Мы говорим «Барселона» — подразумеваем «Гауди»
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(442), 2016
Мы говорим «Барселона» — подразумеваем «Гауди»
Светлана Наумова
журналист
Санкт-Петербург
2841
Мы говорим «Барселона» — подразумеваем «Гауди»
Парк Гуэль

По данным Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании, только за первую половину прошлого года Барселону посетили около 7,5 миллиона туристов. При этом учитывались только те, кто останавливался в отелях, хостелах и на частных квартирах, оплачивая туристический налог. Между тем в условиях кризиса многие каталонцы охотно пускают гостей в свои жилища, не уведомляя об этом налоговые органы. Мэр Барселоны Аду Колау даже стал изыскивать меры для того, чтобы ограничить количество «понаехавших». Ведь и в мертвый сезон в столице Каталонии полно туристов.

При этом Барселона не может похвастаться большим количеством достопримечательностей: Готический квартал с кафедральным собором, который вряд ли произведет впечатление на побывавших в Милане или Руане туристов, бульвар Рамбла, тянущийся от площади Каталонии до памятника Колумбу. Гости Барселоны охотно посещают музей Пабло Пикассо, аквариум, стадион «Камп Ноу», где играет «Барселона» и расположен музей футбольного клуба. Кстати, третий по посещаемости в Каталонии после музеев Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Вот, пожалуй, и весь джентльменский набор, к которому непременно прибавляют творения знаменитого архитектора Антонио Гауди.

ИСТОРИЯ ГЕНИЯ

На выпускном экзамене в архитектурной школе Барселоны один из профессоров сказал: «Гауди либо сумасшедший, либо гений». С тех пор эти два слова чаще всего используют, описывая жизнь зодчего и его творения. Будущий архитектор родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. Он был пятым, самым младшим ребенком в семье котельных дел мастера Франческо Гауди. Именно в мастерской отца, по признанию самого Антонио, в нем пробудилось ощущение пространства.

Два брата Гауди умерли в младенчестве, а третий скончался, когда Антонио было 24 года. Вскоре ушла из жизни мать, а затем и сестра, оставившая на попечение младшего брата маленькую племянницу. К этому времени Антонио переехал в Барселону. Долгое время его не принимали в школу архитектуры. Пять лет пришлось учиться на подготовительных курсах. Лишь в 1878 году Антонио получил диплом архитектора. В столицу Каталонии он перевез отца и племянницу.

Свою жизнь Гауди посвятил служению избранной профессии, так и не создав собственную семью. В молодости он оказывал знаки внимания учительнице Жозефе Моро, но та не ответила взаимностью. В 1906 году скончался отец архитектора, а спустя шесть лет — не отличавшаяся крепким здоровьем племянница. После этого Антонио с головой ушел в работу и стал правоверным католиком, хотя в юности был рьяным антиклерикалом.

В молодости Гауди стремился выглядеть как денди: носил дорогие костюмы, стригся у лучших парикмахеров Барселоны. Он был гурманом, любил посещать театр и оперу, а строительные участки, где возводились здания по его проектам, объезжал в собственном экипаже. В зрелом возрасте получивший известность в Каталонии архитектор перестал обращать внимание на подобные мелочи жизни. На улице его принимали за нищего.

Когда на одной из центральных магистралей Барселоны, Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес, которую жители каталонской столицы называют просто Гран-Виа, 7 июня 1926 года трамвай сбил старика в лохмотьях, подоспевшие к месту событий извозчики отказывались везти пострадавшего в больницу. Боялись, что никто не оплатит их услуги. Лишь на следующий день в пациенте больницы для неимущих опознали знаменитого архитектора Гауди, который к этому времени работал над своим главным творением — храмом Саграда Фамилия. Помочь архитектору не смогли даже лучшие каталонские медики. Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в крипте недостроенного и по сей день храма.

СТИЛЬ ГЕНИЯ

За свою жизнь Гауди реализовал всего 18 архитектурных проектов. Большинство построенных им зданий находятся в Барселоне. Столица Каталонии стала для гения (или сумасшедшего?) не только домом, но и лабораторией, в которой он ставил свои странные, с точки зрения коллег, архитектурные опыты.

На протяжении веков зодчие украшали свои постройки статуями и лепниной, скрывая простые геометрические конструкции. Гауди и не думал их прятать. Он просто не использовал прямые линии и углы в своих творениях. Стены, крыши, окна, двери у него изгибались и искривлялись, поэтому построенные по проектам Гауди здания «дышали».

