На велосипеде по чарующей Отвоцкой линии
ЯРКИЙ МИР
На велосипеде по чарующей Отвоцкой линии
Катаржина Комар-Михальчик
историк искусств
Варшава
1565
На велосипеде по чарующей Отвоцкой линии
Вилла «Лодусенька» на улице Харбацной (Чайной), 6. Фото М. Саламановича

Феномен дачно-коттеджных поселков, вырастающих вокруг европейских мегаполисов, возник на рубеже XIX–ХХ веков, зачастую выражаясь в схожих внешних формах. Совершая велосипедную прогулку вдоль одного из участков бывшей Привислинскoй железнoй дороги, от Варшавы к Отвоцку (центр повята, или, в переводе на российские реалии, района), трудно избавиться от ощущения, что ты не находишься где-то в окрестностях Гатчины, Ораниенбаума или Сестрорецка.

Эта велосипедная дорожка пролегает с западной стороны железнодорожного полотна, начиная от станции Анин, через Междулесе, Радость, Меджешин, и заканчиваясь у Фаленицы. Далее, в Юзефове, перечеркнутый указатель «Варшава» оповещает нас, что мы покинули пределы польской столицы, хотя, судя по окружающему пейзажу, покинули мы ее гораздо раньше.

Когда в Европе сформировался достаточно многочисленный средний класс, такие поселки вырастали, словно нанизываясь на пригородные железнодорожные магистрали.

В нашем случае зажиточные варшавяне стремились проводить свободное время вдали от столичной сутолоки. Люди более состоятельные строили себе коттеджи. Те, кто не мог позволить себе постоянное жилье по финансовым причинам либо из-за необходимости постоянно бывать в городе, обращались к аренде.

Характерные для таких поселков коттеджи строились как в камне, так и в дереве. Кирпичные дома явно возводились с оглядкой на общеевропейские архитектурные стили историзма и эклектики, хотя постепенно в них все отчетливее проявлялись польские национальные элементы. В более поздних зданиях, построенных в двадцатилетие между двумя мировыми войнами, ощутимо влияние модернизма.

Коттеджи вдоль Отвоцкой железнодорожной ветки чаще строились из дерева, притом что они сильно отличаются от характерных для этого региона Польши (Мазовии) деревянных домов и рассматриваются как отдельное культурное, архитектурное, экономическое и социальное явление.

Исследователи определяют это явление как «стиль свидермайер», а его родоначальником считается польский художник Михал Эльвиро Андриолли. Как участник Январского восстания, в 1866 году он был сослан в Вятку, где расписывал местный кафедральный собор. И в учениках у него ходил Виктор Васнецов, будущий корифей псевдорусского стиля в живописи.

Вернувшись в 1871 году по амнистии на родину, Андриолли основал в окрестностях Отвоцка в конце XIX века поселение, где были дома с хактерными верандами и резным декором.

Название же «свидермайер» (обыгрывающее название реки Свидер — одного из притоков польской «столичной» реки Висла) представляет своего рода шуточную отсылку к стилю бидермайер. Источниками вдохновения для «стиля свидермайер» стала архитектура швейцарских и тирольских сооружений и русских дач.

Cреди зданий на Отвоцкой линии есть и спроектированные известными польскими архитекторами — Владиславом Маркони и Стефаном Шиллером, но в большинстве случае вопрос о том, кто именно спроектировал тот или иной объект, еще ждет своего исследователя. На территории от Междулесе до Отвоцка подобных объектов к началу Второй мировой войны было около 500, сегодня — около 300.

По очевидным причинам лучше сохранились кирпичные здания. Видеть их можно проезжая из Варшавы на автомобиле или из окна пригородного поезда, но многие из них скрыты за кронами деревьев в глубине старых садов и среди типичных для этих окрестностей сосновых лесов, так что для знакомства с такими объектами все-таки лучший вариант — прогулка на велосипеде.

Трудно перечислить все эти здания, поэтому приведем их беглый выборочный обзор.

На 8-й Поперечной ул., 10, стоит каменная вилла 1910-х годов — многоквартирный дом с живописным венцом и застекленной верандой на первом этаже, c балконом на ее крыше. На переднем фасаде сохранилось название виллы — «Затишье».

