Вагон маршала Фоша: от рождения до кончины
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №1(517), 2019
Вагон маршала Фоша: от рождения до кончины
Виктор Фишман
специальный корреспондент «СМ»
Мюнхен
2739
Вагон маршала Фоша: от рождения до кончины
Подписание первого компьенского перемирия

В конце прошлого года широко отмечалось столетие окончания Первой мировой войны. Казалось бы, о ней сказано уже все. Тем не менее многие детали этой исторической трагедии до сих пор не освещены в должной мере. Например, обстоятельства подписания мира. 

8 ноября 1918 года во Францию, в регион О-де-Франс, в лес под Компьень приехала немецкая гражданская делегация для подписания мирного соглашения о прекращении военных действий с представителями Антанты. В немецкой делегации, возглавляемой государственным секретарем Маттиасом Эрцбергером, были генерал-майор Детлоф фон Винтерфельдт, морской капитан Эрнст Ванзелов и граф Альфред фон Оберндорф. Переговоры проходили в салон-вагоне главнокомандующего союзными войсками французского маршала Фердинанда Фоша. 

Немецкую делегацию вместе с маршалом Фердинандом Фошем поджидали также французский генерал-майор Максим Вейган, первый морской лорд Великобритании Джордж Хоуп, британский адмирал Росслин Уимисс и морской капитан Джек Мариотт.

Местом подписания исторического документа стал уединенный разъезд станции Ретонд. Здесь были две железнодорожные ветки, и она находилась недалеко от линии фронта. Руководством для поиска служили пожелания маршала Фоша: местность «должна была обеспечить спокойствие, тишину, уединение, уважение к побежденному противнику во время переговоров». На железнодорожных путях станции Ретонд должны были разместиться поезд самого Фоша и еще один, выделенный для немецкой делегации.

Немецкая делегация настаивала на том, чтобы перемирие было подписано не позднее 10 ноября. Однако их оппоненты сели за стол переговоров в салон-вагоне лишь в 2 часа 15 минут 11 ноября. Само помещение для заседания делегаций находилось в центре вагона. В помещениях кухни были устроены рабочие места адъютантов и картографов. Условия перемирия зачитывал Максим Вейган.

Между делегациями заранее было договорено, что фотографов в салон-вагон не пустят. Поэтому нет ни одной фотографии самого процесса переговоров. Художникам осталось рисовать лишь картины.

Участников Компьенского перемирия сфотографировали после подписания документа у самого вагона. На этой фотографии Фердинанд Фош стоит с палочкой. Кроме официальных лиц на одной из таких фотографий присутствует также переводчик капитан Поль Лаперче.

Но вернемся к самому вагону. Этот вагон-ресторан № 2419 D был построен в Сен-Дени в 1913 году и использовался по своему прямому назначению франко-бельгийской компанией CIWL на внутренних французских линиях до августа 1918 года. Всего таких вагонов выпустили 21. В сентябре, по мобилизации для нужд фронта, вагон № 2419 D вернулся в Сент-Дени, где был переделан в штабной вагон-салон. В центре вагона установили стол размером 2,5 на 1,5 метра. В октябре 1918 года вагон прибыл в распоряжение штаба маршала Фоша. 

Подписавших перемирие Маттиаса Эрцбергера, Детлофа фон Винтерфельдта, Эрнста Ванзелова и графа Альфреда фон Оберндорфа в Германии стали называть «Ноябрьские преступники»). «Пуля, которая попадет в меня, уже отлита», – сказал как-то Маттиас Эрцбергер своей дочери. Так и случилось. Он быль застрелен морскими офицерами из тайной националистической террористической организация «Консул».

А атрибуты Компьенского соглашения продолжали жить своей жизнью. Оригиналы документов легли на полки архивов. А железнодорожный вагона маршала Фердинанда Фоша переделали в вагон-ресторан, и он еще почти год курсировал на железнодорожных ветках Франции. 8 декабря 1920 года президент Франции Александр Мильеран вместе со своими гостями совершил на нем поездку к месту захоронения солдат, воевавших под Верденом. 

