Открытка из пыльного альбома
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Открытка из пыльного альбома
Виктор Киркевич
журналист
Киев
267
Открытка из пыльного альбома
Сегодня эти открытки вызывают ностальгию по ушедшему прошлому

Как приятно смотреть на старые новогодние и рождественские открытки! Для современного человека они служат не только источником вполне понятных ностальгических чувств, но и своеобразной летописью эстетических вкусов наших предков. А еще по ним можно следить за тем как одна политическая эпоха сменяла другую.

До изобретения почтовой открытки в качестве одного из видов поздравительных отправлений этим же целям служили визитные карточки. Их складывали в специальную вазу, стоявшую в приемной знатной особы. Оставить там свою визитку означало «засвидетельствовать свое почтение». Если чин поздравляющего был незначительным, то к визитной карточке прикладывалась еще и фотография ее владельца.

Первую рождественскую поздравительную открытку нарисовал более 200 лет назад английский художник Дайсон, а на честь называться ее родиной претендуют сразу несколько стран. До недавнего времени считалось, что идея первой почтовой открытки принадлежит либо немцу Х. фон Стефану, либо американцу Лиману, либо доктору Е. Герману из Австрии. Все они отправили свои открытки в начале 1860-х годов. Но пару лет назад была обнаружена открытка, отправленная в 1840 году английским писателем и известным в Лондоне шутником Теодором Хуком... самому себе. Эта находка вывела Англию на первое место в давнем споре о том, где именно была изобретена первая в истории открытка.

Первые почтовые карточки-открытки в России появились в начале 1870-х годов и поначалу представляли собой простые бланки без каких-либо украшений. Печатать их Государственное почтовое ведомство начало лишь в 1894 году, сначала монопольно, а спустя год разрешение выпускать «бланки открытых писем» было распространено и на частные типографии.

В 1898 году московское художественное издательство Евгеникой общины сестер милосердия Красного Креста выпустило первые русские открытки к Рождеству и Пасхе. Рисунки специально для них выполнил художника Н. Н. Карамзин.

Поистине, всенародную популярность художественные открытки приобрели в 1890-х годах, когда поступили в широкую продажу в Германии. Пик моды на поздравительные карточки пришелся на период с 1898 по 1918 год — тогда ими увлекалась вся Европа.

Сначала открытки считались предметом искусства, поскольку в их создании принимали участие известные художники — Л. Бакст, А. Бенуа и др. В дореволюционной России на них изображали заснеженные улицы, нарядных крестьянских детей. Одним из распространенных сюжетов рождественской открытки была война 1812 года. Кроме того, на старых открытках часто встречаются идеализированные изображения матери с собачкой на коленях, внимающей дочке, или горького пьяницы, опрокидывающего чарку за ваше здоровье. Частые герои новогодних сюжетов — дамы, галантные кавалеры, деды морозы, снегурочки, трубочисты и … свиньи. Но никакого отношения к Году Свиньи это не имело: хрюшка являлась символом благополучия, а если на ней восседала красотка, то и любви.
Часть отечественных изданий печаталась в Германии, поэтому прослеживается общность сюжетов, перенесенных на другую национальную почву.

В 1917 году из-за гонений на церковь с открыток исчезли слова «С Новым годом и Рождеством». Позже большевики вместе с празднованием Нового года запретили советским гражданам и рассылку новогодних открыток. Но за рубежом рождественские поздравительные карточки по-прежнему выпускались. Например, на изданной в Германии открытке можно увидеть Софию Киевскую и львовский собор св. Юра с текстом: «Глянь оком щирим, о Божий Сину…». Напомню, что на советской печатной продукции категорически запрещалось изображать кресты даже на церквях!

Однако после Второй мировой войны в страну хлынул поток зарубежных новогодних открыток, которые наши солдаты посылали из освобожденных от фашизма стран Европы. Примерно в то же время появились и первые советские новогодние открытки. Но их качество оставляло желать лучшего, так как они печатались на тонкой бумаге, а изображения оказывались довольно блеклыми.

После проведенной в 1937 году официальной «реабилитации» Нового года сразу обнаружился дефицит поздравительных открыток. Люди использовали старые дореволюционные, а также привозили поздравительные карточки целыми тиражами из Австрии и Германии, где ловкие дельцы на красочных выпусках надпечатывали тесты по-русски. В поездах и на базарах подпольно изданными фотографиями с соответствующими подписями торговали глухонемые. Чего на них только не изображали! Самым курьезным новогодним поздравлением, из тех, что я видел, была репродукция картины Джорджоне «Юдифь», где героиня ставила изящную ножку на отрубленную голову Олоферна, а допечатанный сверху текст гласил:
«С Новым годом! С новым счастьем!»

В конце 1950-х годов наконец появились и тиражные почтовые карточки с новогодними поздравлениями. Поскольку это был единственный неидеологический праздник, художники могли не сдерживать свою фантазию. Но, тем не менее, Дед Мороз на новогодних открытках появился не сразу — уж очень он смахивал на церковный образ Святого Николая! Однако со временем и его тоже полностью «реабилитировали. А чтобы продемонстрировать достижения советского народа, Новый год изображали в виде мальчика, прилетающего на вертолете, потом на ракете, или поднимающегося по эскалатору метро.

До конца 1980-х годов почтальоны, разнося новогодние поздравления, сгибались под тяжестью доверху набитых открытками сумок. Теперь им стало легче: почтовых открыток уже почти никто не пишет, в предновогодние дни почтовые ящики пусты. А жаль! Что будут с восторгом рассматривать наши внуки?


30 Марта 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85183
Виктор Фишман
68610
Борис Ходоровский
61002
Богдан Виноградов
48050
Дмитрий Митюрин
34176
Сергей Леонов
32085
Сергей Леонов
31868
Роман Данилко
29950
Светлана Белоусова
16333
Дмитрий Митюрин
16085
Борис Кронер
15392
Татьяна Алексеева
14526
Наталья Матвеева
14216
Александр Путятин
13939
Наталья Матвеева
12433
Светлана Белоусова
11935
Алла Ткалич
11713