Неподалеку, на пересечении улиц 5-й Поперечной и Травянистой, находится один из самых очаровательных «свидермайеров» — вилла «Анна», построенная в 1910 году и принадлежавшая семье Родзяловских. Со стороны Травянистой ее украшают две веранды — застекленная на первом этаже и открытая на втором этаже, с причудливым декором из геометрических и растительных элементов.

Расположенная на некотором отдалении вилла «Снитковка» (от имени владельцев Снитко-Плешко), на Травянистой ул., 4, — еще один исключительно яркий пример старой деревянной застройки домов по Отвоцкой линии.

Глядя на это здание, трудно определиться, что именно в нем доминирует — центральный жилой корпус или впечатляющие двухуровневые застекленные веранды, расположенные с трех сторон здания. Перед живописной красотой этого дома не устоял Анджей Вайда, снявший здесь в 1985 году несколько сцен своего фильма «Хроника любовных происшествий».

В глубине участка на Травянистой ул., 16, спрятался еще один «свидермайер» (ближе к улице стоит современное кирпичное здание) — дом под названием «Поселок Казимежовка», построенный около 1914 года и принадлежавший некогда семье Руськевичей. Он, кстати, тоже засветился в кино, в сериале Януша Кидавы «Белое танго». Этот небольшой коттедж с великолепной двухэтажной верандой по боковомy фасаду, с декоративными перилами и входом, ведущим внутрь через несколько ступеней.

Перебираясь из Анины в сторону Радости по велосипедной дорожке вдоль улицы Казимира Шпотанского, мы двигаемся мимо здания бывшей фабрики металлических изделий «Вавер» (впоследствии здесь находился завод дорожных катков), где в 1938 году был открыт филиал фабрики электрических аппаратов К. Шпотанского и Компании.

Сегодня это здание перепрофилировано в торговый центр.

Казимир Шпотанский был пионером польской электротехнической промышленности и руководил предприятием в период немецкой оккупации, оказывая помощь бойцам Сопротивления. В 1944 году заводы были национализированы и функционировали под названием Первый государственный завод электрооборудования, а позже Завод по производству распределительной аппаратуры (ЗВАР). Шпотанский руководил заводом до 1947 года.

Далее по велосипедной тропе мы можем направиться либо в Фаленицы, либо выбрать велосипедную дорожку вдоль Муравьиной улицы. Во втором случае мы проедем мимо вокзала Междулесe, где сохранился старый перрон под навесом с названием станции и залом ожидания.

Автором архитектурной концепции таких типовых станций в 1936–1938 годах был инженер Казимир Центнершвер из Бюро проектов железнодорожного строительства. В 2010 году в реестр памятников были внесены такие же навесы и здания залов ожидания нескольких станций Отвоцкой линии: Радость, Меджешин, Фаленица, Михалин, Юзефов и Свидер.

На этом же велосипедном маршруте находятся также здания бывших станций узкоколейной железной дороги линии Яблонна — Карчев, по которой до Второй мировой войны варшавяне ездили на здешние дачи. На Муравьиной ул., 126, в Междулесe сохранилось крошечное трехосное станционное здание. Из-под вторичных слоев краски на его фасаде просвечиваeт прежнее название этой остановки, Утиный Дол (по-польски Kaczy Dół), написаннoe еще граждaнским шрифтoм.

Похожие здания имелись в Юзефове, Карчеве, а в расширенном варианте (два трехосных здания, соединенных навесом) — в Свидере. Cовременный историк Варшавы Ярослав Зелинский в своей книге «Железнодорожные станции. Варшава 1845–1915 гг. Архитектура и строительство» (Лодзь 2019) выделяет еще два типа зданий яблонской узкоколейки. Все они спроектированы Константином Якимовичем и были возведены в 1913–1914 годах в классицистических формах, «разбавленных» национальным элементом. Особенно впечатляющими выглядели здания узловых станций, из которых до нашего времени сохранились объекты в Вавре (ул. Видочна, 6) и Отвоцке (ул. Ваверская 9).

Как пишет Роберт Левандовски в книге «Кроненберг, Андриолли и вилегиатура варшавских дач Отвоцкой линии» (Юзефув, 2012), в варшавской прессе примерно с 1898 года печатались объявления о сдаче на лето в аренду домов в окрестностях Радости. Здесь, как и в Анине, также читается характерный стиль загородных усадеб.

