«Батуринская трагедия». Правда и мифы
РОССIЯ
«Батуринская трагедия». Правда и мифы
Петр Базанов
историк
Санкт-Петербург
2013
«Батуринская трагедия». Правда и мифы
Ян (Иван) Мазепа и Александр Меншиков

События, связанные с уничтожением резиденции Мазепы в городе Батурине, стали идеей фикс исторической науки «незалежной» Украины. При этом политизированная, пропагандистская трескотня псевдоисториков призвана скрыть фактуру и саму суть событий, разыгравшихся на переломном этапе Северной войны. 

Вторжение войск Карла XII на Украину не имело ничего общего с пресловутой идеей «защиты Европы» от «московских варваров», которую приписывают этому королю его апологеты. Подлинным борцом с варварством в тех реалиях был именно Петр I. 

Среди историков, внесших особо значимый вклад в объективное изучение деятельности царя-реформатора, не последнее место занимает Николай Иванович Ульянов (1904–1985). Представитель русской академической науки, он более всего известен как специалист в украинском сепаратизме и национальном вопросе. Профессор Ленинградского института философии, лингвистики и истории, Ленинградского и Йельского университетов, Николай Ульянов был последним учеником академика Сергея Федоровича Платонова – убежденного апологета Петра I. В начале 1920-х годов, в период огульной критики отечественной истории, академик не изменил своим убеждениям. Лучше всего взгляды Сергея Платонова передает характеристика первого российского императора в юбилейном «Полтавском сборнике»: «Давая царю Петру название «Великий», мы чтим Его не только за то, что он сумел завоевать много земель, устроить на Руси новые порядки и утвердить у нас европейскую образованность. Мы считаем Его великим не только за то, что он сам являлся удивительным образцом человеческого гения, богатым и телесною силою, и самым разнообразными душевными способностями. Мы почитаем Его великим и за Его нравственные достоинства: за трудолюбие, которому не было границ; за простоту, в которой был на счету всякий рубль; за высокую честность, пред которой не было пощады никакому обману и никакой фальши; за пламенную любовь к России, которой он желал всякого добра».

В русском зарубежье постоянно шли дискуссии о роли и месте Петра I в истории России. Основным было сравнение большевистского эксперимента по построению социализма с реформами начала XVIII столетия. К дискуссиям о царе Петре русскую эмиграцию подталкивал и распространенный в СССР национал-большевистский тезис о царе как о «революционере на троне» или даже «Робеспьере на троне» (Борис Башилов), «большевике на троне» (Николай Бердяев) и «отце русской интеллигенции» и т. д. Знаменитый историк и лидер партии конституционных демократов (кадетов) Павел Милюков доказывал случайность петровских преобразований. В его отношении сказывалось и московское происхождение историка. Николай Ульянов при анализе сложившейся историографической традиции отмечал ее публицистичность и пристрастность: «При таких условиях все антипетровские выпады строились на трафаретных суждениях, на скороспелых обобщениях, на подмене объективного анализа фактов широковещательными формулами. Исходили из отвлеченных умозрительных концепций и декларировали свою неприязнь к Петру либо с высот какого-нибудь европейского учения, либо просто по невежеству». Идеально сказал историк и об отношении к первому императору в русском зарубежье: «Из всех эмигрантских умопомрачений хула на петровские реформы – самое бредовое, самое патологическое». В этом контексте отдельно следует рассматривать украинскую публицистику и «науку», которые оперируют мифопоэтикой или заведомыми фальсификациями. 

Петровские реформы поддерживали жители двух исторических регионов России: Русского Севера – Северо-Запада и Малороссии. Для первых Петр I – народный, былинный герой, освободитель приневского края от шведской оккупации, от ига иноземцев и протестантов – идеал справедливого правителя. Свободное крестьянство подкупал подлинный демократизм и его невероятная работоспособность. Сергей Платонов любил цитировать: «Вот царь – так царь!» – вспоминали про него олонецкие мужики: даром хлеба не ел, пуще мужика работал».

