ЯРКИЙ МИР
Фабрика грёз доктора Геббельса
Валерий Нечипоренко
журналист
Санкт-Петербург
91
![]()
Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел», 1930 год.
После войны фильмы, снятые в Бабельсберге под эгидой всесильного рейхсминистра, посмотрело больше зрителей, чем за весь период правления нацистов. Особой популярностью пользовались ленты с участием «королев экрана». ЗАРА ЛЕАНДЕР Эту высокую, статную шведку с роскошной гривой рыжих волос и зелеными глазами, курившую как паровоз и пившую как лошадь, не пьянея при этом, имевшую на родине славу «полу- Греты Гарбо, полу-Марлен Дитрих», пригласили на киностудию УФА в конце октября 1936 года. Согласно заключенному контракту, за первые три фильма ей полагался гонорар в размере 200 тысяч рейхсмарок, 53 процента из которых в шведских кронах переводились на ее банковский счет в Стокгольме. В случае кассового успеха фильмов предусматривалось удвоение гонорара. (Популярные немецкие киноактеры за ту же работу получали не более 30 тысяч марок.) Кроме того, она выторговала себе право дважды в месяц летать за счет студии в Стокгольм для встречи с родными. 30-летняя Зара с лихвой оправдала возложенные на нее надежды. Первая же ее лента — «К новым берегам» — пользовалась бешеным успехом у немецких зрителей и шла при переполненных залах. Слава Зары Леандер росла от фильма к фильму. Третья картина с ее участием — «Родина» (первый немецкий цветной фильм) — стала лидером по кассовым сборам и получила один из призов на бьеннале в Венеции. Зара представала на экране то в образе женщины-вамп, увлекающей очередную жертву к пропасти, то в роли верной возлюбленной, то хранительницей семейного очага, осознающей свою ответственность за судьбы близких. Роли были разные, но актриса неизменно попадала в настроение публики. На постановку каждого фильма с участием дорогостоящей кинозвезды отводилось 3—4 месяца, из которых собственно съемки занимали не более полутора месяцев. Все остальное время занимал подбор костюмов и грима для Зары. Для нее создавались экстравагантные платья, продумывалась каждая деталь туалета — украшения, меха, застежки, чулки, обувь и т.д. Костюмеры УФА завели особые папки, содержащие подробнейшие предписания к нарядам кинозвезды. Имелся также целый набор ухищрений, помогавших скрыть ее лишний вес и весьма сильную близорукость. Кроме яркой внешности, Зара Леандер обладала удивительно притягательным голосом — глубоким контральто. Почти в каждом своем фильме она сама исполняла песни, которые тут же становились шлягерами. Ее голос звучал с пластинок и по радио, никого не оставляя равнодушным. Гитлер был в восторге от игры Леандер, фильмы с ее участием неизменно приводили его в хорошее настроение. А вот Геббельс поначалу отнесся к новой кинодиве скептически, записав в своем дневнике: «Смотрел фильм с Зарой Леандер. Ничего особенного. Я думаю, что ее сильно переоценивают». Однако прелести очаровательной скандинавки, надо полагать, разбудили у «Шитера-сердцееда» другого рода желания. «Маленький доктор» вообще предпочитал рослых женщин с хорошо развитыми формами, экзотические типы красоты. Пройти мимо Зары Леандер, не предприняв попытки покорить ее, он никак не смог бы. Однажды Зара получила от Геббельса пышный букет из сорока роз, куда была вложена записка с приглашением посетить его загородный дом «для деловой беседы». Оказавшись на вилле рейхсминистра в Шваненверде, Зара вдруг поняла, что является здесь единственной гостьей. Заметив ее удивление, Геббельс, который был ниже кинозвезды на целую голову, уточнил, что истинной целью приглашения было «совместное проведение вечера за приятной беседой». Позднее Зара признавалась, что они пили шампанское и танцевали, но она с негодованием отвергала любые намеки на действия более интимного свойства. Однако же вот какой парадокс: после той встречи между Леандер и Геббельсом установились весьма приязненные отношения. Отныне Геббельс