Последнее плавание графа де Лаперуза
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №1(335), 2012
Последнее плавание графа де Лаперуза
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
500
Последнее плавание графа де Лаперуза
Жан-Франсуа де Лаперуз

В свое первое плавание знаменитый мореплаватель Жан-Франсуа Галло, граф де Лаперуз отправился чуть более 270-ти лет назад. А спустя 44 года началось последнее плавание путешественника. Экспедиция пропала при загадочных обстоятельства.

ФЛОТОВОДЕЦ, НО НЕ ПУТЕШЕСТВЕННИК

Юноше Жану было всего 14 лет, когда началась война, именуемая в истории Семилетней. Лаперуз решил не оставаться в стороне – он отправился во французский город Брест и поступил в Школу морских гвардейцев. Изучал он там не только математику, астрономию и навигацию: в качестве практики участвовал в морских сражениях против англичан на ближних морях и дальних. Война и море тесно переплелись в его судьбе: де Лаперуз был ранен, а во время одной из стычек англичане взяли его в плен, откуда он благополучно освободился. Затем Жан-Франсуа неоднократно пересекал Атлантический океан, дослужился до чина капитан-лейтенанта.

Однако будущий путешественник прославился не только храбростью и умением вести морской бой, но и гуманностью, что, кстати, поразило французского короля Людовика XVI. В 1782 году Лаперузу поручили уничтожить меховые фактории британцев в Канаде. С заданием капитан-лейтенант успешно справился. Он разрушил вражеские форты, но не тронул дома моряков. Побежденным он оставил запас продовольствия, чтобы они могли пережить суровую, как в России, канадскую зиму. Пленным вернул свободу и оружие для защиты от индейцев. Рыцарство Лаперуза не знало пределов. В бумагах коменданта форта он обнаружил секретные карты, планы и описания берегов Северной Америки. Все материалы с грифом «Совершенно секретно» француз вернул автору, однако с условием, что все секреты он опубликует.

Войны кончились, и в 1783 году Лаперуз покинул капитанский мостик, ушел в отставку. Бывший моряк уже подумывал о мемуарах, о том, как он сражался с англичанами и боролся за независимость Соединенных Штатов Америки, но не тут-то было…

ПЛАНЫ КОРОЛЯ

Людовик XVI решил «утереть нос» англичанам в мирной баталии. Кук совершил три плавания по Тихому океану, стал великим первооткрывателем. Но Кук погиб… Теперь французский мореплаватель должен сделать то, что не успели сделать англичане, - так решил король Франции. К 1785 году план кругосветного плавания был готов. Довольно рискованную экспедицию поручили графу де Лаперузу. Инструкции французского монарха были кратки: открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». Кроме того, Лаперуз обязан был завоевать доверие вождей племен, расположенных в дальних землях. Для этого экспедиции выделили подарки, нехитрые, но практичные: 600 зеркал, 2 600 гребней для волос, 5 000 швейных игл, различные инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем французского короля.

Кроме королевских указаний, имели место и просьбы ученых, политиков, торговцев, как то: уточнение географических карт, изучение возможной охоты на китов и сбора пушнины, возможность основания французских баз и совместной с испанцами колонизации Филиппин. Кораблям «Буссоль» и «Астролябия» предписывалось исследовать северную и южную части Тихого океана, а также посетить Дальний Восток и Австралию.

Предстоящее морское путешествие, несмотря на очевидную опасность данного плавания, вызвало настоящий ажиотаж среди моряков. Мест имелось всего 200, и «конкурс» был жесток. Наполеон Бонапарт не попал в экипаж ни того, ни другого корабля. 16-лений выпускник Парижской военной школы провалил экзамен по астрономии. Может быть, оттуда у Наполеона и неприязнь к морскому флоту. А попади он в подчиненные Лаперуза – как бы повезло России и Европе. А может, и самому Наполеону.

НАЧАЛО ПУТИ

Фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» водоизмещением в 500 тонн каждый 1 августа 1785 года вышли из французского порта Брест. 220 человек отправились в неизвестность. На борту корабля, кроме офицеров и матросов, находились астроном, врач, трое натуралистов, математик, трое художников и несколько священников с техническим образованием. Де Лаперуз докладывал своему королю: «Имею честь донести, что флотилия отплыла сегодня в четыре часа утра при северо-западном ветре. Двум шлюпам приказано сопровождать корабли, пока они не выйдут в море. Таким образом, сегодня началось кругосветное путешествие».

Благополучно был пройден Атлантический океан. Затем парусники обогнули мыс Горн. Там моряков встретило стадо китов, «хором выпускающих фонтаны». А после стоянки в чилийском Вальпараисо глазам путешественников предстал уже тогда загадочный остров Пасхи со своими таинственными каменными статуями, которые находились на склонах острова. «Это не идолы, а скорее могильные памятники», - записал один из участников экспедиции.

За 24 часа, что мореплаватели находились на острове, местные жители ухитрились поживиться некоторым имуществом европейцев. Случились многочисленные мелкие кражи, а с одного из судов даже похитили якорь. Однако капитан де Лаперуз вновь проявил свою гуманность – он запретил применять против туземцев огнестрельное оружие. Более того, приказал садовнику экспедиции раздать жителям острова семена растений, доселе не известных аборигенам Пасхи. Островитяне также получили в подарок коз и домашнюю птицу. О доброте Лаперуза коренные жители острова Пасхи передавали рассказы из поколения в поколение. Его именем названа бухта, где стояли на якоре «Буссоль» и «Астролябия».

