Философский камень и «чертово» золото
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Философский камень и «чертово» золото
Ярослав Богданек
журналист
Киев
2136
Философский камень и «чертово» золото
Алхимики стремились повелевать всеми стихиями

Появление химии, как и многих других наук, связано с развитием цивилизации. Первая цивилизация сформировалась в Египте. Родину пирамид звали «кеми» («черная»), арабы назвали науку «алкеми». Ближе к нашему времени ученые вернулись к греческому слову «химиа». Алхимия и химия — разные названия одной и той же области знания на разных этапах развития.

Алхимиков, кроме поиска эликсира здоровья и неких сокровенных знаний, делающих человека владыкой мира, одолевало стремление научиться превращать в золото разные недрагоценные вещества. Считалось, что этого можно добиться, если будет найден некий «философский камень». Его еще называли камнем жизни, потому что он давал алхимикам средства к существованию. А определение «философский» он получил из-за того, что для занятий химией при состоянии знаний в этой области в античном мире и во времена Средневековья необходимо было глубокое разностороннее образование.

Алхимик был способен поджечь воду, заставить огонь гореть, не обжигая человека, и делать разные другие «чудеса». Благодаря этому он был востребован жрецами и впоследствии церковью, а сама столь эффектная наука пользовалась чрезвычайным уважением мистиков. Последние, занимаясь алхимией, редко выходили за пределы первоначальных опытов и, в общем, мало чего достигли, но...

РЕЦЕПТ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

В то же время известны произведения профессиональных алхимиков. Наиболее авторитетный из них — философ, священник, миссионер XIII — начала XIV веков Раймунд Луллий. Вот как, по его мнению, следовало получать философский камень: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Из рецепта видно, что в процессе получения философского камня участвуют только два вещества: философская ртуть и кислый виноградный спирт. Философская ртуть — это металлический цельный свинец, а кислый виноградный винный уксус. Нагревая, а затем накаляя, свинец тщательно окисляли (желтый лев — желтая окись свинца, красный лев — красный сурик), затем сурик нагревали на песчаной бане с уксусом, растворяющим окись свинца. Полученное вещество выпаривали в реторте, на конце трубки которой получали кристаллизационную воду (безвкусная флегма), ацетон («спирт») и капли красно-бурой маслянистой жидкости. В реторте оставалась черная масса химически чистого свинца, пригодного для растирания в порошок. Порошок свинца поджигали — он превращался в окись — и снова восстанавливали, прокаливая, растворяя в уксусе и выпаривая ацетон. Когда выпаренный и собранный ацетон приобретал способность гореть, а капли маслянистой жидкости зрительно напоминали кровь, операцию прекращали, так как «философский камень» был очищен от примесей первоначального свинца. Как видим, философский камень — это чистый свинец в порошке. С точки зрения алхимика, свинец в слитке (свинец) и свинец в порошке (философский камень) — разные вещества.

«ЗОЛОТЫЕ» МОНЕТЫ СОЛДАТСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Впервые философский камень был широко использован для изготовления золотых монет в Римской республике в III веке н. э. С тех пор как императоры приняли на себя обязанности управления жизнью республики (начиная с Гая Цезаря), они всегда остро нуждались в деньгах. Правители первой династии Юлиев-Клавдиев производили массовые казни наиболее богатых патрициев («проскрипции»), отнимали их имущество, распродавали и раздавали полученные деньги.

Тит Веспасиан прекратил проскрипции и увеличил налоги (знаменитое «Деньги не пахнут!» сказано им по поводу введения налога на общественные уборные). Марк Каракалла предоставил в 212 году н.э. римское гражданство всем свободным подданным Римской республики, чтобы те вместо дани платили регулярные, значительно большие налоги Риму. Затем наступила эпоха солдатских императоров — период частой смены правителей, провозглашенных армией. Именно они решили увеличить количество золота в казне путем применения философского камня.

Поскольку свинец весит почти столько же, сколько и золото (лишь ненамного больше), взвешивание золотой монеты в античности не могло показать долю содержания в ней свинца. Золотые монеты — ауреусы и антонинианы — весили 5–7 граммов. По приказу императоров порошок философского камня насыпали между двумя пластинками будущей монеты, после чего чеканили деньги нужного веса. Теперь из того же количества золота получали большее количество золотых монет.