Безудержная фантазия архитектора сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами. Гауди придумал безопорную систему перекрытий. Он часто начинал стройку, не имея готовых чертежей, а каждое возведенное здание считал живым существом. Порой целые помещения, не понравившиеся автору проекта, шли под снос по ходу строительства. Спорить с Гауди мало кто решался. Вмешательства в творческий процесс он не терпел.

Лучшими из интерьеров каталонский архитектор считал небо и море, идеальными скульптурами — деревья и облака, а образцом совершенства — куриное яйцо. Правильные геометрические фигуры доводили его до бешенства. Он даже сформулировал знаменитый постулат: «Прямая линия — это порождение человека, а круг — творение Бога».

При всех своих чудачествах Гауди был на удивление разносторонним мастером. Кроме жилых домов и храмов он проектировал причудливые решетки и необычную мебель. Творения Гауди принято относить к стилю модерн, хотя это скорее условность. Произведения каталонского гения (или сумасшедшего?) не вписываются ни в один канонический стиль.

Работы мастера, конечно, были известны в его родной Каталонии и привлекали внимание коллег. В путевом альбоме совсем молодого французского архитектора ле Корбюзье, ставшего пионером модернизма и функционализма, можно обнаружить зарисовки причудливых сводов Гауди. Хотя долгое время оценить творения мастера могли только барселонцы.

Испания в эпоху генералиссимуса Франко была довольно закрытой страной, а Барселону как туристический центр вообще открыли только после проведенной здесь в 1992 году Олимпиады. Да и о гении Гауди заговорили спустя четверть с лишним века после его смерти, когда в 1952 году состоялась большая ретроспективная выставка его работ.

ДОМ КОСТЕЙ

В последние годы для удобства туристов в любом городе выделяют десяток мест, которые непременно нужно посетить. В Барселоне в этот список входят несколько шедевров Гауди. После приезда в столицу Каталонии вас непременно направят на улицу Пассеч де Грассиа, где находится Дом Бальо. О богатом промышленнике, носившем эту фамилию, никто бы сегодня и не вспомнил, если бы в начале ХХ века он не решил снести свой обветшавший дом и построить на его месте новый.

Эту работу поручили Гауди, но у архитектора был свой взгляд на поступивший заказ. Он сохранил несущие конструкции старого дома, а фасады и интерьеры изменил кардинально. Именно перестройка Дома Бальо считается отправной точкой в формировании архитектурного стиля каталонского гения (или сумасшедшего?). Первое, на что обращаешь внимание, подойдя к зданию, — это полное отсутствие симметрии в фасаде и в то же время гармоничное сплетение декоративных элементов из камня, дерева, металла и цветного стекла. Создается впечатление, что дом построен из костей и черепов великанов. Собственно, с первых дней введения в эксплуатацию новостройки барселонцы окрестили ее Домом костей.

Первоначально владелец планировал использовать дом в качестве доходного со всеми вытекающими из подобного статуса ограничениями. Только разве можно было скрывать такую красоту от широкой публики! Каждый год 22 мая в День святой Риты владельцы здания открывали ворота дома и пускали всех желающих на мессу. Эта традиция была заложена еще в 30-е годы прошлого века и ревностно соблюдалась даже в годы гражданской войны. Республиканцы хотели запретить службу, но им пришлось отступить.

В 1962-м Дом Бальо был объявлен памятником архитектуры, а в 2005-м включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас он используется как площадка для проведения престижных городских и международных мероприятий. Страшно даже подумать, что какой-то другой архитектор мог пойти на поводу у сеньора Бальо и построить традиционное здание с прямыми углами.

ПАРК ГУЭЛЯ

У Гауди, как и у многих гениев (или сумасшедших?), был свой покровитель. Граф Эусеби Гуэль в конце XIX века был известным в Каталонии промышленником, политиком и меценатом, но его имя осталось в истории во многом благодаря той поддержке, которую он оказал земляку-архитектору. Их знакомство состоялось на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Именно Гуэль ввел Гауди в высшие слои барселонского общества и помог получить несколько заказов. Скептически настроенные каталонские аристократы и буржуа не спешили принимать эксперименты архитектора, а Гуэль был от них в восторге.

В 1900 году Гауди начал работу по созданию парка Гуэля. Он был задуман как зеленая жилая зона, мода на которые пришла в Европу из Великобритании. Для реализации проекта Гуэль приобрел 15 га земли в верхней части Барселоны, которые разделил на 62 участка под строительство частных особняков. Все они были выставлены на торги, но продать удалось всего два. Пустынная в ту пору местность, удаленная от центра города, не привлекала жителей столицы Каталонии.

