Букет цветов из подводной лодки
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №14(374), 2013
Букет цветов из подводной лодки
Александр Обухов
член-корреспондент Петровской академии наук
Луга
395
Букет цветов из подводной лодки
Копия подводной лодки Джевецкого

Не так давно по каналам ИТАР-ТАСС прошло сообщение о том, что в Санкт-Петербургском государственном морском университете разработан подводный водонепроницаемый велосипед, который изобретатели назвали Blue Space. По сути это мини-подводная лодка длиной 3,5 метра и высотой 1,2 метра, рассчитанная на два пассажирских места, в которой «акванавты», находящиеся в полулежачем состоянии, вращая педали, будут погружаться на глубину до 40 метров и плыть со скоростью от 2 до 5 узлов в час.

Подводный велосипед создан для научно-исследовательских, познавательных (туристических), а также спасательных целей. Он оснащен средствами навигации, системой аварийного всплытия, средствами связи и подачи сигналов бедствия. Кроме того, создатели этого подводного чуда предусмотрели возможность двигаться не только вперед, но и назад, подниматься вверх и опускаться вниз, зависать над подводным объектом. Все это привлечет к уникальному аппарату внимание любителей красот подводного мира и профессиональных подводных археологов.

Правда, ориентировочная стоимость этой «малютки» обозначена в 1–1,5 миллиона рублей, что вполне соответствует духу и букве русской пословицы: «Мал золотник, да дорог».

Но уж если вспоминать пословицы, то на ум приходит еще одно крылатое выражение (конечно, с поправкой на достижения научно-технического прогресса): «Все новое — это хорошо забытое старое».

Ведь еще во второй половине XIX века, а точнее — в 1876 году, выдающийся российский изобретатель Степан Карлович Джевецкий разработал проект одноместной подводной лодки, в которой «акванавт» при помощи ножных педалей приводил в движение гребной винт. Конечно, задачи перед изобретателем стояли иные, нежели сейчас. Россия была на пороге войны с Турцией. Из-за поражения в Крымской войне, которое привело к потере флота на Черном море, русское командование не могло рассчитывать на крупные морские операции в поддержку сухопутной армии на Балканах. Этим и объясняется интерес Морского ведомства к строительству подводных кораблей. За период с 1878 по 1880 годы ведомством были рассмотрены пять проектов подводных лодок. Еще несколько проектов было направлено изобретателями в Русское техническое общество. Однако все они, за исключением «подводной черепахи» Джевецкого, остались на бумаге.

Первая мини-подлодка была построена Степаном Джевецким на собственные деньги в 1877 году в Одессе. «Подводной черепахой» ее окрестили потому, что металлический корпус напоминал по форме панцирь черепахи. Длина лодки составляла около 4 метров. В «панцире» (верхняя часть лодки) для командира, который представлял собой весь экипаж, было устроено удобное сиденье, почти соприкасавшееся с ножными педалями. Голова «акванавта» располагалась под своеобразным куполом, отлитым из толстого стекла. Это приспособление позволяло для ориентации не всплывать полностью, тем самым обнаруживая себя, а лишь поднимать купол из воды.

В «подбрюшье» черепахи (нижняя часть лодки) размещалась камера со сжатым воздухом, который вытеснял балласт (воду) при всплытии.

Всплытие и погружение лодки регулировалось расположенным в носовой части цилиндром с поршнем. При втягивании поршня внутрь цилиндра происходило заполнение отсека балластной водой — лодка погружалась, при выталкивании поршня вода вытеснялась и лодка всплывала.

Вооружение «подводной черепахи» было уникальным. Автор создал мину с особыми присосками, которую можно было установить под дном вражеского корабля. Но как прикрепить ее, не выходя из лодки? И тут техническая сметка Джевецкого опередила свое время. В металлическом корпусе лодки были проделаны два отверстия, к которым герметично крепились в скатанном виде длинные толстые резиновые рукава, заканчивавшиеся такими же резиновыми перчатками. Специальный механизм впускал в них сжатый воздух из «подбрюшья», рукава расправлялись наружу, командир продевал в них руки и прикреплял смертоносный груз к днищу вражеского корабля. Затем «черепаха» отходила на безопасное расстояние, включалась гальваническая батарея, разряд шел по специальному кабелю к прикрепленной мине...

А теперь пусть уважаемый читатель обратится к любимому с детства знаменитому роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Даже в нем, превзошедшем все технические достижения и замыслы XIX века, вряд ли отыщется нечто подобное!

