Поцелуй привидения
НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №7(523), 2019
Поцелуй привидения
Наталья Дементьева
журналист
Санкт-Петербург
3219
Поцелуй привидения
Кэти с одним из участников спиритического сеанса

Артур Конан Дойл создал одного из самых популярных персонажей в мировой литературе. Шерлок Холмс принес писателю славу и богатство. В 1900 году Конан Дойл стал самым высокооплачиваемым писателем в мире. Он мог эксплуатировать удачно созданный образ до конца жизни, но писателя занимали другие герои и идеи. Конан Дойл стал активным проповедником и исследователем спиритизма. В 1926 году вышел в свет его фундаментальный труд «История спиритуализма». Среди людей, обладающих феноменальными способностями, Дойл особо отметил медиума Флоренс Кук. Если Холмс – самый гениальный сыщик, то Кук – самый сильный медиум, способный вызывать духов в телесной оболочке... 

Первый полет женщины на кухне

Блуждая по темным долинам непознанного, очень легко свалиться в пропасть обманов. Так и в биографии Флоренс Кук трудно отделить правду от вымыслов. Взять хотя бы удивительные рассказы о детстве будущей знаменитости. Абсолютной правдой является только то, что Флоренс Кук родилась 3 июня 1856 года в рабочей семье среднего достатка в Лондоне. Остальные воспоминания детства проверить невозможно, поскольку они рассказаны самой Флоренс и ее родственниками.  

Мать Флоренс утверждала, что с раннего детства заметила необычные способности своей дочери, которая постоянно ощущало около себя присутствие потусторонних духов. Родители Флоренс, как и большинство англичан того времени, увлекались спиритизмом и занимались столоверчением. В уютной столовой по вечерам собиралось несколько гостей. Они усаживались за круглым столом, соединяли руки, образуя круг, и ждали.

– Дух! Ты здесь? Если здесь, стукни один раз, – говорила миссис Кук.

Духи редко шли на контакт, но гости оставались довольны тем, что приятно провели вечер. Когда Флоренс исполнилось четырнадцать лет, матушка пригласила ее участвовать в спиритическом сеансе. Как только Флоренс села за стол, он заскакал, как молодой козлик. Гости в ужасе закричали, а Флоренс вместе со столом поднялась к потолку и зависла в воздухе на некоторое время. Полет и приземление прошли удачно. На следующем сеансе неведомая сила подняла Флоренс в воздух и стащила с нее всю одежду, необъяснимым образом развязав множество шнурков и расстегнув десяток застежек. Голая Флоренс парила над гостями, что вызвало повышенное внимание у присутствующих мужчин. Напрасно Флоренс пыталась прикрыть наготу, схватив летающее рядом с ней платье. К счастью, невидимая сила сжалилась, и одежда вновь оказалась на худеньком теле юной девушки. Шнурки сами собой завязались бантиком, а крючки точно попали в петельки. Кажется, что это происшествие должно было вызвать интерес у всех лондонских газетчиков, однако оно осталось незамеченным. 

Опасаясь, что полеты с раздеванием могут повториться, миссис Кук приказала дочери проводить сеансы в закрытом пространстве. Для этой цели был избран массивный платяной шкаф, стоявший на кухне. В дверце шкафа проделали отверстие. Чтобы никто не заподозрил обмана, Флоренс во время сеанса сидела в шкафу, привязанная к стулу. Когда девушка впадала в транс, в дверце шкафа появлялись лица духов. Сеансы материализации существ из потустороннего мира были платными, но денег семье Кук постоянно не хватало. Днем Флоренс работала в школе ассистентом преподавателя. На уроках, где она присутствовала, мебель вела себя неадекватно: столы и стулья стучали ножками, а кто-то невидимый дергал учениц за локоны. Директор школы уволила Флоренс по требованию родителей, которые не хотели, чтобы их дочери набрались плохих манер от расшалившейся мебели. 

