АНЕКДОТЪ
Коты на службе морской
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
29067
![]()
Черчилль с корабельным котом на линкоре «Принц Уэльский»
В суровых условиях длительного плавания присутствие на корабле любой (за редким исключением) живности может самым благоприятным образом отразиться на душевном состоянии команды. Поэтому и сегодня, как на гражданских судах, так и на боевых кораблях нередко можно встретить различных представителей фауны. Так, на самой большой в мире советской атомной ПЛ («Акула») автору статьи доводилось видеть плавающих в огромных аквариумах рыбок и порхающих в клетках птиц. Происходило это в так называемой зоне рекреации, где подводники, месяцами не видящие неба, могут расслабиться в свободное от вахт время. А вот на одном из советских арктических ледоколов некоторое время обитал белый медвежонок, ставший любимцем всего экипажа. На одном из военных кораблей моряков будил самый настоящий петух Петька, а в экипаже эсминца Северного флота состоял чрезвычайно смышленый поросенок. Однако медвежата, поросята, петухи – это экзотика. Чаще на флоте служили и служат поныне представители домашних животных – собаки и коты. Само понятие «корабельный кот» уходит корнями в далекое прошлое. В эпоху парусного флота моряки брали их не только для забавы. Коты выступали в роли их надежных защитников от крыс. Мерзкие твари грызли не только такелаж, но и вплоть до дыр деревянную обшивку корабля. На современных, насыщенных электроникой кораблях они грызут изоляцию проводов, что чревато короткими замыканиями и пожаром, не говоря уже о том, что полчища крыс способны в сжатые сроки уничтожить весь судовой провиант. Кроме того, крысы являются разносчиками всевозможных заболеваний. В борьбе с этим бедствием коты оказались незаменимы. НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ СЭМ Однако когда идет большая война, помимо крыс у моряков появляются иные, не менее серьезные враги. 18 мая 1941 года из порта Готенхафена уходил в свой первый (и, как оказалось, последний) боевой поход краса и гордость немецкого флота линкор «Бисмарк». Перед самым выходом в море его экипаж, состоящий из 2200 моряков, пополнился еще одним членом – черно-белым котом по имени Оскар, подаренным командиру линкора мэром Готенхафена. Начало похода складывалось удачно для «Бисмарка» – на шестой день он отправил на дно английский линейный крейсер «Худ». Англичане не могли простить гибель одного из лучших своих кораблей и начали охоту на «Бисмарка». В поисках и погоне участвовала целая армада во главе с авианосцем «Арк Ройял». Через три дня после гибели «Хука» «Бисмарк» был потоплен. Основная заслуга в победе англичан принадлежала самолетам-торпедоносцам, взлетавшим с палубы «Арк Ройяла». Из экипажа немецкого линкора в живых осталось лишь 115 человек плюс кот Оскар, мертвой хваткой вцепившийся в плавающие обломки. Он был подобран английским эсминцем «Казак» (названным в память о русских казаках – союзниках в Первой мировой войне). Здесь Оскар сменил гражданство и заодно имя – стал Сэмом. На «Казаке» Сэм служил до самой гибели этого корабля, атакованного немецкой подводной лодкой 24 октября 1941 года. Погибли 159 английских моряков, а Сэм уцелел – вместе с немногими оставшимися в живых членами экипажа он был подобран эсминцем «Легион» и вскоре был передан на авианосец – тот самый «Арк Ройял», что потопил «Бисмарка». Не прошло и месяца, как авианосец был торпедирован немецкой субмариной и затонул вблизи Гибралтара. Эсминцы смогли снять с гибнущего корабля почти весь экипаж (более 1500 человек), не забыли, конечно, и Сэма. После третьего своего спасения Сэм, к имени которого теперь добавился почетный титул «Непотопляемый», недолго побыл на эсминце «Лайтинг». Здесь узнавшие о приключениях Сэма матросы стали поглядывать на кота с подозрением: слишком уж несчастливой была судьба кораблей, на которых он успел послужить. В итоге кота списали на берег. Возможно, это спасло его, но не покинутые им корабли: «Легион» и «Лайтинг» вскоре были потоплены немцами. Сэм же был приписан к канцелярии генерал-губернатора Гибралтара. По окончании войны он оказался в Белфасте в приютившей его семье моряка. Там он и скончался в 1955 году. Образ Непотопляемого Сэма навсегда запечатлела художница Шоу Бейкер. Выполненный ею портрет знаменитого кота можно сегодня увидеть в Национальном морском музее в Гринвиче. ДОБРОЕ НАПУТСТВИЕ ПРЕМЬЕРУ В августе 1941 года линкор «Принц Уэльский» доставил премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к берегам Америки для переговоров с президентом еще не вступивших в войну США. Франклин Рузвельт ожидал его на борту тяжелого крейсера «Аугуста», встретившего