Время ангелов
ЯРКИЙ МИР
Время ангелов
Христина Януш
журналист
Санкт-Петербург
193
Время ангелов

Ангелы, посланники Бога, небесное воинство. Ангелы-хранители, ангелы-заступники. Кто они такие, мифические существа, придуманные богатым человеческим воображением, фантомы, в минуты опасности порождаемые подсознанием, или же реальные духовные космические силы, берегущие нас. Человечество со дня своего существования придает особое значение этим незримым существам, через которых осуществляется наша связь с космосом...

Этот вопрос является объектом исследования многих теософов, религоведов и ученых-атеистов. Последние проявляют рвение в данном вопросе исключительно по причине истового желания опровергнуть факт существования ангелоподобных сущностей. Как появились ангелы, кто их создал? Наиболее популярная история такова: христианский Бог создал бесконечное множество ангелов, на четвертый день Творения ангел Сатана поднял бунт против Отца и переманил на свою сторону часть «небесного воинства». Так появился дьявол и его рать. Ангелов, перешедших на сторону тьмы, именуют падшими.

Кто такие ангелы по сути своей? Давайте от легенд обратимся к документальным источникам — справочникам и литературе. Словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение: «Ангел (греч. — посланник, вестник) — употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епи­скопам церквей и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когда они являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смысле это слово в Библии означает личныя, духовныя существа, совершеннейшия человека и сотворенныя Богом, которыя возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления...»

Самое распространенное определение ангела — бестелесный помощник Бога, — мы бы сказали, бестелесная духовная субстанция, несущая божественную информацию. Люди несколько упростили сей образ — приятней ведь общаться со зримым собеседником, — придав ангелам человеческое подобие, снабдив их огромными крыльями и светящимся ореолом вокруг головы. Исследователь Иваницкий писал так: «Ангелы имеют вид человека, только с крыльями и одеты в белые одежды. Творил их Бог из камня. Ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети».

Позднее Единая Церковь признала ангелов и выработала специальное учение: «Они существа, сотворенныя Богом прежде творения видимаго мира; они духовны и безтелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело. Для ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять в добре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи» (Словарь Брокгауза и Ефрона).

В некоторых религиозных источниках высказывается мысль, что ангелы могут скрываться под ликами земных людей — пророков, чудотворцев, странников, «божьих людей». Также они могут оборачиваться природными явления­ми: сильными ветрами, столпами огня; эпидемиями чумы и язвы. Им же приписываются психофизические состояния человека — вдохновение, дар творчества, просветления, предвидения и паранормальные способности.

В Ветхом Завете говорится, что ангелы существуют затем, чтобы мы могли узреть Бога, ведь никто не мог увидеть Бога и остаться живым. Иногда ангелы мимикрируют под обычных смертных, и лишь в минуты особые открывается их истинная сущность. Однако там же в Ветхом Завете упоминаются иные ангелы — безымянные духи, например дух с огненным мечом, преградивший Адаму путь обратно в Эдем. Тема ангельской безымянности — особая. В Ветхом и Новом Завете упоминаются лишь ангелы Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о будущем рождении Иисуса. Все остальные ангелы лишены имен собственных в силу поверия, что произношение имени духа уменьшает его могущество. Но сегодня это утверждение не работает, более того, каждый человек должен знать имя своего ангела-хранителя.

В то же время ангелы не были предметом пристального внимания церковников, как, скажем, личность Иисуса Христа. Хотя имели место рассуждения о времени сотворения ангелов и о наличии у них эфирного тела. Тем не менее в церковной традиции ангелы почитались как существа божественного порядка, что и было утверждено на седьмом Вселенском соборе в 787 году. Позднее, в Средневековье, ангельская тема особо разрабатывалась каббалистами, которые, по их утверждению, вывели количественный показатель «небесного воинства» — 301655722. Откуда взялась эта цифра — загадка.

Впервые ангелы как помощники Бога упоминаются в зороастризме (он же маздеизм, он же — парсизм). Основателем этой религии считается мудрец и маг Заратустра. У греков он фигурирует как Зороастр, у персов — Зердушт. Это учение в истоке своем было распространено у древних персов — мидийцев и бактрийцев. О Заратустре сложено много легенд, в основе которых — абсолютное незнание жизни этого человека. Долгое время ему приписывались разного рода чудеса, прорицания, тайные книги. До сих пор неизвестны точные годы его жизни, предположительно, он жил не позже 1000 г. до Р.Х. Некоторые восточные легенды повествуют, что мудрец жил в Бактрии при царе Виштаспе. Будучи совсем молодым, он удалился от мира на высокую гору, где после долгих бдений ему открылось Знание. Вернувшись к людям, он стал творить чудеса. Именно в его учении впервые появляются добрые и злые духи, которых позднее стали называть ангелами.