Пиратка из шкафа

После увольнения Флоренс пришлось вызывать духов с еще большим усердием. Потусторонние сущности являлись регулярно, но были они молчаливые и слишком расплывчатые. Наконец в апреле 1872 года произошло невероятное событие. В дверце шкафа всплыло белое лицо, напоминавшее гипсовую посмертную маску. Лицо очень бойко рассказало, что при жизни оно принадлежало Кэти Кинг, дочери знаменитого пирата Генри Моргана. Кэти вслед за отцом пошла по преступной дорожке: грабила, воровала и убивала без жалости. В возрасте двадцати двух лет преступница попалась в лапы правосудия, и ей по приговору суда отрубили голову. Двести лет Кэти пролежала в могиле, но теперь взялась за ум и решила «расплатиться за свои прижизненные грехи». Мертвая пиратка Кэти поведала, что с помощью Флоренс она три года будет общаться с миром живых и откроет «много странных вещей». Первой странностью было то, что Кэти пригласила участников спиритического сеанса рассмотреть ее вблизи. Она даже позволила себя потрогать. Гости пришли к выводу, что лицо Кэти – «органическая маска, под собой скрывавшая пустоту». 

Вскоре энергичная Кэти стала выходить из шкафа в телесном облике. Она выглядела и вела себя как обычная хорошенькая женщина. Белое старомодное платье было единственным напоминанием о ее потустороннем происхождении. Обыкновенные привидения являются в виде туманных силуэтов в темноте, но Кэти смело выступала перед гостями при полном освещении. Конечно, этому способствовали сильные медиумические способности Флоренс Кук. Спиритуалисты считают, что духи материализуются из эктоплазмы, загадочного вещества, которое источает тело медиума. Флоренс Кук испускала огромное количество эктоплазмы, поэтому Кэти материализовалась полностью и превосходно чувствовала себя в «энергетическом» теле.

Ходячий и говорящий призрак поначалу только бродил вокруг гостей и кокетливо им улыбался. Затем Кэти «стала протягивать для рукопожатия твердую на ощупь, теплую руку и разговаривать с ними. Она любила прикасаться к гостям и позволяла осторожно прикасаться к себе». В это время Флоренс сидела в шкафу и громко стонала, поскольку испускание эктоплазмы очень тяжелый и болезненный процесс. Пофлиртовав со спиритами, Кэти возвращалась в шкаф. После исчезновения призрака участники сеанса имели право подняться со своих мест и заглянуть в таинственные глубины шкафа. Там они находили Флоренс, привязанную к стулу и совершенно обессиленную. Кэти бесследно растворялась. Спириты расходилась по домам уставшие, но довольные, поскольку для них телесная материализация Кэти была «убедительным доказательством реальности духовной жизни и существования невидимого мира».

Посетители сеансов отмечали, что лицо призрачной Кэти очень похоже на медиума Флоренс. Конан Дойл нашел этому феномену объяснение: «Здесь мы сталкиваемся с одной из загадок явления материализации, которая требует скорее тщательного изучения, чем насмешек. Лица психических феноменов в первый момент, когда психическая сила еще слаба, напоминают лицо медиума, но в дальнейшем сходство совершенно утрачивается. Эфирная оболочка медиума, его духовное тело, освобождается в состоянии транса и становится основой, на которой духи во время материализации формируют свой облик».

Спиритические сеансы Флоренс Кук пользовались большой популярностью, но не все посетители безоглядно верили в материализацию мертвой пиратки Кэти. У Флоренс была сестра Кэйт, которая согласно законам природы была на нее похожа и могла играть роль призрака. Предполагали также, что Флоренс просто переодевается в шкафу в белое платье и никакой Кэти не существует. 9 декабря 1873 года адвокат Уильям Фолкман нарушил правила поведения на спиритических сеансах и без разрешения вскочил с места. Он грубо схватил Кэти за запястье и объявил, что «дух» – переодетая Флоренс. Мистер Фолкман забыл, с кем он имеет дело. В Кэти воскрес дух ее пиратской молодости. Она вцепилась в лицо обидчика острыми ноготками и рвала его, как взбесившая кошка. Фолкман не сдался и дал духу несколько оплеух. Кэти ответила парой пощечин, но, поняв, что силы не равны, она «начала растворяться – от ступней ног к туловищу». «Фолкман, не успокоившись, распахнул дверь в шкаф. Флоренс лежала на полу: одежда ее была в беспорядке, но она оставалась привязанной к стулу и была без сознания».

