АНЕКДОТЪ
«Секретные материалы 20 века» №20(302), 2010
Портрет Сталина кисти Пикассо
Андрей Лихой
журналист
Санкт-Петербург
1738
Помимо того, что у немцев Пикассо числится среди «подозрительных», завистники начинают распускать слухи, что он еврей или полуеврей. Когда художнику задали этот вопрос, он ответил: «Насколько я знаю, в моих жилах нет еврейской крови, но я хотел бы ее иметь». * * * В период Второй мировой войны Пикассо был близок к французскому Сопротивлению, а в 1944 году вступил в Коммунистическую партию Франции. Этот акт отразил не только политические убеждения художника. «Мое вступление в Коммунистическую партию — логическое следствие всей моей жизни и всего моего творчества», — заявил Пикассо. * * * Американские журналисты заинтересовано спрашивали: — Господин Пикассо, изменился ли ваш стиль и манера, после того, как вы стали коммунистом? Художник не без юмора ответил: — Если бы я был сапожником, то — роялист я или коммунист — это обстоятельство не сможет заставить меня иначе шить сапоги, для того только, чтобы продемонстрировать мои политические убеждения. Если бы я был химиком, то — коммунист я или фашист — если вдруг я получу в результате опытов жидкость красного цвета, неужели, по-вашему, это будет означать, что я занимаюсь коммунистической пропагандой? * * * Знаменитый французский писатель, член ЦК Французской компартии Луи Арагон, попросил Пикассо сделать для Центрального комитета портрет Сталина. Художник изобразил советского вождя в простой рубахе, а волосы нарисовал в форме рабочей кепки. Арагон в восхищении представил портрет на суд товарищей-партийцев, однако они не только не разделили восторгов писателя, но с негодованием вернули портрет автору. Пикассо был в гневе. «Я его уничтожу!» — заявил он о злосчастном портрете. И хотя известно, что Пикассо никогда не выбрасывал своих работ, портрета Сталина после смерти художника не обнаружили. * * * В разгар «холодной войны» за Пикассо следили агенты ведущих спецслужб на Западе и на Востоке. ФБР просматривало его переписку, навесив на художника ярлык «грязного коммуниста». «Подозрительной» посчитали даже открытку, в которой Пикассо поздравлял Чарли Чаплина с днем рождения. КГБ одобрял политические взгляды мастера и рекомендовал своим агентам работать с ним «деликатно и внимательно». Но верная принципам социалистического реализма в искусстве Лубянка не разделяла творческих «отклонений» художника, отвергла произведения зрелых лет как несовместимые с «верным видением мира». После смерти Сталина к творчеству Пикассо стали относиться гибче, но сила инерции в официальных кругах Москвы сохранялась. Во всяком случае, великий художник так и не смог посетить СССР. * * * Александр Герасимов, президент Академии художеств СССР в 1947-1957 годах, сказал музейным работникам: «Если кто осмелится выставить Пикассо, я его повешу». * * * Пикассо не любил объяснять содержание своих картин. Начиная работу, он не предвидел ее результата: «Сколько раз, когда я хотел положить синюю краску, и у меня ее не оказывалось, я брал красную и клал ее вместо синей». * * * Отвечая на вопросы о своем творчестве, Пикассо часто просто забавлялся. — Мистер Пикассо, — спросила его однажды американка, — что представляет эта картина? — Эта картина, мадам, — отвечал он, не моргнув глазом, — представляет… пятьсот тысяч долларов! * * * Пикассо говорил: «Если бы я был китайцем, то стал бы не художником, а писателем: я бы записывал свои картины». Вспомним, что китайцы действительно любуются живописью иероглифов. * * * Журналист спросил Пикассо: — Кем из художников прошлого вы восхищаетесь больше всего? — Рубенсом. — А почему? — Прежде всего, потому, что из 2 тысяч картин, которые он написал, до наших дней сохранилось около 4 тысяч. Полотна самого Пикассо постигла примерно такая же судьба. * * * Пикассо заказал краснодеревщику набор мебели для загородного дома. Для наглядности он быстро набросал эскиз и спросил: — Сколько это будет стоить? — Нисколько! Только подпишите эскиз. * * * Как-то гостям Пикассо сообщил: — Я совершил чудо. — Какое? — спросили его. — Одна пожилая женщина захотела посетить мою выставку, она прибыла туда в инвалидном кресле-коляске. Увидев мои картины, она вскочила и убежала. * * * Официант одного парижского кафе, куда захаживал