Женский вопрос
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«СМ-Украина»
Женский вопрос
Владимир Винник
журналист
Киев
9061
Женский вопрос
Женский автомобиль — не всегда бесхарактерное средство передвижения, зачастую это — эксклюзив

Этот вопрос в мировом автомобилестроении стоит издавна. И сегодня, когда, казалось бы, он решен с помощью миниатюрных неудачных «автообмылков», которые какой-то садист обозвал женскими автомобилями, хочется заглянуть в историю и выяснить: а на чем, собственно, передвигались знаменитые женщины, и всегда ли их автомобили были миниатюрными «мыльницами» с автоматической трансмиссией?

О ПОЛЬЗЕ ШЛЯПНЫХ БУЛАВОК

Начинать принято с основателей автопроизводства, двух немцев, Бенца и Даймлера. В судьбах многих великих конструкторов огромную роль сыграли жены, и эти двое не исключение. Но если участие фрау Даймлер ограничивается тем, что ее муж впряг свой тарахтяще-дымящийся мотор в коляску «Америкэн», купленную специально для нее, то участие фрау Берты Бенц намного значительнее.

Карл Бенц создал свой трехколесный автомобильчик еще в 1885 году, а патент оформил в 1886-м, но ездить по дорогам общего пользования он опасался. Еще во время одного из первых выездов трехколеска так напугала лошадь колбасника, что та перевернула повозку со свежими колбасами, которые незадачливый конструктор был вынужден купить.

Лишь два года спустя, в июле 1888-го, фрау Берта решилась доказать состоятельность изобретения мужа. Когда герр Карл был занят, она тайком, вместе с сыновьями — 12-летним Ойгеном и 9-летним Рихардом, взяв коляску, отправилась в неблизкое путешествие. А поехать она решила к школьной подруге в Пфорцгейм, куда от Канштадта был путь в 110 км.

0,9-сильный моторчик тарахтел неровно и сбивчиво, но трехколеска передвигалась со скоростью 16 км/ч. Заправлялись в аптеках, ведь вместо бензина тогда использовался медицинский лигроин. А когда засорилась трубка топливопровода, прочистили ее шляпной булавкой. В горку сыновья толкали коляску с матушкой, ведь мощности было явно маловато, а вниз приходилось тормозить специальным тормозом. В Гейдельберге кожаная накладка на тормоз пришла в негодность, и пришлось заказывать у местного сапожника новую. Лишь поздним вечером путешественники добрались до места, доказав возможность автопутешествий.

Берта дала телеграмму мужу, а назад путешественники вернулись на поезде. Выводы Бенц сделал правильные: нужно больше доверять жене, а тормоза — усиливать...

ДЕВОЧКА ПО ИМЕНИ МЕРСЕДЕС

Шло время, автомобиль «взрослел» и постепенно завоевывал Европу.

В самом конце ХІХ века на фирму «Даймлер» пожаловал оптовый покупатель — консул Австро-Венгрии в Ницце Эмиль Елинек. Он не только продавал «Даймлеры» на французской Ривьере, но и организовал гоночную команду для горных соревнований, в которой выступал сам под псевдонимом «мсье Мерседес». Дело в том, что так звали его любимую дочь.

Благодаря победам в горных состязаниях, «Даймлеры» неплохо продавались, что подняло рейтинг Елинека и увеличило его личный капитал.

В 1900 году Елинек предложил главному конструктору «Даймлера» Майбаху для большей безопасности сделать раму автомобиля ниже, а радиатор вынести перед двигателем в нос автомобиля, тогда привод будет осуществляться на задние колеса.

В обмен на идею Елинек потребовал наречь новый автомобиль, увидевший свет в 1901 году, «Мерседесом» — к 12-летию дочери. Конструкция оказалась настолько удачной, что с 1903-го все автомобили, выпущенные фирмой «Даймлер», носят красивое имя «Мерседес».

Так было, есть и будет.

Елинек был недоволен постом руководителя австрийского филиала марки — он жаждал большей известности и больших денег.

В 1906 году он привлек конструктора Фердинанда Порше к созданию другого автомобиля, который нарек в честь младшей дочери — «Майя». Но «Майя» был хуже «мерседеса», и уже в 1907 году проект был закрыт.

Сам Елинек, увлекшись шпионскими играми, погиб в Первую мировую войну. Но он сделал важное дело, дав лучшему автомобилю мира имя своей дочери.

ОТ ГРАФИНИ ДО ФЕРМЕРШИ

А между тем многие женщины начали садиться за руль самобеглых экипажей. В Европе это в основном были крохотные легенькие вуатюретки. В Америке — электрические каретки фирмы «Огайо». Ну, а в России наши прабабки управляли всем вышеперечисленным, да еще и тяжеленными «Минервами», совершенными «Мерседесами», многоцилидровыми «Паккардами» и великолепными «Роллс-Ройсами».

