СССР
«СМ-Украина»
Трофейные авто для советской элиты
Владимир Винник
журналист
Киев
23881
Сегодня принято лишать таинственности многие эпизоды нашей истории. Одним из таких не разглашаемых ранее стало «трофейное дело», в ходе которого были осуждены многие высшие офицеры Советской армии. И было за что, ведь в СССР из поверженной Германии везли эшелоны экспроприированного имущества! Здесь были не только шмотки, меха и мебель, но и золото, драгоценности, роскошные автомобили... В индустриально развитой Германии было очень много автомобильных и мотоциклетных марок. О том, как обращались с техническим богатством, что вывезено из поверженного рейха, победители, и как Сталин прекратил «иномарочный бум» и пойдет речь. СМЕРТЬ МОТОЦИКЛИСТА Весной 1945 года Советская армия с боями ворвалась на территорию фашистского рейха. В богатых имениях, ведомственных гаражах и просто посреди дорог победители находили огромное количество роскошных и не очень, крохотных и больших, конструктивно-новаторских и устаревших легковушек. Поначалу высшее руководство, а позже и простые солдаты, принялись расхватывать автомобили и мотоциклы, которыми толком и управлять не умели. Такое безрассудство частенько приводило к нелепейшим смертям. Генерал-майор Берзарин был очень храбрым и опытным танковым командиром. Его подразделение, входившее в 1-ю танковую армию 1-го Белорусского фронта, первым ворвалось в центр Берлина. Именно люди Берзарина проводили «зачистку» в гараже рейхсканцелярии. Полковнику Гусаковскому, экипаж которого первым оказался на Александрплатц, за храбрость был подарен отличный кабриолет «хорьх-853». Роскошный седан «опель-адмирал» был подарен командующему 1-й танковой армией генерал-полковнику бронетанковых войск Катукову. Позднее именно на этом «Опеле» приехал для подписания капитуляции генерал Кейтель. Себе же Берзарин взял удивительный автомобиль — трехместный спорт-кабриолет «хорьх-853» с заказным кузовом от ателье «Эрдман и Росси» и 8-цилиндровым 120-сильным двигателем. Это был единственный экземпляр с таким кузовом, построенный по заказу фюрера трудового фронта — партляйтера доктора Роберта Лея. От такого роскошного кабриолета закружилась голова не только у генерал-майора, но и у самого командующего фронтом маршала Жукова. Он намекнул, что этот автомобиль больше подошел бы маршалу, и Берзарин тут же подарил машину Георгию Константиновичу. Жуков не забыл об этой услуге и назначил «понятливого» генерала комендантом Берлина. Берзарин в юности занимался мотоспортом, а тут подвернулся случай — он нашел гоночный мотоцикл «БМВ-РС51». Генерал начал тренироваться на берлинских улицах. Однажды майским утром в Карлсхорсте он хотел проскочить перекресток перед носом грузовых студебеккеров, но не рассчитал дистанцию… Когда водитель грузовика рассмотрел лицо раздавленного им мотоциклиста, одетого в майку и генеральские галифе, он молча застрелился. ВЗРЫВ В ПОДМОСКОВНОМ ЛЕСУ На совещаниях офицерского состава началась настоящая охота за дорогими машинами. Пока руководство заседало, адъютанты и водители старших офицеров отбирали приглянувшиеся автомобили у младших. Это приобрело такие масштабы, что лейтенанты и капитаны приезжали на совещания на подводах и велосипедах, а в расположениях собственных подразделений пользовались консервативными «майбахами», шикарными «хорьхами», революционными «татрами». Марки-фавориты, естественно, были у многих. Некоторым нравились сверхэлегантные кабриолеты «хорьх-853», которые даже со стандартным кузовом являлись эталоном роскоши, мягкого хода и надежности. Пятилитровый мотор разгонял эти сухопутные крейсеры до 140 км/ч. Такие машины, растиражированные лишь в тысяче экземпляров, нравились не только Жукову, но и Покрышкину, Телегину, Баграмяну. Последнему Сталин лично сделал внушение за то, что он, во-первых, ездит сам, без водителя, а во-вторых, слишком уж быстро, оставляя далеко позади «виллис» охраны. Многим старшим офицерам нравился элегантный обтекаемый «опель-адмирал» с 6-цилиндровым 