восторженно утверждал: «Зара Леандер — необычное явление!» — и называл ее «локомотивом немецкой киноиндустрии». Начиная с 1939 года, Зара неизменно занимала верхнюю строчку в списке самых высокооплачиваемых звезд немецкого кино. Со своей стороны Зара даже после краха Третьего рейха не раз говорила в своих интервью: «Думайте обо мне что хотите, но Геббельс был в высшей степени интересным человеком, у него было отличное чувство юмора, он мог понять любую ситуацию. А все остальное — не мое дело...» В Бабельсберге Зара снялась в десяти фильмах. Снималась бы и еще, поскольку находилась на вершине своей славы, но... Несмотря на богемный образ жизни, эта шведка отличалась практическим складом ума. Она первой из «королев экрана» поняла, что нацистский режим обречен и пришла пора воспользоваться своим шведским паспортом. В апреле 1943 года, закончив сниматься в фильме «Тогда» и записав очередную пластинку, она фактически бежала из Германии в Швецию, ухитрившись перед этим отправить на родину ценные картины, предметы старины и антикварную мебель. Она будет сниматься в кино и выступать с концертами, в том числе на телевидении, еще долго — вплоть до 10 октября 1978 года, когда на венской сцене у нее произойдет кровоизлияние в мозг, после чего она будет прикована к постели еще около трех лет. В последнее время появились сведения, что в годы нацизма Зара Леандер активно работала на советскую разведку под псевдонимом «Роз-Мари». Пользуясь возможностью регулярно летать в Стокгольм, она встречалась там со своей связной Зоей Рыбкиной и передавала ей ценную информацию. Об этом, в частности, пишет английский историк Энтони Бивор, ссылаясь на публикации в авторитетной газете «Таймс». Но какие-либо подробности этого сотрудничества неизвестны. МАРИКА РЁКК Эта плохо говорившая по-немецки венгерская актриса создавала на экране образы, в которых броская красота искушенной темпераментной женщины сочеталась с золотым сердцем наивной, но искренней сумасбродки. То вдруг она представала в роли новенькой, хорошенькой куколки, будто только что извлеченной из хрустящего целлофана. Стать блистательной звездой экрана ей помогла не только яркая внешность, но и та физическая подготовка, которую она получила в детстве и юности: Марика легко проделывала головокружительные акробатические трюки, лихо отбивала чечетку и скакала на лошади, как заправский ковбой. Магия ее дурманящего эротизма была так сильна, что редкий зритель не испытывал желания повторно, в третий, в десятый раз посмотреть тот или иной фильм с ее участием. Исключением был разве что Штирлиц, который, если помните, ненавидел самый известный фильм с участием Марики Рёкк — «Девушка моей мечты». Кстати говоря, этот фильм, который в оригинале имел название «Женщина моих грез», снимался на рубеже 1943 — 1944 годов. Но вот что удивительно: съемки этой музыкальной комедии, в которой нет даже намека на войну, протекали под самым пристальным патронажем рейхсминистра Геббельса. «Маленький доктор» регулярно просматривал отснятые кадры, вносил свои замечания. Так, ему не понравился танец Марики с ее чувственными, «обвивающими мужчину» движениями. «Это фривольность! — возмутился «бабельсбергский бычок». — Немецкая женщина не должна так танцевать!» Раскритиковал он и ее легкий наряд, находя его «чересчур эротическим». В результате танец пришлось снимать заново. Но свой «эротический» костюм Марика все-таки отстояла. Чем же был обусловлен повышенный интерес Геббельса к съемочному процессу очередной, совершенно безобидной кинокомедии? По Берлину ходили упорные слухи о романе между «маленьким доктором» и темпераментной венгеркой. Много лет спустя после войны Марика Рёкк отважилась поведать такой эпизод. В перерыве между съемками фильма «Девушка моей мечты» Марика вместе со своим мужем — режиссером Георгом Якоби зашла в ресторан мюнхенского отеля «Регина». Едва расположившись за столиком, она заметила, что в противоположном