Однажды житомирская графиня Елена Браницкая приобрела в Санкт-Петербурге роскошный фаэтон «роллс-ройс Сильвер Гоуст» с облегченным заказным кузовом «Горный орел». Аристократка решила проделать путь до своего имения в Брусилове своим ходом. 6-цилиндровый 7,5-литровый 53-сильный мотор разгонял автомобиль до 105 км/ч. Путешествие в аристократическом авто по российскому бездорожью было на удивление комфортным.

Во всех владениях графини было объявлено, что госпожа проедет на коляске, которую не везут лошади. Но за 80 км до Брусилова у Браницкой забился воздушный фильтр двигателя, и пришлось тянуть машину при помощи волов. Потом, когда «роллс-ройс» отремонтировали, он служил сначала хозяйке, а позднее и киевской ЧК. Когда в 1941-м в Киев вошли немцы, они вывезли раритетный уже тогда автомобиль в Германию.

По другую сторону океана, в США, в 1908-м появляется легендарный массовый автомобиль «форд-Т». Эта «жестянка Лизи» или «прыгающая Бетти» была так проста в управлении, что ею могла управлять даже фермерская дочь. Руль да две педали, тормоза да переключение передач — вот и вся премудрость. Какая-то светлая голова придумала поговорку: «Бог создал богатых и бедных, полковник Кольт уравнял шансы, а мистер Генри Форд посадил всех на колеса».

Другая, не менее разумная голова предложила переоборудовать коммерческие грузовички в передвижные дома — так родились первые кемперы. А в СССР на таких фордиках разъезжали чекисты.

АВТО В КЛЕТОЧКУ

 После Первой мировой войны Европа переживала автомобильный бум. Расцветали автомобильные марки, коим было суждено стать классическими, и модные течения, которые стали классикой для привередливых дам.

Во Франции знаменитая местная модельерша русского происхождения Соня Делоне шила наряды в разноцветную клетку, а ее подруга, известная художница Сара Симультен, решила в 1923 году в такую же клетку разукрасить свой автомобиль «Амилькар». Так родился стиль, именуемый симультанизмом, и две подруги получили Гран-при на конкурсе элегантности в Париже.

На другом «Амилькаре», только гоночном, носилась по Ницце великая танцовщица Айседора Дункан.

Эта американка имела фатальные проблемы с техникой. В детстве и юности ее часто всерьез било электрическим током. Однажды, зная роковую «удачу» Айседоры, некий пилот просто отказался брать ее на борт своего аэроплана. Дети танцовщицы погибли от несчастного случая, когда летним днем 1912 года тяжеленный лимузин «рено-40» свалился с набережной в Сену.

14 июля 1927 года она разбила свой «Амилькар» на скорости 100 км/ч. Правда, сама не пострадала. На следующий день Дункан решила приобрести серьезный гоночный автомобиль «Бугатти-37», способный при 1,5-литровом 70-сильном моторе разгоняться до 150 км/ч.

Отпраздновав с друзьями покупку, Айседора села в обновку и рванула с места. Длинная шелковая шаль попала между спиц заднего колеса и намоталась на ось. Шелк превратился в удавку, задушившую великую балерину.

Разнообразные «Бугатти», в том числе и «Тип-37» были у великой чешской гонщицы Элишки Юнковой. Она справлялась с ними мастерски. И пусть женщины-автоспортсменки были известны еще с 1905 года, когда немка Гертруда Эйсеман стала чемпионкой Европы по мотоспорту, сложности гонок, в которых побеждала Элишка, мог позавидовать любой пилот.

Братство гонщиков команды «Бугатти» значило больше, чем ныне командный орден «Феррари».

ХРУСТАЛЬНАЯ НЕФЕРТИТИ И ДРУГОЙ ГЛАМУР

Помимо знаменитых гоночных машин из французского города Мюлуз, которые строил итальянец Эторе Изидоро Арко Бугатти, знатные жительницы Европы просто обожали автомобили, построенные парижской маркой «Деляж».

Эти гиганты славились не только 8-цилиндровыми 120-сильными моторами и легким управлением, но и индивидуальными кузовами для каждого шасси и фигуркой в виде головы Нефертити из горного хрусталя работы скульптора Рене Лалика на капоте.

Кроме «Делажей», у богатых аристократок пользовались спросом «Испано-Сюизы».

Самым роскошным и красивым представителем знаменитой марки признан синий кабриолет, изготовленный в 1934 году для королевы Сиама. Под невероятно длинным капотом стоял 12-цилиндровый 9,4-литровый моторище авиационного происхождения мощностью 220 л.с.