Именно дворянство и купечество этих регионов более всего выигрывали от петровских реформ. Выходцы из Малороссии занимали высшие позиции в петровской империи, особо выделим архиепископа Феофана (Прокоповича) и его оппонентов митрополитов Стефана (Яворского) и Димитрия (Туптало). Не даром Николай Ульянов отмечал: «Чем дальше, тем больше юго-западные книжники принимают участие в формировании общерусского литературного языка – Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович. При Петре наплыв малороссов мог навести на мысль об украинизации москалей, но никак не о русификации украинцев, на что часто жалуются самостийники».

СПЕЦОПЕРАЦИЯ МЕНШИКОВА

Впрочем, во взаимной любви Петра Великого и его малороссийских подданных было черное пятно – измена гетмана Яна Мазепы. С этого предательства и родилось презрительное название «мазепинцы». Правда, украинские публицисты «стыдливо забывают», что из 40 тысяч реестрового казачества гетмана-изменника поддержало менее двух тысяч, а из более чем миллионного населения Левобережной Малороссии еще не более трех тысяч. Население же оккупированных шведами территорий дралось с захватчиками героически. В условиях массовой партизанской войны фуражирам Карла XII приходилось ездить за сеном с пушками. Небольшие города Полтаву и Веприк, оборонявшиеся не только гарнизоном, но и местными жителями, пришлось штурмовать всем шведским войском. Причем если Полтаву так и не удалось взять, то пленные из Веприка вскоре от шведов сбежали. Все это прекрасно знал Петр Великий. Николай Ульянов справедливо указывал: «Запрещал Петр и попрекать украинцев изменой Мазепы. В некоторых важных случаях он грозил даже смертной казнью за это».

Но украинская национальная «историография» отличается возведением любых русофобских мифов в степень истины в последней инстанции. Чтобы оправдывать собственное предательство, можно декларировать самые нереальные фальсификации. Любимой байкой про «зверства москалей» является «Батуринская резня» – взятие драгунами Александра Меншикова гетманской резиденции. Российские читатели уже привыкли к истерикам о том, что королева Франции Анна Ярославовна, изобретатели Игорь Сикорский и Сергей Королев – украинцы, что родом с Украины были путешественники Христофор Колумб, Франциско Писарро, Хуан де ла Коса.

Уничтожение же Батурина «самостийные» пропагандисты отожествляют с голодомором и подают как пример извечного зверства «москалей». Могу предположить, что миф XVIII века будут сравнивать с враньем о событиях наших дней, так называемой «Сребреницей в Буче».

Украинский миф основывается на реальном факте взятия 2 (13) ноября 1708 года столицы мятежного гетмана Яна Мазепы – небольшого городка Батурин. Мол, русские драгуны ворвались в этот город и устроили массовую резню, не пощадив даже женщин и младенцев. Данную байку повторяют все проукраински настроенные публицисты и историки. Якобы это был демонстративный акт для запугивания населения Левобережной Малороссии. Указом президент Украины Виктора Ющенко (№ 1131/2007) собирались даже построить мемориал невинным жертвам…

В 1708 году в Батурине были собраны запасы для шведской армии и имелось большое количество пушек. Петр Великий поручил Александру Меншикову быстро ликвидировать проблему. Петровские драгуны подошли к Батурину и попытались договориться с мазеповским наместником полковником Дмитрием Чечелем. За время переговоров сердюки (иностранные наемники мятежного гетмана) взяли жителей города в заложники, согнали их в крепость и подожгли предместья. Местное население разобравшись, что подошли не шведы, а русские солдаты (одетые в европейскую форму), начали восстание, одновременно Меншиков отдал приказ о штурме. Казаки прилуцкого полковника Ивана Носа тут же сдались русским. Меньшиков демонстративно казнил несколько десятков предателей. Драгуны и местные жители сожгли Батурин со всеми запасами и через три дня покинули город. Мирное население ушло в балки и стало героически партизанить против шведских оккупантов и предателей.

