Морские напасти
ЯРКИЙ МИР
Морские напасти
Константин Ришес
публицист
Санкт-Петербург
11248
Морские напасти
Молния бьет в купол собора Святого Петра

Любое судно, будь то военный корабль или мирный пассажирский лайнер, а то и работяга-сухогруз, выходя в море, рискует встретиться с различными опасностями, чреватыми для него серьезными неприятностями, а то и гибелью. Это мели и рифы, тропические ураганы и льды полярных морей, пожары и столкновения с другими судами и т. д. Реже встречаются иные причины бедствий, не предусмотренные морскими лоциями и наставлениями. Их относят к «непреодолимым силам стихии и непредвиденным случайностям». Судно может подвергнуться нежданному удару с небес, из-под воды, причем так называемый человеческий фактор здесь совершенно ни при чем.

НЕ ВСЕ ТО, ЧТО СВЕРХУ, ОТ БОГА

Молнии… издавна ученые пытались докопаться до сути этого красивого и грозного явления. Сегодня молнией называют гигантский электрический разряд в атмосфере, сила тока в котором достигает сотен тысяч ампер, а напряжение — десятков миллионов вольт. Как правило, молнии зарождаются в кучевых облаках, называемых грозовыми. Накопившийся в них электрический потенциал при определенных условиях разряжается молниями на землю. Под удар молнии, в принципе, может попасть любой расположенный на земле объект (да и субъект тоже). При этом чем больше он возвышается над земной поверхностью, тем выше у него вероятность встретиться с молнией. Не в меньшей степени эта вероятность зависит от материала объекта — она прямо пропорциональна величине его электропроводности. К объектам повышенного риска в первую очередь относятся современные высотные здания и телебашни, шпили и купола старинных церквей, а также одиноко стоящие крупные деревья и т. п. Не раз молния ударяла в Эйфелеву башню, а 11 февраля 2013 года она вонзилась в купол базилики Святого Петра в Риме сразу же после того, как папа Бенедикт XVI выступил в ней с заявлением о своей отставке. Божье знамение, скажете вы?

Но молнии способны поражать не только недвижимость, их мишенью могут стать и объекты, находящиеся в движении. Поэтому серьезную угрозу представляют молнии для летательных аппаратов и судов. Суда, особенно крупные, приподняты над поверхностью моря (аналогично зданиям над землей). К тому же они имеют много заостренных, возвышающихся над корпусом элементов конструкции (мачт, антенн и т. п.), которые играют роль концентраторов напряженности электрического поля и становятся притягательными для молний. Для парусников, строившихся из дерева, обладающего высоким электрическим сопротивлением, удар молнии чаще всего заканчивался трагически: мачты, паруса, а затем и корпус корабля вспыхивали и сгорали, люди гибли в огне или от поражения электричеством. Стальные клепаные корпуса судов тоже оказались весьма уязвимы для молний из-за возникновения в заклепочных швах электрической дуги, и, как следствие, пожара. Только с переходом судостроения к сварке проблема отпала, поскольку сварные швы, не создавая дополнительного сопротивления, обеспечивают безопасное растекание тока молнии.

Казалось бы, вероятность встречи молнии с судном — этой «песчинкой» в безбрежном просторе океана — невелика. Однако следует учитывать, что на Земле в любой момент одновременно происходит до полутора тысяч гроз, частота молниевых разрядов достигает 45 в секунду. Да и куда же еще попадать молнии из нависшего над морем грозового облака, как не в судно — единственный возвышающийся над поверхностью воды предмет. Поэтому морской истории известно множество эпизодов, когда причиной бедствий кораблей становились молнии. Можно лишь гадать, в скольких случаях виновниками бесследного исчезновения судов также были грозовые разряды.

В 1784 году во время шторма у берегов Ирландии вырвавшаяся из грозового облака молния попадает в грот-мачту линейного корабля «Тисбе». Мачта вспыхивает вместе с парусами. Еще мгновение, и пламя перекинется на корпус корабля и его пороховые погреба. Но нерастерявшиеся моряки успевают срубить мачту, и она, охваченная огнем, летит в море. Корабль был спасен.

В 1801 году в тех же водах во время сильнейшей грозы молния угодила в фок-мачту  80-пушечного английского линейного корабля «Гибралтар». Следуя по мачте, она проникает в трюм, где разносит в клочья ящики с пушечными ядрами, после чего через днище покидает чудом спасшийся корабль — ведь совсем рядом с ядрами находился пороховой погреб. А на 44-пушечном «Резистенсе» чуда не произошло: после попадания в него молнии он взлетел на воздух. Спастись не удалось никому.