3,6-литровым 75-сильным мотором. Этот автомобиль построен по технологии американского концерна «Дженерал Моторс» и был предельно прост в эксплуатации, не капризничал, развивая свои 132 км/ч. «Адмирал» оснащался несколькими типами кузовов, среди которых были и стандартные — открытый и закрытый, а также заказные варианты от разных ателье. Всего изготовили 6404 «опель-адмирала». Среди его поклонников был начальник Генштаба маршал Василевский. Однажды осенью он со своей семьей направился на загородный пикник. Компания отъехала достаточно далеко от Москвы и углубилась в лес. Когда «опель» выехал на уютную полянку, он подорвался на противопехотной мине, оставленной еще гитлеровцами. Заряд был слабым, и никто не пострадал, но передок лимузина был разворочен и ремонту уже не подлежал. ИЗ РУК В РУКИ К «мерседесам» было разное отношение, ведь этот огромный и очень мощный концерн строил машины для разных потребителей. Маленькие 4-цилиндровые «мерседес-бенц 170» были надежны и в меру комфортабельны. Огромное количество из 75 000 выпущенных неприхотливых машинок были привезены в СССР. Но наши дороги очень быстро вывели из строя переднюю подвеску, рассчитанную на автобаны. С увеличением статуса росла надежность модели и уровень конструкторской мысли. Венцом модельного ряда были компрессорные автомобили, в которых при резком нажатии «газа» включался нагнетатель, увеличивающий мощность на 25%. Такие машины с 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором принадлежали верхушке рейха. Среди восьмидесяти двух машин были и кабриолеты, и лимузины — некоторые, как, например, кабриолет Гитлера, были бронированными. Еще для парада в Сталинграде один такой небронированный 230-сильный кабриолет 1939 года был доставлен фельдмаршалу Паулюсу. Но не пришлось ему воспользоваться им. Автомобиль попал в распоряжение маршала Рокоссовского. Константин Константинович ездил на компрессорном «мерседес-бенц 770к» до 1945 года, когда американцы подарили ему роскошный закрытый «Бьюик-Лимитед 90» 1941 года, по комфорту превосходивший немецкий автомобиль. Кабриолет «Гросс-Мерседес», принадлежавший некогда Гиммлеру, был у Буденного, а бронированным пульман-лимузином гауляйтера Украины Эриха Коха пользовался киевский митрополит. Открытый «гросс-мерседес» хорватского нациста Анте Павелича югославский руководитель Иосип Броз Тито подарил Сталину, но тот не пожелал пользоваться «фашистской колымагой» и передал машину в распоряжение Первого секретаря ЦК Узбекистана. Еще после убийства Гейдриха в Чехии в 1943-м Гитлер приказал создать лимитированную партию бронированных автомобилей для высших государственных чиновников, ведь Рейнхард Гейдрих погиб от взрыва гранаты, брошенной партизанами в салон его 6-цилиндрового «мерседес-бенц 320». «Броневиков» (коротких седанов «мерседес-бенц 770» с полностью бронированным кузовом) успели построить совсем немного — всего десять штук. В распоряжении Жукова такой автомобиль (неизвестно, каким образом) был уже в конце 1944 года. Усиленный до 400 сил мотор, 18-миллиметровая броня кузова, 40-миллиметровые бронированные стекла, мощный отопитель, великолепная радиостанция были призваны сделать передвижение в машине максимально безопасным и комфортным. Правда, из-за большой массы (около 5 тонн) автомобиль разгонялся лишь до 80 км/ч, но это не смущало Жукова. КОНЧАЙ ГРАБЕЖ, ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ! Из поверженной Германии продолжали вывозить целые эшелоны «барахла». Дабы унять грабеж и беспредел «красных мстителей», Сталин приказал перевести Жукова командующим Одесским военным округом и начать «трофейное дело» о воровстве среди высших офицеров. А на место Жукова был назначен скромный маршал Соколовский, проходивший в заместителях у Георгия Константиновича еще с 1932 года. Из Германии Жуков вывез следующие автомашины: бронированный «мерседес-бенц 770к», спортивный «хорьх-853» с кузовом «Эрдман и Росси», «хорьх-951» с большим заказным кузовом кабриолет от того же ателье — подарок для старшей