Аскольдова могила для романтиков
ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Аскольдова могила для романтиков
Виктор Киркевич
журналист
Киев
1857
Аскольдова могила для романтиков
Аскольдова могила — урочище на правом берегу Днепра в Киеве. Фото: 1866 год

История Киева необычайно занимательна, особенно если ее рассказывает специалист, краевед, страстно влюбленный в свое дело, в былины-легенды, в каждый старый камешек, оставшийся по случаю от прежней, дореволюционной или даже великокняжеской постройки... 

При всей компактности исторической части нашего города существует немало укромных уголков, куда редко ступает нога организованного туриста. Представляем вам, дорогие читатели, экскурс в романтическом стиле от нашего бессменного автора Виктора Геннадьевича Киркевича.

Я постарался построить свое повествование таким образом, чтобы, прочитав его, вы тотчас же захотели побывать в упомянутых чуть приоткрытых местах. Их окутывает особая таинственность не только потому, что даты «рождения» таких памятников уходят вглубь веков, но и из-за завесы замалчивания и искажения действительных фактов, сотканной руками тенденциозных советских историков… Но история ведь не терпит пустоты, потому любознательному туристу, которого лишили выкладок исследователей, помогало его собственное воображение.

Очень по душе мне Николай Рерих, который с помощью исторических познаний и опыта археолога сумел в своих картинах дать представления о Древней Руси, которые подтвердились десятилетия спустя исследованиями ученых. Я доношу до читателя личностное представление о прошлом этих мест. При этом не сомневаюсь в свойственности картинного письма создавать впечатление цельности и всеобъемности, прикрывать разрывы и пропуски, которые историку и археологу нечем заполнить. 

ЗАКАЗНАЯ ЛЕТОПИСЬ

Читая серьезные исторические труды, мы узнаем, что князь Олег приплыл к Киеву и пригласил на пир Аскольда и Дира. Но ученый не возьмется описать стремительное течение Днепра, буйный лес на местности, которые, возможно, соответствует современной Аскольдовой могиле. Не будет в научных трудах и описания пиров, а также того, после каких именно слов Олег приказал убить местных князей. Поэтому литератору приходится восстановить эти подробности, превращая скупую хронику в современную романтическую повесть, сухие исторические факты – в лирическое сказание.

И чтобы почувствовать настрой автора, начнем хотя бы с легендарной Аскольдовой могилы.

Столетиями сложилась особенное очарование этой местности, будоражащее чувства наших прадедушек и еще более романтически настроенных прабабушек. Даже в советское время Аскольдова могила была одним из основных экскурсионных объектов, хотя то, что прельщало путешественников в прошлом, можно было увидеть лишь на старых фотографиях.

В «Повести временных лет» преподобного Нестора-летописца читаем «занимательную историю» о варягах Аскольде и Дире из окружения князя Рюрика, совершивших поход из Новгорода в Киев, захвативших город на Днепре и начавших тут править. В 882 году сподвижник Рюрика воевода Олег Вещий прибыл в Киев. Узнав о самоуправстве Аскольда и Дира, он пригласил их на пир и указал, что настоящим правителем края является малолетний сын Рюрика Игорь. Варяжская дружина коварно убила Аскольда и Дира, а сам Олег, являясь опекуном Игоря, став киевским князем, гордо заявил: «Это будет мать городов русских». Так в Киевской Руси началось правление династии Рюриковичей. 

Долгое время именно от Изначальной летописи печерского монаха Нестора вела свое начало Отечественная история. Важное событие в своем труде он описал так: «Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу, своему родственнику, отдал ему на руки сына Игоря, потому что был тот еще очень мал».

Приведенное летописное повествование уже давно оспаривается рядом ученых. У Нестора (придворного хроникера, который по заказу великого князя Владимира три раза, а может и более, переписывал свой «исторический документ») получалась неувязочка! Ведь доподлинно известно, что варяг Рюрик был приглашенным правителем, который лишь на некоторое время был «нанят на службу вместе со своей дружиной» боярами-славянами. Понятно, что Рюрику понравилось жить в этих благодатных, теплых краях и верховодить над славянами, он стремился захватить побольше власти, лелея мечту в будущем сделаться великим князем или, по крайней мере, помешать стать таковым другому. И тут возникает естественный вопрос: где в это время был легитимный славянский князь? Что помешало ему или его близким родственникам самим править Русью?

На все эти вопросы четких ответов нет. Однако точно известно, что Аскольд и Дир вовсе не были варягами, а происходили «из колена Кия». 

Легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь жили, как предполагается, во второй половине V века. 480 год принято считать годом основания Киева. Таким образом, династия Киевичей правила полянами около четырехсот лет. Согласно откровению, имя отца Аскольда и Дира тоже было Кий. В древности очень часто внука называли именем деда (родовое бессмертие). Эта языческая традиция у многих народов жива и сегодня…

Значит, не Рюриковичи, а именно Аскольд со своим младшим братом Диром были легитимными правителями Киевской Руси. 

ПРАВДА О ПЕРВОМ КРЕСТИТЕЛЕ РУСИ

По предположению известного историка и археолога Михаила Брайчевского, при князе Аскольде произошло первое крещение Руси, а скорее – не очень успешная попытка сделать христианство главной государственной религией. Поэтому, когда потомков Кия лишали жизни, киевская община, большинство которой составляли язычники, не вступилась за них и охотно покорилась власти своего единоверца – варяга Олега, которого за привязанность к древним верованиям и обычаям называли Вещим.

На могиле Аскольда был воздвигнут храм Святого Николая. Исходя из этого предполагают, что Николай – было христианским именем окрещенного князя Аскольда Киевича. В ряде источников говорится, что первоначальную Николаевскую церковь построили по повелению княгини-христианки Ольги. Ее тело после отпевания положили в этом храме, пока через десятилетия не перенесли ее захоронение в Десятинную церковь на Старокиевской горе.

В те далекие времена церкви были деревянными. Время от времени они ветшали, и потому перестраивались. В 1810 году по проекту Андрея Меленского в классическом стиле соорудили каменную церковь-ротонду. В 1886 году, к 1000-летию крещения Аскольда, на ее фасаде была установлена бронзовая доска с надписью: 

«Аскольдова могила и тысячелетие первого крещения россов в Киеве. Россы Аскольд и Дир были первоначально идолопоклонниками. В 863-864 годах по Рождестве Христовом они завладели Киевом, в котором тогда было язычество, и стали киевскими князьями. В год 6374 (866 г. от рождества Христова) они со своею дружиной отправились из Киева на многочисленных кораблях в Константинополь (тогда еще Царьград – прим. автора), чтобы отомстить грекам за избиение проживающих там по торговым делам россов. Прибыв туда, они окружили сей город и в предместьях начали истреблять все. Жители Константинополя с часу на час в ужасе ожидали вторжения россов в город. Но первосвятитель Фотий возбуждает мнительный народ упованию на помощь Богоматери и с чудесной ризой ея (имеется в виду риза Богородицы из церкви во Влахерне) совершает крестный ход по Константинополю. Тогда россы, непостижимо как, обратились в бегство, сняли осаду Константинополя и поражены чудодейственной силой Божией, возвратились в Киев. 

В 866 году Аскольд, вместе с киевскими россами, принял святое крещение от епископа, посланного к ним патриархом Фотием, который в том же году упомянул об этом в своем послании к восточным святителям. 

А в 862 году Олег, правитель Северной Руси, прибыл из Новгорода к высотам киевским и остановил свои ладьи на берегу Днепра, против сей местности; укрывши своих воинов в ладьях, но велел объявить Аскольду и Диру, что варяжские купцы, отправленные новгородским князем в Грецию, хотят видеть их, как друзей и соотечественников. Аскольд и Дир, не подозревая обмана, вышли к нему на это место. Воины Олега окружили их, и Аскольд и Дир пали под мечами и к ногам сего правителя. 

Тело Аскольда погребено на месте мученической кончины его. Вот почему это место имеет историческое название «Аскольдова могила». Блаженная княгиня Ольга построила тут церковь в честь святителя Христова Николая Мирликийского чудотворца, потому что Аскольд в святом наречии был Николаем. 

В 971 году эта Аскольдова церковь была разорена Святославом І, но святым великим князем Владимиром вновь в 990 году восстановлена. Ныне существующая каменная церковь на этом месте построена в 1809 году, благотворительностью воронежского купца Самуила Никитича Мещерякова. 

В 1861 году Пустынно-Никольский-Слупский монастырь, которому издревле принадлежит сия местность и церковь, с благословением высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого и утверждением его Императорского Высочества Николая Николаевича-старшего построили здесь каменный дом и ограду. В настоящем 1866 году исполнилось тысячелетие с того года, когда князь Аскольд и многие россы приняли христианство. В память тысячелетия христианства в Киеве и сооружена доска сия 9 мая, в память спасителя и чудотворца Николая, с благословения киевского митрополита Арсения, при архимандрите Феоктисте, в 12 лето царствования благочестивейшего Государя Императора Самодержца Российского Александра Николаевича. Богу нашему слава во веки веков. Аминь». 