английский линкор у побережья Ньюфаундленда. Когда Черчилль был готов перейти на американский корабль, у самого трапа к нему приблизился и потерся о ноги корабельный кот, видимо решивший таким образом пожелать премьер-министру удачи в предстоящих ему сложных переговорах. Поступок кота вызвал оживление и добрые улыбки у всех наблюдавших это моряков обоих кораблей. И, надо сказать, переговоры закончились успешно – Черчилль добился расширения американской помощи как для Англии, так и для СССР. Кроме того, была подписана Атлантическая хартия, где отражалось видение послевоенного мира. Снимок Черчилля с провожающим его на переговоры котом облетел страницы мировой прессы. ПОЧТИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ Победный 1945-й год не принес покоя еще одному корабельному коту – Саймону. Подобранный котенком в 1947 году где-то в портовых кварталах Гонконга, он в мае 1948-го оказался на борту английского корабля «Аметист». Повзрослевшего Саймона зачислили на должность помощника кока. Его главной задачей стала борьба с полчищами крыс, одолевавшими корабли в южных портах. Одновременно Саймон стал и талисманом экипажа «Аметиста». После победы в Китае коммунистов в 1949 году корабль оказался заблокирован на реке Янцзы. Под непрерывными обстрелами береговой артиллерии красных китайцев он пробивался к морю. Одновременно с коммунистами активизировались и крысы. Пользуясь суматохой боя, они бросились в провизионную кладовую, намереваясь уничтожить все, что было на корабле съестного. Кок по боевому расписанию занял свое место на подаче снарядов к орудию и не мог ничем помочь Саймону, который в одиночку сражался с превосходящими силами противника. В схватке он был жестоко искусан, но все же остался победителем. Через пару дней при обстреле корабля шрапнелью Саймон был ранен, но и после этого поста своего не оставил, продолжая защищать камбуз. Заглядывал он и в лазарет, поднимая дух раненых моряков. Об этом официально было объявлено в приказе по флотилии. Адмиралтейство ходатайствовало о награждении Саймона серебряной медалью имени Марии Дикин, выдававшейся от имени Королевского общества заботы о животных. На лицевой стороне полученной награды была выгравирована надпись: «Корабль Ее Величества «Аметист», июнь 1949» На обороте: «Кот Саймон». Удостоили кота и медалью Синего креста, а также еще и специальной медалью в память о китайском походе «Аметиста». В ноябре «Аметист» вернулся в Плимут, где Саймона ждал восторженный прием. На встречу собралось множество жителей города. О нем писали газеты. На имя кота приходило столько писем, что офицера, которому поручили отвечать на них, пришлось освободить от прочих служебных обязанностей. Но согласно неумолимым английским законам все животные, прибывающие в Великобританию, обязаны пройти карантин. Не сделали исключения и для Саймона. И это стало для него роковым: в карантине он подхватил вирусную инфекцию. Полученные ранения обострили болезнь, и, несмотря на все усилия ветеринаров, Саймон скончался 28 ноября 1949 года. Сотни людей, включая команду «Аметиста» в полном составе, присутствовали на похоронах Саймона в Восточном Лондоне. На его надгробии высечена надпись: «В память о Саймоне, служившем на корабле Ее Величества «Аметист» с мая 1948 по ноябрь 1949, награжденном медалью Марии Дикин в августе 1949, умершем 28 ноября 1949. Во время инцидента на реке Янцзы он был на высоте». БОЦМАН АТОМНОГО КОРАБЛЯ Лет 20 назад в акваторию Северодвинского кораблестроительного завода зашел и встал у стенки в ожидании не то модернизации, не то утилизации атомный ракетоносный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»). Стоит там по сей день. Как шутят заводчане, сегодня на корабле два экипажа: один – из военных моряков, другой – из корабельных котов. Последний возглавляет кот-интеллектуал по имени Боцман. Он знаком с корабельным уставом, прекрасно разбирается в табели о рангах, беспрекословно выполняет команды командира, регулярно проводящего с ним усиленные тренировки с использованием лазерной указки. Выходные Боцман проводит на берегу в семье командира. Другим членам кошачьего экипажа за хорошую службу разрешается побродить по заводской территории, пообщаться с сухопутными коллегами. Встречались автору коты из экипажей ракетного крейсера «Маршал Устинов», а также большого противолодочного корабля «Керчь». В общем, можно смело утверждать: никакому флоту без четвероногих друзей и помощников не обойтись. И моряки любят своих мохнатых коллег и гордятся ими. Дата публикации: 16 декабря 2021
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~aNfMq
Остальное по теме:
Флот
16.11.2022
|
Последние публикации
Выбор читателей
|