Характерники — украинские «ниндзя»
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Характерники — украинские «ниндзя»
Сергей Фантаз, Илона Наныкина
журналисты
Киев
4510
Характерники — украинские «ниндзя»
Слово — «характерник» — обозначает человека, наделенного сверхъестественными способностями

Пожалуй, одними из самых таинственных персонажей украинской истории являются казаки-характерники. Возможно, это очередной миф о воинах, обладавших сверхъестественными способностями. Но слишком уж много упоминаний, легенд, преданий посвящено этим необычным обитателям Запорожской Сечи...

А все началось с процесса крещения Руси князем Владимиром, который длился не один год.

Наши гордые пращуры не хотели предавать исконные (дохристианские) верования, в леса и пустоши убегали сами и уносили своих деревянных идолов. Христианская церковь «окрестила» языческих божков демонами, а людей, им поклоняющихся, — еретиками, которые водятся с потусторонним миром. Истинным в этом представлении о славянских идолопоклонниках являлось лишь то, что некоторые из них действительно были наделены необыкновенными способностями и обладали потаенными знаниями, передаваемыми из поколения в поколение. В народе таких людей прозвали характерниками (а еще — галдовниками, химородниками).

Само это слово — «характерник» — обозначает человека, наделенного сверхъестественными способностями. Народная молва считала характерником личность сильную, неординарную, приписывая ей чудесные качества.

ДЕТИ ПРИРОДЫ

Характерники знали язык камней и растений, владели также различными заговорами от опоя коня, укуса змеи, кровотечения из раны. Поговаривают, что можжевельник служил им постелью, а если его не было, то и сама матушка сыра земля! Сведущий человек ласково говорил с землей перед тем, как лечь на нее; также он обращался к ветру, морозу, воде, огню — просил помощи от стихии.

Чтобы сорвать, к примеру, лопух, характерник беседовал с ним с четверть часа, просил разрешения его сорвать: «Лопух-лопушок, открой свой душок, открой свое сердце, дай мне здоровья». Лопуху объясняли, чего от него хотят. (Учеными уже доказано, что растения слышат речь, чувствуют настроение человека, но в техногенной цивилизации эта мудрость потеряна; теперь мы косим траву косой…)

Большинство характерников долгое время жили вдали от больших христианских поселений, в диких неизведанных краях — где-то за днепровскими порогами. А по прошествии веков оказалось, что многие казаки Запорожской Сечи владеют необычайными секретами и, пользуясь ими, умело бьют врагов — поляков и турок…

Характерникам приписывалось редкое владение гипнозом, они «умели наводить «морок» (или «омману») на врага «колдовскими чарами». Вот один из способов такого гипноза, который использовали казаки в боевых условиях. Если характерники замечали превосходящий по силам татарский отряд и не хотели вступать в бой, то «отводили глаза» неприятелю. Спешившись и став в круг, «сечевики» обвязывали коням морды (чтобы случайно не заржали, учуяв поблизости татарских лошадей). Один из казаков втыкал вокруг сотоварищей копья — получалась импровизированная изгородь. Ну а затем каким-то непонятным образом врагам внушалась мысль, что они видят перед собой лишь заросли камыша.

Для усиления дозора характерники изготавливали специальные «крики»: брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск запечатлевал крик. Такие камыши разбрасывали по степи. Наступая на них, вражеский конь издавал ржание, предупреждая казака, стоявшего на вахте, об опасности.

И КОЛДУНЫ, И ВОИНЫ

Еще рассказывали, что «казарлюга Васюринский», живший на Сечи в XVII веке, имел настолько сильное биополе, что многие его просто не выдерживали. «Когда он причащался, — гласит летопись, — четыре человека держали священника, чтобы тот не упал от одного духа богатыря. Потому, как только он дыхнет — от его дыхания человек падал с ног». При разрушении в 1709 году Запорожской Сечи русские тоже столкнулись с характерником, который одним дыханием мог убить человека. (Наличие подобных способностей исследователи подтверждают и у китайских цигунов, японских ниндзя, главный секрет которых заключается в работе с внутренней энергией человека через дыхательные упражнения.)

О мистических способностях казаков и о том, как они знались с нечистой силой, ходили легенды. Пантелеймон Кулиш в «Черной раде» пишет, как запорожские казаки выкрали невесту Петра Дорошенко — вывели ее из дому через стену. Известно, также что казак-характерник Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака при этом не залаяла.

Юноше, который хотел стать запорожским казаком, приходилось пройти много испытаний. Одно из них заключалось в том, что парня связывали веревкой, бросали с крутого склона, и пока он летел вниз, должен был развязаться.