В христианстве ангелы были «официально» утверждены в качестве помощников Бога и божественных сущностей. Церковь провозгласила их бесполыми, невидимыми духами, бессмертными со дня их творения. На их множество указывает характеристика Бога, упот-ребляе­мая в Ветхом Завете — «Господь воинства».

На Константиновском соборе в 653 году церковники выступили в поддерж­ку строгой иерархии ангелов, осудив тех, кто учил, что ангелы по изначальной природе своей — равны. Иерархия небесного воинства впервые наиболее подробно описывается у Дионисия Ареопагита в его труде «Небесная Иерархия», которая в свою очередь базируется на Ветхозаветном и Новозаветном писании. Таким образом, «небесные служители» подразделялись на три иерархии, в каждой из которых было три лика. Высшая иерархия: Серафимы, Херувимы, Престолы. Средняя: Господства, Силы, Власти. Низшая: Начала, Архангелы, Ангелы.

При этом каждое из значений имеет интересную расшифровку: слово «серафим» означает и «те, которые жгут», и «те, которые греют». Это объясняется тем, что серафимы находятся в непо­средственной близости к Богу, и тепло, которое от них исходит, подобно обжигающим молниям. Понятие «херувим» означает «полноту знаний» или «излияние мудрости». Эти существа имеют силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание. «Престолы» указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин. Святые господства наделены способностью быть над земными желаниями и стремлениями. Их работа — распределять обязанности ангелов.

«Силы» означают твердость и отвагу во всех деяниях и ассоциируются с героическими поступками. На том же уровне, что Господства и Силы, находятся Власти, но они также наделены властью и разумом, уступающим только Божьему и призваны обеспечивать равновесие вселенной.

«Начала» — ангелы, защищающие религию. Они придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу. Среди тех, кого считают «главными» в этом чине, — Анаил — один из семи ангелов созидания. И наконец сами «Ангелы» — ближе всех к человеку, они выполняют роль хранителей и посланников.

За 300 лет до этого события, а точнее в 325 году Никейский собор объявил веру в ангелов частью церковной догмы, что породило культ ангелов в прямом смысле этого слова. Посему в 343 году Лаодицейский синод приравнял ангелопоклонство к идолопоклонству, а значит, к одному из смертных грехов. В ХIХ—ХХ веках поклонение ангелам стало массовым: на этой почве возникали ассоциации, секты, братства, например, братство «Святого архангела Михаила», основанное в 1878 году папой Львом XIII, общество «Друзья Ангелов» и т.д.

С развитием психологии как науки, ангелология сдала позиции. Карл Юнг интерпретировал религию как «первородный образ», навязанный человеку коллективным бессознательным. Религия, а вместе с ней и «небесные жители» были объявлены пережитками порабощенного коллективного сознания. Под поработителем имелась в виду Церковь, насаждающая религиозные доктрины.

С возникновением «Теософского общества», основанного в 1875 году госпожой Блаватской и К, ангелология получает новое развитие. Метафизики и сектанты проявляют бурный интерес в этом направлении. Особенно их привлекает теософская теория о дивах, которые по функциям своим почти приравниваются к ангелам — они населяют космос и контролируют не только людей, но и природные силы.

В начале 70-х годов XX века в журналах, издаваемых обществом «Новое Время», публикуются репортажи о движении «Финдхорн», которое по своей идеологической направленности являлось сектой. Ее основательница — Дороти Маклин утверждала, что за короткий промежуток времени ей и ее двум сподвижникам удалось создать плодородный огород на севере Шотландии под непосредственным покровительством див. Госпожа Маклин утверждала, что регулярно выходила с ними на связь, получая от них советы по возделыванию земли.

В 1975 году была опубликована книга Билли Грэхэма «Ангелы», обозначившая новый бурный виток интереса к жителям запредельного мира. В подобных изданиях не только досконально изучается библейская жизнь ангелов, в них также много рассказов о личных встречах с этими эфемерными существами.

И, наконец, в ноябре 1994 года в Атланте впервые вышел журнал «Angel Times», полностью посвященный ангелам. В нем описывались реальные встречи с ними, публиковались рассказы известных писателей, репродукции известных картин. За короткое время журнал стал очень популярным, что свидетельствовало о насущности этой темы.

Когда большинство из нас произносит слово «ангел», то представляет себе некую человекоподобную сущность с крыльями за спиной. Но мало кому довелось встретиться с реальными ангелами. И все-таки есть такие счастливцы...