Неудача с коммерческой частью проекта не охладила творческих порывов Гауди и пыла Гуэля. В результате появился знаменитый парк, который сегодня является одним из центров притяжения для приезжающих в Барселону туристов. Наследники Гуэля продали свои владения мэрии каталонской столицы, которая превратила его в городской парк. Долгие годы полюбоваться причудливыми строениями Гауди можно было бесплатно. Как и отдохнуть жарким летним днем в тени деревьев.

Только кризис вкупе с наплывом туристов подвиг власти каталонской столицы к довольно очевидному коммерческому решению. Если уж Остап Бендер успешно реализовывал билеты за «вход в провал», то не брать плату за посещение парка Гуэля — это просто нонсенс. С октября 2013 года желающие полюбоваться шедевром Гауди должны выложить 8 евро в кассу или списать со своей банковской карточки семь при покупке билетов в Интернете. Для детей предусмотрены скидки, и, что самое интересное, наплыв туристов после введения входной платы не иссяк.

Толчея заставила барселонские власти даже ограничить количество посетителей. Ежедневно побывать в парке Гуэля могут 800 человек. Потомки барселонцев, не купивших участки в начале ХХ века, сегодня кусают локти.

САГРАДА ФАМИЛИЯ

В ноябре 1883 года Гауди взял на себя руководство строительством храма Святого семейства, которое не оставлял до самой смерти. Район Эшампле в конце XIX века был местом массовой застройки. Общество почитателей святого Иосифа построило здесь целый квартал для каталонских крестьян, переселившихся в Барселону. Община выкупила и участок под церковь, обязавшись строить ее только на пожертвования прихожан, без привлечения средств из городского бюджета.

В планах было и сооружение небольшой базилики — храма Святого семейства, или Саграда Фамилия. Ее проект разработал местный архитектор Франсиско дель Вильяр. Церковному совету он не понравился, и обиженный зодчий отказался от продолжения работы, передав ее своему ученику Гауди. Строить скромную церквушку гению было неинтересно. К тому же нашелся и спонсор проекта. Гению Гауди было где развернуться. Он поклялся завершить строительство храма за 18 лет.

Стройплощадка стала местом жительства и самого архитектора, и работавших под его началом мастеров. Строители селились рядом с будущим храмом, обзаводились огородами, пасли коз. Район будущей Саграды Фамилии облюбовали студенты школы архитектуры, желающие познать секреты Гауди. Сам зодчий не брал ни песеты за свой труд. Наоборот, вкладывал все сбережения в строительство храма, который должен был стать вершиной его творчества.

«Это будет подобно лесу, — описывал архитектор свой замысел. — Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды». За шесть лет Гауди завершил крипту, начатую его предшественником, добавив высокий свод. Это позволило открывать окна наружу. Сам свод украшен барельефом на тему Благовещения.

По проекту Гауди храм должен быть увенчан монументальными башнями, а все элементы декора связывались с Евангелием или традиционными церковными обрядами. На стенах рядом со святыми поселились черепахи, саламандры, улитки. Они словно перебрались в святую обитель из парка Гуэля, где резвились на природе.

Строительству Саграды Фамилии самый известный каталонский архитектор отдал 43 года жизни, а с 1910-го вообще занимался лишь им. Как считали современники, Гауди знал, что ему не суждено увидеть завершение строительства. На месте будущего главного фасада даже было построено здание временной школы для детей строителей. Она не имела несущих стен, а прочность и безопасность достигались за счет использования криволинейных перегородок и кровли.

Многие до сих пор полагают, что тайный замысел Гауди состоял в идее вечного строительства собора. На сегодняшний день это самый грандиозный долгострой в мире. Из 18 запланированных Гауди башен построены всего восемь. После трагической гибели гения архитекторы много лет пытаются воссоздать замысел Гауди, изучая его работы и воспоминания учеников.

Сейчас для этого используются самые современные технологии. Единственной программой, которая смогла сделать необходимые для продолжения строительства Саграды Фамилии расчеты, оказалась разработка НАСА для космических полетов. Городские власти Барселоны рассчитывают завершить строительство в 2026 году.

