Русский десант на Сингапур
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №3(363), 2013
Русский десант на Сингапур
Сергей Косяченко
журналист
Хабаровск
1393
Русский десант на Сингапур
Германский рейдер «Эмден»

Вспомогательный крейсер «Орел» служил в составе российского флота в трудные годы Первой мировой, а в Гражданскую войну остался под Андреевским флагом на стороне Белого движения, и это предопределило его судьбу. Служба этого славного корабля на долгие годы выпала из истории ВМФ России, а между тем она полна приключений, которые и не снились «настоящим» крейсерам и эсминцам. Об одном из боевых эпизодов с участием «Орла» и его славного экипажа я и хочу вам поведать.

30 декабря 1908 года в Германии российским Доброфлотом для содержания срочного пароходного сообщения между Владивостоком и портами Китая, Кореи и Японии был заказан большой товаро-пассажирский пароход-экспресс. Трехпалубное судно имело стальной корпус с двойным дном, две мачты, механизмы фирмы Ferdinand Schichau из Эльбинга и две дымовые трубы. Строительство обошлось в 1 530 000 немецких марок.

Для его использования в военных целях проектом заранее предусматривалось устройство на верхней палубе фундаментов под установку трех 120-миллиметровых орудий, а также помещений для размещения 200–300 мин заграждения и 600 человек десанта.

Почтово-пассажирский пароход мог принять на борт в каюты 1-го класса 60 пассажиров, в каюты 2-го класса – 30, в помещения 3-го класса – 120, а также 180 палубных пассажиров. Штат команды – 95 человек, из них 34 – обслуживающий персонал.

13 апреля 1909 года пароходу было присвоено имя «Орел», а уже 8 декабря он прибыл во Владивосток из Петербурга и получил приписку к Владивостокскому торговому порту под № 108. Впоследствии выполнял регулярные почтово-пассажирские рейсы между Владивостоком, Цуругой, Шанхаем и Нагасаки. После начала Первой мировой войны, 13 августа 1914 года командующий Сибирской флотилией создал комиссию для приема от Добровольного флота парохода «Орел». Через три дня – 17 августа – на «Орел» были назначены офицеры: командир – капитан второго ранга Винокуров, старший офицер – старший лейтенант Петров с транспорта «Ксения», вахтенными начальниками назначались мичман Устимович с транспорта «Ксения», мичман Кованько с миноносца «Твердый», мичман Булашевич с заградителя «Уссури». Лейтенант Ушаков – штурманским офицером, инженер-механик лейтенант Точисский – старшим механиком. Вся команда состояла из одиннадцати офицеров, трех кондукторов и ста двадцати нижних чинов.

На крейсере была установлена артиллерия, в трюмы загрузили боезапас, и 20 августа «Орел» был зачислен в состав Сибирской флотилии как вспомогательный крейсер второго ранга.

21 августа в полдень на «Орле» подняли военный флаг, и началась его ратная служба.

Корабль, хоть и считался крейсером, был все же вспомогательным, поэтому предназначался для учебной подготовки гардемарин, перевозки военных грузов, конвоирования транспортов. В конце 1914 года «Орел» с группой водолазов был отправлен за тридевять земель от пылающей Европы, где в далеких южных морях, у малазийских берегов, на внутреннем рейде островного порта Пенанг лежали на дне потопленные германским рейдером «Эмден» русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Мушкет». На борту вспомогательного крейсера находились и прикомандированные офицеры с погибшего русского корабля – лейтенант Рыбалтовский и мичман Осипов. Сначала «Орел» зашел в Сингапур, куда доставил 152-миллиметровые снаряды и другие припасы для «Аскольда», последнего крейсера Сибирской флотилии, несшего службу в составе союзнической эскадры. После передачи грузов вспомогательный крейсер направился в Пенанг.

