НАУКА
«СМ-Украина»
Все женщины — ведьмы?
Юлия Недопитанская
журналист
Киев
28350
![]()
Само название «ведьмы» произошло от слова «ведать»
Подобное утверждение мужчины, как правило, произносят либо в шутку, либо, наоборот, с желанием обидеть представительниц слабого пола. Но при этом мало кто верит, что в современном мире рядом с нами живут и работают колдуньи-ведуньи. «ПОДРУЖКА» ТУГАРИНА И ДОБРЫНИ Колдовство — врожденный дар, который ведьмы могут передавать по наследству своим потомкам или же, за неимением последних, специально выбранным в результате долгих поисков молодым и способным преемницам. Ну а те, подписывая соглашение с нечистой силой, взамен отдавали свою душу. Само название «ведьмы» произошло от слова «ведать». Исключительность этих женщин (реже — мужчин, прозываемых ведьмаками) состояла в том, что они обладали тайными знаниями о природных силах, о лечебных и ядовитых свойствах различных растений, владели магией гипноза и знали множество заговоров... И в старину, и в наши дни особы, общающиеся с нечистой силой, делятся на так называемых добрых и злых ведьм. Несмотря на гонения, непонимание и просто боязнь, первые из них всячески помогали односельчанам, лечили и людей, и животных, а вторые свой дар использовали только во зло... Злые проделки ведьмы, или же женщины, решившейся продать свою душу чертям, в понимании жителей Ярославской губернии сводились к следующему:
«От коровушек молочко отдаивала, В русской и украинской глубинке крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не падкими на чужое соседками или просто голодными детьми, а именно ведьмами. О представительницах сего злобного рода «чародейниц» (а также «отравшиц», «зельниц» и «кореньщиц») мы можем узнать из древней былины о русском богатыре Добрыне Никитиче. Маринка (или Марина Игнатьевна, от лат. ignis «огонь», т.е. «огненная») — женщина не только вольного поведения, принимающая у себя Змея Тугарина, но и «зельщица», изготовляющая приворотные зелья. В былине излагается полный список ее черных дел: мол, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда; употребляла колдовские чары и, в частности, обращала людей в животных и сама умела оборачиваться сорокой; завлекла и Змея Тугарина, и Добрынюшку к себе в дом, находящийся в дурном месте, — Маринкином переулке, в Татарской слободе (ныне район города Киева под названием Татарка). ПОЛЕТЫ НА ПОМЕЛЕ Народные представления о ведьмах в разных регионах существенно различаются. В южных районах России и на Украине колдуньи, как правило, хороши собой, любвеобильны и веселы (именно они изредка творят добро). В малорусских степях среди ведьм часто встречаются молодые вдовы и притом, по выражению классика, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой». А вот воображению жителей северной лесной половины России ведунья представляется в пугающем образе Бабы-яги — дамы весьма преклонного возраста (лет эдак под 800) с обязательно растрепанными седыми волосами, обрамляющими покрытое язвами и искаженное угрожающей гримасой лицо. Нрав имеет злобный и мстительный. Зубов у нее мало, а те, которые чудом сохранились, выпирают вперед. Нос у такой «бабульки» — сизый, что неудивительно; ведь, судя по сказкам, она своими костлявыми руками «вечно кудель прядет» и заодно «глазами в поле гусей пасет, а носом в печи поварует»! Живет русская ведьма, понятно, в избушке на курьих ножках. Подобной «красавице» и колдовать-то не нужно — при одном ее виде люди умирают от страха… А вот еще находим в литературе черту, выделяющую настоящую колдунью среди порядочных представительниц слабого пола: «Ведьма отличается от прочих женщин тем, что имеет маленький хвост. По ночам она летает на помеле (по другим вариантам — на кочерге, в ступе) по воздуху на шабаш, в гости к нечистой силе». Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы. Как все чародеи, ведьмы могут оборачиваться в неодушевленные предметы и в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Практически не встречается народных поверий о превращении ведьм в зайцев, однако в русском фольклоре заяц тоже считается животным «нечистым» и нередко упоминается в определенной взаимосвязи с колдовством и ведьмами. КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ КОЛДУНЬИ? «Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною для нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепляют сретенские восковые свечи. Ведьмы производят колдовство через заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купалу. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-иарья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая ими свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например, свиньи. Если поймать такую ведьму-оборотня и бить ее наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла...» 1 февраля, в день святого Афанасия-ломоноса, у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают все меры предосторожности против наводимых ими злых чар. Говорят, чтобы напугать ведьму и обезвредить ее колдовство, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку под столом воткнуть нож, после чего колдунья будет покорна воле хозяина, как овечка. Точно так же и англичане считали заостренный металлический предмет (например, булавку или нож) наиболее радикальным средством борьбы с ведьмами; английские извозчики «обводили лезвием своего карманного ножа вокруг железных ободов», проезжая «мимо дома, где, по их мнению, жила ведьма». В России ножом очерчивали себя кругом те смельчаки, которые ходили добыть цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу. Круг, как в английской, так и в русской традиции, считается универсальной защитой от нечистой силы. Обычай крестить ножом хлеб был повсеместно распространен среди русских и украинцев. Существовало представление о том, что порча, наведенная ведьмой, неотделима от нее самой. Поэтому в деревнях повсеместно существовала практика сжигать любые подозрительные предметы (пучки ниток, узлы, заломы и т.