Вскоре после этого французское правительство, возглавляемое Жоржем Клемансо, обратилось к франко-бельгийской железнодорожной компании CIWL с просьбой передать вагон для музея армии в Доме инвалидов в Париже. Компания CIWL передала вагон № 2419 D в дар государству. 

До железнодорожного вокзала в столице вагон доехал, как ему и положено, по рельсам, а затем его поставили на катки и довезли до Дома инвалидов, что в самом центре французской столицы. Главные ворота здания идеально подошла для ввоза вагона. По двору музея проложили временную железнодорожную ветку и ввезли вагон во двор, на заранее подготовленное место. 27 апреля 1921 года его установили там, а рядом расположили ряд трофейных немецких орудий.

Какие только знаменитости не осматривали этот экспонат! Среди таковых оказался и американский бизнесмен и меценат Артур Генри Флеминг.

Во время своего визита в Париж в 1926 году он отметил плохое состояние вагона. И пожертвовал сто тысяч франков, чтобы отреставрировать реликвию и построить для нее специальное помещение в Компьенском лесу, на поляне Перемирия.

Непонятно, почему французские власти согласились переместить вагон из столицы в захолустье. Говорят, что тут не обошлось без ходатайства бургомистра города Компьень. Как бы то ни было, здание для вагона построили, вагон отреставрировали. 11 ноября 1927 года на поляне Перемирия был открыт мемориал с музеем-вагоном и памятником маршалу Фошу. 

Но история знаменитого вагона имела продолжение во время Второй мировой войны. 3 сентября 1939 года Франция объявила войну Германии. На тот момент французские вооруженные силы на северо-востоке Франции располагали 93 дивизиями. Кроме того, здесь находились 10 английских дивизий и одна польская. Им противостояли 89 немецких дивизий.

17 июня 1940 года, после успешной летней немецкой компании, правительство Франции обратилось к Германии с просьбой о перемирии. Адольф Гитлер хотел продемонстрировать всему миру, что позорные условия Компьенского соглашения 1918 года не сломили Германию. И потому договор с покоренной Францией он решил подписать в том же Компьенском лесу. 

Тут за дело взялись немецкие солдаты. Они разрушили здание на поляне Перемирия (но памятник Фошу сохранили!), извлекли из него вагон и тягачом доставили его на ту самую станцию, где проходило подписание документов 11 ноября 1918 года.

22 июня 1940 в Компьенском лесу, в вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, Адольф Гитлер и французский генерал Шарль Юнцигер подписали акт о капитуляции французских войск. Так состоялось Второе Компьенское перемирие 1940 года. Официально военные действия закончились 25 июня.

Спустя два дня после этого события, 24 июня 1940 года, вагон перевезли в Берлин. Почти две недели он стоял для всеобщего обозрения у Бранденбургских ворот. Затем вагон отправили в город Рула, что в федеральной земле Тюрингия. 

В этом городе находилось много важных промышленных предприятий, и потому он подвергался бомбежке союзнической авиацией. Чтобы сохранить вагон, его замаскировали так, чтобы он не был виден с воздуха. Однако в связи с успешным завершением советскими войсками Висло-Одерской операции вагон в апреле 1945 года (как говорят, по приказу самого Адольфа Гитлера) был сожжен солдатами СС.

11 ноября 1950 года по инициативе мэра города Компьень произвели реконструкцию поляны Перемирия и установили на ней вагон той же серии, но более позднего выпуска; его заводской номер 2439 заменили на 2419 D оригинального вагона маршала Фоша.

Есть сведения, что уже после войны оригинальный вагон маршала Фоша все же обнаружили. Его настоящее название, а заодно и прошлое установили по буквенным обозначениям на крышках осевых коробок.

На знаменитом заводе Gothaer Waggonfabrik в ГДР, в городе Гота (производившем, в частности, трамваи, эксплуатировавшиеся в некоторых городах СССР), вагон № 2419 D восстановили. Из-за своей исключительно мягкой подвески он получил название «Канарэ», однако использовался как передвижная мастерская. В конце концов вагон пришел в полную негодность и был утилизирован в 1986 году.


5 января 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847