Летом 1984 года экипажу советской космической орбитальной станции «Салют-7» было ангельское видение. На 155-й день полета командир корабля Олег Атьков и космонавты Владимир Соловьев и Леонид Кизим увидели, что станция залита сверкающим оранжевым светом. Свет был так силен, что на время лишил космонавтов зрения. Когда зрение вернулось, они увидели в иллюминаторах «лики». И не только — огромные крылатые фигуры «небесных жителей» размером с десятиэтажный дом парили вокруг космического корабля. Ангелов было числом семь. Они сопровождали «Салют-7» десять минут, а затем исчезли. Эта история повторилась на 167-й день космического полета, когда к космонавтам присоединились трое коллег: Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков. И вновь космическая орбитальная станция купалась в ярком оранжевом свете, и снова появились семь ангелов. «Каждый размером с авиалайнер», — комментировали очевидцы. Все шесть космонавтов доложили, что видели «улыбающихся ангелов». Навряд ли происшедшее можно оправдать массовой галлюцинацией.

В 1949 году житель штата Миннесота Джеймс Мэйнсфилд возвращался домой. Он шел из больницы, где лежала его жена после операции. Она была в довольно тяжелом состоянии, и преданный Джеймс впервые за несколько недель решил вернуться домой, чтобы поспать. Не дойдя до дома пару миль, он вдруг был ослеплен сиянием, которое исходило от шарообразного объекта, зависшего над землей в двух-трех метрах. Затем шар стал переливать всеми цветами радуги, и Мэйнсфилд услышал голос, — откуда он исходил, фермер не понимал, — голос сказал ему: «Немедленно возвращайся назад...» Свечение тут же погасло, шар исчез. Ошеломленный Джеймс кинулся назад в больницу. Ворвавшись в палату, он увидел, что показания на приборах зашкаливают, а рядом никого нет. Он закричал, на его крик прибежали медсестра, а затем врач. Позднее доктор признался, если бы Джеймс их позвал на пару минут позже, его жену не удалось бы спасти.

В послевоенной Анг­лии известна история, когда маленькая девочка Кейт на протяжении года общалась с некой Дженни, — которая, как оказалось позже, была ангельским духом. Дети, как известно, склонны к фантазированию, поэтому первое время взрослые не верили в Дженни, о которой рассказывала их дочь. Они поверили лишь тогда, когда Кейт с помощью Дженни указала на места, где известный в то время маньяк-педофил прятал похищенных детей. Полиция безуспешно пыталась разыскать его до тех пор, пока не заговорила Дженни. Слава богу, его жертвы были найдены здоровыми и невредимыми.

Большинство из нас представляет ангелов в виде человекоподобных существ очень большого роста и с крыльями. Этому описанию соответствуют, согласно древнееврейской легенде, григори (наблюдатели) — высший чин ангелов. Богомольцы и отшельники, утверждавшие, что созерцали лично этих существ, говорили, что эти небесные существа вечно бодрствуют и всегда безмолвны. Именно им приписывается факт падения после связи с земными женщинами: «сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». Отсюда следует поверие, что григори бывают как добрые, так и злые. Их история подробно изложена в «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев». Однако есть источники, в которых указывается на мирные поступки ангелов-наблюдателей — «Словарь ангелов» Гюстава Дэвидсона, в котором отдельные наблюдатели были ответственны за следующие действия на Земле: Армарос избавлял от чар и наваждений, Аракиил поведал людям о знаках земли, Азазель научил делать мечи, щиты, ножи, изобретать орнаменты и пользоваться косметикой, Баракиил открыл для людей астрологию, Гадриил ведал оружием, Кокабил учил основам астрологии, Сариил учил людей использовать лунные циклы, Семияза поведал людям о колдовстве, а Самшиил помог познать им знаки солнца...

Итак, для чего Бог создал ангелов? Для себя — чтобы легче было наблюдать за своими подшефными, то есть человечеством, или — для самих людей, чтобы в минуту печали или выбора им было кому помочь? Каковы основные функции невидимых Хранителей, Наблюдателей, Заступников?

В Средневековье считалось, что ангелы управляют материальным миром, которому соответственно принадлежит и сам человек. Тем не менее тогда в «смутные времена» ангелам поклонялись, в них верили, на них уповали. В наш техногенный век вера в ангелов выглядит довольно архаичной. Для современности более актуальна вера в пришельцев и параллельные миры. Но стоит вспомнить библейское изречение: каждому будет по вере его, и если вдуматься, ангел в изголовье лучше, чем инопланетянин.

По христианской традиции при рождении человеку даются два ангела: «один для правой руки, для добрых дел, другой — для левой, для зла». Эти два ангела сопровождают человека от появления на свет до смерти и борются между собой за его душу. Основная задача человека — уметь слышать и слушать правого праведного ангела и сопротивляться ангелу-искусителю.