конце зала обедает со своими спутниками Геббельс. На какой-то миг их глаза встретились. Вскоре Геббельс послал ей огромный букет роз и просьбу пересесть вместе с мужем за его столик. Марика сидела рядом с Геббельсом. Тот рассеянно вертел в руках монету и внезапно упустил ее. Спутники министра, как по команде, нырнули под скатерть, и вскоре один из них разыскал упавшую монету, вернув ее Геббельсу. Тот продолжал вертеть монету и через какое-то время снова упустил ее, на этот раз, вне всяких сомнений, умышленно. Спутники Геббельса снова приготовились было к нырку, но министр жестом велел им не суетиться и полез под стол сам. «Длань самого министра недвусмысленно обхватила мою лодыжку», — развивает этот эпизод Марика. Когда Геббельс, наконец, снова занял свое место, Марика достала из кошелька три монеты: «Это вам, чтобы не пришлось наклоняться всякий раз!» Геббельс только улыбнулся в ответ. По уверениям актрисы, этим и ограничился весь интим между ними. Что ж, возможно все было именно так. Следует, однако, иметь в виду, что после войны кинодеятели, подозреваемые в тесном сотрудничестве с нацистскими властями, подвергались преследованию. Им запрещалось в течение определенного срока работать в кино и театре, у них конфисковалась часть имущества. Не избежала допросов и Марика Рёкк. Естественно, она, как, впрочем, и другие кинозвезды, отрицала всякий интим с министром пропаганды, отлично понимая, к каким последствиям для нее это может привести. Между тем, известно, что Марика неоднократно бывала в доме Геббельсов, причем порой совпадало так, что хозяйка дома — Магда Геббельс — именно в это время находилась с детьми на загородной вилле. Да и Геббельс, наметив очередную жертву, никогда не отступал так легко. Вообще, по мнению многих современников, Геббельс в действительности не любил женщин, но испытывал постоянную потребность покорять их, чтобы заглушить комплекс неполноценности, вызванный физическими недостатками. Именно поэтому Геббельс выбирал для своих наскоков самых привлекательных и ярких актрис, всегда предпринимая максимум усилий для их покорения, не отказываясь при этом от крайне экстравагантных выходок. Были, конечно, и однозначные отказы — от той же Лени Рифеншталь, от Марлен Дитрих... Однако кто знает, сколько раз он праздновал победу! Но однажды Геббельс влюбился по-настоящему... ЛИДА БААРОВА Эта изящная, редкостной красоты актриса чешского происхождения стала популярной у немецких зрителей после успеха первого же фильма с ее участием — «Баркарола». Ее партнер по кинокартине — кумир публики Густав Фрелих почти сразу же стал ее любовником. Они поселились вместе на вилле, которую Фрелих снял в престижном пригороде. А вскоре — летом 1936 года — Баарову заприметил «маленький доктор». Она как раз снималась в фильме с символическим названием — «Час искушений». Молодая актриса, отличавшаяся амбициозностью, не противилась ухаживанию со стороны «бабельсбергского бычка», надеясь, видимо, устроить таким образом свою кинематографическую карьеру. Через некоторое время среди берлинцев поползли слухи, что рейхсминистр зачастил на виллу, снятую Фрелихом. Было подмечено, что автомобиль «маленького доктора» появлялся у ворот очаровательной кинодивы именно в те периоды, когда Фрелих, согласно контракту, находился на съемках. Не без смакования подробностей рассказывали, что однажды Фрелих вернулся домой в неурочный час и застал господина министра в своей спальне, что называется, в костюме Адама. Сцена якобы закончилась для «маленького доктора» хорошей трепкой. По другой версии, Фрелих застиг тайных любовников на заднем сидении лимузина и ударил Геббельса кулаком в челюсть, после чего досталось и Бааровой. Как бы там ни было, а костер любовной страсти разгорался все жарче. Вот уже и в газетах появились ехидные реплики о «близкой приятельнице господина министра». Слухи становились упорнее день ото дня. Говорили, что Геббельс открыто