Утром Флоренс Кук проснулась знаменитой. О необыкновенном бое человека и призрака узнал весь Лондон. Правда, публика не могли решить, кто из них победил. Большинство утверждало, что обман полностью разоблачен. Ну, подумайте сами, как может призрак царапаться и давать пощечины? Однако вскоре было объявлено о помолвке мистера Фолкман с мисс Гаппи. Спириты вздохнули с облегчением: мисс Гаппи была довольно известным медиумом. Следовательно, дерзкая выходка Фолкмана стала попыткой уничтожить конкурентку его невесты на рынке мистических услуг. 

Неприкрытая правда и голое привидение

Флоренс Кук поняла, что разоблачения привлекают публику не меньше, чем сами сеансы. В начале 1874 года ученый-химик Уильям Крукс проводил исследования феноменов спиритизма с помощью медиума Хьюма. Флоренс пришла к профессору Круксу и предложила себя в качестве подопытного кролика. Конечно, ученый не мог отказать прелестной девушке двадцати двух лет, завоевавшей в таком молодом возрасте славу сильнейшего медиума. Началось сотрудничество двух знаменитостей.

Профессор Крукс был известным физиком и химиком, членом и президентом Лондонского королевского общества. Ему принадлежит множество открытий, опередивших медленно ползущее время викторианской Англии. Крукс открыл химический элемент таллий, изобрел прибор для регистрации альфа-частиц и «трубку Крукса», которая используется в рентгенологии.

Исследования в области нематериальных явлений Крукс начал летом 1869 года. Он участвовал в спиритических сеансах знаменитых медиумов и безоглядно поверил в существование мира духов. 31 декабря 1870 года Крукс записал в дневнике: «Моя жена и я общались с нашими покойными друзьями, и, когда пробило полночь, друзья пожелали нам счастливого Нового года. Я чувствую, они и сейчас смотрят на меня, так как расстояние для них не преграда. А когда истекут годы, отпущенные нам для земной жизни, пусть обретем мы еще большее счастье в стране духов, очертания которой я иногда наблюдаю». Конечно, возникает вопрос: мог ли профессор Крукс быть абсолютно беспристрастным, или он всего лишь искал подтверждения уже сложившимся взглядам? Но Конан Дойл считал, что «гибкость мышления вовсе не противоречит тщательности наблюдений и строгой логике рассуждений».

На время проведения экспериментов Крукс и его жена леди Нелли пригласили Флоренс пожить у них в квартире в аристократическом районе Лондона. Вместе с Флоренс в доме ученого поселилась ее подруга, девушка по имени Мэри Шоуэрс. Публика сразу заговорила, что это обстоятельство снижает чистоту опытов, что Флоренс не должна иметь ассистенток, которые смогут выдавать себя за духа. Однако Крукс не стал прислушиваться к мнению научной общественности.

И вот начался первый сеанс. В доме Крукса был маленький кабинет, отделенный от химической лаборатории занавеской. Флоренс легла на кушетке в кабинете. Профессор Крукс и наблюдатели разместились в лаборатории. Через двадцать минут занавес поднялся и появилась Кэти во всей своей красе. Крукс был потрясен, а Кэти вежливо пригласила ученого пройтись с ней по комнате под ручку. Рассмотрев вблизи медиума и духа, ученый сделал свое первое открытие: «Я получил полное подтверждение тому, что мисс Флоренс Кук и Кэти – две разные личности. Мисс Кук – шатенка, почти брюнетка. Сейчас передо мной лежит локон ярко-золотистого цвета с головы Кэти. Она разрешила мне отрезать прядь своих великолепных кудрей, дав предварительно убедиться, что это ее собственные волосы. В один из вечеров я измерял пульс Кэти. Он бился ровно, со скоростью 75 ударов в минуту, в то время как пульс мисс Кук бился со скоростью 90 ударов. Приложив ухо к грудной клетке Кэти, я услышал, что ее сердце бьется даже ровнее, чем сердце мисс Кук, позволившей мне обследовать себя сразу после сеанса. Прослушивание легких Кэти выявило, что они работают лучше легких мисс Кук, страдавшей жестоким кашлем и проходившей в то время курс лечения».