А ведь, в отличие от «Наутилуса», «подводная черепаха» Джевецкого существовала реально!

Вторая модель подводной лодки была построена Джевецким уже в Санкт-Петербурге, на Невском заводе, и испытана на Гатчинском озере. На испытаниях присутствовала императорская чета. Изобретатель сумел продемонстрировать чудеса в управлении своей «подводной черепахой». Несколько раз он погружался и проходил под лодкой, в которой находились Александр III и Мария Федоровна. Когда же гребцы, испугавшись за жизнь венценосных особ, быстро причалили к пристани, неугомонный Степан Карлович пришвартовался рядом и, выйдя из своего железного детища, галантно вручил императрице букет цветов.

Александр III был в восторге от таких «подводных эволюций» и тут же дал распоряжение военному министру о постройке пятидесяти лодок. Изобретателю выплатили сто тысяч рублей, учитывая его значительные затраты на разработку и создание первой мини-подлодки.

Все пятьдесят подводных лодок построили в рекордно короткие сроки — всего за один год. Для этого пришлось половину серии строить в Петербурге, а вторую половину — во Франции, на машиностроительном заводе Платто. Замечу, что во Франции сразу же после этого появилась своя подводная лодка подобной конструкции, созданная инженером Губэ. Этому не приходится удивляться, так как брат инженера работал чертежником у Платто и передал Губэ всю техническую документацию.

Узнав об этом, Джевецкий задумал в 1883 году «утереть нос» конкурентам и оснастить подводные лодки торпедами собственной конструкции, позволявшими производить атаки с места и на ходу. Вскоре он решил отказаться и от педального механизма, заменив его электродвигателем. В 1884 году изобретатель потратил пятнадцать тысяч рублей на оснащение двух «подводных черепах» электродвигателями, получавшими энергию от недавно изобретенных аккумуляторов. Так появились первые в мире подводные лодки с электродвигателями.

«Черепахи» во время испытаний на Неве шли против течения со скоростью четыре узла. Но все же Военно-инженерное ведомство отказалось оборудовать пятьдесят подводных лодок электродвигателями. Они продолжали нести свою службу в Кронштадте и в Севастополе, оставаясь «подводными велосипедами». Согласно архивным данным министерства, к 1900 году в Кронштадте на ходу оставались семь таких подводных лодок. Одна из них, усовершенствованная лейтенантом Яновичем, участвовала в военных действиях во время Русско-японской войны, обороняя устье Амура. До сегодняшнего дня сохранился один-единственный экземпляр «подводной черепахи» Джевецкого, который находится в зале Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

За свою долгую жизнь изобретатель разработал десять проектов различных подводных лодок и вооружение к ним. Многие проекты так и остались на бумаге «из-за минования надобности», что означает в переводе с канцелярско-бюрократического языка всего лишь отсутствие понимания и заинтересованности вышестоящих инстанций.

Но вот что интересно. Занимаясь вопросами теории и практики строительства подводных лодок, Степан Карлович вышел на решение проблем… зарождающегося воздухоплавания. К 1905 году он разработал оригинальный гребной винт, который сразу же нашел применение в авиации. В 1910 году в книге «Воздушные винты» Джевецкий впервые в мире дал теоретическую разработку пропеллера.

Но вот наступил 1917 год. В условиях послереволюционного хаоса, когда говорить о дальнейших теоретических изысканиях, да и их практическом применении, не приходилось, семидесятипятилетний изобретатель посчитал за благо уехать из страны. Скончался Степан Карлович Джевецкий в апреле 1938 года, дожив до 95 лет и ни на минуту не прекращая научно-изыскательской деятельности. До конца жизни он носил на лацкане пиджака солдатский Георгиевский крест, который заслужил в сражениях Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В России же о нем помнят благодаря чудом сохранившейся «черепахе», являющейся прототипом нынешнего поколения «подводных велосипедов».


4 июня 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
89833
Виктор Фишман
71956
Сергей Леонов
70732
Борис Ходоровский
63986
Богдан Виноградов
50927
Дмитрий Митюрин
38963
Сергей Леонов
34861
Роман Данилко
32805
Борис Кронер
23359
Светлана Белоусова
21777
Наталья Матвеева
21421
Светлана Белоусова
21346
Александр Егоров
20786
Татьяна Алексеева
20479
Дмитрий Митюрин
18916