Пикассо, как-то раз пожаловался ему, что даже при самом большом усилии воли не может понять его картины. — Вы понимаете по-китайски? — спросил Пикассо. — Нет. — А семьсот миллионов понимают. * * * Один врач, светило от медицины, посетил мастерскую Пикассо и при осмотре картин заметил: — В искусстве я не силен, но, как медик, могу констатировать, что люди, которых вы изображаете, с точки зрения анатомии, не поддаются никакой критике. — Возможно, — спокойно отвечал Пикассо, — однако я убежден, что эти картины будут жить дольше, чем ваши пациенты. * * * Пикассо посетил одну из французских школ. Учитель хотел похвалиться перед знаменитостью знаниями своих учеников и попросил назвать имена самых известных художников. Одна белокурая девчушка подняла руку, встала и сказала: «Гойя, Дега, Сезанн… и… и… Пикассо». — А почему Пикассо? — спросил учитель, надеясь, что в ответ ученица еще больше польстит художнику. Малышка, однако, растерялась, смутилась и, в конце концов, расплакалась. Пикассо склонился над ней, погладил ее по голове и тихо сказал: «Не плачь, милая, я этого и сам не знаю». * * * Уже в старости, посетив выставку детского рисунка, Пикассо сказал: «В их годы я рисовал, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как они». * * * В возрасте 54 лет Пикассо, умудренный жизнью и опытом художника, стал писать стихи. Поэмы эти, написанные ясным каллиграфическим почерком, с множеством поправок и подчеркиваний, тяжело читать. Это — изложение на бумагу мучавших его мыслей, без какого бы то ни было стихотворного размера, без рифмы и знаков препинания. В первое время он терзался сомнениями, смеет ли он вторгаться в совершенно чуждую для него область. Так, когда кто-то входил, он спешил поскорее спрятать записную книжку в карман. Иногда, чтобы уединиться и спокойно писать, он даже запирался в туалете и некоторые его стихи написаны на туалетной бумаге. * * * Пикассо говорил: «Моя писанина — это игра», — но обожал читать друзьям свои поэмы вслух и обижался, если не всем они нравились. Он даже подумывал об их издании, но потом решил: «Это все равно, что раздеться донага в неподходящий момент». В конце концов, его вирши опубликовали в 1936 году в специальном выпуске «Тетрадей по искусству», который был посвящен Пикассо. Мать Пабло, всегда восхищавшаяся сыном, сказала: «Я знаю, что ты стал писать. И если мне когда-нибудь скажут, что ты отслужил обедню, то я и в это поверю». * * * Анри Матисс — единственный художник, которого Пикассо считал равным себе. Незадолго до смерти, когда Матисс был уже тяжело болен, Пикассо посетил его, опустился на колени у кровати больного и поцеловал ему руку… * * * Как-то на виллу художника явились две шведки, представившие документ, свидетельствующий о том, что они выиграли в Стокгольме первую премию телевизионного конкурса «Мечта вашей жизни осуществилась». Оказалось, их мечта — почему бы и нет — встретиться с Пикассо… Возмущенный художник попросил, чтобы их вышвырнули вон, прокричав в бешенстве: «Я — не крупный выигрыш!». * * * В течение всей жизни Пикассо была присуща тяга к простоте. Даже когда он стал необычайно богатым, покупал роскошные автомобили и виллы, его повседневная жизнь и привычки были тому подтверждением. Он был воздержан в еде. Пил в основном только воду, в компании друзей — немного вина. Спутницы его жизни (жены и любовницы) с трудом заставляли его прилично одеваться. Чего стоило заставить его расстаться с изношенными брюками, свитером с бахромой или старыми, уже растрескавшимися туфлями! * * * Как-то один из друзей спросил Пикассо: — Почему ты не носишь карманные часы? — Да потому, что карманы дырявые, — ответил Пикассо со смехом, выворачивая один карман за другим. И действительно, его карманы были с дырами. Это потому, что он постоянно загружал их ключами, перочинными ножами, бечевками, зажигалками, пачками сигарет, не говоря уже о камешках, гальке, ракушках, кусочках дерева или коры — всем, что может ему пригодиться при создании какой-нибудь интересной конструкции. * * * На мадридской площади, носящей имя Пабло Пикассо, стоит монумент из розового гранита. Надпись на нем гласит: «Жители Мадрида в память о Пабло Руисе Пикассо — испанском гении мирового искусства. Май, 1980». 12 октября 2010
|
Последние публикации
Выбор читателей
|