Для доказательства, что Флоренс во время сеансов остается неподвижной, Круск использовал множество различных методов. Медиума всегда привязывали к стулу, а веревки опечатывали. Однажды пряди волос Флоренс накрутили вокруг гвоздя, что полностью лишило ее возможности двигаться. И наконец, в ход пошли физические приборы. Крукс подключал руки Флоренс к гальванометру и резисторам. От малейшего движения стрелки приборов должны были двигаться, но они оставались неподвижными. Чем успешнее проходили эксперименты, тем смелее становилась мертвая пиратка. Кэти могла часами разгуливать между гостями и строить им глазки. Чтобы публика не заскучала, дух постоянно разнообразил развлечения. Кэти приглашала гостей потанцевать, садилась мужчинам на колени, а однажды сбросила с себя белые одежды и предстала перед зрителями обнаженной:

– Теперь вы видите, что я – женщина, – заявило привидение.

Отчеты о проводимой работе профессор Крукс регулярно публиковал в «Ежеквартальном научном журнале», который он редактировал. Реакция научных кругов была, мягко сказать, негативной. Почему привидение ведет себя как подгулявшая портовая девка? Откуда у эфирного создания появился пульс, дыхание и речь? Кто позволил мертвой девушке нарушать законы природы и здравого смысла? Крукс отвечал оппонентом, что подтверждением нематериальной природы Кэти служит тот факт, что она на глазах изумленной публики исчезала. Это видел не только сам профессор Крукс, но и приглашенные наблюдатели. Дематериализацию Кэти описала одна из участниц сеанса: «Это можно уподобить тому, как тает восковая кукла возле горячего камина. Сначала ее черты стали размытыми, нечеткими. Глаза утонули в глазницах, нос исчез, лоб ввалился. Затем ноги под нею подкосились, и она начала опадать на ковер подобно рушащемуся изваянию. В конце концов на полу осталась одна ее голова, потом – лишь кусок белой ткани, который также исчез, будто его утянули вслед за фигурой. Мы в изумлении уставились на яркое пятно света, отбрасываемого тремя газовыми светильниками на то место, где только что была Кэти».

Согласитесь, очень эффектный рассказ. Он принадлежит перу английской писательницы Росс-Чёрч. Правда, таких наблюдателей, как миссис Росс-Чёрч, трудно назвать независимыми. Писательница была убежденной сторонницей спиритизма. Все ее книги проникнуты мистикой, а духи играют главные роли в замысловатых сюжетах.

Собраться с духом и сфотографировать

Крукс предложил недоверчивой общественности еще одно доказательство существования Кэти. Профессор предложил привидению провести фотосессию, и оно охотно согласилось. «Для этой цели было установлено пять полных комплектов фотоаппаратуры, – писал профессор Крукс. – Все они были нацелены на позировавшую Кэти. Использовалось по пять ванн с проявителем и закрепителем, было заготовлено множество фотопластинок, чтобы исключить любые задержки или остановки в процессе фотографирования, которое мы проводили вдвоем с помощником». Было сделано около пятидесяти фотографий, но до наших дней сохранилось только несколько штук. Большинство снимков вместе с негативами родственники уничтожили незадолго до смерти сэра Крукса в 1919 году..

Британские ученые были разочарованы. Они утверждали, что, хотя использовалась первоклассная фотоаппаратура, снимки получились плохого качества. Некоторые носят явно постановочный характер. На фотоснимке, запечатлевшем Кэти, Флроренс и Крукса, медиум лежит так, что лица не видно. На одной из фотографий Кэти словно специально поставлена на возвышение, и, таким образом, она становится выше Флоренс на четыре дюйма, как вычислил Крукс.

Только знатоки заметили, что фотографии проявили самые тонкие оттенки взаимоотношений между ученым и исследуемым объектом. Профессор Крукс признавался, что «никакая фотография не может описать совершенную красоту лица Кэти, равно как и слова бессильны описать очарование ее манер. Фотоснимок может сохранить контуры ее черт, но он не может передать удивительную чистоту цвета кожи, постоянную перемену черт лица, то омраченных печалью, когда она рассказывает о горестях своей прошлой жизни, то озаряемых невинной улыбкой, когда она, собрав вокруг себя детей, рассказывает им о своих приключениях в Индии». Кто написал эти слова? Ученый, погруженный в формулы и расчеты, или пылкий влюбленный, любующийся предметом своей страсти. Опыт подсказывает, что сорокалетний профессор влюбился в Кэти, и вполне возможно, что Крукс стал первым мужчиной, имевшим интимные контакты с духом.