Раньше золотые монеты с содержанием свинца можно было определить надкусыванием или на изгиб, поскольку свинец мягкий. Когда же такие деньги стало чеканить правительство, последнее ограничение для фальшивомонетчиков было снято. Философский камень стали использовать все, кому не лень. Настоящие золотые монеты скупали, уменьшали в них долю драгоценного металла, наращивая вес за счет свинцового порошка, и чеканили деньги, пользуясь штемпелями того или иного монетного двора, поскольку солдатские императоры менялись через 1–4 года. Сами императоры (а это были те, кого выставляла та или иная группа легионов — дунайские, рейнские, сирийские, даже африканские) с каждым разом увеличивали содержание философского камня в своих монетах. Дошло до того, что у последних солдатских императоров золотой ауреус или антониниан представлял собой цельную свинцовую монету, покрытую золотой фольгой. Эти монеты ломались в руках на две половины и в таком виде ходили в качестве официальных денег. Фактически это были первые ассигнации — деньги, обладающие только номинальной стоимостью и обязательные к приему в качестве платежного средства.

«ЧЕРТОВО» ЗОЛОТО СЛАВЯНСКИХ КЛАДОВ

Римские провинции в III веке н.э. вели обширную торговлю с населением нынешних украинских земель: готами, гепидами, скифо-сарматам и, славянами — последние в этот период как раз начали формироваться, выделяясь из балтославян. У наших предков римляне покупали, в первую очередь, рабов, а также меха, мед, воск, а продавали им вино, оливковое масло, ткани и предметы статусного употребления для социальной верхушки. В связи с активной торговлей на территории нынешней Украины находилось значительное количество тогдашних римских монет, включая и золотые, которые как раз и выпускались для обслуживания крупных торговых операций.

Власть и положение в обществе у наших предков зависели исключительно от силы рода и от влияния того или иного человека на других людей. Богатство использовалось только для укрепления своего влияния. Человек, имевший вес в обществе, устраивал торжества — «учты» и раздавал гостям статусные предметы, а те, в свою очередь, приглашали его на свои «учты» и тоже дарили подарки. После смерти влиятельного человека все статусные предметы (а также деньги), которые не были розданы во время тризны, закапывали в укромном месте, причем навсегда. Отсюда такое большое количество кладов на Украине. Следует также добавить, что славяне, жившие деревнями в 3–5 домов, все свое имущество хранили в многочисленных хозяйственных ямах глубиной 0,5–2 метра. В случае гибели деревни их содержимое тоже могло превратиться в клад.

Прежде чем перейти к судьбе этих кладов и «чертову» золоту, следует обратить внимание на широко известный среди специалистов факт: все скифские курганы-«могилы» разграблены задолго до XIX века, когда началось их изучение археологами. Существовала целая наука о том, как искать золото в могилах. Например, в грозу следовало подождать, пока молния ударит в ее вершину. Огонь молнии выжигал траву, оставляя след на одной из сторон кургана. Исходя из того, что металл притягивает электричество, в этом месте и следовало искать сарматское захоронение: сарматы хоронили свою знать в скифских «могилах», устраивая в курганах боковые подзахоронения.

Подобным же образом искали клады древних славян. Для этого необходимо было ночью пойти в лес, в поросшее папоротником сырое место (к слову, папоротник любит сырость) и ждать появления голубого огонька. Вызванная атмосферным электричеством вспышка и есть знаменитый «цветок» папоротника. Заметив такой огонек, необходимо было следить за его перемещениями, пока он не достигал земли и не переставал двигаться («цветок папоротника падал на землю»). Это означало, что в этом месте высока вероятность наличия металла, поэтому здесь и следовало копать клад.

Чтобы искать клады древних славян, нужно было знать места их поселений, а славяне селились небольшими деревнями на расстоянии километра одна от другой с промежутком километров в тридцать между племенами. Кроме того, необходимы были атмосферные условия, способствующие возникновению в сыром воздухе электричества. Древним кладоискателям приходилось кооперироваться с ведьмами — хранительницами знаний славянских волхвов, которые, как считали наши предки, могли обеспечить соответствующую погоду, а также знали все «дурные» места — области поселений, святилищ и захоронений древних славян.

