Наши любимые «Джентльмены удачи»
СССР
«СМ-Украина»
Наши любимые «Джентльмены удачи»
Анна Василенко
журналист
Киев
4994
Наши любимые «Джентльмены удачи»
На съемочной площадке, актёрский состав

В 1970 году, на «Мосфильме» началась работа над картиной, которой суждена была долгая жизнь и особая любовь зрителей – комедией «Джентльмены удачи».

ПЛЕЧО ДРУГА

Вот как вспоминает Георгий Данелия историю создания сценария к будущей картине:  «С Шуриком Серым мы учились на режиссерских курсах, но он не доучился – вместо дипломной работы получил срок. Он приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьезными травмами. И Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. 

Освободился он досрочно, через четыре года. Марина ждала его, и они поженились. И теперь ему надо было помочь – пробить постановку фильма. Нам с Таланкиным и другим нашим сокурсникам – Туманову, Щукину, Захариусу – удалось уговорить начальство, и Серый снял на Одесской киностудии фильм «Иностранка».

Фильм приняли плохо. И когда мы опять пришли, нам сказали: «У нас и так в кино много серого». 

Я понимал, что если у Шурика будет твердый, «верняковый» сценарий, то появится шанс, легче будет разговаривать с начальством. Я предложил Токаревой написать для Шурика сценарий. Она согласилась, я познакомил ее с Серым. Токарева предложила экранизировать свой рассказ «Зануда». Но я возразил: по нему трудно сделать сценарий, который понравился бы наверху, и предложил им сюжет, который когда-то оговаривал с Валентином Ежовым: человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют».

И Георгий Николаевич, со свойственным ему юмором, рассказывает о творческом процессе: «Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, и Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседском балконе, через неделю случилось нервное расстройство. Хозяева вызвали доктора. Доктор выписал собаке успокоительные капли и велел на балкон ее больше не выпускать.

Мы писали комедию. И я впервые дал себе волю – вставлял в сценарий проверенные репризы, – те, что всегда вызывают смех: двойники, переодевание мужчин в женское платье и т. д. И потом сценарий «Джентльменов удачи» расходился как бестселлер (кстати, во многом и благодаря Виктории Токаревой – так она лихо его записала)».

Режиссер будущего бестселлера присутствовал при написании сценария и не верил собственному счастью.

Полковнику МВД Илье Голобородько очень понравился сценарий. Он давал читать его всем знакомым и сослуживцам и, в конце концов, начальство сказало: коль так нравится, иди к ним консультантом на картину. Годобородько вспоминает: «Замысел кинокартины мне понравился уже тем, что он затрагивал тему, на которую, мягко говоря, у нас было наложено негласное табу. Его никто специально не провозглашал и официальных указаний, конечно, не было. Но наши перестраховщики в то время любое нестандартное начинание прихлопывали безапелляционным «нельзя». Философия была простой – как зэковские страсти выносить на широкий экран? Однако в то время в нашем ведомстве утверждался новый взгляд на эту проблему – с использованием методов психологического воздействия на осужденного, эффективной помощи ему при социальной реабилитации. Идея фильма «Джентльмены удачи» как раз и была направлена на решение этой проблемы. Здесь было четко подмечено, что воспитывать и даже перевоспитывать преступников можно не только за решеткой и колючей проволокой. Важно, чтобы человек прислушивался и приглядывался к нормальным формам обращения, ощущал к себе доброе внимание. Это я сразу уловил».

Поскольку речь шла о преступниках, сценарий отдали на дополнительный отзыв первому заместителю начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецову, который оказался значительно суровее Голобородько. «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления, – написал Кузнецов. – Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание.

Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать, как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью».

Чтобы постановку картины точно дали бывшему заключенному, Георгий Николаевич стал художественным руководителем проекта. Но ни в одних воспоминаниях Данелия не опровергает, хотя и не отрицает, упорные слухи, ходившие в те времена о его романе с соавтором по сценарию Викторией Токаревой.

К полному удивлению авторского коллектива, обсуждение уже готового фильма на худсовете прошло мирно. Претензию сформулировали одну-единственную – мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.