Лондонские газеты провели собственное расследование и заявили, что Крукс влюбился не в привидение, а в медиума Флоренс. Писали, что профессор давно понял, что его дурачат, но не хотел огласки и упорно продолжал поддерживать обман.

Она улетела, но обещала вернуться

В 1874 году Уильям Крукс опубликовал отчет, в котором утверждал, что стал свидетелем необъяснимых, но истинных феноменов. Королевское общество предложило лишить Крукса звания почетного члена. В это же самое время Флоренс вышла замуж за богатого адвоката Эдварда Корнера. Молодая жена не могла привести в дом привидение в качестве приданого. Кэти поняла, что ей пора исчезнуть навсегда.

21 мая 1874 года Кэти заявила, что она является в последний раз. Флоренс упала без сознания. Кэти подошла к ней и нежно прикоснулась к плечу. Она умоляли медиума очнуться, чтобы они могли попрощаться. Флоренс открыла глаза и что-то прошептала Кэти на ухо. «Слезы лишили мисс Кук дара речи», а потом у нее началась истерика. Крукс поспешил Флоренс на помощь, а когда оглянулся, комната была пуста.

Миссис Флоренс Корнер зажила обычной, довольно скучной семейной жизнью.  Прошло шесть лет. О медиуме Флоренс и духе Кэти забыли. Однако актеры и люди, привыкшие к вниманию публики, не могут жить без аплодисментов, похвал или скандалов. Погасшие, постаревшие, надоевшие звезды готовы на все, чтобы их снова заметили. Флоренс вновь стала давать публичные сеансы материализации духов. На этот раз она вызывала духа по имени Мари. Кем была при жизни Мари и почему она решила явиться миру – осталось неизвестным. Мари «зажигала» на сеансах похлеще пиратки Кэти. В ход пошли не только танцы, но и разудалые песни. 

Сеансы имели большой успех, но 9 января 1880 года один наблюдательный джентльмен под белыми одеяниями духа увидел корсет. Привидение в корсете! Это уже слишком! Джентльмен повел себя не по-джентельменски, он стащил с духа белые одежды. Публика увидела Флоренс. Кинулись осматривать помещение, отгороженное занавеской. Там стоял пустой стул с развязанными веревками и лежало платье Флоренс. Разгневанная публика потребовала вернуть деньги, а спириты стали искать объяснение случившемуся конфузу. Конан Дойл выдвинул версию, что «в состоянии полутранса она могла – бессознательно или полубессознательно, подчиняясь неосознанному желанию зрителей или воле духов, – встать и выйти из кабинета в комнату». Желая реабилитироваться, Флоренс дала еще несколько сеансов своим самым ярым поклонникам. Былая слава не вернулась, и Флоренс перевоплотилась в примерную домохозяйку.

А Кэти не захотела возвращаться в холодную могилу, она «материализовалась» в Америке, где успешно участвовала в спиритических сеансах. В январе 1875 года разразился ужасный скандал. Некая Элайза Уайт выступила с заявлениями, что это она играла роль Кэти.

Конан Дойл считал, что это разоблачение нанесло самый страшный удар по спиритуализму за всю его историю. Однако «раздача слонов и материализация духов» успешно продолжается и по сей день. И ничто не может ее остановить. Слишком большие деньги из воздуха материализуют экстрасенсы, предсказатели и маги. Лично мне очень жаль, что сэр Артур Конан Дойл отдал столько своего времени изучению истории спиритизма. Сколько замечательных историй о Шерлоке Холмсе он мог бы написать...


18 Марта 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
84226
Виктор Фишман
67398
Борис Ходоровский
59851
Богдан Виноградов
46959
Дмитрий Митюрин
32411
Сергей Леонов
31388
Роман Данилко
28925
Сергей Леонов
24098
Светлана Белоусова
15147
Дмитрий Митюрин
14897
Александр Путятин
13383
Татьяна Алексеева
13146
Наталья Матвеева
12996
Борис Кронер
12405
Наталья Матвеева
11044
Наталья Матвеева
10741
Алла Ткалич
10327
Светлана Белоусова
10003