принимает Баарову в своем доме, не стесняясь присутствия собственной жены, что он оказывает актрисе особые знаки внимания даже на официальных приемах, что он лично патронирует фильмы с ее участием... Наконец, весь Берлин заговорил о том, что доктор Геббельс — один из ключевых руководителей Третьего рейха — решил оставить не только семью, но и свой важный пост ради обворожительной любовницы. Он будто бы сказал Лиде, что «если придется, то он пойдет торговать галстуками». Поняв, что семейный очаг оказался под угрозой, Магда не стала затевать скандала, но поступила по-женски умно. Она сама стала приглашать Баарову в дом, ласково беседовала с ней и даже как бы потакала мужу в его увлечении обворожительной чешкой. Магда совершенно усыпила бдительность влюбленных, и теперь только слепой не заметил бы, что между ее мужем и популярной актрисой существует тесная любовная связь. Расчет оказался верным. Слухи о любовной лихорадке «маленького доктора» достигли, наконец, ушей фюрера. Гитлер пришел в ярость. Его ближайший соратник, неизменно пропагандировавший незыблемость устоев брака, собирается уйти из образцовой семьи, связать свою судьбу с какой-то славянкой! Вызвав Геббельса к себе, фюрер устроил «бабельсбергскому бычку» такую взбучку, что тот дал слово немедленно расстаться с Бааровой. Слово-то Геббельс дал, но решил схитрить. По соседству с Бааровой, жила Ольга Чехова — одна из самых любимых актрис фюрера. В ее загородном доме едва ли не каждый вечер собирались актеры, режиссеры, художники, спортсмены. Среди гостей это в шутку называлось «отправиться в Сибирь». И вот «маленький доктор» зачастил к Чеховой — якобы для общения с актерами. В действительности же, потолкавшись немного среди гостей, Геббельс прощался и ехал к Бааровой. Хитрость, однако, открылась, Гитлер был в бешенстве. Он топал ногами и брызгал слюной. Геббельс не на шутку перепугался, поняв, что на этот раз дело может обернуться для него совсем скверно. Объясняясь с девушкой своей мечты в последний раз по телефону, «маленький доктор» рыдал в трубку, как мальчишка. «Жизнь так жестока и ужасна!» — повторял он. Баарова вернулась в Прагу осенью 1938 года, как раз в ту пору, когда мюнхенский сговор обрек ее родину на утрату независимости. После освобождения Чехословакии ей пришлось все же какое-то время провести в заключении — аукнулась ее былая связь с нацистским преступником. Впрочем, на допросах она старалась все отрицать. Да и позднее не любила вдаваться в подробности на эту тему. Лишь на склоне лет она стала более откровенной. В 1992 году, выступая в одной из телепрограмм, Баарова призналась, что их роман с Геббельсом продолжался два года, что ей нравились его острый язык и сарказм, что они вместе много смеялись и что она по-своему любила его, несмотря на разницу в 17 лет. Умерла она в октябре 2000 года в Австрии в возрасте 86 лет. СРЕДСТВО ОТ СТРАХА? После первых же военных неудач Гитлер стал все реже появляться на публике, а после Сталинградской битвы и вовсе сделался добровольным затворником бетонированных бункеров. Лишь один-единственный раз он побывал на представлении оперы Вагнера «Гибель богов» в Байрейте, а затем практически перестал слушать музыку. Тщетно Ева Браун пыталась склонить его к совместному просмотру фильмов по вечерам — еще недавно столь любимому провождению досуга. Гитлер заявил ей на это: «Я не могу смотреть фильмы, когда идет война и народу приходится идти на такие жертвы, а мне — принимать такие важные решения. Кроме того, мне нужно беречь мои чувствительные глаза для чтения карт боевых действий и сводок с фронта». С этого момента все сферы немецкой культуры, включая кино, оказались в безраздельном подчинении Геббельса. Геббельс, может, яснее других нацистских бонз понимал, насколько важно в этот период, когда, как следовало из секретных донесений, большинство немцев утратили веру в победу, выпускать такие фильмы, которые хотя бы на