Кузов по индивидуальному заказу королевы построил парижский дизайнер русского происхождения Жак Савчик, изготовлявший самые шикарные и дорогие экипажи.

Чопорные англичанки любили свои кукольные автомобильчики «Остин-7» с моторчиком объемом 747 кубиков и мощностью 15 л.с. Эти «летающие табуретки», выпуск которых начался в 1922-м, усадили на колеса всю Англию — учитывая повышенные требования к безопасности, простоту в управлении и пуританскую цену.

Люди побогаче приобретали более «взрослые» марки: «Ланчестеры», «Нэпиры» и, конечно, символ английской аристократии — «Роллс-Ройс».

СБЫВШИЕСЯ ГРЕЗЫ

Знаменитая актриса и сердцеедка Грета Гарбо пользовалась исполинским белым родстером «Роллс-Ройс фантом» 1927 года.

Другая кинозвезда, Марлен Дитрих, могла лишь мечтать о подобном автомобиле, ведь в молодости она была бедна. Но мир кино тем и отличается от реального, что в «заэкранье» все грезы сбываются. Так произошло и с Дитрих.

Открывший ее в фильме «Голубой ангел» режиссер Джозеф фон Штернберг в 1932 году подарил новой звезде сверхдлинный «фантом» с кузовом седан, в котором водитель размещался под открытым небом, а пассажир — в уютном закрытом салоне. Даритель пожелал, чтобы Марлен ездила только с шофером. Он боялся, что свободолюбивая возлюбленная укатит от него в неизвестном направлении.

Именно так, несмотря на шофера-телохранителя, и случилось.

В 1935 году актриса приобретает эффектное транспортное средство — двухместный белый «Оберн-851». Этот шикарный спорт-кар с компрессорным 4,5-литровым 8-цилиндровым мотором мощностью 150 л.с. очень напоминал белое облако. Пресса так и называла тогда Дитрих — «Ангел в облаке», а она обожала фотографироваться в своем «Оберне» в белой кожанке и кепке такого же цвета. На этой машине Марлен ездила сама со скоростью 170 км/ч, перемещаясь от одного возлюбленного к другому.

Несколько позже она угомонилась, купив 16-цилиндровый 165-сильный «Кадиллак-452ф» с заказным кузовом «Флитвуд».

Советским кинозвездам было сложнее. Им приходилось творить вдали от бульвара Сансет, но та же Любовь Орлова делала все с оглядкой на Голливуд. Зная ее вкусы, Сталин подарил всенародной любимице ярко-красный спорт-кабриолет «Паккард-120» 1939 года.

ЗА КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНОЙ

Но так везло немногим — основное большинство советских автомобилисток шлифовало свое мастерство на тракторах и колхозных полуторатонных грузовичках ГАЗ-АА.

Правда, в 1932 году несколько десятков девушек, знавших иностранный язык и умевших водить машину, взяли на службу в гараж Наркоминдела. Им предложили работу гида-переводчика, а надежным девичьим рукам доверили баранки 100-сильных фаэтонов «линкольн-Ка», которые обслуживали иностранцев и размещались в гараже Интуриста на Сущевском Валу.

Жены членов правительства ездили на тех же машинах, что и мужья. Известно, что Ленин заказал для Крупской специальный закрытый «Роллс-Ройс», а Надежда Аллилуева очень стеснялась гигантского сталинского «Роллс-Ройс Фантом».

Когда в 1936 году завод им. Сталина освоил производство советского «Бьюика» — ЗИС-101, вождю этот лимузин не очень понравился. Характеристики мотора (8 цилиндров, 90 л.с.) уступали 12-цилиндровому 175-сильному сталинскому «Паккарду», а кузов, собранный на деревянном каркасе, был теснее паккардовского и из-за малой мощи мотора не подлежал бронированию.

Поэтому Сталин отдал подаренный ему ЗИС-101 своей дочери Светлане. Вот и возил на лимузине скромную девушку на занятия и к друзьям прикрепленный к ней водитель-охранник из НКВД, которого она называла «дядькой».

В 1940 году брат Василий научил Светлану водить машину, и ее езда на тихоходном ЗИСе не внушала беспокойства, поскольку была аккуратной. Эта машина закончила свои дни в Куйбышеве, где в годы войны находились в эвакуации семьи правительства. Гибель лимузина ускорили плохие дороги и отвратительное топливо.

После войны, когда многие обзаводились иномарками, Василий пообещал сестре привезти из побежденной Германии рыбоподобную скоростную «Татру-87», но подарил эту машину серебристого цвета соседу по даче — сыну министра внутренних дел Рэму Меркулову.