Практически каждый казацкий род имел свои тайные воинские приемы, отсюда происходят и различные казацкие фамилии: Жбурляй (подбрасывает врагов), Метелица (в бою быстр, как крылья бабочки), Пидкова (гнет врагов, как подковы) … По свидетельствам гостей и иноземных послов, игрища, на которых демонстрировалось боевое мастерство, были поистине массовыми, что говорит о великой культуре почитания тела — вместилища духа человеческого…

НЕ БЕРЕТ КАЗАКА НИ ПУЛЯ, НИ САБЛЯ…

Самой яркой особенностью характерников считалась их неуязвимость. Соответствующие предания даже спустя три столетия ходили среди украинских поселян и фиксировались многими исследователями (Д.И. Яворницкий “Запорожье в остатках старины и преданиях народа”, Я.П. Новицкий “Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875-1905 годах” и др.). В этих легендах говорилось, что казаки-характерники «ядра полами кафтанов могли ловить на лету, и сухими из воды выходить, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой…»

Польский историк Папроцкий, описывая поход 1583 года гетмана Самуила Зборовского в Молдавию, рассказывает о переговорах, которые проходили возле турецкой крепости Аслам-города. Один из находившихся в составе делегации казаков не удержался и выстрелил в татарина. Зборовский хотел казнить казака, но этому воспротивилось все войско, потому что считало его «характерником».

Еще раньше Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году, упоминает, что будто бы среди запорожцев находился казак, который заговаривал ружейные пули. Остается лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же исторические сообщения относятся к разным лицам.

Жители приднепровских сел вспоминали: «Запорожцы были рыцарями и большими характерниками. Пуля их не брала; на Днепре, бывало, простелят войлок и идут. Катерина хотела подвести их под свою власть, а они не захотели. Чтобы показать силу, бросили войлок на море, взяли землю в сапоги, горилки в баклаги — и отправились в Турцию. Плывут себе и поют».

Поговаривали, что и жили характерники на свете долго — больше ста лет.

КЛАДОИСКАТЕЛИ И ЦЕЛИТЕЛИ

Множество таинственных историй рассказывает о том, как казаки-характерники находили сокровища, спрятанные другими, — по огням, внезапно вспыхнувшим на обочинах дорог, по туманным клубам над курганами, по звездам, которые падали в черные яры-овраги, и еще по множеству других примет. Но и сами они умели прятать клады — золотые монеты, ценное оружие и доспехи, добытые в бою у неприятеля (недаром одна из плавневых речек у них называлась Скарбной).

Умели запорожцы также и раны заговаривать, и мертвых на ноги ставить; знали они все лечебные корешки и травки. Но самое сокровенное оставалось скрытым от посторонних глаз и умов, пряталось характерником за шутовской бесшабашностью и наигранной необразованностью.

В старину чубатые деды рассказывали о казаках-характерниках живо, с подробностями, будто речь шла об их близких родичах: «На Великом Лугу еще при запорожцах жил химородник Фесько. Его очень боялись и слушались казаки. Вот, бывало, лежит человек, а он режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок — человеку станет плохо, как сок почернеет — человек умирает. Он тогда наколдует, что редька вберет в себя сок черный, а пустит белый — и человек оживает...»

Недугов, которыми страдали миряне, казаки-характерники не знали, хотя их целительство было скорее военной медициной, пригодной для использования в экстремальных ситуациях. Раны, случайно полученные в боях, обрабатывали смесью крепкой водки с порохом. Часто лечили ранения землей; для этого землю заворачивали в паутину, и она мгновенно останавливала кровотечение.

Казаки курили лекарственные травы в люльках (современным языком — применяли фито- и ароматерапию). К примеру, полынь помогала успокоить нервы, улучшала остроту зрения. Когда выпадала роса, казаки лежали на полянах, где росли травы. Лечили водой-зализницей: брали ржавое железо, раскаляли его на костре и опускали в воду. Так получался настой, который пили от анемии.

Характерники собирали медицинские архивы, которые тщательно оберегали от посторонних. После разгрома Сечи казацкая медицина слилась с народной. Еще многие годы в близлежащих селах использовались казацкие заговоры, наговоры, рецепты.

В XVIII веке казачьими медиками у запорожцев большею частью являлись кашевары. С.Н. Сергеев-Ценский характеризует их следующим образом: «Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой». Процесс приготовления пищи в украинских верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым заговорами — его предваряло разжигание «ватры» (живого огня) и взятие из колодца «непочатой» воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной.

ЛИЧНОСТИ

Из преданий нам известны исторические личности, считавшиеся характерниками: полковник Семен Палий, Григорий Сагайдачный, казак Кравчина, наказной атаман черноморцев Захарий Чепига.

Личностью действительно колоссальной в истории XVII века стал кошевой атаман Иван Сирко: «превеликий был колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном...» И друзья, и недруги одинаково отзывались о нем как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества. Сирко умел наводить на татарских табунщиков сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. А однажды у безымянного острова подстрелил из своего пистоля купающегося в Днепре черта. Остров этот, на котором впоследствии основали одну из Сечей, назвали Чертомлык, поскольку черт «млыкнул» (булькнул) ногами, когда упал в воду.