Виктории Токаревой даже увеличили размер гонорара с шести тысяч до восьми. Серому, правда, не прибавили ни копейки. 

РЕЖИССЕР НА ЗОНЕ

И из самых добрых побуждений, толком не зная биографии Александра Серого, Голобородько отправил его набираться впечатлений… на зону: мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Из боязни, что ему как бывшему заключенному просто не дадут делать фильм, Александр Иванович не решился раскрывать подробности своей биографии и кротко уехал на две недели в зону неподалеку от Нижнего Новгорода, который тогда назывался Горький. Но, правда, как сам потом Серый признался, он все это время просидел в гостинице и никуда не высовывался.

Конечно, Александру Серому невозможно было забыть лозунги, которые он видел на зоне. Отсюда в картину попали подлинные тексты плакатов: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому», а также воровской жаргон - «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» – подлинный, с зоны. 

«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелия сами придумали», – с гордостью говорит Виктория Токарева.

АКТЕРЫ И РОЛИ

Авторы писали сценарий под конкретных исполнителей: Доцент – Евгений Леонов, Косой – Савелий Крамаров, Хмырь – Георгий Вицин, а Али-баба – Фрунзик Мкртчан.

Но Армения готовилась к большому юбилею республики – 50-летию Армянской ССР и Мкртчяна как национальное достояние просто не отпустили на съемки. Тогда консультант картины полковник МВД Голобородько устроил артисту настоящий террор: Фрунзику каждый день звонили из милиции и просили сняться в «Джентльменах», а иначе, грозили, ГАИ будет штрафовать тоже каждый день. Данелия пришлось соврать полковнику, что и без Мкртчяна обойдутся. Но нужно было срочно искать замену.

Роль Василия Алибабаевича стала по-настоящему звездной для мало известного тогда актера Раднэра Муратова, который вообще-то должен был играть начальника тюрьмы. Но эта роль актеру как-то не приглянулась, и когда его спросили, кого бы он тогда хотел сыграть, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича.

Хотя на роль были очень серьезные претенденты: Владимир Этуш и Илья Рутберг, отец популярнейшей актрисы Юлии Рутберг. 

Воров-рецедивистов должны были изображать Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров. Однако Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались – у кого-то не было времени, кто-то был уже занят на других картинах. На роль Хмыря сначала пробовались Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Крамаров все-таки стал Косым, но с условием, что он будет искать новые краски в своей актерской палитре для этого образа.

«Когда мы ему предложили сыграть в «Джентльменах удачи», Крамаров был вне себя от счастья, – вспоминает Виктория Токарева об исполнителе роли Косого. – Ему же никогда не предлагали главных ролей, он был мастером эпизода. Но однажды мы с ним здорово поспорили на съемках. За нами пришла машина, чтобы везти в Подмосковье – снимать последнюю сцену у пруда. А тут Крамаров вышел и сказал, что сначала он поедет в больницу - на прогревание уха. Я ему: «Ты сошел с ума?! До больницы через всю Москву добираться, а нас ждет съемочная группа!» На что он мне так капризно: «Тогда я вообще больничный возьму». Пришлось ехать прогревать его ухо. Когда он вышел от врачей, я с ним не разговаривала. Зная, что он провинился, на съемках Савелий был готов на все, чтобы загладить свою вину, – даже прыгнуть в озеро, несмотря на свое больное ухо».

«К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, – рассказывает Данелия. - Мне поверили. Правда, когда актер эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили все, как было».

О работе с Крамаровым Олег Видов, позже друживший с ним в Америке, вспоминает: «Работа в фильме «Джентльмены удачи» была мучительно тяжелой для меня. Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа, от меня и произносил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слезы текли от смеха, и все смеялись». И так запороли несколько дублей!

Савелий Крамаров (и сам в жизни очень непростой человек) вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. ««Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными», – объяснял Георгий Михайлович. – Ведь процесс съемок – очень тяжелая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съемок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться». 

На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. 

Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь Угольников, о чем многие из поклонников дарования Угольникова до сих пор не догадываются.