дочери. В Москве его ждал подаренный Сталиным в 1941 году «паккард 180» 1940 года выпуска. Зачем одному человеку столько автомобилей? На этот вопрос способен ответить только друг и сосед Жукова по даче в Сосново генерал-лейтенант кавалерии Крюков. В те дни кавалерия уже не имела решающего значения, но Крюков получил звание Героя Советского Союза лично от Жукова. Супруга Крюкова, певица Лидия Русланова, была неравнодушна к предметам роскоши. Она собрала огромную коллекцию драгоценных камней, золота и бриллиантов, сильно превосходившую «собрание» Галины Брежневой. Коллекция уникальной живописи, принадлежавшая Руслановой, состояла из 132 полотен самых знаменитых художников. Эта «сладкая парочка» вывезла из Германии пять люксовых автомобилей: спорт-кабриолет «ауди-225» с передним приводом и заказным кузовом от ателье «Глезер», шикарный лимузин «мерседес-бенц 320» с уютным закрытым кузовом и 6-цилиндровым 78-сильным мотором, заказной спортивный кабриолет румынского короля Михая «мерседес-бенц 500к» с открытым кузовом и 160-сильным компрессорным мотором (за рулем этого сверх-«мерседеса» Русланова ездила сама), роскошный лимузин «Хорьх-951» с 120-сильным мотором и такой же «хорьх», но с заказным кузовом фаэтон от ателье «Бауэр», построенный специально для Гитлера. Преданный марке «мерседес», Гитлер отказался от «хорьха», а советский генерал «подмел» его, дабы, как и многие другие, сдавать свои машины в аренду и наживаться. Знаменитый маршал Берия тоже владел пятью личными легковушками. 190-сильный «паккард-клипер кастом» он заказал в 1945 году прямо на заводе через посольство СССР в Вашингтоне. Роскошный пульман-кабриолет «майбах СВ42», принадлежавший до того Борману, был вывезен из Берлина. Автомобиль румынского короля тоже попал в гараж Берии: это было алюминиевое купе от ателье «Фигони Фаласки» на шасси «Делайе-165» с 12-цилиндровым 155-сильным мотором. Таких машин изготовили лишь пять штук с заказными кузовами (на каждом экземпляре — разный), и место им — в музее, а не в гараже. Лаврентий Берия подарил сталинскому секретарю Поскребышеву трофейный автомобиль «опель-капитан» с заказным 3-местным кузовом от ателье «Глезер»; под капотом был установлен 6-цилиндровый 55-сильный мотор. Эта модель казалась «серенькой мышкой» среди дорогих машин, но скромному Поскребышеву, увлекавшемуся фотографией, а не автомобилями, езда со скоростью 126 км/ч очень нравилась, да и элегантностью аппарат не был обделен. Сталину вся эта возня с иномарками не нравилась, поскольку была она непатриотичной, не приносила пользы государству и создавала опасность на дорогах. Ни 50-сильные ОРУДовские «Эмки», ни 23,5-сильные милицейские мотоциклы «Харлей-Дэвидсон ВЛА42» не могли тягаться с мощными и скоростными немецкими автомашинами, а значит — навести порядок на автодорогах. Не все отечественные механики могли управиться с таким пестрым и разноплановым автопарком, ведь многие машины постепенно выходя из строя, были потенциально опасными. В Германию была направлена комиссия из НАМИ — отраслевого научно-исследовательского института, правда, ее работа не принесла большой пользы для строительства качественных автомашин в СССР. Один из инженеров этой комиссии, Юрий Хальфан, привез на родину не только переднеприводной 28-сильный «адлер-триумф», но и вагон литературы по легковым автомашинам и двигателям. Этот человек совершил гражданский подвиг, издав в 1947 году книгу о ремонте и эксплуатации иномарок. Даже сейчас, когда стала доступной фирменная литература по классическим маркам машин, иногда обращаешься к Хальфану — очень уж толковую книгу он написал. КОЛЕСА ДЛЯ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ В Германии заводы, попавшие в советскую оккупационную зону, пытались наладить производство и получить заказы у русских. На заводах концерна «Ауто-юнион», в городке Цвикау, решили возобновить производство 2-цилиндровых переднеприводных машин «ДКВ», благо их кузов был фанерным, обтянутым ледерином. Там же, на заводе «Хорьх», появился