Сами запорожцы говорили, что равного Сирку не было, не будет и никогда не может быть и на, то есть заклятие самого Сирка: «Хто ляже рядом зи мною, то ще брат, а хто вище мене — той проклят». Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять, и он сам, бывало, подставлял своему «джуре» (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след.

Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником. Говорили, будто после смерти своего кошевого запорожцы отрезали правую руку его и с ней всегда ходили на войну, а в случае беды выставляли ее вперед, говоря: “Стой, душа и рука Сирка с нами!» Долго боялись ляхи и басурманы казаков, ведь где правица кошевого — там и удача. Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку атамана, но не схоронили они с ней души его: «он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами Христовой веры и казачьей вольности».

Говорят, у Сирка на кресте была надпись: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Покойный дед Михайло Нелипа рассказывал, что «как носил землю перед Пасхой, то ему в первый раз показалось, что будто гудит что-то; во второй — что собралось столько войска запорожского, что аж земля отогнет, в третий — что барабаны бьют, из пушек палят, казацкие шапки краснеют, как маки... Он испугался, бросил носить и отправился домой...»

Известным характерником был некий Сава: «В землю смотрел, как в воду. Никакой клад ни на какой глубине от него спрятаться не мог — деньги так сами в руки и шли. С тех скарбов подземных он и разбогател...»

Последние запорожские характерники доживали свой век уже после разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они «плодили пчелу». Среди них — казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья; будучи знаменитым охотником, он не боялся ни грозы, ни тучи; ему дикий жеребец ухо откусил, и если бы не влез на дерево, то и носа не было бы!

Запорожцы Канциберы — их было три брата — считались знатными силачами, а еще прославились тем, что заколдовали свои деньги и спрятали их в земле. А после смерти казацких чародеев — старых сечевых дедов Пластуна, Усатого и Довгого — люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.

НА ПОКОЙ — В МОНАСТЫРЬ

При всем своем панибратстве с нечистой силою казаки были богобоязненными, посещали церковь, чтили православный календарь. Готовясь к сражениям, они исповедовались и молились. Поскольку в бою казаку приходилось проливать кровь человечью, характерники знали много обрядов для освобождения от преследований со стороны призраков. Считалось, что тень покойника будет «висеть» над казаком и отнимет его удачу и чтобы вылечить раненого, его сначала освобождали от души убитой им жертвы.

Занимаясь своим ремеслом, характерники понимали, что грешат. И поэтому на исходе жизни, как правило, подавались... в монахи. Существовало несколько «казацких» монастырей, построенных на деньги «сечевиков». Самый известный из них — Межигорский, под Киевом.

Вообще, чего только не рассказывали в народе про запорожских характерников! Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить бурку на воду и на ней переправиться через реку, словно на плоту. Все эти сказочные свойства, в конце концов, заслонили собою настоящий облик запорожского казака; в глазах простого обывателя он приобрел ореол таинственности и загадочности. Однако истинной подоплекой всех суеверий, игравших на руку хитроумным «сечевикам», была недюжинная казацкая смекалка и неподдельная любовь к родной земле. Очень точно это подметил украинский писатель Андриан Кащенко: «Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником... Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано!»

А ЧТО, НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ КАЗАКИ?

Удивительно, но сегодня украинцы пытаются возродить характерничество…

Существует школа казацкого боевого искусства «Спас», напоминающего боевое искусство запорожцев. В школе практикуются тренинги с одной и двумя саблями, боевыми палицами; особое внимание уделяется искусству верховой езды.

«Подготовка в школе ведется по шестнадцати ступеням. Начальный уровень состоит из игр, имитирующих движения казака в бою. Далее — кулачные поединки, борьба, практика рукопашного боя. Также проводятся лекции по лечению травами, раскрытию биоэнергетических способностей человека. После седьмой ступени — экзамен на звание казака. А далее — девять порогов специализации — в боевом искусстве, в системах лечения и выживания».

На Украине «Спас» — не единственная школа боевых искусств. К примеру, в Закарпатье успешно возобновляют «Сваргу» — местное рукопашное искусство, в Тернополе существует школа казацкой борьбы «Хрест».


28 января 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89053
Виктор Фишман
71232
Сергей Леонов
65225
Борис Ходоровский
63346
Богдан Виноградов
50314
Дмитрий Митюрин
38072
Сергей Леонов
34234
Роман Данилко
32027
Борис Кронер
21909
Светлана Белоусова
20421
Наталья Матвеева
19794
Светлана Белоусова
19546
Татьяна Алексеева
18316
Дмитрий Митюрин
18275
Татьяна Алексеева
17517
Наталья Матвеева
16820