Плавание продолжалось… После отдыха на Гавайях парусники причалили к берегам Аляски. Здесь море поглотили двадцать одного моряка. Во время морской охоты волна обрушилась на две шлюпки «со скоростью трех или четырех миль в час». Лаперуз назвал бухту, где совершилась трагедия, Гаванью французов и установил здесь знак с надписью: «У входа в гавань погиб двадцать один отважный моряк. Кем бы вы ни были, пролейте слезы вместе с нами»…

ЗДРАВСТВУЙ, ТАТАРИЯ

Затем экспедиция побывала в Южно-Китайском море. На Филиппинах пополнила запасы продовольствия. Далее фрегаты взяли курс на север: мимо Тайваня и Японии к берегам Татария – так «просвещенные» европейцы называли всю не известную им территорию к востоку от Уральских гор. Жан-Франсуа писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции».

После обследования берегов Корейского полуострова фрегаты отправились к Оку-Йесо (современный Сахалин). Здесь во время плавания экспедиция открыла пролив между Сахалином и островом Хоккайдо. Теперь эта водная «магистраль» носит имя Лаперуза.

«Буссоль» и «Астролябия» бросили якоря у берегов Камчатки. Отсюда говорившего по-русски офицера Бартелеми де Лессера глава данного морского предприятия отправил во Францию. Почти год (ведь нужно было пересечь всю Сибирь!) гонец с отчетом о ходе плавания добирался до Франции. Секретные документы де Лессер доставил своему королю. Впоследствии он еще раз побывал в России – в 1812 году как офицер наполеоновской армии.

В Петропавловске пушечным салютом встречали французскую флотилию 7 сентября 1787 года. «Я не мог бы в собственной стране, у моих лучших друзей встретить более теплый прием, чем здесь, на Камчатке», - писал Лаперуз французскому послу в Петербурге. Русские в честь прибытия путешественников дали бал в избе коменданта крепости. Для отвыкших от женского общества кавалеров в «залу» пригласили тринадцать местных дам. По окончании стоянки путешественников щедро снабдили провиантом и всем необходимым.

Через некоторое время фрегаты подошли к архипелагу Самоа. Причалили у острова Тутуила. На берегах этого острова произошла еще одна трагедия. Поначалу островитяне держали себя весьма дружелюбно. Раздавали пришельцам великолепные изделия местных ремесленников. Перед отплытием капитан «Астролябии» Флерио де Лангль с несколькими моряками вновь сошел на берег. Стал раздавать мелкие подарки. Но подарков на всех не хватило. Завязалась драка. Во французов полетели камни. Де Лангль, исповедуя гуманные принципы Лаперуза, запретил стрелять из ружей… В тот день погибли сам капитан «Астролябии» и еще одиннадцать участников экспедиции.

После этой трагедии в конце января 1788 года французские парусники вошли в залив Ботани. Остановились у берегов английской колонии Порт Джексон (позднее – Сидней). Представители «туманного Альбиона» встретили путешественников любезно, но не более того. Англичане отказались снабдить французскую экспедицию большей частью необходимого, поскольку у последних не оказалось достаточного количества средств. Лаперуз отдал донесения, в которых сообщал Людовику XVI, что намерен обследовать Соломоновы острова, Таити, Новую Гвинею и север Австралии. «Буссоль» и «Астролябия» взяли курс на северо-восток. С тех пор никаких известий от руководителя экспедиции не поступало.

ПРОПАВШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

14 июля 1789 года началась Великая французская революция. Парижане взяли Бастилию. Затем расправились с королем. Предание гласит, что на эшафоте Людовик XVI спросил у палача: «Нет ли вестей от Лаперуза?» Вестей не было.

Поиски продолжались почти 40 лет. Несколько экспедиций на хорошо оснащенных кораблях бороздили моря и океаны. Однако все безуспешно. Но вот в 1826 году корабль под командованием ирландца Питера Диллона остановился у острова Ваникоро, где были обнаружены следы кораблекрушения. Сойдя на берег, капитан увидел у туземцев стеклянные бусы и другие предметы европейского происхождения: серебряные вилки, ложки, чайные чашки, а главное – рукоять шпаги с буквами F G P, что означало не что иное как «Жан- Франсуа Галло де Лаперуз». Не оставалось никаких сомнений в том, что именно на этой территории закончилась одна из самых блистательных исследовательских экспедиций. Но погиб ли капитан Лаперуз сразу после того, как корабль налетел на рифы, или умер своей смертью, до сих пор остается загадкой. Есть предположение, что Жан-Франсуа умер от старости на одном из островов незадолго до обнаружения останков экспедиции. Во Франции популярна версия о причастности англичан к гибели мореплавателей – Лаперуз не скрывал своих антианглийских взглядов. По другим предположениям, суда захватили каторжники, перебили мореплавателей и бежали в Австралию.

Сторонники самой экзотической из версий утверждают, что к пропаже французских путешественников причастны… инопланетяне. Как бы то ни было, но исчезновение экипажей фрегатов «Буссоль» и «Астролябия» остается одной из крупнейших загадок времен великих географических открытий.


17 января 2012


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
258042
Сергей Леонов
175622
Светлана Белоусова
119128
Борис Ходоровский
106161
Татьяна Минасян
106055
Сергей Леонов
102218
Александр Егоров
90786
Виктор Фишман
84211
Борис Ходоровский
74376
Татьяна Алексеева
70692
Павел Ганипровский
69665
Богдан Виноградов
60283
Павел Виноградов
59943
Татьяна Алексеева
54054
Наталья Дементьева
52623
Дмитрий Митюрин
51784
Наталья Матвеева
47694