Одна из самых красивых и невероятно популярных актрис того времени Наталья Фатеева тогда недавно родила дочку Наташу, и потом, ей – звезде – совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги – не лишние. Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелия все же подействовали.

Как вспоминал потом Евгений Леонов, чей персонаж проделал путь от майора милиции (по первоначальному замыслу сценаристов) до кротчайшего заведующего детским садом: «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится – там, дескать, с эстетикой не все ладно, – так тебя же еще и побьют за это».

КОМЕДИЯ – ДЕЛО ВЕСЕЛОЕ

Как вспоминают участники съемок «Джентльменов удачи», во время работы происходило много смешного: «При съемках кадра, где Евгений Леонов едет на верблюде, у актера никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса. Тогда режиссер Александр Серый нашел оригинальное решение: предложил дрессировщику посадить себе на плечи актера, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком, синхронно». 

Для съемок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов любил рассказывать, как снимали этот эпизод: «Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ – если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул... Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий... Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!» Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость». 

Как указывает источник: «На съемках «Джентльменов удачи» чуть было не случилась забастовка. Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только – по сценарию – матерым рецидивистам, но и – по жизни – замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову. Они пошептались между собой и предложили Муратову, вопреки желанию режиссера, оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он пришел на съемки позже всех и как-то не успел еще сродниться с коллективом, хотя уже и вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов все-таки разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность – разделись все… Правда, потом они отомстили Муратову – Крамаров подкрался к нему и тут же, перед камерой, натер снегом… Ну а Вицин-Хмырь, чтобы веселее было, стал натирать и самого Косого. В итоге этот дубль и вошел в фильм.

Дом, в котором джентльмены удачи жили в Москве, стоял в Старопименовском переулке. Строение было предназначен на снос, жильцов выселили, но оказался удивительно крепким, поэтому его без сожалений отдали киношникам для сжигания. Кстати, в фундаменте здания потом нашли клад, рабочие, занятые на разборке стен, подрались из-за находки. Кто-то вызвал милицию, клад конфисковали, драчуны вообще ничего не получили».

Верблюд, который по сценарию гордо не захотел встать на колени и плюнул Крамарову в лицо, жил долго. Звали его Алмаз, и он долго работал в передвижном зоопарке цирка «Шапито».

Эпизод с плюющим верблюдом снимали под Бухарой. На лицо Вицина наложили белую пену из советского шампуня, забыв, что слюна верблюда зеленоватая. 

Сцену «Физкульт-привет!» снимали в Самарканде – за спинами операторов, в 2-х метрах возвышался Мавзолей Тамерлана. Деревья и дома, мимо которых пробегали актеры в маечках, стоят до сих пор.

«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ» – МЕЧТА СПЕКУЛЯНТА

Премьерный показ фильма «Джентльмены удачи» состоялся 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия». Для спекулянтов всех мастей наступил звездный час. Они с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля, притом, что в кассе они стоили 20 копеек. В прокате 1972 года фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65 млн зрителей. При смете в 400.000 рублей фильм за год принес около 30 млн. Большинство выражений из картины навсегда ушли в народ: «пасть порву», «моргалы выколю», «канай отсюда», «лошадью ходи, лошадью», «редиска», «петух гамбургский».

ЦЕНЗУРА И ЛУЧШИЕ ЗРИТЕЛИ

Конечно, Цензурный комитет ни за что не хотел пропускать «Джентльменов удачи» в широкий прокат. Как гласит легенда, фильм спас глава МВД Николай Щелоков. В преддверии Дня милиции ему показали «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана.

«Генсек Брежнев смотрел этот фильм у себя на даче и внимал комментариям своего зятя – в то время замначальника по пропаганде политуправления внутренних войск полковника Ю. Чурбанова, – вспоминал Илья Голобородько. – Леонида Ильича киноновинка заинтересовала, как и пояснения о современном направлении работы органов МВД в колониях. Так что после просмотра «Джентльменов» следующим «эшелоном» – политбюро – «мнение» о тиражировании фильма было уже готово. О чем мне Чурбанов шепнул на другой же день. Требовалось лишь соблюсти формальность, и лента в 24-х копиях отправилась собирать рецензии по областям, краям и республикам. 23 местных советских и партийных рецензента отозвались о ней положительно. И только «Комсомольская правда» иронически кольнула фильм заметкой: «Кино это или комедия?» Ну, не поняли, бывает... О дальнейшем успехе «Джентльменов удачи» знают все».