Пожалуй, самым известным объектом подобного типа на этой территории является вилла под Петухом на ул. Юнаков, 33/35. Массивный двухъярусный объект украшают двухэтажные застекленные веранды, а сверху — венeц c украшением из переплетенных лавровых венков с лентой на фронтоне. Раньше крышу венчала фигура петуха, исчезнувшая, к сожалению, несколько лет назад.

В 1918 году вилла была куплена актером Антони Фертнером и служила ему летней резиденцией. Здесь бывали представители тогдашней культурной и социальной элиты Варшавы, писатели, актеры, такие как Евгений Бодо, Мечислава Цвиклиньская и Александр Жабчинский, а также поэт Леопольд Стафф.

Вилла «Лодусенька» на Хербацной (Чайной) ул., 6, относится к числу самых крупных «свидермайеров» на нашем маршруте. Двухэтажный дом был построен в 1934 году по проекту Здислава Мишала, внесен в реестр исторических памятников, отремонтирован владельцами, и вскоре в нем будет функционировать частный музей военной истории. Организаторы музея сотрудничают с организациями, занимающимися разминированием, полицией, а также принимают предметы от частных лиц. Цель — сохранение уже не пригодного для эксплуатации старого оружия, применявшегося в боях на территории Польши.

На Вeлостронней ул., 12, находится деревянная вилла «Байка» («Сказка»). Это здание было построено в 1930-х годах по проекту Генрика Ковальского, получившего техническое образование в Санкт-Петербурге. Ковальский и его жена Янина Бенедек стали первыми владельцами объекта. Отреставрированный несколько лет назад дом сегодня называется вилла «Сказка» и функционирует как культурный центр.

Стоит отметить, что внутренний дизайн сохранен нынешним владельцем дома почти в прежнем виде. Ремонт объекта проведен с сохранением многих оригинальных деталей и элементов оборудования, в том числе печей, дверных ручек, оконной фурнитуры и даже фарфоровых электрических выключателей.

На Жвановецкой ул., 120/122, находится деревянная вилла «Диана». На рубеже 1980-х — 1990-х здесь жил упоминавшийся выше историк Варшавы Ярослав Зелинский. Здание выделяется спроектированной с размахом двухэтажной верандой и было возведено в 1920-х годах как летняя охотничья вилла. Внутренние интерьеры украшали коллекция оружия и многочисленные охотничьи трофеи. Ярослав Зелинский рассказывал нам о находившихся в разных углах дома чучелах животных и птиц, сундуках со старыми газетами, рояле и столиках с мраморными столешницами, а также сваленной на чердаке старой мебели. «Когда сломалось одно из старых кресел, его просто выкинули и шли на чердак за следующим. В доме было 11 комнат, горели три печи с декоративной изразцовой плитой и две угольные кухни. В зимние месяцы я вставал каждый день в 4–5 часов утра, чтобы прогреть все это прекрасное, но непригодное для круглогодичной эксплуатации жилище. Сегодня я вспоминаю это как приключение! Никогда прежде и позже я не работал так много руками — как столяр, маляр или слесарь».

Вообще, выбор объектов, о которых рассказывается в этой статьей, достаточно субъективен, это объясняется и личными пристрастиями автора, и маршрутом велосипедной прогулки. Но тем и хороша Отвоцкая линия, что находящийся здесь дачный массив еще хранит в своих укромных уголках немало сюрпризов для любознательного туриста.

Данный материал представляет собой адаптированную для русского читателя переработку статьи, опубликованной в варшавском журнале «Столица» (STOLICA, nr 7-8/2020).


19 декабря 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
92649
Сергей Леонов
91969
Виктор Фишман
74786
Борис Ходоровский
66172
Богдан Виноградов
52914
Дмитрий Митюрин
41817
Сергей Леонов
37047
Роман Данилко
35204
Татьяна Алексеева
30951
Александр Егоров
30204
Светлана Белоусова
29464
Борис Кронер
29324
Наталья Матвеева
27303
Наталья Дементьева
26941
Феликс Зинько
25661