полтора часа помогали заглушить страх, отчаяние, мысли о ночных бомбардировках и безрадостном завтрашнем дне. Чем ближе подступал фронт к границам рейха, тем больше снималось комедий, танцевально-музыкальных лент и мелодрам, где беззаботные персонажи болтали о милых пустяках, слушали вальсы Штрауса и путешествовали по экзотическим местам, наслаждались жизнью на фоне роскошных интерьеров и пышных декораций. Отдавая предпочтение фильмам легкого жанра, Геббельс изобрел новый лозунг: «Война подобного масштаба может быть выиграна только народом, у которого хорошее настроение!» Пропаганда по-прежнему была отдана на откуп новостным роликам, хотя для съемок некоторых сюжетов и сюда привлекались популярные актеры. Так, ввиду страшного дефицита бензина была снята агитка о том, что любимец публики Фрелих добирается до работы, мол, на велосипеде, Хайнц Рюмани — в тележке, запряженной пони, а Ольга Чехова — вообще пешком (что не соответствовало действительности). Всего же из почти 1 100 фильмов, снятых за период правления нацистов, почти половину — 47 процентов — составляли комедии и мюзиклы, 11 процентов — приключенческие ленты, 27 — так называемые «проблемные», исторические и биографические фильмы и лишь 14 процентов можно отнести к пропагандистским, да и то нередко с натяжкой. Следует сказать и о том, что был снят ряд антисемитских лент. Но и самая известная из них — «Еврей Зюсс» — не пользовалась успехом, несмотря даже на то, что ее создателям оказала поддержку сама «королева кинодраматургии» Третьего рейха Теа фон Харбоу, фильмы по сценариям которой становились обычно гвоздем сезона («Индийская гробница» и др.). Согласно той же статистике, в годы войны свыше 10 процентов населения рейха ежедневно ходило в кино, отдавая предпочтение фильмам легкого или сентиментального содержания. По сравнению с довоенным временем посещаемость кинотеатров возросла в четыре раза. Берлин уже лежал в развалинах, а в Бабельсберге продолжали снимать очередную комедию с песнями и танцами. Свой последний гонорар актеры получили в конце апреля 1945 года. ТРОФЕИ ИЗ БАБЕЛЬСБЕРГА Вскоре после войны на киноэкранах Советского Союза начали демонстрироваться около ста фильмов, получивших название «трофейных». Кстати говоря, это были картины, созданные не только в Германии, но и в США, Франции, Англии, копии которых хранились, однако, в немецких киноархивах. Как правило, это были комедии, мелодрамы и приключенческие ленты (например, серия про Тарзана). Обычно в них отсутствовали вступительные титры, представляющие создателей фильма. Все начиналось с надписи: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома немецко-фашистских войск в 1945 году»— а дальше непосредственно следовало действие. Одним из самых любимых у советских зрителей стал фильм «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк. Впрочем, трофейными фильмами дело не ограничилось. Режиссер Григорий Александров снимал фильм «Весна» в трофейном павильоне с трофейными декорациями «Девушки моей мечты». Любовь Орлова отбивала чечетку на том же полу, что и некогда Марика Рёкк. В числе трофеев оказался и артистический гардероб звезд немецкого экрана. Да и почти вся недвижимость студии УФА оказалась в советской зоне оккупации. Через несколько лет на ее базе была создана восточногерманская студия ДЕФА, запомнившаяся зрителям старшего поколения в основном своими фильмами про индейцев с югославским актером Гойко Митичем в главной роли. Большинство актеров предпочло все же перебраться в Мюнхен, где в скором времени при активной поддержке американцев возродилась западногерманская киноиндустрия. Здесь было поставлено немало картин, получивших европейское и мировое признание. Однако законодателем мод в широком смысле, как это было в 20-е годы, немецкое кино более не становилось. Дата публикации: 4 мая 2007
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~rfiVv
|
Последние публикации
Выбор читателей
|