д.), которые потенциально могли быть орудиями колдуньи. Как горит «порченая» вещь, так же будет корчиться в нестерпимых муках и ведьма. В ряде мест в качестве оберега от порчи используют свечи, которые соответственно ассоциируются с огнем. Помимо огня и железа (в том числе и подковы), в деревнях в качестве оберега от ведьм большой популярностью пользовался веник: «Если хочешь узнать, правда ли, что там такая-то ведьма, вот придет она к тебе, а ты незаметно веник раз — и переверни, поставь метелкой кверху, и она не сможет из дома выйти, будет и так, и эдак крутиться, но не сможет уйти. И нож так-то воткнешь в стол незаметно — тоже не сможет уйти». Ну и, конечно, главное оружие против всякой нечисти — крест и молитва. И сегодня в селах и деревнях накануне праздника Крещения повсеместно мелом или углем рисуют кресты над окнами и дверьми, а в изголовье колыбели с целью защиты ребенка от нечистой силы «вырезают или намазывают смолой крест». Обиженные крестьяне утешали себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно обнаруживалась баба с подвязанной щекой или прихрамывающая на ту или другую ногу.) Поскольку обычно ведьма, бегущая от праведного гнева людского, пыталась оборачиваться в разных животных, существовал свой особый способ наказания пойманного «оборотня»: «Одну такую свинью били, чем ни попадя, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два», значит, себя сгубить, так как ведьма того человека изломает)». Существование подобного ритуала, определяющего, как и чем надо бить, показывает, что расправы с ведьмами практиковались весьма широко. Однако «со смертью ведьмы не прекращаются ее злобные дела против ненавистного ей рода людского. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним — вколотить в могилу и в самый труп осиновый кол... Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник; крапиву и плакун-траву». Это все цветочки… У инквизиции, как мы знаем, были свои, очень жестокие и кровавые, методы распознавания и уничтожения женщин, служащих нечистой силе (или бездоказательно обвиненных в колдовстве, которого не совершали). Существует даже статистика, по которой видно, что в «темные времена» на кострах и в ужасных тюремных подвалах было уничтожено женщин больше, чем погибло людей в ходе двух мировых войн и в результате гитлеровского геноцида. Получается, что в Средневековье каждая вторая женщина рождалась ведьмой! И не суть важно — являлась она блондинкой, брюнеткой или рыжей (хотя рыжих казнили без разбора: считалось, что адово пламя коснулось их еще в утробе матери, поэтому ее вина была очевидной). «БАБКИ-ЕЖКИ» В ДЖИНСАХ Сегодня ведьмочки преспокойно проживают с нами по соседству и ничем особым внешне от нас не отличаются. Зачастую — это юная, сексуально привлекательная особа лет 20-24, умный взгляд (угадывается причастность к высшему образованию), некие богемные нотки и признаки обеспеченного происхождения. Ее одежда соответствует моде и стоит весьма дорого, в наряде своем она предпочитает черный цвет, но и обычными голубыми джинсами не брезгует… В 7 из 10 случаев современная ведьма — брюнетка с короткой стрижкой; как вариант — шатенка. Цвет глаз также является индикатором. Верный знак — зеленые глаза; далее (по убыванию): черные, серые, карие. Голубоглазую колдунью вы вряд ли встретите… Психологический, эмоциональный портрет современной юной «бабки-ежки» примерно такой: какие угодно заскоки и завихрения, но ничего искреннего! Она обожает разыгрывать для себя и окружающих нескончаемый интеллектуальный фарс, ради успеха которого не щадит даже саму себя. На первый взгляд — это капризное, глубоко эгоистичное и самовлюбленное существо; но если взглянуть поглубже, вы увидите, что ведьмочка любит не столько себя, сколько свой эффектный образ в глазах окружающих. Из ее рюкзачка вполне может вывалиться Кант или Ницше. Ради любопытства задайте вопрос по теме... и ведьма не упустит случая покрасоваться! Правдивых слов от нее не ждите, перед вами просто разыграют хороший спектакль… Но самое интересное, что большинство подобных леди даже не догадываются о том, кем они являются. Те же, кто не только догадывается, но и живо интересуется знаниями по черной магии, различными заговорами и колдовскими ритуалами, без боязни быть уличенными в общении с нечистой силой, часто «сбиваются» в подобие колдовских орденов. Хоть и устраивают такие ведьмы и ведьмаки шабаши, но, по большей части, подобные сборища напоминают развлечения. Однако зло в их делах присутствует всегда, поэтому ничего хорошего от людей, выбравших для себя «темную сторону», ждать не приходится! В противовес таким новоявленным «кодлам» сейчас существуют тайные инквизиторские ордена. Да, да, не удивляйтесь! Казалось бы, времена святой инквизиции давно канули в Лету, но последователи у нее имеются. И хоть методы и цели таких орденов несколько изменились, противники у них остались прежними! Дата публикации: 3 февраля 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~201Pw
|
Последние публикации
Выбор читателей
|