Непосредственная функция ангелов Света — появление перед людьми в особо важные минуты их жизни. Так в Библии многократно описывалось явление ангелов Аврааму, Иакову, Моисею, Давиду, Лоту и иным ветхозаветным персонажам. В христианстве считается, что ангелы служат Иисусу Христу и его Церк­ви. Некоторые яростные догматики утверждают, что изначально ангелы были созданы не как служители Бога, а как служители людей. В качестве доказательства приводится Псалом 90, извест­ный как Охранная молитва, который подчеркивает факт служения ангелов людям : «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих...»

Какова же главная цель этих небесных существ? Ангелы помогают нам понять, что все, происходящее с нами, это не зло или добро, это — божественные уроки, которые мы должны постичь. Потому что лишь постигнув Высшую Нау­ку, мы сможем подняться на более высокую ступень — небесную. Ангелы-вестники, ангелы-гонцы, доставляющие вести. Ангелы-хранители, приставленные к людям, чтобы оберегать их от бед. Но скорее охранять людей от собственных ошибок, ведь как мы уже говорили, в жизни человека нет бед и радостей, есть уроки, которые он должен усвоить. С этой целью ангелы часто выступают в роли наставников, то есть подают голос, который мы называем «интуицией», в минуты, когда человек стоит перед выбором. Выбор — очень важное психологическое и кармическое действие. От выбора зависит, в каком направлении будет развиваться жизнь человека.

Мы осуществляем выбор повседневно, каждую минуту меняя свою жизнь определенным решением. Мы можем поехать на троллейбусе или спуститься в подземку, и от этого зависит наше будущее, потому что в метро мы можем встретить человека, которого не увидим в троллейбусе, и этот человек перевернет всю нашу жизнь. И так постоянно. Каждый день, каждую секунду мы творим собственное бытие, выбирая из нескольких вероятностей. И не последнюю роль в этом ритуале играет наш ангел, живущий внутри. Он подсказывает нам, куда пойти, кого предпочесть, какую книгу взять с полки. Единственный принцип, которым он руководствуется, — наше благо.

Также ангелы выполняют направляю­щую функцию. Когда человек говорит: «Мне не везет, я — неудачник», он не понимает, что через безвыходную, как ему кажется, ситуацию ангел подсказывает человеку: «Пора меняться, двигаться в другом направлении». Если вас не берут на работу в престижную компанию — это не значит, что вы плохой специалист. Вам подсказывает ваш ангел, что это — не ваше, вы должны идти в другом направлении. И как только вы поймете это, все наладится.

В астрологии считается, что каждому дню недели покровительствует не только определенная планета, но и ангел. Лунный понедельник находится под покровительством Гавриила, вторник (Марс) управляется Самаэлем, среда (Меркурий) принадлежит Рафаилу, четверг (Юпитер) охраняет Сахил, пятницей (Венера) управляет Анаил, в субботу (Сатурн) и воскресенье (Солнце) владычествуют Кассиль и Михаил. Почему важно знать это, потому что каждый ангел наделен особой характеристикой — например Кассиль считается ангелом одиночества и слез, не стоит в «подшефную» ему субботу назначать свидания. Гавриил самый сочувствующий ангел, под его именем часто основываются различные благотворительные общества, Рафаил считается ангелом-лекарем, он исцеляет не только физический, но и душевный недуг. Ангел Полутос — хранитель виноградников, Ефиим — хранитель домашнего очага. В одной из раскольничьих молитв упоминаются «официальные» ангелы: Михаил, Вавилон, Потопил, Анафасим, Рафаил, Петр, Макарий, Воестам.

А что если ангелы существуют не вне нас, где-то там, в холодном космосе, а в нас самих, и мы, люди, именуем их «душой». Что если душа и есть ангел, с которым мы рождаемся, с которым живем всю жизнь и который покидает нас после нашей физической кончины? Некоторые народы верят в то, что ангел — это интуиция, голос, которой мы слышим в минуты опасности или выбора. Верить или не верить в ангела — личное дело каждого. Но в наше циничное время, когда каждый привык уповать только на самого себя, может, стоит вспомнить, что есть в «небесной канцелярии» существо, которому не «фиолетово», какой выбор мы сделаем, оступимся или будем противостоять искушению...

В конце концов разве нам не будет легче от мысли, что есть кто-то в бескрайнем ледяном космосе, кто беспокоится за нас...


Дата публикации: 15 июля 2007

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~xJixF


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
16660902
Александр Егоров
2999979
Татьяна Алексеева
1042663
Татьяна Минасян
498167
Яна Титова
282926
Светлана Белоусова
233834
Татьяна Алексеева
229993
Сергей Леонов
225171
Валерий Колодяжный
220656
Наталья Матвеева
219754
Борис Ходоровский
200684
Павел Ганипровский
179668
Наталья Дементьева
130305
Павел Виноградов
126674
Сергей Леонов
114533
Редакция
106190
Виктор Фишман
98055
Сергей Петров
97722
Станислав Бернев
94225