4 января 1915 года в указанном французским портовым комендантом месте матросы со шлюпок обнесли буйками район водолазных работ. Не прошло и недели, как на стальных тросах были подняты и на тяжелые понтоны уложены снятый с тумбы ствол 120-миллиметровой пушки, которая стояла на юте, пара заржавевших пулеметов, шесть вполне годных оптических прицелов, кормовой прожектор. Работам сильно мешали течение, большое количество ила, загроможденность палубы обломками конструкций, большой крен корпуса на правый борт. При проведении водолазных работ в результате несчастного случая погиб старший минер «Орла» унтер-офицер Алексей Черепков. Похоронили его рядом с моряками «Жемчуга» на христианском кладбище и установили на братской могиле чугунный крест. Специальная комиссия, состоявшая из трех русских и одного французского офицеров, 23 января 1915 года изучила состояние поднятого с морского дна орудия и сделала вывод, что «ввиду значительного износа нарезов стволов и ускоренной коррозии механической части» тратить время и силы на подъем остального вооружения, которое еще осталось на затонувшем корабле, не имеет смысла.

4 февраля 1915 года русский консул в Сингапуре панической телеграммой вызвал крейсер в Сингапур, где восстал 5-й легкий полк сипаев. Водолазные работы были свернуты, и «Орел», забрав из местного госпиталя 14 остававшихся там раненых из команды «Жемчуга», убыл в Сингапур. Еще в октябре 1914 года из Сингапура во Францию был отправлен Йоркширский полк и на смену ему для охраны сеттльмента из Индии прибыл Мадрасский 5-й легкий пехотный полк, состоящий преимущественно из индийских сипаев-мусульман. Вскоре его решено было перевести в Гонконг, но кто-то пустил слух, что индусов-мусульман из Сингапура отправят на турецкий фронт воевать против единоверцев. Слухи возымели действие – сипаи восстали. 850 сипаев и 100 малайских артиллеристов двинулись к баракам, где содержались 350 немцев-военнопленных, включая и интернированную команду потопленного австралийцами крейсера «Эмден» во главе с лейтенантом Лаутербахом.

Сипаи перестреляли охрану лагеря, предложили немцам присоединиться к восстанию и захватить Сингапур. Но немцы отказались, сославшись на то, что это будет не этично. Только семнадцать немцев и три датчанина присоединились к восставшим. Тридцать пять человек просто покинули лагерь и разбежались. Сбежал и Лаутербах. Впоследствии он попал в США, а оттуда перебрался в Германию, где получил за побег чин обер-лейтенанта.

Сипаи двинулись в порт, круша все на своем пути и убивая попадавшихся навстречу европейцев. Основной контингент войск Сингапура в то время состоял из китайцев, которые почти в полном составе перед этим убыли на континент праздновать свой Лунный новый год. Город практически был застигнут врасплох. Базировавшийся в Сингапуре командующий объединенным флотом союзников на Тихом океане британский вице-адмирал Джеррам обратился по радио ко всем, кто его слышит, с просьбой о помощи. 5 февраля в Сингапур по тревоге прибыл русский вспомогательный крейсер «Орел», затем французский крейсер «Монкальм» и японские крейсера «Отова» и «Цусима».

С кораблей был высажен десант, присоединившийся к английским ополченцам. Это был первый совместный десант в истории Первой мировой войны. Русская десантная партия состояла из пяти унтер-офицеров и тридцати восьми матросов при двух пулеметах. Командовал ею старший офицер крейсера старший лейтенант Петров, имевший боевой опыт Русско-японской войны. Будучи минным офицером миноносца «Бойкий», в чине мичмана участвовал в обороне Порт-Артура, не раз водил десантные роты в штыковые, а после капитуляции крепости в плен не сдался – со своим кораблем прорвался в Циндао.

С ним добровольцами пошли в десант мичман Кованько и врач Кузнецов. До 15 февраля десантники, выполняя союзнический долг, доблестно участвовали в поисках и разоружении восставших сипаев, беспощадно подавляя любую попытку вооруженного сопротивления. При «зачистках» были тяжело ранены два матроса.

С 23 февраля до 15 мая 1915 года работала тайная следственная комиссия, но причину восстания так и не установили.

