В поисках украденных сокровищ
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №9(395), 2014
В поисках украденных сокровищ
Александр Лазарев
журналист
Санкт-Петербург
6969
В поисках украденных сокровищ
«Крушение Гросвенора». Художник: James E McConnell

15 июня 1782 года парусный корабль «Гросвенор» вышел из порта Тринкомали на острове Цейлон и взял курс на Англию. На судне кроме 150 пассажиров и членов экипажа находился огромный груз драгоценностей: 19 ящиков с алмазами, рубинами, сапфирами и изумрудами на сумму 517 тысяч фунтов стерлингов, золотые слитки стоимостью 420 тысяч, монеты в количестве 717 тысяч и 1450 слитков серебра.

ГИБЕЛЬ «ГРОСВЕНОРА»

4 августа матрос, находившийся на фор-брам-стеньге, заметил берег, а также полосу прибоя и немедленно сообщил об этом капитану Коксону, который считал, что его корабль находится в 200 милях от побережья. Тот выскочил на палубу и приказал повернуть судно против ветра, но было уже поздно. «Гросвенор» наскочил на скалы, а находившиеся на нем люди оказались в бедственном положении, поскольку с берега дул сильный ветер, грозя унести поврежденный парусник в открытый океан.

В бушующее море, отделявшее судно от побережья, бросились матросы – индиец и два итальянца, доставившие на берег спасательный линь. Линем вытянули канат и зацепили за скалу. Тем временем из обломков рангоута и бочек сколотили плот, на котором с помощью протянутого троса удалось переправить на сушу 134 человека.

Один из них, английский матрос Джон Хейнз, впоследствии поведал всему миру о том, что произошло с этими людьми, причем полученная от него информация больше похожа на отрывок из книг Даниеля Дефо, чем на рассказ простого моряка.

Итак, потерпевшим крушение предстояло пройти 750 миль до ближайших голландских поселений в Африке, расположенных у мыса Доброй Надежды. Многие умерли от голода, болезней и усталости либо отравились, пытаясь утолить голод неизвестными плодами, а ослабевших негров оставляли местным африканским племенам.

В самом начале пути пассажиры и члены экипажа разделились на три группы: две из них позже снова соединились, а третья, возглавляемая самим капитаном Коксоном, бесследно исчезла. До мыса Доброй Надежды добрались шесть европейцев. Еще 12 человек (трое белых, две служанки-негритянки и семь матросов-индусов) оказались спасены поисковым отрядом, снаряженным по приказу местного губернатора. Остальные погибли или, возможно, остались жить среди местных африканских племен.

БЕЗУСПЕШНЫЕ ПОИСКИ

Первая организованная попытка достать сокровища была предпринята уже в 1787 году, но окончилась неудачей. В 1842 году капитан Бауден с десятью малайцами-ныряльщиками провел у места крушения 10 месяцев, а его люди добрались до палубы затонувшего судна, но, вследствие давления морской воды, так и не смогли поднять крышки люков, ведущих во внутренние помещения. Руководитель поисков определил крюйс-пеленг корабля и сообщил британскому Адмиралтейству, что остатки парусника быстро погружаются в песок.

В 1905 году в Йоханнесбурге (город в Южной Африке) была образована акционерная компания под названием «Синдикат по спасанию «Гросвенора». Нанятый фирмой по подводным работам Райт потратил 11 месяцев на установление местонахождения судна под песком на дне моря и сумел отыскать его по деревянным обломкам, добытым с помощью бурового устройства. Трофеями энтузиаста стали 250 монет и 13 корабельных орудий.

Воодушевленные успехом, руководители синдиката решили арендовать землесосный снаряд, поскольку Райт выяснил, что толщина грунта над парусником составляет всего от двух до трех метров. Однако по ходу работ углубление, из которого выбирался песок, настолько быстро засыпалось снова, что попытки добраться до корпуса корабля оказывались бессмысленными. Тогда неутомимый поисковик решил достичь судна со стороны суши и убрал несколько сотен тонн скальной породы, преграждавшей ему путь. В ходе работ погиб один из водолазов, что положило конец всему предприятию.

Тем не менее интерес кладоискателей к затонувшим сокровищам не ослабевал, и в 1921 году мистер Уэбстер организовал «Синдикат по подъему золота с «Гросвенора». Он сделал правильный вывод, что его предшественники совершили ошибки, на которых можно научиться, и попытался добраться до парусника не сверху, а снизу, проделав туннель в массе грунта, располагавшегося под песчаными наносами.

На тот момент остатки судна находились в 130 милях от железной дороги, в 50 милях от ближайшего города и в 25 милях от самой близкой деревни с европейским населением, что растянуло срок, необходимый для доставки оборудования, до трех месяцев. Тем не менее, несмотря на все трудности, руководитель работ Чепмэн, имевший большой опыт в проходке золотодобывающих шахт, начал пробивать туннель.

