Все женщины — ведьмы?
НАУКА
«СМ-Украина»
Все женщины — ведьмы?
Юлия Недопитанская
журналист
Киев
1707
Все женщины — ведьмы?
Само название «ведьмы» произошло от слова «ведать»

Подобное утверждение мужчины, как правило, произносят либо в шутку, либо, наоборот, с желанием обидеть представительниц слабого пола. Но при этом мало кто верит, что в современном мире рядом с нами живут и работают колдуньи-ведуньи.

«ПОДРУЖКА» ТУГАРИНА И ДОБРЫНИ

Колдовство — врожденный дар, который ведьмы могут передавать по наследству своим потомкам или же, за неимением последних, специально выбранным в результате долгих поисков молодым и способным преемницам. Ну а те, подписывая соглашение с нечистой силой, взамен отдавали свою душу.

Само название «ведьмы» произошло от слова «ведать». Исключительность этих женщин (реже — мужчин, прозываемых ведьмаками) состояла в том, что они обладали тайными знаниями о природных силах, о лечебных и ядовитых свойствах различных растений, владели магией гипноза и знали множество заговоров...

И в старину, и в наши дни особы, общающиеся с нечистой силой, делятся на так называемых добрых и злых ведьм. Несмотря на гонения, непонимание и просто боязнь, первые из них всячески помогали односельчанам, лечили и людей, и животных, а вторые свой дар использовали только во зло...

Злые проделки ведьмы, или же женщины, решившейся продать свою душу чертям, в понимании жителей Ярославской губернии сводились к следующему:

«От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала».

В русской и украинской глубинке крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не падкими на чужое соседками или просто голодными детьми, а именно ведьмами.

О представительницах сего злобного рода «чародейниц» (а также «отравшиц», «зельниц» и «кореньщиц») мы можем узнать из древней былины о русском богатыре Добрыне Никитиче. Маринка (или Марина Игнатьевна, от лат. ignis «огонь», т.е. «огненная») — женщина не только вольного поведения, принимающая у себя Змея Тугарина, но и «зельщица», изготовляющая приворотные зелья. В былине излагается полный список ее черных дел: мол, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда; употребляла колдовские чары и, в частности, обращала людей в животных и сама умела оборачиваться сорокой; завлекла и Змея Тугарина, и Добрынюшку к себе в дом, находящийся в дурном месте, — Маринкином переулке, в Татарской слободе (ныне район города Киева под названием Татарка).

ПОЛЕТЫ НА ПОМЕЛЕ

Народные представления о ведьмах в разных регионах существенно различаются. В южных районах России и на Украине колдуньи, как правило, хороши собой, любвеобильны и веселы (именно они изредка творят добро). В малорусских степях среди ведьм часто встречаются молодые вдовы и притом, по выражению классика, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой».

А вот воображению жителей северной лесной половины России ведунья представляется в пугающем образе Бабы-яги — дамы весьма преклонного возраста (лет эдак под 800) с обязательно растрепанными седыми волосами, обрамляющими покрытое язвами и искаженное угрожающей гримасой лицо. Нрав имеет злобный и мстительный. Зубов у нее мало, а те, которые чудом сохранились, выпирают вперед. Нос у такой «бабульки» — сизый, что неудивительно; ведь, судя по сказкам, она своими костлявыми руками «вечно кудель прядет» и заодно «глазами в поле гусей пасет, а носом в печи поварует»! Живет русская ведьма, понятно, в избушке на курьих ножках.

Подобной «красавице» и колдовать-то не нужно — при одном ее виде люди умирают от страха…

А вот еще находим в литературе черту, выделяющую настоящую колдунью среди порядочных представительниц слабого пола: «Ведьма отличается от прочих женщин тем, что имеет маленький хвост. По ночам она летает на помеле (по другим вариантам — на кочерге, в ступе) по воздуху на шабаш, в гости к нечистой силе». Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы.

Как все чародеи, ведьмы могут оборачиваться в неодушевленные предметы и в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Практически не встречается народных поверий о превращении ведьм в зайцев, однако в русском фольклоре заяц тоже считается животным «нечистым» и нередко упоминается в определенной взаимосвязи с колдовством и ведьмами.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ КОЛДУНЬИ?

«Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною для нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепляют сретенские восковые свечи. Ведьмы производят колдовство через заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купалу. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-иарья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая ими свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например, свиньи. Если поймать такую ведьму-оборотня и бить ее наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла...»

1 февраля, в день святого Афанасия-ломоноса, у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают все меры предосторожности против наводимых ими злых чар.

Говорят, чтобы напугать ведьму и обезвредить ее колдовство, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку под столом воткнуть нож, после чего колдунья будет покорна воле хозяина, как овечка.

Точно так же и англичане считали заостренный металлический предмет (например, булавку или нож) наиболее радикальным средством борьбы с ведьмами; английские извозчики «обводили лезвием своего карманного ножа вокруг железных ободов», проезжая «мимо дома, где, по их мнению, жила ведьма». В России ножом очерчивали себя кругом те смельчаки, которые ходили добыть цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу. Круг, как в английской, так и в русской традиции, считается универсальной защитой от нечистой силы. Обычай крестить ножом хлеб был повсеместно распространен среди русских и украинцев.

