Коты на службе морской
АНЕКДОТЪ
Коты на службе морской
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
594
Коты на службе морской
Черчилль с корабельным котом на линкоре «Принц Уэльский»

В суровых условиях длительного плавания присутствие на корабле любой (за редким исключением) живности может самым благоприятным образом отразиться на душевном состоянии команды. Поэтому и сегодня, как на гражданских судах, так и на боевых кораблях нередко можно встретить различных представителей фауны.

Так, на самой большой в мире советской атомной ПЛ («Акула») автору статьи доводилось видеть плавающих в огромных аквариумах рыбок и порхающих в клетках птиц. Происходило это в так называемой зоне рекреации, где подводники, месяцами не видящие неба, могут расслабиться в свободное от вахт время. А вот на одном из советских арктических ледоколов некоторое время обитал белый медвежонок, ставший любимцем всего экипажа. На одном из военных кораблей моряков будил самый настоящий петух Петька, а в экипаже эсминца Северного флота состоял чрезвычайно смышленый поросенок. Однако медвежата, поросята, петухи – это экзотика. Чаще на флоте служили и служат поныне представители домашних животных – собаки и коты.

Само понятие «корабельный кот» уходит корнями в далекое прошлое. В эпоху парусного флота моряки брали их не только для забавы. Коты выступали в роли их надежных защитников от крыс. Мерзкие твари грызли не только такелаж, но и вплоть до дыр деревянную обшивку корабля. На современных, насыщенных электроникой кораблях они грызут изоляцию проводов, что чревато короткими замыканиями и пожаром, не говоря уже о том, что полчища крыс способны в сжатые сроки уничтожить весь судовой провиант. Кроме того, крысы являются разносчиками всевозможных заболеваний. В борьбе с этим бедствием коты оказались незаменимы.

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ СЭМ

Однако когда идет большая война, помимо крыс у моряков появляются иные, не менее серьезные враги. 18 мая 1941 года из порта Готенхафена уходил в свой первый (и, как оказалось, последний) боевой поход краса и гордость немецкого флота линкор «Бисмарк». Перед самым выходом в море его экипаж, состоящий из 2200 моряков, пополнился еще одним членом – черно-белым котом по имени Оскар, подаренным командиру линкора мэром Готенхафена.

Начало похода складывалось удачно для «Бисмарка» – на шестой день он отправил на дно английский линейный крейсер «Худ». Англичане не могли простить гибель одного из лучших своих кораблей и начали охоту на «Бисмарка». В поисках и погоне участвовала целая армада во главе с авианосцем «Арк Ройял». Через три дня после гибели «Хука» «Бисмарк» был потоплен. Основная заслуга в победе англичан принадлежала самолетам-торпедоносцам, взлетавшим с палубы «Арк Ройяла».

Из экипажа немецкого линкора в живых осталось лишь 115 человек плюс кот Оскар, мертвой хваткой вцепившийся в плавающие обломки. Он был подобран английским эсминцем «Казак» (названным в память о русских казаках – союзниках в Первой мировой войне). Здесь Оскар сменил гражданство и заодно имя – стал Сэмом.

На «Казаке» Сэм служил до самой гибели этого корабля, атакованного немецкой подводной лодкой 24 октября 1941 года. Погибли 159 английских моряков, а Сэм уцелел – вместе с немногими оставшимися в живых членами экипажа он был подобран эсминцем «Легион» и вскоре был передан на авианосец – тот самый «Арк Ройял», что потопил «Бисмарка». Не прошло и месяца, как авианосец был торпедирован немецкой субмариной и затонул вблизи Гибралтара. Эсминцы смогли снять с гибнущего корабля почти весь экипаж (более 1500 человек), не забыли, конечно, и Сэма. После третьего своего спасения Сэм, к имени которого теперь добавился почетный титул «Непотопляемый», недолго побыл на эсминце «Лайтинг». Здесь узнавшие о приключениях Сэма матросы стали поглядывать на кота с подозрением: слишком уж несчастливой была судьба кораблей, на которых он успел послужить. В итоге кота списали на берег. Возможно, это спасло его, но не покинутые им корабли: «Легион» и «Лайтинг» вскоре были потоплены немцами. Сэм же был приписан к канцелярии генерал-губернатора Гибралтара. По окончании войны он оказался в Белфасте в приютившей его семье моряка. Там он и скончался в 1955 году.

Образ Непотопляемого Сэма навсегда запечатлела художница Шоу Бейкер. Выполненный ею портрет знаменитого кота можно сегодня увидеть в Национальном морском музее в Гринвиче.

ДОБРОЕ НАПУТСТВИЕ ПРЕМЬЕРУ

В августе 1941 года линкор «Принц Уэльский» доставил премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к берегам Америки для переговоров с президентом еще не вступивших в войну США. Франклин Рузвельт ожидал его на борту тяжелого крейсера «Аугуста», встретившего английский линкор у побережья Ньюфаундленда.