Первые 40 метров уходили вертикально под землю и дальше горизонтально под морским дном. Скальная порода разрушалась при помощи взрывчатки. Наконец прошли 210 метров и оказались под затонувшим кораблем. В конце оборудовали два герметичных отсека, являвшихся воздушным шлюзом, через которые поисковики должны были выйти к «Гросвенору», пробив снизу морское дно. В пробах грунта обнаружили частицы тикового дерева и свинца, а значит, Чепмэн не ошибся в расчетах. Однако денежные фонды синдиката полностью исчерпались, и он распался, а поэтому работы пришлось прекратить.

Впоследствии другие кладоискатели предприняли еще несколько попыток добыть ценности с парусника. Последней экспедицией руководил крупный английский специалист Питер Кибл, поднявший много судов после Второй мировой войны, но даже ему удалось найти только пушечные ядра. В общей сложности в этом месте потрудились более двадцати экспедиций – и все безуспешно. Тем не менее современные энтузиасты подводных работ до сих пор лелеют надежду откопать при помощи новейшей техники, огромные сокровища. Однако автор статьи считает данные поиски абсолютно бессмысленными, поскольку полагает, что капитан «Гросвенора» со своими сообщниками похитил все ценности.

ТАЙНА КАПИТАНА КОКСОНА

Давайте рассуждать логически. Утверждение о том, что Коксон ошибочно посадил свой корабль на мель, абсолютно абсурдно, ибо в то время навигация находилась на высоком уровне, а сам капитан множество раз проходил данным маршрутом и прекрасно знал условия плавания в этом регионе. По утверждению спасшихся очевидцев, с берега дул сильный ветер, а следовательно, он гнал парусник от континента в море, а вовсе не в противоположном направлении. Следовательно, капитан мог без проблем сманеврировать и уйти в океан, но не сделал этого. Судно село на скалы, а не затонуло; отсюда можно сделать еще один вывод: с него можно было переправить все ценности на берег.

Потерпевшие кораблекрушение всегда вместе пробираются к ближайшим поселениям, но в данном случае наблюдается совсем другая картина. Коксон разделил людей на три группы, хотя все они должны были идти одним и тем же маршрутом. Первые две группы впоследствии соединились, а третья, позже других покинувшая «Гросвенор», в которую входил сам капитан, пропала без вести. Логично сделать еще один вывод: капитан решил убрать с судна пассажиров, их слуг и матросов-индусов, поэтому и приказал им самостоятельно добираться до ближайших голландских поселений. Эти люди не имели представления о координатах европейских колоний в Африке, зато географию местности отлично знали капитан и его офицеры.

Еще один факт. Расстояние от места катастрофы до португальского порта Мапуту, было в несколько раз меньше, чем до поселков, в которые Коксон направил первые две группы, но он располагался совсем в другом направлении. Таким образом, после ухода первых двух групп все сокровища оказались в распоряжении капитана и его сообщников. Они наняли работников из представителей местных африканских племен, построили плоты из бревен и погрузили на них сундуки с ценностями, а негры, используемые в качестве бурлаков, дотащили груз до порта.

В то время Португалия с Великобританией не воевала, и местным властям сказали, что корабль разбился на скалах. В Мапуту имелись верфи, на которых строились парусные суда, и капитан купил новый корабль, подделал документы, а его сообщники составили экипаж, после чего благополучно прибыли в Англию. Но разумеется, не в тот порт, к которому был приписан «Гросвенор», а в другой, где можно было затеряться. Драгоценные камни, золото и серебро тогда в большом количестве поступали из колоний, и их реализация государством не контролировалась.

Хочу обратить внимание читателей еще на один интересный факт. В то время в США шла война за независимость от Англии, а Франция и ряд других стран сражались на стороне американцев, поэтому в Атлантике шли ожесточенные морские баталии. «Гросвенор» мог отбиться от пиратов, но военный корабль противника все равно взял бы его на абордаж, и поэтому проходить океан с юга на север можно только в составе охраняемого конвоя. Следовательно, Коксону пришлось стоять в Кейптауне и ждать, пока подойдет караван судов, идущих в Англию. Но в тех условиях гораздо разумнее было после выхода с Цейлона направиться в крупный индийский порт, где формировался конвой, и сразу присоединиться к нему.

Разумнее? Да, но не для капитана, разработавшего план хищения драгоценного груза и замыслившего посадить судно на мель у берегов Африки.

Если предложенная автором версия верна, то план Коксона завершился полнейшим успехом. И его тень, вероятно, посмеивается над теми, кто продолжает искать сокровища «Гросвенора».


1 мая 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931