Смерть на взлете и посадке
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №3(467), 2017
Смерть на взлете и посадке
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
152
Смерть на взлете и посадке
«Шапекоэнсе» после триумфа в Кубке Бразилии

В конце 2016 года футбольный мир потрясло известие о гибели футболистов бразильского клуба «Шапекоэнсе» в авиакатастрофе. Перед заходом на посадку в Колумбии разбился лайнер, на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Бразильская команда направлялась на финальный матч Южноамериканского кубка (это континентальный аналог почившего в бозе европейского Кубка кубков). Выжили в авиакатастрофе всего шесть человек.

Святые не спасли «Торино»

Авиакатастрофы, в которых погибают известные спортсмены, по понятным причинам становятся резонансными. Первая из таковых произошла 4 мая 1949 года. Самолет, в котором футбольная команда «Торино» возвращалась из Лисабона с товарищеского матча против «Бенфики» потерпел крушение близ базилики Суперга.

До посадки оставалось совсем немного, когда самолет развернуло и он на большой скорости он врезался в землю. В списке погибших 31 человек. Не выжил в катастрофе никто. Кроме футболистов и тренеров погиб ярый тиффози Андреа Бонаути. Он не мог пропустить визит своих любимцев в Лисабон, а уже в столице Португалии получил весть о заболевшей в Турине жене. Вот и уговорил стюардессу уступить ему место в самолете, которым летели футболисты.

Для «Торино» 40-е годы были поистине звездными. Владелец клуба Ферруцио Ново наладил поиск талантов, сделав клуб по-настоящему профессиональным. На протяжении семи лет туринцы завоевывали скудетто, а в 1943 году (в годы Второй мировой войны в Италии как ни в чем не бывало играли в футбол) сделали дубль, выиграв также и кубок страны. Десять игроков «Торино» составляли костяк сборной Италии.

Победная серия была оборвана авиакатастрофой. Ничто не предвещало беды. По пути из Лисабона самолет сделал промежуточную посадку в Барселоне для дозаправки. Игроки «Торино» тепло пообщались с друзьями-соперниками из «Милана», которые делали в Каталонии пересадку на рейс в Мадрид. Миланцы оказались последними, кто видел игроков «Торино» живыми.

На подлете к Турину самолет попал в зону повышенной туманности, и пилот потерял ориентацию в пространстве. Лайнер задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, его развернуло — и на большой скорости самолет врезался в землю. Тела жертв катастрофы не показали родственникам для опознания, чтобы не усугублять их горе видом обгоревших останков. Печальную миссию взял на себя Витторио Поццо. Тренер сборной Италии, дважды приводивший ее к победе на чемпионатах мира, в прошлом работал с «Торино» и прекрасно знал всех футболистов.

Через два дня после катастрофы состоялись похороны погибших футболистов. Из основного состава в живых остался только Лауро Тома, который из-за травмы не полетел на товарищеский матч в Лисабон. До финиша очередного чемпионата Италии оставалось четыре тура. «Торино» лидировал, и молодые игроки, наспех собранные из молодежной и юношеской команд, поклялись завоевать скудетто. В итоге это им удалось. Соперники из двух генуэзских клубов, «Фиорентины» и «Палермо», в знак уважения к погибшим выставляли против «Торино» молодежные составы. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

А вот «Скуадра Адзурра» после этого не решилась на трансатлантический перелет на чемпионат мира, который в 1950 году проходил в Бразилии. Итальянцы отправились туда на теплоходе. По мнению многих специалистов, это не позволило действующим чемпионам мира продемонстрировать свои возможности на сто процентов.

Часы остановились в феврале

На стадионе «Олд Траффорд» в Манчестере выделяется необычный памятник. Это часы образца середины прошлого века. Время на них остановилось 6 февраля 1958 года. В 13:20.

В первом розыгрыше Кубка европейских чемпионов не принимала участия сильнейшая английская команда. Секретарь Футбольной лиги Англии Алан Хардейкер волевым решением запретил «Челси» мериться силами с сильнейшими клубами Старого Света. Чиновник мотивировал это заботой об интересах английского футбола и футбола в целом. Матчи чемпионата Англии проводились по субботам, регулярное авиасообщение с континентом еще не было столь оживленным, как сейчас, а рейсы часто отменялись из-за тумана.