ПО 15 ЕВРО ЗА ВХОД НА СТРОЙПЛОЩАДКУ

В 2008 году видные деятели культуры Испании призвали остановить работы по строительству храма. Письмо с этим требованием подписали свыше 400 человек. По их мнению, гениальное творение Гауди стало жертвой небрежной и неумелой реставрации в угоду туристической индустрии. С каждым годом количество желающих посетить раскрученное с помощью рекламы место растет и достигает уже трех миллионов человек ежегодно. По популярности Саграда Фамилия может соперничать со знаменитым мадридским музеем Прадо. Барселонские музеи остались в плане посещаемости далеко позади.

Входной билет в храм стоит сейчас 15 евро, но у касс очереди даже в мертвый сезон. В храмовый комплекс входят и музей Гауди, и магазины, где можно приобрести сувениры на память о посещении самой знаменитой стройки мира. Она продолжается денно и нощно, несмотря на присутствие туристов. Нужно отдать должное современному застройщику: строительная техника подъезжает к объекту с противоположной туристическому потоку стороны. Даже запах стройки и неизбежная пыль каким-то образом минуют японских и российских гостей Барселоны, которые составляют большинство в очередях. Свою лепту в строительство вносят и международные компании. Поставкой стальных конструкций занимаются финны.

На площади у Саграды Фамилии всегда оживленно. Опустошить кошельки туристов, уже выложивших 15 евро за вход в храм, стремятся торговцы сувенирами, книгами о Гауди и хот-догами. В ноябре 2010 года в истории Саграды Фамилии произошло поистине знаковое событие. Папа Римский Бенедикт XVI освятил храм, и отныне он признан пригодным для совершения церковных служб. Попасть на них можно и без входной платы.

В последние годы во всем мире идет кампания за причисление самого Антонио Гауди к лику святых. Его хотят сделать покровителем архитекторов. Своеобразную поддержку этой идее оказал интернет-поисковик Google. В 161-ю годовщину со дня рождения каталонского архитектора на своей главной странице буквы в названии компании были стилизованы под узнаваемые образы работ мастера.

В Барселоне образы Гауди можно встретить в самых неожиданных местах. В нескольких кварталах от Саграды Фамилии современный дом, построенный явно в конце ХХ века рядом с ничем не примечательными строениями, стилизован под работы гениального архитектора. На бульваре Гауди, который начинается от Саграды Фамилии и тянется вверх к Музею современного искусства, сосредоточены модные бутики и выставочные залы с работами современных дизайнеров, афрокаталонец непременно порекомендует вам заглянуть в ресторан «Гауди» и будет уверять, что там подают любимые зодчим блюда. Естественно, той поры, когда он еще был гурманом, любителем оперы и владельцем собственного экипажа.

Цены там, правда, не рассчитаны на бюджетных российских туристов, особенно при нынешнем курсе евро. Сфотографировать интерьеры заведения, стилизованные, естественно, под работы Гауди, разрешили бесплатно. Если направиться в другую сторону от Саграды Фамилии, не миновать сувенирный магазин, в котором традиционный набор продается чуть дороже, чем в других туристических местах. Надбавка за имя Гауди.

Рядом со стройкой трех веков в кратчайшие сроки был сооружен торговый центр, носящий, как можно догадаться, имя Гауди. Цены в нем не выше, чем в других туристических местах, а вот туристов явно больше. После знакомства с достопримечательностями самое время для шопинга. На бульваре Рамбла, где жизнь кипит днем и ночью, летом и зимой, на развалах, торгующих путеводителями на разных языках, хитом продаж тоже является книга «Барселона Гауди».

Даже знаменитый футбольный клуб, не нуждающийся в дополнительной рекламе при наличии в составе Лионеля Месси, Неймара и Луиса Суареса, не остался в стороне от гаудиомании. Фирменный клуб-магазин, где можно не только приобрести сувениры с логотипом «Барсы» и майки с именами ее игроков, но и познакомиться с выставкой об истории и легендах клуба, включая Ладислао Кубалу и Йохана Кройфа, расположился на площади рядом с творением Гауди. В качестве дополнительного бонуса посетители имеют возможность сделать фотографии собора с необычного ракурса.

…Что же будет, когда храм все же достроят! Несмотря на протесты деятелей культуры Испании, число туристов ежегодно растет. Какой будет цена за вход, даже сложно спрогнозировать. Это ведь раньше изгоняли оттуда торговцев. Сейчас стремятся использовать гениальное творение Гауди как коммерческий проект. С него имеют дивиденды и церковь, и городские власти Барселоны. Самому гению досталась только посмертная слава.


1 февраля 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663