Миллион без терзаний
КРИМИНАЛ
«Секретные материалы 20 века» №14(478), 2017
Миллион без терзаний
Татьяна Трубецкая
журналист
Санкт-Петербург
113
Миллион без терзаний
Мариенкирхе в Любеке

В первых числах сентября 1951 года западногерманская публика ликовала. Наконец-то после долгого ожидания открывается для посещения разбомбленная американцами Мариенкирхе в Любеке. Зажигательные бомбы, сброшенные тогда на город, совершили, как писали в газетах, чудесное очищение. Причинив серьезные повреждения церкви Святой Марии, они одновременно явили скрытые под позднейшими наслоениями красок прекрасные фрески!

ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ У МЕНЯ ДЛЯ ВАС НЕТ

Искусствоведы датировали эти росписи XIII веком. И у каждого, кому дорого национальное искусство, просто сердце кровью обливалось при виде того, как бесценная старинная живопись, находясь в оставшейся без крыши церкви, страдает от дождя, ветра, снега и прочих природных явлений.

С ремонтом здания из-за отсутствия финансирования пришлось ждать до 1948 года. Но когда западногерманская Ассоциация охраны памятников древности получила-таки необходимую сумму, перед ней встал еще один, не менее важный вопрос: кому поручить реставрацию?..

Обсуждение кандидатур заняло несколько месяцев. Однако едва было названо имя Дитриха Фея, общественность выразила откровенное недоумение. Как?! Разве можно подпустить к национальному достоянию человека, который всего год назад подозревался в хищениях музейных экспонатов?! Правда, воровство Фея осталось бездоказательным, а более достойного живописца во всей Германии было все равно не найти… В общем, решение ассоциации осталось неизменным.

Дитриху Фею уже приходилось работать с памятниками XIII века. Еще в 1930-е годы он, со своим другом Лотаром Малскатом и отцом, тоже художником, реставрировал знаменитый собор в Шлезвиге. Правда, с этой работой связывалась некая не слишком красивая история, за 20 прошедших лет уже, конечно, подзабытая, но все-таки…

Реставраторам удалось тогда сделать сенсационное открытие, перечеркивающее заблуждения, следствием которых явилась недооценка роли арийской расы в мировой культуре. Искусствоведы, рассматривавшие росписи в Шлезвиге, обратили внимание на то, что на медальонах фриза находились изображения не только традиционных для европейской живописи лис, но и индюков — птиц, которые, по расхожему мнению, появились в Европе лишь после открытия Колумбом Америки. Скандал уже готов был разгореться, в СМИ начали появляться намеки на подделку, однако герр Фей-старший, легко опроверг все обвинения, заявив, что заокеанский континент был открыт праотцами германцев задолго до Колумба. И разве не могло статься, что они привезли на Европейский континент несколько недоеденных в дороге индейских птиц? А это как раз и является лучшим доказательством превосходства чистой арийской расы над другими!

Инцидент тогда угас сам собой. Мир, занятый серьезными приготовлениями к войне, быстро переключился на другие сенсации. Поэтому 20 лет спустя Дитрих Фей, пригласив в помощники всегдашнего своего компаньона Лотара Малската, приступил к реставрации Мариенкирхе.

АМОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ

С Малскатом тоже была связана некая неоднозначная ситуация. Поговаривали, будто он подделал и продал никак не менее 600 картин в диапазоне от Рембрандта до Шагала и был даже пойман за руку… Но пустые слухи Ассоциация охраны памятников древности принимать во внимание была не намерена. Или кто-нибудь может сказать, что Малскат и Фей когда-нибудь состояли под следствием и судом? Ах, нет? Тогда и говорить не о чем…

Работа закипела. К осени 1950-го в СМИ просочились сведения, будто художники столкнулись с непреодолимыми трудностями, и живопись на хорах церкви вообще не подлежит восстановлению. Но, так или иначе, 2 сентября 1951-го при колоссальном скоплении публики церковь была открыта. На церемонии присутствовал сам канцлер Конрад Аденауэр. И ожидания общественности оправдались. Фрески оказались настолько великолепны, что Дитриха Фея наградили федеральным крестом за заслуги перед Отечеством. И это стало началом конца…

Имя Лотара Малската почему-то восхвалялось значительно меньше. Взревновав, герр Малскат затаил обиду и в мае 1952-го выступил в прессе с заявлением о том, что фрески в Мариенкирхе — натуральная липа, которую они с Феем сварганили по его, Малската, разработкам.