Традиционное содержание славянского клада ведьме-ведунье было более или менее известно, поэтому в поисках ее интересовала недоля, а возможность впоследствии оказывать влияние на человека («использовать его душу»). С этой целью ведьма обставляла процесс поиска цветка папоротника множеством обрядов, которые должны были убедить обратившегося к ней человека в ее могуществе, а также часто выбирала для поиска клада ночь на Купалу — славянский праздник летнего солнцестояния. Впоследствии он был привязан к христианскому дню поминовения святого Иоанна Предтечи и вместе с юлианским календарем каждое столетие смещался от летнего солнцестояния на один день. Считалось, что в это время все волхвы общались между собой (по-древнеславянски «купала» — «совместное собрание»; украинское «купа» по-русски означает «куча»).

Итак, в результате всех этих действий славянский клад найден. Что же представало перед глазами кладоискателя? То же, что и перед глазами археологов: слитки бронзы, бронзовые, серебряные или золотые пластины к наборному поясу, фибулы (застежки плаща), серьги, колты (височные навески), пластины-аппликации в виде людей и зверей из тех же металлов, серебряные и золотые монеты. Все это хранилось, как правило, в грубо вылепленном горшке. В более поздних, чем III век н. э. кладах, могли содержаться серебряное или золотое блюдо, кувшин, чаша, доставшиеся в результате набега на римскую провинцию или полученные в подарок от римской администрации.

Большую часть кладов древних славян и гепидов (германского народа, жившего тогда на территории нынешней Волыни) составляли именно клады III века. «Золотые» монеты в них были изготовлены из философского камня, то есть порошкового свинца, а остальные предметы клада были преимущественно бронзовыми. Торжествующий кладоискатель, разбивая дома горшок, явственно видел на монетах золото, брал их в руки — и они превращались в свинцовую труху! Трухой же были и бронзовые украшения. Вот почему золото из славянских кладов называли «чертовым» — оно не давалось в руки.

Впрочем, славянские клады, закопанные антами, которые активно грабили провинции Восточной Римской империи, содержали большое количество серебра и нередко золота, поэтому клады всегда манили.

ЗАБВЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

Судьба философского камня, из которого изготавливали «чертово» золото наших кладов, в самой Римской республике была такой: в конце III века последний солдатский император Гай Диоклетиан, решившийся выпускать чистые золотые монеты, приказал собрать в своих владениях все книги, где написано о том, как изготавливать философский камень, и сжечь.

Подлинный интерес к философскому камню в Средневековье возродился благодаря тому, что множество феодалов обладало монетной регалией — правом чеканить монету от своего имени. Монетные синьоры били монету часто, используя для этого то количество серебра, которым располагали. Поэтому неудивительно, что крупная серебряная монета в то время содержала только 20% серебра, остальное — медь. Повышенным спросом в то время пользовались брактеаты — тонкие пластинки, вроде жести, чеканенные с одной стороны. Их незначительная толщина гарантировала содержание минимум 50% серебра — если его было меньше, монета ломалась. С золотом было сложнее: здесь приходилось уповать на философский камень. Над секретом утерянного рецепта бились многие алхимики. Если им удавалось отыскать его, они обращались к одному из монетных синьоров. Но судьба такого алхимика была незавидной: лаборатория становилась местом его заточения, а синьор чеканил «золото» из философского камня, производимого алхимиком. Многие на всю жизнь становились узниками одного из замков. Лишь некоторым удавалось бежать.

«КАМЕНЬ ЖИЗНИ» СЕЕТ СМЕРТЬ

В заключение рассказа о философском камне добавлю, что в Древнем Риме его использовали еще и как высококлассный яд. Дело в том, что свинец — отрава кумулятивного действия. Он накапливается в организме и не выводится, а увеличение его концентрации вызывает вначале психическое заболевание, а затем и смерть.

Древние римляне применяли свинец очень широко: из него изготавливали подошвы солдатских сандалий, вымащивали им желоба акведуков, в свинцовых ведерках проваривали чистое неразбавленное вино перед подачей его на пиршественный стол. При таком активном бытовом использовании свинца его трудно было распознать в вине и пище. Порошок философского камня был в этих условиях идеальным медленным ядом. Император Тиберий, например, желая передать власть более близкому родственнику, на то время несовершеннолетнему, решил воспользоваться им для устранения от наследования внучатого племянника Гая Калигулы. По приказу Тиберия Калигуле регулярно подсыпали в питье или пищу порошок философского камня, пока яд не возымел действия: Калигула окончательно сошел с ума и задушил дедушку (или Тиберий был задушен в присутствии Калигулы, но с одобрения последнего) в 37 году н.э.

Все безумства последующих четырех лет правления Калигулы были вызваны действием философского камня, поскольку яд не мог быть выведен.


23 мая 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663