А по поводу жаргонных словечек, которые так возмущали цензоров, Генсек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

Но создателям фильма пришлось вкладывать в уста героев и ими самими придуманные невинные ругательства: «сарделька», «сосиска», «редиска», «петух гамбургский» и даже «Навуходоносор».

КИНОЛЯПЫ В «ДЖЕНТЛЬМЕНАХ УДАЧИ»

При всенародной любви нескольких поколений зрителей к фильму, самые бдительные заметили некоторые ляпы: Евгений Иванович Трошкин едет из дома на работу на автобусе ЛиАЗ-677 89-го маршрута, который в то время ходил по маршруту: Площадь Ногина – Улица Герасима Курина. Позднее он говорит: «Меня знает весь Черемушкинский район». Это значит, что он не может жить или работать в районе Черемушек, так как данный маршрут автобуса туда вовсе не заходит. 

Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета. 

Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский.

Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно. 

Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щетки стеклоочистителей («дворники»). Когда герои выходят из машины, щеток уже нет.

Полковник называет Евгению Ивановичу адрес, где они будут жить: Конный переулок, дом №8. Это в районе метро «Шаболовская» – метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома», видны район Чистые пруды и Театр «Современник» (это совершенно разные районы Москвы).

В вагоне электропоезда ЭР2 девять больших и одно малое окно. В начале сцены, когда герои едут в электричке на дачу, видно, что они сидят друг напротив друга и позади них два больших и одно малое окно. Когда камеру разворачивают на 180 градусов и показывают Шереметьева и Василия Алибабаевича, позади них также два больших и одно малое, хотя должно было быть шесть больших окон (то есть герои пересели в купе напротив у другого борта).

В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: черного и вишневого цвета, а отъезжают на двух вишневых.

В самом конце фильма у Василия Алибабаевича руки подняты вверх. Когда к нему подходит профессор Мальцев, то шлем оказывается у него на голове. Как Василий Алибабаевич мог его надеть, если его руки были подняты?! 

В сцене, где Евгений Иванович Трошкин пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. В следующих же эпизодах, когда он ругает «шахматистов» и когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.

В сцене перетаскивания батарей у Хмыря периодически то появляется, то исчезает платок-бандана на голове. 

В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки четкие. Но едва они начинают растираться снегом – те смазываются, фактически превращаются в кляксы.

В конце фильма, когда подъезжают милицейские машины, по количеству следов видно, что этот дубль повторяли несколько раз.

«ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…»

Во время съемок стало известно, что у Серого тяжелейшее заболевание – рак крови. Георгий Данелия не только писал сценарий и «пробивал» картину, но и заменял друга на съемочной площадке, когда тот болел. 

Но после «Джентльменов удачи» отношения у двух режиссеров почему-то разладились. По версии Данелия: «Мы не ссорились, нет, просто в какой-то момент я стал ему не нужен, и мы расстались». Ну а тандем Данелии с Викторией Токаревой дал зрителям еще один незабываемый хит – «Мимино».

После оглушительного успеха «Джентльменов удачи» Серый еще снял две комедии: «Ты – мне, я – тебе» (по сценарию Григория Горина, с Леонидом Куравлевым, Светланой Светличной и Татьяной Пельтцер) и «Берегите мужчин» (с Ниной Руслановой и Леонидом Куравлевым).

Александр Иванович снимал комедии, а сам жил в постоянном кошмаре: его преследовал, пытаясь отомстить, человек, которого он сделал инвалидом, в той далекой драке оглушив бутылкой по голове. Преследователь, болезнь и жизненная неустроенность не давали Александру Ивановичу выбраться из глубочайших депрессий. И за неделю до 60-летнего юбилея, 19 октября 1987 года, воспользовавшись отсутствием домашних, он покончил жизнь самоубийством.


23 октября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847