русский комендант, майор Ашот Северьянц. Ему приказали наладить на выпускавшем некогда роскошные машины и бронетранспортеры предприятии ремонт грузовых студебеккеров. Каково же было его изумление, когда заводской водитель Руди Вольрабб выкатил предназначенный для майора персональный автомобиль — «хорьх-930с». Эту машину создали перед войной, но дело дальше прототипов не пошло. Под капотом обтекаемого, предназначенного исключительно для автобанов седана стоял V-образный 3,8-литровый 92-сильный мотор, разгонявший автомобиль до 160 км/ч. Широкие диваны, мощный отопитель салона, ламповый радиоприемник делали езду комфортной, а расположенный в правом крыле умывальник с горячей водой привел видавшего всякое Северьянца в восторг. Он решил из имевшихся на заводе комплектующих собрать несколько машин для «нужных людей» (очевидно, чтобы не отобрали его «хорюшку»). Но людям Северьянца не удалось найти для фар стекол сложной гнутой формы, и потому они переделали весь передок машины, который стал смотреться намного хуже. «Новые» «Хорьхи» были подарены Президенту ГДР Вильгельму Пику, командующему Советскими войсками в Германии маршалу Василию Даниловичу Соколовскому и начальнику экономического отдела Советской военной администрации генерал-лейтенанту Дмитрию Шабалину. Больше ни одного экземпляра этого автомобиля людям Северьянца собрать не удалось. Завод перепрофилировали на выпуск трактора «Пионер». Шабалину новый автомобиль был очень кстати, поскольку служебный «опель-адмирал» его водитель Миша полностью «укатал». Сам Дмитрий Андреевич был не военным, а хозяйственником из Свердловска, и, как истинный «хозяйственник», успел выслать на родину немало «необходимого», среди которого были и пульман-лимузин «майбах СВ42» с очень сложным управлением, и 4-дверный кабриолет «мерседес-бенц 320». КОНЕЦ ВАКХАНАЛИИ Но самую интересную судьбу имел красивый 80-сильный спорт-кабриолет БМВ-327. Легковые автомобили баварского концерна собирались не в Мюнхене, а в городке Айзенах, который отошел в Советскую оккупационную зону. Советская администрация задумалась, как получить максимальную выгоду с уцелевшего в войне предприятия, руководство которого очень хотело возобновить производство. Вот и пригнали в качестве подарка Шабалину очень элегантный спорт-кабриолет БМВ-327 с 6-цилиндровым мотором. Этот автомобиль считался, да и сегодня признается, лучшим творением БМВ в довоенной производственной программе. Советский генерал приказал начать на заводе выпуск среднего мотоцикла БМВ-Р35 для нужд армии и полиции (хотя Потсдамским договором Германии было запрещено иметь машины такого класса) и легковых 2-литровых машин БМВ-321 с 45-сильным мотором для нужд советской администрации. Эти простенькие, но ходкие автомобили собирали еще до войны, а в 1945 году возобновили их производство на заводе «БМВ им. Жукова». Позже этот завод переименовали в «ЕМВ», но модель «321» собиралась до 1949 года, пока ее не заменили на более прогрессивную «ЕМВ-340». Обе модели поступали в Советский Союз в счет репараций, их можно было купить в свободной продаже. Очень много этих машин благодаря своей надежности дожило до наших дней. Сталин положил конец «иномарочной вакханалии» в конце 1947 года, когда советская промышленность освоила производство автомобилей высшего класса — ЗИС-110, среднего — ГАЗ-20 Победа и малого — «москвич-400». Иномарки стали вытесняться из больших городов, а ОРУД искал причины для того, чтобы запретить их эксплуатацию: то передний привод не соответствует нашей дорожной разметке, то разница в 6- и 12-вольтном электрооборудовании создает аварийную обстановку, а то орел с эмблемы «адлера» ассоциируется с нацистской символикой. Лишь очень немногим удалось сохранить трофейные иномарки в оригинальном состоянии. Они-то и стали костяком клубов коллекционеров автостарины и радуют окружающих своим появлением на дорогах. Дата публикации: 6 февраля 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~9RFbm
|
Последние публикации
Выбор читателей
|