Когда Черчилль был готов перейти на американский корабль, у самого трапа к нему приблизился и потерся о ноги корабельный кот, видимо решивший таким образом пожелать премьер-министру удачи в предстоящих ему сложных переговорах. Поступок кота вызвал оживление и добрые улыбки у всех наблюдавших это моряков обоих кораблей. И, надо сказать, переговоры закончились успешно – Черчилль добился расширения американской помощи как для Англии, так и для СССР. Кроме того, была подписана Атлантическая хартия, где отражалось видение послевоенного мира. Снимок Черчилля с провожающим его на переговоры котом облетел страницы мировой прессы.

ПОЧТИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Победный 1945-й год не принес покоя еще одному корабельному коту – Саймону.

Подобранный котенком в 1947 году где-то в портовых кварталах Гонконга, он в мае 1948-го оказался на борту английского корабля «Аметист». Повзрослевшего Саймона зачислили на должность помощника кока. Его главной задачей стала борьба с полчищами крыс, одолевавшими корабли в южных портах. Одновременно Саймон стал и талисманом экипажа «Аметиста».

После победы в Китае коммунистов в 1949 году корабль оказался заблокирован на реке Янцзы. Под непрерывными обстрелами береговой артиллерии красных китайцев он пробивался к морю. Одновременно с коммунистами активизировались и крысы. Пользуясь суматохой боя, они бросились в провизионную кладовую, намереваясь уничтожить все, что было на корабле съестного. Кок по боевому расписанию занял свое место на подаче снарядов к орудию и не мог ничем помочь Саймону, который в одиночку сражался с превосходящими силами противника. В схватке он был жестоко искусан, но все же остался победителем.

Через пару дней при обстреле корабля шрапнелью Саймон был ранен, но и после этого поста своего не оставил, продолжая защищать камбуз. Заглядывал он и в лазарет, поднимая дух раненых моряков. Об этом официально было объявлено в приказе по флотилии.

Адмиралтейство ходатайствовало о награждении Саймона серебряной медалью имени Марии Дикин, выдававшейся от имени Королевского общества заботы о животных. На лицевой стороне полученной награды была выгравирована надпись: «Корабль Ее Величества «Аметист», июнь 1949» На обороте: «Кот Саймон». Удостоили кота и медалью Синего креста, а также еще и специальной медалью в память о китайском походе «Аметиста».

В ноябре «Аметист» вернулся в Плимут, где Саймона ждал восторженный прием. На встречу собралось множество жителей города. О нем писали газеты. На имя кота приходило столько писем, что офицера, которому поручили отвечать на них, пришлось освободить от прочих служебных обязанностей. Но согласно неумолимым английским законам все животные, прибывающие в Великобританию, обязаны пройти карантин. Не сделали исключения и для Саймона. И это стало для него роковым: в карантине он подхватил вирусную инфекцию. Полученные ранения обострили болезнь, и, несмотря на все усилия ветеринаров, Саймон скончался 28 ноября 1949 года. Сотни людей, включая команду «Аметиста» в полном составе, присутствовали на похоронах Саймона в Восточном Лондоне.

На его надгробии высечена надпись: «В память о Саймоне, служившем на корабле Ее Величества «Аметист» с мая 1948 по ноябрь 1949, награжденном медалью Марии Дикин в августе 1949, умершем 28 ноября 1949. Во время инцидента на реке Янцзы он был на высоте».

БОЦМАН АТОМНОГО КОРАБЛЯ

Лет 20 назад в акваторию Северодвинского кораблестроительного завода зашел и встал у стенки в ожидании не то модернизации, не то утилизации атомный ракетоносный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»). Стоит там по сей день. Как шутят заводчане, сегодня на корабле два экипажа: один – из военных моряков, другой – из корабельных котов. Последний возглавляет кот-интеллектуал по имени Боцман. Он знаком с корабельным уставом, прекрасно разбирается в табели о рангах, беспрекословно выполняет команды командира, регулярно проводящего с ним усиленные тренировки с использованием лазерной указки. Выходные Боцман проводит на берегу в семье командира. Другим членам кошачьего экипажа за хорошую службу разрешается побродить по заводской территории, пообщаться с сухопутными коллегами. Встречались автору коты из экипажей ракетного крейсера «Маршал Устинов», а также большого противолодочного корабля «Керчь». В общем, можно смело утверждать: никакому флоту без четвероногих друзей и помощников не обойтись. И моряки любят своих мохнатых коллег и гордятся ими.


16 декабря 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
179500
Сергей Леонов
137884
Сергей Леонов
97957
Виктор Фишман
79993
Борис Ходоровский
70671
Богдан Виноградов
56854
Павел Ганипровский
52066
Дмитрий Митюрин
47071
Александр Егоров
46451
Татьяна Алексеева
45700
Павел Виноградов
42174
Сергей Леонов
41417
Светлана Белоусова
40262
Роман Данилко
39238
Татьяна Алексеева
38416
Борис Кронер
38266