, ворота сухого дока, в котором находился авианосец, неожиданно сорвало и хлынувшая в док волна ударила корабль о стены дока. Спуск пришлось отложить на три недели. Спущенный все же на воду «Синано» был на тот момент самым большим в мире авианосцем и оставался таковым вплоть до 1960 года, когда в океане появился первый атомный американский авианосец «Интерпрайс». Но дожить до встречи с ним «Синано» было не суждено.

В 18 часов 28 ноября 1944 года «Синано» под командованием капитана 1-го ранга Абэ в сопровождении эсминцев впервые вышел в море. Командование решило перевести его во Внутреннее море на базу Куре, где корабль должен был принять свои самолеты. В это время вблизи японских берегов патрулировала одинокая американская подлодка «Арчерфиш», задачей которой было спасать экипажи своих сбитых над морем бомбардировщиков. Приблизительно в 21 час радар находящейся в надводном положении субмарины засек цель милях в 12 от себя. Командир лодки Джозеф Инрайт приказал идти на сближение. Вскоре на подлодке поняли, кого они неожиданно встретили. Да, это был «Синано», идущий в окружении эсминцев со скоростью 20 узлов. Около 23 часов его сигнальщики обнаружили субмарину, но Абэ не разрешил эсминцам преследовать ее, опасаясь остаться без прикрытия. Вскоре из-за неполадок в энергетике «Синано» пришлось сбавить ход, что оказалось очень на руку преследовавшей его подлодке.

В 3 часа ночи 29 ноября «Арчерфиш» произвела залп шестью торпедами. Четыре из них настигли авианосец. Борьба за спасение продолжалась до утра, но справиться с поступлением воды через огромные пробоины команда, наспех набранная перед походом с других кораблей и весьма поверхностно знавшая авианосец, не смогла. «Синано», имея 20-градусный крен, все сильнее погружался в воду. Взять этого гиганта на буксир эсминцам не удалось. В 11 часов «Синано» пошел на дно в 65 милях от ближайшего берега. Эсминцы успели снять с погибающего гиганта 1080 человек. Остальные 1435 были объявлены пропавшими без вести. Капитан Абэ и находящийся при нем вахтенный офицер Ясуда предпочли погибнуть вместе с кораблем. Так закончился первый, он же последний, 17-часовой поход авианосца – гордости и надежды японцев.

«Арчерфиш» сумела уйти от бросившихся за ней в погоню эсминцев и благополучно вернулась на базу. Ее командир Инрайт за эту победу (кстати, первую для него за всю войну) был награжден Крестом ВМС США. Уже выйдя в отставку, он написал книгу, которую назвал коротко – «Синано».


11 апреля 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
253835
Сергей Леонов
160343
Сергей Леонов
100404
Татьяна Минасян
100152
Александр Егоров
88299
Виктор Фишман
82278
Светлана Белоусова
80090
Борис Ходоровский
72784
Борис Ходоровский
67794
Павел Ганипровский
65609
Татьяна Алексеева
65387
Богдан Виноградов
58983
Татьяна Алексеева
52164
Павел Виноградов
52053
Дмитрий Митюрин
49777
Наталья Дементьева
48462
Наталья Матвеева
43762