На чемпионском троне «Челси» сменил «Манчестер Юнайтед», главным тренером которого был Мэтт Басби. Футбольные чиновники снова противились участию сильнейшего английского клуба в розыгрыше Кубка европейских чемпионов, но Басби и председатель правления МЮ Харальд Хардмен сумели преодолеть запрет лиги. Именно «Манчестер Юнайтед» вошел в историю как первая английская команда, сыгравшая в Еврокубке.

Это вызвало негодование мистера Хардейкера, который предупреждал о возможных негативных последствиях. Первый выезд на матч с ирландским клубом «Шемрок Роверс» для манкунианцев прошел без происшествий. Во втором круге МЮ по сумме двух встреч превзошел пражскую «Дуклу», но вернуться из столицы Чехословакии вовремя не сумел. Из-за тумана над Манчестером рейсовый самолет совершил посадку в Амстердаме. Оттуда английским футболистам пришлось возвращаться домой на пароме и поезде. Из-за столь длительного путешествия игроки МЮ не успели как следует восстановиться и очередной домашний матч против «Бирмингема» завершили вничью.

Чтобы такое не повторилось, для полета в Белград на четвертьфинальный матч против «Црвены Звезды» руководители МЮ заказали чартер в авиакомпании ВЕА. Игра в Югославии завершилась вничью — 3:3, и за счет домашней победы англичане обеспечили себе выход в полуфинал. Вылет из Белграда был отложен на час из-за того, что игрок МЮ Джонни Берри потерял свой паспорт. В Мюнхене самолет сделал плановую остановку для дозаправки.

Две попытки взлететь оказались неудачными, а во время третьей пилоты просто потеряли управление. Лайнер протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом, в котором жила семья из шести человек. Главы семейства и старшей дочери не было в доме, а мать и трое детей успели выскочить на улицу. От удара у самолета оторвались левое крыло и часть хвоста. Правым бортом машина врезалась в деревянный ангар, где находился грузовик с горючим. После взрыва 23 человека погибли на месте. Среди них были два члена экипажа, восемь игроков и три представителя тренерского штаба МЮ, восемь журналистов, а также сопровождавший команду туристический агент югославской компании Бела Миклош и Вилли Сатинофф, владелец ипподрома и близкий друг Басби.

Сам главный тренер выжил, как и девять игроков и три журналиста, среди которых был будущий мэтр британской футбольной прессы Фрэнк Тейлор. Выжили и жена Миклоша, а также югославский дипломат, его жена Вера Лукич и маленькая дочь Весна. В момент авиакатастрофы Лукич была беременна, но все обошлось. Женщина родила сына, которого назвали Зораном. Спас их голкипер МЮ Гарри Грэгг, который летом сыграл на чемпионате мира в Швеции и был признан даже при блиставшем Льве Яшине лучшим вратарем турнира.

По горячим следам в качестве причины катастрофы назвали ошибку пилота. Более тщательное расследование пришло к иным выводам. Необходимую для взлета скорость самолет не смог набрать из-за скопления снега в конце взлетно-посадочной полосы. Судебное разбирательство против пилота Джеймса Тейна шло десять лет, и лишь в 1968 году с него были сняты все обвинения. К этому времени Тейн был уволен из авиакомпании, разводил птиц на своей ферме. Он скончался от инфаркта в апреле 1975 года в возрасте 54 лет.

Для МЮ авиакатастрофа в Мюнхене стала рубежной датой. Сначала даже стоял вопрос о том, что клуб прекратит свое существование. В катастрофе выжили всего 9 футболистов, причем Джонни Бэрри и Джекки Бланчфлауэр больше никогда не выходили на футбольное поле. Остаток сезона команда провела под руководством Джимми Мэрфи. Ассистент Басби не полетел в Белград из-за занятости в тренерском штабе сборной Уэльса. Мэрфи собрал игроков из молодежного и резервного составов, но в Англии соперники МЮ не стали проявлять джентльменство.