В сентябре 1948 года молния попадает в стоящий в порту Кампани под загрузкой нефтью аргентинский танкер «Эссо Салта». В 1972 году близ Сен-Назера гибнет пораженный молнией греческий танкер «Принцесса Ирэн». И подобные примеры можно было бы продолжать.

ОГНЕННЫЕ ШАРЫ

Немало бед приносят морякам и шаровые молнии. До сих пор нет общепризнанной теории, объясняющей возникновение и поведение этих загадочных субстанций, появляющихся перед людьми в виде святящихся шаров, плавающих в воздухе по непредсказуемым замысловатым траекториям. То, что явление это нешуточное и весьма опасное, показала трагедия Георга Рихмана, члена Петербургской академии наук, занимавшегося, помимо прочего, изучением атмосферного электричества. Для этого им был разработан и изготовлен специальный прибор. Однажды, летом 1753 года, Рихман, заметив явные признаки надвигающейся мощной грозы, вместе с ассистентом поспешил в лабораторию к своему прибору. В ходе эксперимента из прибора вылетел оранжевый шар, ударивший ученого прямо в лоб. При этом раздался звук, подобный ружейному выстрелу. Рихман упал замертво, а его ассистент был сбит с ног и на какое-то время оглушен. Позже именно он смог рассказать, как все произошло. Остались и вещественные доказательства этого электрического буйства: сорванная с петель дверь, разбросанные по полу вещи. На лбу погибшего Рихмана осталось лишь маленькое малиновое пятнышко, одежда его была опалена, а башмаки на ногах разорваны, что говорит о том, что смертельный разряд прошел через все его тело.

Однако «вернемся в море» и вспомним о деяниях шаровых молний на кораблях. Вот какое свидетельство некоего Джона Хоуэлла публиковала одна из британских газет в декабре 1726 года. Рассказчик находился на борту идущего вдоль берегов Флориды шлюпа «Кэтрин энд Мари», когда неожиданно на корабль налетел неведомо откуда взявшийся огненный шар. По словам Хоуэлла, шар разнес на мелкие части мачту, вырвал доски из палубы и подводной части борта, убил одного человека и ранил другого. Если бы не проливной дождь, то паруса просто бы сгорели.

В 1749 году находящийся на борту корабля «Монтаг» адмирал Чемберс поднялся на верхнюю палубу. Отсюда он заметил светящийся огненный шар, как ему показалось, милях в трех по курсу корабля. Не успел корабль изменить курс, как огненный шар, круто взлетев, оказался прямо над ним. Затем, взорвавшись, исчез. Взрыв сопровождался громом, подобным залпу множества орудий. При этом была снесена верхушка грот-мачты, а пять человек сбиты с ног. После случившегося на корабле еще долго ощущался запах серы.

В 1809 году парусник «Уоррен Хастингс» буквально атаковали сразу три огненных шара. Первый из них, достигнув палубы, сразу же убил находящегося поблизости моряка. Его товарища, бросившегося на помощь к пострадавшему, ударил второй шар, причинив ему ожоги. Третий шар убил еще одного человека. И опять — характерный запах серы.

10 января 1899 года в Северной Атлантике шаровая молния взорвалась в полутора метрах над палубой пассажирского парохода «Сардиния». Находящийся поблизости вахтенный помощник капитана упал на палубу в состоянии шока. На несколько часов он полностью лишился зрения, которое, впрочем, позже восстановилось. Молнии всех разновидностей, атакующие в море суда, не только поражают (не редко смертельно) людей и наносят повреждения судовым конструкциям, но и нарушают или полностью выводят из строя корабельные приборы, в первую очередь магнитные компасы. Причина в сильнейшем магнитном поле, сопровождающем возникновение молний. На современных судах, насыщенных электроникой, приходится принимать специальные меры по ее защите от воздействия молний.


Читать далее   >


6 апреля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
88374
Виктор Фишман
70638
Борис Ходоровский
62821
Сергей Леонов
55099
Богдан Виноградов
49996
Дмитрий Митюрин
37263
Сергей Леонов
33793
Роман Данилко
31634
Борис Кронер
20424
Светлана Белоусова
19516
Светлана Белоусова
18178
Дмитрий Митюрин
17857
Наталья Матвеева
17524
Татьяна Алексеева
17171
Наталья Матвеева
16454
Татьяна Алексеева
16066