Я привожу дословно данный текст, взятый из книги известного исследователя киевских некрополей Л.А. Проценко, потому что в нем языком ХІХ века подробно поведана история этой исторической местности Киева. Хотя главное не это, а то, что сам артефакт - доска бесследно исчезла. Скорее всего, ее убрали через два десятилетия, в канун официального празднования 900-летия Крещения Руси. Слишком уж много вопросов возникало у прихожан после ее прочтения!

СВЯЩЕННОЕ УРОЧИЩЕ – МЕСТО СИЛЫ

Местность, на которой расположена Аскольдова могила, известна еще как Угорское урочище. Считается, что когда кочевое племя угры (венгры) проходили в 898 году с Поволжья на свою современную территорию, они на короткое время здесь остановились. В честь этого события в 1997 году был поставлен памятный знак. Его необычные формы можно рассмотреть слева от главного входа. 

Хочется рассказать об этом более подробно. Профессор Смирнов в своей книге «Опыт о Новгородских посадниках» сообщает о хронике Анонима, описавшего события, происходившие с королем Белой (ХІ век). Там сказано, что угры в конце ІХ века (884 год) пошли из Азии, переплыли на мешках из шкур Итиль (Волгу) в землю скифов и направились дальше на запад. Там они дошли до земли «Рутенов» и до города Куен (Киев) «и покорили под себя земли Рутенов», вследствие чего князь Киева дал проводников их предводителю Альму, а также 1000 оседланных коней с уздечками, украшенными «рутенскими» символичными знаками. Угры, побыв недолго возле Киева, направились дальше на запад. 

Урочище Угорское еще раз подтверждает, как и убийство Аскольда, что первоначально княжеское городище (центр города) находилось именно в этой местности.

…Удивительная благодать царит над Угорским урочищем. Давно замечено, что от Николаевской церкви идет какое-то особенное излучение. В этом можно убедиться, если направить ладони в сторону храма: вы почувствуете в руках приятное тепло. Поэтому сюда часто приходят люди, желающие усилить свою внутреннюю энергию. Кроме того, существует мнение, что прогулки по этому парку помогают влюбленным укрепить свои чувства. Романтически настроенные пары приходят сюда с Мостика Поцелуев, где, обвязывая перила платочками, клянутся друг другу в верности. В последнее время там появились и замки… верности. Другие уголки днепровских круч тоже хороши, но на Аскольдовой могиле воздух чище, зимой снег белее, а летом буйная зелень, красивее птицы поют. 

СТАРИННЫЙ НЕКРОПОЛЬ

…С 1786 года Аскольдова могила стала официальным городским кладбищем, хотя, как мы знаем, первые захоронения появились здесь еще в летописные времена. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин также хотел обрести здесь вечный покой.

С 1860 года некрополь размещался на 9 террасах, которые спускались почти до набережной Днепра. Здесь было несколько десятков оригинальных склепов, сотни высокохудожественных белых мраморных памятников, украшенных декоративными кустарниками и цветами. 

В ХІХ столетии здесь были похоронены отец поэта-декабриста Кондратия Рылеева Федор Рылеев (23.ІХ 1813) и мать известного писателя Николая Лескова Мария Лескова (16.ІV 1886). В начале ХХ столетия на этом городском кладбище закончился жизненный путь многих известных людей – артистов Марии Глебовой и ее мужа Николая Соловцова, бывшего еще и директором известного театра; мецената Василия Тарновского – выдающего собирателя украинской старины; отважных летчиков Петра Нестерова и Евгения Крутеня.

В январе 1918 года тут похоронили студентов, погибших под Крутами в неравном бою с большевиками. В память о юных героях был сооружен мемориал. Однако в 1935 году кладбище «снесли», и только недавно восстановили памятник на месте захоронения героев Крут. 

Когда кладбище готовили к уничтожению, прах Нестерова и Крутеня перенесли на Лукьяновское кладбище, останки Соловцова и Глебовой перезахоронили на Байковом, а многие другие могилы просто сровняли с землей. Над церковью надстроили ротонду. 