Существовало представление о том, что порча, наведенная ведьмой, неотделима от нее самой. Поэтому в деревнях повсеместно существовала практика сжигать любые подозрительные предметы (пучки ниток, узлы, заломы и т.д.), которые потенциально могли быть орудиями колдуньи. Как горит «порченая» вещь, так же будет корчиться в нестерпимых муках и ведьма. В ряде мест в качестве оберега от порчи используют свечи, которые соответственно ассоциируются с огнем.

Помимо огня и железа (в том числе и подковы), в деревнях в качестве оберега от ведьм большой популярностью пользовался веник: «Если хочешь узнать, правда ли, что там такая-то ведьма, вот придет она к тебе, а ты незаметно веник раз — и переверни, поставь метелкой кверху, и она не сможет из дома выйти, будет и так, и эдак крутиться, но не сможет уйти. И нож так-то воткнешь в стол незаметно — тоже не сможет уйти».

Ну и, конечно, главное оружие против всякой нечисти — крест и молитва. И сегодня в селах и деревнях накануне праздника Крещения повсеместно мелом или углем рисуют кресты над окнами и дверьми, а в изголовье колыбели с целью защиты ребенка от нечистой силы «вырезают или намазывают смолой крест».

Обиженные крестьяне утешали себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно обнаруживалась баба с подвязанной щекой или прихрамывающая на ту или другую ногу.)

Поскольку обычно ведьма, бегущая от праведного гнева людского, пыталась оборачиваться в разных животных, существовал свой особый способ наказания пойманного «оборотня»:

«Одну такую свинью били, чем ни попадя, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два», значит, себя сгубить, так как ведьма того человека изломает)». Существование подобного ритуала, определяющего, как и чем надо бить, показывает, что расправы с ведьмами практиковались весьма широко.

Однако «со смертью ведьмы не прекращаются ее злобные дела против ненавистного ей рода людского. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним — вколотить в могилу и в самый труп осиновый кол... Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник; крапиву и плакун-траву».

Это все цветочки… У инквизиции, как мы знаем, были свои, очень жестокие и кровавые, методы распознавания и уничтожения женщин, служащих нечистой силе (или бездоказательно обвиненных в колдовстве, которого не совершали). Существует даже статистика, по которой видно, что в «темные времена» на кострах и в ужасных тюремных подвалах было уничтожено женщин больше, чем погибло людей в ходе двух мировых войн и в результате гитлеровского геноцида. Получается, что в Средневековье каждая вторая женщина рождалась ведьмой! И не суть важно — являлась она блондинкой, брюнеткой или рыжей (хотя рыжих казнили без разбора: считалось, что адово пламя коснулось их еще в утробе матери, поэтому ее вина была очевидной).

«БАБКИ-ЕЖКИ» В ДЖИНСАХ

Сегодня ведьмочки преспокойно проживают с нами по соседству и ничем особым внешне от нас не отличаются.

Зачастую — это юная, сексуально привлекательная особа лет 20-24, умный взгляд (угадывается причастность к высшему образованию), некие богемные нотки и признаки обеспеченного происхождения. Ее одежда соответствует моде и стоит весьма дорого, в наряде своем она предпочитает черный цвет, но и обычными голубыми джинсами не брезгует…

В 7 из 10 случаев современная ведьма — брюнетка с короткой стрижкой; как вариант — шатенка. Цвет глаз также является индикатором. Верный знак — зеленые глаза; далее (по убыванию): черные, серые, карие. Голубоглазую колдунью вы вряд ли встретите…

Психологический, эмоциональный портрет современной юной «бабки-ежки» примерно такой: какие угодно заскоки и завихрения, но ничего искреннего! Она обожает разыгрывать для себя и окружающих нескончаемый интеллектуальный фарс, ради успеха которого не щадит даже саму себя. На первый взгляд — это капризное, глубоко эгоистичное и самовлюбленное существо; но если взглянуть поглубже, вы увидите, что ведьмочка любит не столько себя, сколько свой эффектный образ в глазах окружающих.

Из ее рюкзачка вполне может вывалиться Кант или Ницше. Ради любопытства задайте вопрос по теме... и ведьма не упустит случая покрасоваться! Правдивых слов от нее не ждите, перед вами просто разыграют хороший спектакль…

Но самое интересное, что большинство подобных леди даже не догадываются о том, кем они являются.

Те же, кто не только догадывается, но и живо интересуется знаниями по черной магии, различными заговорами и колдовскими ритуалами, без боязни быть уличенными в общении с нечистой силой, часто «сбиваются» в подобие колдовских орденов. Хоть и устраивают такие ведьмы и ведьмаки шабаши, но, по большей части, подобные сборища напоминают развлечения. Однако зло в их делах присутствует всегда, поэтому ничего хорошего от людей, выбравших для себя «темную сторону», ждать не приходится!

В противовес таким новоявленным «кодлам» сейчас существуют тайные инквизиторские ордена. Да, да, не удивляйтесь! Казалось бы, времена святой инквизиции давно канули в Лету, но последователи у нее имеются. И хоть методы и цели таких орденов несколько изменились, противники у них остались прежними!


3 Февраля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85082
Виктор Фишман
68448
Борис Ходоровский
60817
Богдан Виноградов
47749
Дмитрий Митюрин
33774
Сергей Леонов
31927
Роман Данилко
29765
Сергей Леонов
29280
Светлана Белоусова
16208
Дмитрий Митюрин
15857
Борис Кронер
14982
Татьяна Алексеева
14241
Наталья Матвеева
13973
Александр Путятин
13903
Наталья Матвеева
12099
Алла Ткалич
11405
Светлана Белоусова
11356