После катастрофы в Мюнхене «Юнайтед» выиграл лишь один матч и финишировал по итогам сезона на 9-м месте. Пострадавший в авиакатастрофе Басби на протяжении двух месяцев находился между жизнью и смертью, а затем проходил длительную реабилитацию в Швейцарии. Он считал, что завершил футбольную карьеру, и находился в сильнейшей депрессии. Вывела из нее тренера жена Джин. Она сказала: «Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся». И в следующем сезоне Басби вновь возглавил МЮ. Через десять лет после трагедии манкунианцы выиграли Кубок европейских чемпионов, обыграв в финале «Бенфику». Из числа выживших в мюнхенской авиакатастрофе в том матче сыграли двое, Билл Фоулкс и Бобби Чарльтон.

Счастливый билет Эрика Дюреборга

В июле 1960 года весть об авиакатастрофе вблизи города Эресунн потрясла всю Данию. На маленьком самолете летели восемь футболистов, которые претендовали на участие в Олимпиаде в Риме. В ту пору в олимпийском турнире принимали участие только любители, да и профессиональных футболистов в Дании еще не было. Среди пассажиров рейса были рабочие, инженер, студент, таможенник, призывник, готовившийся к службе в датской армии.

Лайнер разбился в 50 метрах от побережья. Пилот Сиг Винделов из-за плохих погодных условий потерял контроль над самолетом. Сам он чудом выжил, но остался инвалидом. Рыбаки обнаружили пилота среди обломков самолета и доставили в больницу, где ему ампутировали ногу.

Федерация футбола Дании планировала проверить кандидатов в олимпийскую команду, но тогда между Копенгагеном и провинциальными городами летали маленькие самолеты. Вот и пришлось разделить команду, отправлявшуюся на контрольную игру. Четыре игрока молодежной сборной должны были лететь другим рейсом. Среди них был и Эрик Дюреборг. Первоначально он был в списке пассажиров злополучного рейса, потерпевшего крушение у морских берегов. Из-за нарушения спортивного режима его перевели в дальний резерв, и это спасло парню жизнь.

После трагедии Датский футбольный союз намеревался отказаться от участия в олимпийском турнире. И все же датчане отправились в Рим. Как выяснилось, не напрасно. Сборная этой страны завоевала серебро, уступив только сильной и титулованной сборной Югославии. В ту пору, как уже отмечалось, к олимпийским соревнованиям не допускались профессионалы, и датское серебро оказалось поистине с золотым отливом. Ведь в сборной Югославии, как и в командах других социалистических стран, играли профессиональные футболисты, числившиеся студентами, рабочими или военнослужащими.

От Замбии до Суринама

В последние десятилетия минувшего века авиакатастрофы унесли жизни многих футболистов. Резонанс каждой трагедии был разным. В апреле 1961-го в горном массиве в Кордильерах в полном составе разбилась команда второго чилийского дивизиона «Грин Кросс». Футболисты возвращались в Сантьяго из города Осорио. Погибли 24 человека.

В сентябре 1969 года в Андах потерпел крушение самолет с самой популярной боливийской командой «Стронгест». Она возвращалась в родной Ла-Пас. Трагедия унесла жизни 19 игроков и руководителей клуба. В последний день 1970 года в полном составе погибла в авиакатастрофе алжирская команда «Эйр-Ликвид», летевшая на товарищеский матч в Испанию.

В авиакатастрофе в апреле 1993 года погибли 18 футболистов сборной Замбии. Команде этой страны предстоял выездной отборочный матч ЧМ-1994 в Сенегале. Бюджет федерации в тот момент был сокращен, и пришлось арендовать старый самолет, принадлежавший ВВС Замбии. Когда машина пролетала над побережьем Габона, загорелся один из двигателей. Самолет потерял управление и рухнул в море. Погибли все 30 человек, находившихся на борту.

О продолжении отборочного цикла речь уже не шла. Трагедия сплотила сборную Замбии. В 1994 году обновленная команда завоевала серебряные медали на Кубке африканских наций. Через два года замбийцы снова стали призерами. На этот раз бронзовыми.