Нарком просвещения УССР Затонский 3 ноября 1934 года писал председателю Киевского горсовета Гинзбургу: «По моему поручению комиссия археологов и художников осмотрела Аскольдову могилу. Как мы договорились, Аскольдову могилу необходимо как кладбище ликвидировать, церковь закрыть. Надгробные памятники использовать как материал для строительства и оформления парков и другого. Указанные в записке могилы до окончательного решения пока пусть остаются. Что касательно остальных, то со стороны НКО нет возражений против их использования, по усмотрению Киевсовета. Лишь одно замечание – хотелось бы, чтобы мрамор в больших кусках (не плиты, а другой формы глыбы) был использован как материал для скульптуры, а то, к примеру, до недавно нельзя было найти куска мрамора, чтобы заказать бюсты вождей революции. С этого взгляда поддерживаю просьбу художественного института, чтобы мрамор был передан НКО, а мы уже будем отдавать скульпторам». Так старинное кладбище превратили в парк… 

НЕВЕСЕЛЫЙ МАРШРУТ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

В 1970-х годах Аскольдова могила вошла в экскурсионный маршрут. С нее начиналось знакомство с достопримечательностями Киева пассажиров турпоездов. Приведу эту траурную последовательность обзорной экскурсии по городу. Остановки и выход группы: Аскольдова могила, далее могилы Неизвестного солдата, арсенальцев, генерала Ватутина, борцов за установление Советской власти… Нередко рассказ экскурсовода прерывался воплем: «Почему показывают только эти траурные объекты?» Все же наименее грустной была первая остановка, потому что тут продавали сувениры, пользующиеся спросом у туристов. Также их фотографировали, сделав «подставу» из памятных основных мест Киева. Это приносило деньги всем, кто обслуживал приезжих. Дежурный от музея в ротонде очень этому завидовал, также мечтая о дополнительном заработке. В советское время это было затруднительно… 

В начале 1980-х годов в ротонде Аскольдовой могилы сделали выставочный зал Музея истории Киева. Небольшая экспозиция рассказывала о князьях Олеге, Игоре, Аскольде и Дире. Посетителей особенно потрясал сделанный из папье-маше монах, что-то царапающий гусиным пером в своей келье. Автор этого «шедевра» пытался убедить администрацию музея, что это Нестор-летописец. Они уплатили за «фигуру», но убрали ее подальше на Аскольдову могилу. И служителя муз осенило. Он стал под Нестора каждое утро рассыпать деньги. Посетители, рассчитывая, что это имеет какое-то символическое и благоприятное для них значение, бросали туда, кто сколько мог. Прибавка к зарплате была немалая, и продолжалось это, пока не узнала директор музея, решительно остановившая алчность подчиненного. Она ежедневно посылала служителей, забиравших «сбор Нестора» в кассу.

С 1988 года в храме святого Николая, несмотря на колонны вместо купола, проходят службы Украинской греко-католической церкви, и лишь спустя десять лет церкви вернули первоначальный вид. В алтарной части храма – икона Зарваницкой Божьей Матери. Это список с чудотворного образа Зарваницкого монастыря в Тернопольской области. Считается, что освященная копия обладает такой же силой. Киевляне в этом убедились, когда во время реставрации ночью в церкви начался пожар. Огонь разгорался, пока не подобрался к иконе, и… затух. Вот вам и чудо! Церковь сохранилась, а икона лишь чуть-чуть обгорела.

МЕСТО ВДОХНОВЛЕНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Аскольдова могила по-прежнему остается одним из красивейших мест Киева, сберегая при этом свою чарующую привлекательность. Восторженные ценители истории постоянно помнили, что Аскольд, память которого почитается здесь, погиб с чистой совестью, защищая свой город. 

Может быть, поэтому в 1833 году русский писатель-романтик Михаил Загоскин на основе летописных преданий написал роман «Аскольдова могила», по которому через два года известный композитор А. Верстовский сочинил оперу с таким же названием. До конца ХIХ века хор девушек из этой оперы пользовался огромной популярностью среди интеллигенции. 

На днепровских склонах Угорского урочища любили работать художники, в том числе и Тарас Шевченко, который до ареста и ссылки не был лишен романтики…


10 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
106981
Сергей Леонов
94606
Виктор Фишман
76353
Владислав Фирсов
71688
Борис Ходоровский
67814
Богдан Виноградов
54461
Дмитрий Митюрин
43660
Сергей Леонов
38571
Татьяна Алексеева
37575
Роман Данилко
36663
Александр Егоров
33788
Светлана Белоусова
32907
Борис Кронер
32784
Наталья Матвеева
30783
Наталья Дементьева
30339
Феликс Зинько
29791