Светлана попросила Рэма прокатить ее, чтобы понять, что она потеряла. В обтянутом кожей салоне с огромным комфортом могли разместиться четверо, а чтобы путь был веселее, имелся радиоприемник. Из-за обтекаемости этот удивительный автомобиль (8 цилиндров, 72 л.с.) разгонялся до 150 км/ч. Светлана прибежала к отцу и сказала, что хочет такую же машину.

Сталин дал распоряжение военному командованию в Чехословакии посодействовать в пуске завода «Татра» в Копршивнице. 20 августа 1945 года на Ходынском аэродроме в Москве приземлился транспортный самолет, из чрева которого выкатилась черная с белой отбортовкой покрышек «Татра-87» для Сталина, тут же подарившего «трехглазое чудо» дочери. Светлана Иосифовна ездила на «87-й» до 1954 года, пока не пересела на ЗИМ.

«МЕРСЕДЕС» ДЛЯ БРИЛЛИАНТОВОЙ ЛЕДИ

Хрущев не очень баловал своих детей, и привез им иномарки лишь в начале 1960-х годов. Дочери Раде достался крохотный кабриолетик «Рено-Флорида» — по-европейски компактный заднемоторный автомобильчик, хотя и с американским названием.

Брежнев совсем иначе относился к своей дочери Галине. На 25-летие он подарил ей роскошный американский автомобиль «Шевроле Бел Ейр», купленный в 1956 году в Австрии. Это была очень оригинальная машина с кузовом, выдержанным в ракетном аэростиле, созданным дизайнером концерна «Дженерал Моторс» Харли Эрлом. Под капотом стоял 8-цилиндровый мотор, способный передвигать Галину с такой скоростью, что в провинциальном Кишиневе она выглядела марсианкой.

Вторая иномарка появилась у Галины Леонидовны в 1972 году. Один иностранец «уходил» на наших дорогах свое белое купе «Порше-911 турбо» с кузовом «Тарга». Фирмач бросил неисправную машину, а Галина, узнав об этом, настояла, чтобы «порше» привезли в Москву, отремонтировали и отдали ей. Дочь Брежнева носилась на спортивном автомобиле по Москве, как ведьма на метле, создавая такие аварийные ситуации, что даже ее отец-автоколлекционер приходил в ужас.

Впоследствии муж Галины Юрий Чурбанов приучил свою Бриллиантовую леди к надежным и безопасным «Мерседесам».

Кстати, черный «Мерседес 200» в начале 1980-х появился у всенародной любимицы Аллы Пугачевой. Сегодня такая машина есть даже у таксиста в райцентре, а тогда Алла Борисовна доказала, что своим трудом можно кое-чего добиться и в нашей стране.

О ЧЕМ МЕЧТАЮТ ПРИНЦЕССЫ

Своим трудом добилась моментальной славы и американская журналистка Дана Шер в далеком 1959 году. Она не только снялась в рекламном буклете нового «Шевроле Импала» первой серии, который стал последней работой Эрла и первым седаном с 5,7-литровым 315-сильным двигателем от «Шевроле Корвет». Мисс Шер еще и проехала всю Америку на новинке, написав книгу очерков «Америка из окна Вашего «Шевроле Импала».

Но нынче век эксклюзивных автомобилей прошел, как первая любовь. Это понимает даже королева Великобритании Елизавета II, обладающая пятью «Роллс-Ройс фантом» самых разных лет выпуска. Ее Величество не водит ни один из этих роскошных «дворцов на колесах», довольствуясь лишь внедорожником «Рейндж» на территории своего имения. Ничего не попишешь — положение обязывает.

Принцесса Диана, погибшая в «Мерседесе», имела свои автовкусы, в которые данная машина не входила никоим образом. Служебным автомобилем патронессы Фонда милосердия был «Ягуар дубль сикс», а любимыми — внедорожник «Ленд Ровер» и германский кабриолет «Ауди-80». 

Мало кто знает, что перед гибелью принцесса Диана уговорила Аль Файеда подарить ей «Феррари-330» голубого цвета.

Это купе 1963 года некогда принадлежало Джону Леннону. Но битл Джон боялся ездить на 350-сильном монстре и продал его Ринго Старру. Тот, покатавшись, уступил «Феррари» своему другу — известному автогонщику Стирлингу Моссу. Так машина попала в мир «Формулы-1».

У гонщика Бергера и купил Додди автомобиль для своей возлюбленной, которая считала, что голубой «Феррари» непременно должен принадлежать Англии.

 В заключение же отметим: женский автомобиль — не всегда бесхарактерное средство передвижения, зачастую это — эксклюзив.


24 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931