Наибольший резонанс на Западе вызвала авиакатастрофа в Парамарибо. В столицу Суринама направлялась для проведения товарищеских матчей с местными футболистами команда, составленная из выступавших в европейских клубах игроков суринамского происхождения. Корни в этой колонии Нидерландов имеют многие звезды. Неслучайно во время телерепортажа с Евро-88 популярный советский футбольный комментатор Владимир Перетурин пошутил, что для повышения уровня отечественной сборной нужно завезти «отцов из Суринама».

Имена РуудаГуллита, Франка Райкаарда, Арона Винтера, Стэнли Мензо в конце 80-х были на слуху в футбольной Европе. Один из предприимчивых менеджеров решил организовать визит суринамских звезд на историческую родину. На счастье многих из них, ведущие голландские клубы, цвета которых они защищали, не отпустили своих лидеров. Это спасло жизни Гуллиту и Райкаарду.

Причиной катастрофы стала ошибка, допущенная пилотами. Погода была великолепная, но на высоте 25 м правым крылом лайнер зацепился за дерево. В результате крушения из 178 пассажиров и девяти членов экипажа выжили только 11, включая троих футболистов.

«Пахтакор», который мы потеряли

В СССР об авиакатастрофах предпочитали не сообщать. Смогли утаить даже гибель всего командования Тихоокеанского флота после крушения транспортного самолета на аэродроме в Пушкине под Ленинградом. В одночасье тогда погибли 52 человека, среди которых были 16 адмиралов. За всю Великую Отечественную войну советский флот потерял лишь четырех.

Наверняка замолчали бы и гибель пассажиров двух лайнеров, совершавших рейсовые полеты по маршрутам Челябинск — Воронеж — Кишинев и Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск и столкнувшихся в небе в районе Днепродзержинска (сейчас украинские власти переименовали этот город в Каменское). Утаить страшную катастрофу не удалось по одной причине. В одном из самолетов на матч чемпионата СССР летела футбольная команда «Пахтакор».

В трагедии обвинили харьковских диспетчеров, которые свели два воздушных судна в одной точке на одной высоте. На сложнейший участок был поставлен 20-летний Николай Жуковский, почти не имевший опыта работы. Контролировать его действия должен был начальник смены Игорь Сергеев, но он переложил свои обязанности на 30-летнего диспетчера Владимира Сумского.

Ситуация в небе над Днепродзержинском была сложной. За короткое время должны были пройти сразу 11 самолетов, а один из воздушных коридоров, как настойчиво подчеркивают в многочисленных журналистских расследованиях, перекрыли для литерного рейса. Им якобы должен был лететь член Политбюро ЦК КПСС Константин Черненко к отдыхавшему в Крыму генсеку Леониду Брежневу. Муссировалась в последние годы и еще одна версия. Мол, самолеты были ошибочно сбиты во время военных учений на территории нынешней Украины. Все это лишь домыслы и слухи.

К трагической ошибке привел человеческий фактор. Безалаберность и вечный наш авось. Оба диспетчера были приговорены к 15 годам лишения свободы в колонии общего режима. Сумский после шести лет был освобожден досрочно за примерное поведение. В авиацию, конечно, не вернулся, перебивался случайными заработками. Жуковский же, не выдержав давления, покончил с собой.

«Пахтакор» конца 70-х называли сильнейшей командой в истории клуба. Даже после отъезда Василиса Хадзипанагиса в Грецию в составе ташкентской команды блистали кандидаты в сборную СССР Владимир Федоров и Михаил Ан. Последний не должен был лететь в Минск. Он не смог бы выйти на поле из-за травмы. Просто приехал проводить товарищей в аэропорт — и не удержался, уговорил администратора взять билет.

Вратарь Александр Яновский, с которым довелось беседовать уже в 90-е годы в его родном Владикавказе, утверждает, что отмечает дни рождения дважды. Ведь он считался основным вратарем «Пахтакора» в сезоне-79, но из-за травмы уступил свое место Станиславу Покатилову. Третьего голкипера в ту пору в ташкентской команде не было, и в Минск Яновский полетел днем раньше вместе с дублерами.

Благодарит судьбу и тогдашний главный тренер «Пахтакора» известный киевский специалист Олег Базилевич. Он договорился с руководством команды, что навестит отдыхавшую в Сочи семью и прилетит в Минск отдельно от футболистов. Базилевичу выпала сложнейшая миссия возрождать «Пахтакор». Команда продолжила выступление в чемпионате СССР.