Искусствоведы были возмущены до глубины души. Разве они не обнаружили бы подделки!? Да у ничтожного Малската просто таланта не хватило бы написать подобные шедевры! О фальсификации не может быть даже речи!

Между тем художник стоял на своем и в доказательство указал на сходство, которое лики угодников и самого Иисуса имеют с Марлен Дитрих, Григорием Распутиным, философом Кантом и его, Лотара, собственной сестрой.

Началось расследование. Так как западногерманские авторитеты в области искусства совершенно не были расположены признаться в некомпетентности, дошло до суда. Дитрих Фей был приговорен к 22 месяцам лишения свободы, Лотар Малскат — только к 20. Это обстоятельство, невзирая на суровость наказания, все-таки вселило в душу Малската некоторую долю удовольствия. Правда-то восторжествовала! Фей достаточно насладился славой и почестями, так пусть теперь посидит на пару месяцев дольше…

ЦИНИКИ И ЦЕННИКИ

Судебные процессы, разоблачающие фальсификаторов, как известно, не редкость. Причем стоит начаться любому из них, СМИ обязательно сообщают дежурную, хотя чаще всего не свежую сенсацию: «75 миллионов липовых шедевров циркулируют по Европе, и, согласно прогнозам специалистов, их число будет с каждым годом увеличиваться!» Цифра, разумеется, впечатляет. Но, надо признать, вряд ли фальсификаторы, мистификаторы, маршаны и прочие авантюристы от искусства смогли бы проводить свои предприятия так легко и блистательно, если бы не было за их спиной хороших «учителей», подготовивших для того основу и почву…

Альбрехт Дюрер судился в 1506 году с неким Марко Антонио Раймонди, подделавшим 990 его гравюр…

Папа Римский Климент VIII, желая в начале 1520-х годов сделать приятное всесильному маркграфу мантуанскому Федерико Гонзага, посулил ему подарить картину Рафаэля. Обещать-то обещал, но расставаться с шедевром оказалось святейшему отцу нестерпимо жалко. Тогда он заказал художнику Андреа дель Сорто скопировать полотно и отослал фальшивку в Мантую. Разумеется, выдав ее за подлинник...

Молодой Микеланджело, будучи еще никому не известным скульптором, сваял статуэтку Купидона, совершенно неотличимую от древнегреческих мраморов. Вещь была представлена настоящим антиком и продана римскому кардиналу Рафаилу Ринарио за баснословные по тому времени деньги — 200 дукатов…

Внук французского художника Милле заказывал картины «под деда» талантливому, но практически нищему самородку по фамилии Казо и торговал этими «семейными реликвиями» бойко, прибыльно и без малейших угрызений совести…

Немецкий танцовщик Отто Ваккер, неожиданно открыв в себе дар живописца, создал в короткий срок около тридцати «Ван Гогов». И, попавшись однажды на применении «старящего» картины древесного клея, отделался всего лишь полутора годами тюрьмы…

Несколько лет назад в газете L’Humanité был опубликован материал о некоем Жане-Пьере Шекроне, продавшем более ста штук собственного изготовления «Пикассо», «Леже», «Миро» и прочих абстракционистов, кубистов и сюрреалистов. Общий оборот бизнеса Шекрона превысил за два года миллион франков…

Кого только не подделывали талантливые и удачливые фальсификаторы! «Малых голландцев» и Ренуара, звезду XV века Филиппино Липпи и Модильяни, Донателло и Моне. Однако на первое место в данном перечне правильнее всего будет поставить Коро, которого один француз окрестил «автором трех тысяч картин, десять тысяч из которых проданы в Америку». Оно, конечно, заявлено лихо. Но действительность оказалась еще круче.

Французский музейный деятель Рене Хюйг, озадачившись однажды вопросом поддельных «Коро», подсчитал, что только в Европе имеется 30 000 работ этого художника. Так что неудивительно, что некий доктор Жюссон, всю жизнь вкладывавший деньги в покупку творений любимого живописца, собрал их ровно 2450. Причем, как в конце концов выяснилось, все они оказались прискорбно и безнадежно липовыми…


3 июня 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89053
Виктор Фишман
71232
Сергей Леонов
65225
Борис Ходоровский
63346
Богдан Виноградов
50314
Дмитрий Митюрин
38072
Сергей Леонов
34234
Роман Данилко
32027
Борис Кронер
21909
Светлана Белоусова
20421
Наталья Матвеева
19794
Светлана Белоусова
19546
Татьяна Алексеева
18316
Дмитрий Митюрин
18275
Татьяна Алексеева
17517
Наталья Матвеева
16820