Миф о «Батуринской резне» придумал сам гетман Мазепа. Николай Ульянов отмечал, что: «Измена Мазепы породила наибольшее количество агитационного материала и антимосковских легенд. Особенно старались мазепинцы-эмигранты вроде Орлика, войскового писаря, – самого доверенного человека Мазепы. Читая его письма, прокламации, меморандумы, можно подумать, что москали, в царствование Петра, учредили какое-то египетское рабство на Украине, – били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жен их и дочерей непременно насиловали, скот, лошадей, имущество забирали, даже старшину били «смертным боем». Распространялись слухи о принудительном переселении казаков в Сибирь и даже насильственном обращение в католичество… 

«ЗВЕРЬ» С АСТРОЛЯБИЕЙ

Николай Ульянов писал: «Легенда об отступничестве получила столь широкое распространение, что ее счел нужным повторить, в своих воззваниях к малоросскому народу, Карл XII. Он тоже уверял, будто Петр давно задумал искоренить в своем государстве греческую веру, по каковому случаю вел переговоры с Папой Римским. Инспирированы были эти курьезные манифесты Мазепой, открывшим Карлу главную причину единения малоруссов с великоруссами – православную веру».

Все эти сказки впоследствии были некритически заимствованы украинскими историками из политического памфлета «История Русов или Малой России», за авторством якобы архиепископа Белорусского Георгия Конисского, хотя еще в XIX веке историк-украинофил Александр Лазаревский доказал, что эта «летопись» является позднейшей грубой подделкой.

«Зверства царского любимца» Меншикова (как уроженец Москвы он идеально подходил на главного отрицательного персонажа) стали любимой темой украинской русофобской пропаганды. Николай Ульянов справедливо подметил: «Имя Меншикова занимало особое место и в той агитации мазепинцев, что развернулась широко, главным образом заграницей, после бегства и смерти Мазепы. Ему приписывалось угнетение украинцев даже при помощи «всемогущей астролябии, которой дотоле во всей Руси не бывало и перед которою все было безмолвно, почитая направление и действие ее магнита божественным или мистическим произведением». Зверства царского любимца не ограничились, по уверению «Истории Русов», «батуринскими избиениями».

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ФАКТЫ?

С 1995 года и до конца 2000-х годов в поселке Батурин проходили археологические раскопки, в ходе которых в слоях сгоревшего города и близлежащих кладбищах нашли менее ста человек, умерших насильственной смертью. Оставляя за рамками статьи вопрос, не были ли эти люди убиты сердюками-мазепинцами, констатируем, что ни о каких массовых захоронениях говорить не приходится! Уже в декабре 1708 года недавно избранный гетман Иван Скоропадский разрешил якобы уничтоженным батуринцам восстановить свой город. Сохранился даже гетманский универсал на имя батуринского атамана Данила Харевского.

Петру I никакие убийства малороссиян просто были не нужны, так как во время шведской агрессии казаки, крестьяне и мещане показали свою беспримерную преданность. Царь откровенно радовался, что его малороссийские подданные пользуются свободами и привилегиями и не платят налогов в Москву. Также Петр I был не доволен, что плодами и льготами, предоставляемыми центральной властью, пользуется казачья старшина. Только этим и объясняется решение об упразднении гетманства как рудимента средневековья в системе оформляющейся просвещенной абсолютной монархии.

Историк Николай Ульянов доказывал, что главное в реформах Петра Великого – создание светской культуры, просвещения, литературы и науки в России. Брильянтами в петровских преобразованиях было создание символов русской европейской культуры – Петербурга и Академии наук. В петровских реформах на первых ролях трудились выходцы из Киева, Полтавы, Переславля и других городов. Во многом благодаря их творческой деятельности, а не только Петру I мы обязаны расцвету русской культуры.


17 июня 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
1457640
Александр Егоров
268385
Татьяна Алексеева
208990
Яна Титова
197568
Сергей Леонов
195915
Татьяна Минасян
158216
Татьяна Алексеева
128613
Светлана Белоусова
128020
Борис Ходоровский
116872
Сергей Леонов
104673
Виктор Фишман
86782
Павел Ганипровский
85221
Борис Ходоровский
76632
Наталья Матвеева
74586
Павел Виноградов
67666
Валерий Колодяжный
62512
Богдан Виноградов
62008
Наталья Дементьева
61751