Ее состав пополнили лучшие воспитанники клубов Узбекистана, а также мастера, командированные из других уголков Советского Союза. Сразу же откликнулись на боль «Пахтакора» спартаковец Валерий Глушаков и тбилисец Зураб Церетели. В 1980 году состав команды пополнил московский динамовец Андрей Якубик. По решению Федерации футбола СССР на протяжении трех лет «Пахтакору» было гарантировано место в Высшей лиге. На практике ташкентцы воспользовались своей привилегией лишь однажды. В сезоне-1981 клуб из столицы Узбекистана занял последнее, 18-е место.

В Ташкенте хотели даже организовать турнир с участием «Пахтакора», «Торино» и МЮ, но отказались от этой идеи. Не слишком радостный повод для встречи этих команд.

Катастрофа под Медельином

Вряд ли до 28 ноября 2016 года кто-то за пределами Бразилии знал о команде «Шапекоэнса» из города Шапеко в штате Санта-Катарина. Она выступала в серии A, высшем дивизионе чемпионата Бразилии. Только звезд с неба не хватала и не имела такой торсиды, как известные клубы из Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. В число участников Южноамериканского кубка «Шапекоэнса» попал благодаря выходу в 1/8 финала Кубка Бразилии.

Во втором по рангу континентальном клубном турнире Бразилия представлена сразу восемью клубами. Лучшие же команды страны при этом выступают в Кубке Либертадорес, европейском аналоге Лиги чемпионов. При этом Южноамериканский кубок проходит по давно уже забытой на других континентах кубковой системе, которая дает шансы, может быть, не самым сильным, но самым боевитым и мотивированным командам. Вот и «Шапекоэнса» проявила себя таковой. Обыграла на пути к финалу куда более именитые аргентинские «Индепендьенте» и «Сан-Лоренсо», а также эквадорский «Хуниорс».

Соперником скромной бразильской команды в финале стал колумбийский «Атлетико Насьональ». По меркам Южной Америки представитель континентальной элиты. В недавнем клубном чемпионате мира колумбийцы участвовали вместе с мадридским «Реалом». Бразильцы летели на первый матч в Медельин из Боливии, где проводили сбор на высокогорье. При подлете к аэродрому лайнер врезался в гору. Из находившихся на борту 77 человек выжили шесть. Один из них, футболист Данило, скончался в больнице. Еще один, Жаксон Фолман, лишился ноги.

По одной из версий, причиной крушения стал недостаток топлива. Для небогатых авиакомпаний Южной Америки подобная экономия в порядке вещей. Адвокат второго пилота представил информацию, что командир корабля, 36-летний Мигель Кирога, не имел достаточной квалификации для управления лайнером. И летных часов ему не доставало, и с устройством самолета был знаком весьма пунктирно, и ложные данные о своей работе мог представить при трудоустройстве.

…Что бы ни показало расследование, жизни футболистов «Шапекоэнса» уже не вернуть. Во многих странах мира в первые дни декабря матчи начинались с минуты молчания. По предложению руководства «Атлетико Насьональ» бразильский клуб был объявлен победителем Южноамериканского кубка.

Среди жертв авиакатастрофы было много бразильских журналистов. Их память увековечили буквально на следующий день после катастрофы. Клуб «Ботафого» из Рио-де-Жанейро назвал именами двух репортеров комментаторские кабины на стадионе имени Нилтона Сантоса. Имена других журналистов получили пресс-центры на тренировочных базах клубов «Фламенго», «Флуминенсе» и «Фигейренсе».


19 Января 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
84397
Виктор Фишман
67445
Борис Ходоровский
59931
Богдан Виноградов
47023
Дмитрий Митюрин
32515
Сергей Леонов
31444
Роман Данилко
28992
Сергей Леонов
24549
Светлана Белоусова
15410
Дмитрий Митюрин
14985
Александр Путятин
13488
Татьяна Алексеева
13207
Наталья Матвеева
13123
Борис Кронер
12849
Наталья Матвеева
11161
Наталья Матвеева
10777
Алла Ткалич
10404
Светлана Белоусова
10069