КРИМИНАЛ
«Секретные материалы 20 века» №14(478), 2017
Миллион без терзаний
Татьяна Трубецкая
журналист
Санкт-Петербург
729
![]() Мариенкирхе в Любеке
В первых числах сентября 1951 года западногерманская публика ликовала. Наконец-то после долгого ожидания открывается для посещения разбомбленная американцами Мариенкирхе в Любеке. Зажигательные бомбы, сброшенные тогда на город, совершили, как писали в газетах, чудесное очищение. Причинив серьезные повреждения церкви Святой Марии, они одновременно явили скрытые под позднейшими наслоениями красок прекрасные фрески! ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ У МЕНЯ ДЛЯ ВАС НЕТ Искусствоведы датировали эти росписи XIII веком. И у каждого, кому дорого национальное искусство, просто сердце кровью обливалось при виде того, как бесценная старинная живопись, находясь в оставшейся без крыши церкви, страдает от дождя, ветра, снега и прочих природных явлений. С ремонтом здания из-за отсутствия финансирования пришлось ждать до 1948 года. Но когда западногерманская Ассоциация охраны памятников древности получила-таки необходимую сумму, перед ней встал еще один, не менее важный вопрос: кому поручить реставрацию?.. Обсуждение кандидатур заняло несколько месяцев. Однако едва было названо имя Дитриха Фея, общественность выразила откровенное недоумение. Как?! Разве можно подпустить к национальному достоянию человека, который всего год назад подозревался в хищениях музейных экспонатов?! Правда, воровство Фея осталось бездоказательным, а более достойного живописца во всей Германии было все равно не найти… В общем, решение ассоциации осталось неизменным. Дитриху Фею уже приходилось работать с памятниками XIII века. Еще в 1930-е годы он, со своим другом Лотаром Малскатом и отцом, тоже художником, реставрировал знаменитый собор в Шлезвиге. Правда, с этой работой связывалась некая не слишком красивая история, за 20 прошедших лет уже, конечно, подзабытая, но все-таки… Реставраторам удалось тогда сделать сенсационное открытие, перечеркивающее заблуждения, следствием которых явилась недооценка роли арийской расы в мировой культуре. Искусствоведы, рассматривавшие росписи в Шлезвиге, обратили внимание на то, что на медальонах фриза находились изображения не только традиционных для европейской живописи лис, но и индюков — птиц, которые, по расхожему мнению, появились в Европе лишь после открытия Колумбом Америки. Скандал уже готов был разгореться, в СМИ начали появляться намеки на подделку, однако герр Фей-старший, легко опроверг все обвинения, заявив, что заокеанский континент был открыт праотцами германцев задолго до Колумба. И разве не могло статься, что они привезли на Европейский континент несколько недоеденных в дороге индейских птиц? А это как раз и является лучшим доказательством превосходства чистой арийской расы над другими! Инцидент тогда угас сам собой. Мир, занятый серьезными приготовлениями к войне, быстро переключился на другие сенсации. Поэтому 20 лет спустя Дитрих Фей, пригласив в помощники всегдашнего своего компаньона Лотара Малската, приступил к реставрации Мариенкирхе.
АМОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ С Малскатом тоже была связана некая неоднозначная ситуация. Поговаривали, будто он подделал и продал никак не менее 600 картин в диапазоне от Рембрандта до Шагала и был даже пойман за руку… Но пустые слухи Ассоциация охраны памятников древности принимать во внимание была не намерена. Или кто-нибудь может сказать, что Малскат и Фей когда-нибудь состояли под следствием и судом? Ах, нет? Тогда и говорить не о чем… Работа закипела. К осени 1950-го в СМИ просочились сведения, будто художники столкнулись с непреодолимыми трудностями, и живопись на хорах церкви вообще не подлежит восстановлению. Но, так или иначе, 2 сентября 1951-го при колоссальном скоплении публики церковь была открыта. На церемонии присутствовал сам канцлер Конрад Аденауэр. И ожидания общественности оправдались. Фрески оказались настолько великолепны, что Дитриха Фея наградили федеральным крестом за заслуги перед Отечеством. И это стало началом конца… Имя Лотара Малската почему-то восхвалялось значительно меньше. Взревновав, герр Малскат затаил обиду и в мае 1952-го выступил в прессе с заявлением о том, что фрески в Мариенкирхе — натуральная липа, которую они с Феем сварганили по его, Малската, разработкам. Искусствоведы были возмущены до глубины души. Разве они не обнаружили бы подделки!? Да у ничтожного Малската просто таланта не хватило бы написать подобные шедевры! О фальсификации не может быть даже речи! Между тем художник стоял на своем и в доказательство указал на сходство, которое лики угодников и самого Иисуса имеют с Марлен Дитрих, Григорием Распутиным, философом Кантом и его, Лотара, собственной сестрой. Началось расследование. Так как западногерманские авторитеты в области искусства совершенно не были расположены признаться в некомпетентности, дошло до суда. Дитрих Фей был приговорен к 22 месяцам лишения свободы, Лотар Малскат — только к 20. Это обстоятельство, невзирая на суровость наказания, все-таки вселило в душу Малската некоторую долю удовольствия. Правда-то восторжествовала! Фей достаточно насладился славой и почестями, так пусть теперь посидит на пару месяцев дольше…
ЦИНИКИ И ЦЕННИКИ Судебные процессы, разоблачающие фальсификаторов, как известно, не редкость. Причем стоит начаться любому из них, СМИ обязательно сообщают дежурную, хотя чаще всего не свежую сенсацию: «75 миллионов липовых шедевров циркулируют по Европе, и, согласно прогнозам специалистов, их число будет с каждым годом увеличиваться!» Цифра, разумеется, впечатляет. Но, надо признать, вряд ли фальсификаторы, мистификаторы, маршаны и прочие авантюристы от искусства смогли бы проводить свои предприятия так легко и блистательно, если бы не было за их спиной хороших «учителей», подготовивших для того основу и почву… Альбрехт Дюрер судился в 1506 году с неким Марко Антонио Раймонди, подделавшим 990 его гравюр… Папа Римский Климент VIII, желая в начале 1520-х годов сделать приятное всесильному маркграфу мантуанскому Федерико Гонзага, посулил ему подарить картину Рафаэля. Обещать-то обещал, но расставаться с шедевром оказалось святейшему отцу нестерпимо жалко. Тогда он заказал художнику Андреа дель Сорто скопировать полотно и отослал фальшивку в Мантую. Разумеется, выдав ее за подлинник... Молодой Микеланджело, будучи еще никому не известным скульптором, сваял статуэтку Купидона, совершенно неотличимую от древнегреческих мраморов. Вещь была представлена настоящим антиком и продана римскому кардиналу Рафаилу Ринарио за баснословные по тому времени деньги — 200 дукатов… Внук французского художника Милле заказывал картины «под деда» талантливому, но практически нищему самородку по фамилии Казо и торговал этими «семейными реликвиями» бойко, прибыльно и без малейших угрызений совести… Немецкий танцовщик Отто Ваккер, неожиданно открыв в себе дар живописца, создал в короткий срок около тридцати «Ван Гогов». И, попавшись однажды на применении «старящего» картины древесного клея, отделался всего лишь полутора годами тюрьмы… Несколько лет назад в газете L’Humanité был опубликован материал о некоем Жане-Пьере Шекроне, продавшем более ста штук собственного изготовления «Пикассо», «Леже», «Миро» и прочих абстракционистов, кубистов и сюрреалистов. Общий оборот бизнеса Шекрона превысил за два года миллион франков… Кого только не подделывали талантливые и удачливые фальсификаторы! «Малых голландцев» и Ренуара, звезду XV века Филиппино Липпи и Модильяни, Донателло и Моне. Однако на первое место в данном перечне правильнее всего будет поставить Коро, которого один француз окрестил «автором трех тысяч картин, десять тысяч из которых проданы в Америку». Оно, конечно, заявлено лихо. Но действительность оказалась еще круче. Французский музейный деятель Рене Хюйг, озадачившись однажды вопросом поддельных «Коро», подсчитал, что только в Европе имеется 30 000 работ этого художника. Так что неудивительно, что некий доктор Жюссон, всю жизнь вкладывавший деньги в покупку творений любимого живописца, собрал их ровно 2450. Причем, как в конце концов выяснилось, все они оказались прискорбно и безнадежно липовыми… 3 июня 2017
|
Последние публикации
Выбор читателей
|