Следствие решило, что мятежников спровоцировали агенты Турции и Германии. Более 200 сипаев были осуждены военно-полевым судом, а 47 человек казнили при скоплении 15 000 жителей города. Вскоре русских, японцев и французов заменили прибывшие из Бирмы колониальные войска. Сопротивление повстанцев было сломлено. Сипаи, не имея должного руководства, начали разбегаться и сдаваться. 5-й полк расформировали и частично отправили в Африку.

Часть повстанцев еще какое-то время скрывалась в джунглях, пока местные охотники за головами не отловили их. За пять моряков с «Эмдена», сбежавших и не оказавшихся среди захваченных повстанцев, объявили награду по 1000 долларов за каждого. От греха подальше в апреле 1915 года немцев из сингапурского лагеря перевезли в Австралию.

В результате боевых действий со стороны оборонявшихся погибло тридцать три военнослужащих-британца и четырнадцать гражданских лиц. Также были ранены француз и два русских моряка.

8 марта «Орел» ушел во Владивосток, куда прибыл 22 марта. За помощь британцам в подавлении восстания весь десант был награжден. Старший лейтенант Петров – орденом Святой Анны второй степени с мечами, врач Кузнецов – орденом Святой Анны третьей степени с мечами и бантом, мичман Кованько – орденом Святого Станислава третьей степени с мечами и бантом. Все десантники были награждены медалями «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на груди.

В отчете за 1915 года британский вице-адмирал Джеррам действиям русских моряков посвятил несколько строк: «Капитан 2 ранга П. Винокуров… высадил десант, который принес значительную пользу, содействуя подавлению мятежа в Сингапуре. «Орел» был также использован как убежище для женщин и детей, которые пользовались сердечным попечением за время пребывания на корабле». Приказом Морского министра этот отзыв был внесен в послужной список Винокурова.

На этом история десанта на Сингапур заканчивается, но не заканчивается одиссея крейсера «Орел» и его экипажа. На их судьбах я коротко остановлюсь.

Петров Сергей Николаевич (1879.03.20–1932.07.03) Из дворян Московской губернии. Окончил Санкт-Петербургский университет в 1901 году. Произведен в офицеры из юнкеров флота в 1903-м. 1917 год – старший лейтенант, командир эсминца «Лейтенант Сергеев». Совершил переход из Владивостока в Мурманск на усиление флотилии Северного Ледовитого океана. Служил в белых войсках Восточного фронта. Капитан второго ранга. Жил в эмиграции в Китае, служил на французских торговых судах, водолаз. Умер в Гонконге.

Винокуров Павел Петрович, родился в 1881 году. Капитан второго ранга. Весной 1920-го – командир Туапсинского порта. Капитан первого ранга. Эвакуирован из Севастополя на линейном корабле «Генерал Алексеев». К лету 1921 оказался в Югославии, в эмиграции. Умер в апреле 1949 в Порт-Саиде по пути в Австралию.

Старший лейтенант Кованько Лев Евгеньевич. В 1917 году адъютант Керенского. Спас Александра Федоровича при побеге из Гатчинского дворца от матросов Дыбенко. По свидетельству самого Дыбенко, оба адъютанта Керенским брошены и захвачены в плен вместе со штабом генерала Краснова. Лев Евгеньевич родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, русский, образование высшее, заведующий морской частью треста «Дальстрой». Арестован 22 ноября 1937 года. Тройкой при НКВД 20 октября 1938 года обвинен в шпионской деятельности. Расстрелян 31 октября 1938 года. Место захоронения – Владивосток. Реабилитирован 4 мая 1959 года определением Военного трибунала. По свидетельству актера театра и кино Александра Домогарова, Лев Евгеньевич Кованько приходится ему дедом.

Ну а многострадальный «Орел» закончил свою жизнь в Гонконге. В 1951 году он был продан на металлолом, так и не став гордостью Российского флота. Хотя и заслужил этого.


17 марта 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931