А в мире есть еще дуэли...
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №4(468), 2017
А в мире есть еще дуэли...
Анатолий Мирошник
журналист
Санкт-Петербург
4728
А в мире есть еще дуэли...
Главные герои фильма «Дуэлянт»

Одним из знаковых событий в отечественном кинематографе в 2016 году стал выход на экраны приключенческой ленты режиссера Алексея Мизгирева «Дуэлянт», снятой по заказу кинокомпании Columbia Pictures. Показ российского фильма, бюджет которого составил 725 миллионов рублей, входил в официальную программу кинофестиваля в Торонто. По сюжету, в Санкт-Петербурге в 1860 году отставной офицер Яковлев стреляется за деньги на дуэлях, заменяя одного из противников. Дуэльный кодекс того времени это позволял. В главных ролях снялись популярные российские актеры Петр Федоров и Владимир Машков. «Дуэлянт» напомнил о феномене своеобразного выяснения отношений, который на протяжении веков был принят во многих странах.

«Бои в кустах» по-итальянски

Считается, что дуэль как способ призвать обидчика к ответу за оскорбление появилась в XIV веке в Италии. Для подобного поединка молодые аристократы уходили в глухое место и дрались имеющимся при себе оружием, игнорируя любые условности. Эти самочинные дуэли получили название «бои в кустах». В то же время практиковались и дуэли, проводившиеся по решению судебных инстанций.

Самая фантастическая состоялась в том же XIV веке во Франции. Дрались некий аристократ по фамилии Маршан и… собака его соседа. Последний исчез во время охоты, после чего пес воспылал к Маршану лютой ненавистью. Судьи, которые вели расследование, сочли это уликой. Только следствие в ту пору еще не достигло таких высот, которые показывают в российских сериалах с Анной Ковальчук или Еленой Яковлевой в главной роли. Прямых доказательств вины Маршана не было.

Суд постановил, что он должен доказать свою невиновность в ходе поединка с собакой. Дуэлянту вручили дубину, пес мог рассчитывать лишь на собственные зубы. Тем не менее схватка завершилась победой четвероногого обвинителя, вцепившегося противнику в горло мертвой хваткой. Перед смертью Маршан успел прохрипеть, что и впрямь убил соседа.

К началу XVI века дуэль стала привычным делом для дворянского сословия всей Западной Европы. Простить оскорбление, не вызвав обидчика на дуэль, означало быть опозоренным в глазах общества. Позор ждал и того, кто не принимал вызов, брошенный даже по самому пустячному поводу. При этом обычным делом было использование приемов, не соответствующих рыцарскому духу, или, выражаясь современным языком, принципов fair play.

Классическим примером может считаться дуэль молодого французского аристократа Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом в 1559 году. Во время охоты они повздорили, и Мурон потребовал немедленного поединка, в ходе которого гораздо более искусный во владении шпагой Матас легко обезоружил соперника. После этого капитан счел дело законченным и прочитал молодому человеку мораль относительного того, что не следует бросаться со шпагой на человека, если не знаешь степень его владения оружием. Закончив пламенную речь, Матас отвернулся от противника, чтобы сесть на лошадь и продолжить охоту. В этот момент Мурон поднял шпагу и нанес удар в спину, сразив соперника наповал. Благодаря родственным связям молодого человека дело замяли. Удивительно, но в обществе его подлый удар не получил порицания. Наоборот, аристократы всех мастей удивлялись, как опытный дуэлянт Матас мог допустить подобную оплошность, и упрекали его за неуместный гуманизм.

Западная мода в российских реалиях

Первая дуэль на российской земле, о которой сохранились документальные свидетельства, состоялась в 1666 году. Дрались командир Бутырского полка шотландец Патрик Гордон и его подчиненный, английский майор Монтгомери. Ссора между ними произошла на вечеринке, устроенной Гордоном по случаю именин царя Алексея Михайловича. Бились британцы на саблях. Судя по всему, ссора произошла уже после принятия изрядного количества горячительных напитков. Пострадавших не было.

Тем не менее десятские, осуществлявшие полицейский надзор в Немецкой слободе (там жили в ту пору все иностранцы, поступившие на российскую службу), получили строгий наказ: «Приказать полковникам и полуполковникам, и нижним чинам начальным, и иноземцам, чтобы они поединков и никакого смертного убийства и драк не чинили». Только на Гордона столь строгий наказ не подействовал. Через некоторое время он вызвал на поединок генерал-майора Трауернихта. Немецкий военный специалист посмел дать гордому шотландцу совет, как нужно командовать полком.

В большинстве европейских стран начиная с XVII века вводились запреты на дуэли. Не была в этом плане исключением и Россия. В октябре 1682 года царевна Софья разрешила всем служивым людям носить личное оружие, оговорив при этом запрет на дуэли. Ярым противником поединков был и Петр I, но именно при нем они получили широкое распространение на Руси. Для проведения своих реформ самодержец активно привлекал иностранных специалистов, а те привносили в российскую жизнь свои привычки и обычаи.

Вслед за Петром I все российские монархи до Александра III включительно формально боролись с дуэлями. На деле же часто закрывали глаза на происходящее, а иногда и потворствовали поединкам. Золотой век российских дуэлей приходится на первую треть XIX века. Победители наполеоновских войск триумфально прошествовали по Европе, глотнули воздуха свободы и обрели рыцарский дух. При Петре I в порядке вещей для царя считалось ударить кулаком столбового дворянина и надрать бороду знатному боярину. Когда же великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I, схватил за шиворот офицера, не понравившегося ему строевой выправкой, тот вызывающе произнес: «Ваше высочество, у меня в руках шпага!» Рука великого князя невольно отпустила воротник.

По неписаному кодексу дуэльных правил вызвать дворянина на дуэль мог только дворянин. Обнаглевшего купца следовало сдать в полицию, а охамевшего простолюдина — побить палкой. Обиду от царя следовало стерпеть. В отношении великих князей таких ограничений не было.

«В Камчатку сослан был, вернулся алеутом»

Эти строки из грибоедовского «Горя от ума» посвящены самому знаменитому российскому дуэлянту, картежнику и авантюристу графу Федору Ивановичу Толстому. В 1803 году он участвовал в кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна, но за буйное поведение графа высадили с корабля «Надежда» на одном из Алеутских островов. Какое-то время российский аристократ прожил среди индейцев, покрыл свое тело татуировками и по возвращении в Санкт-Петербург получил прозвище Американец. Граф дрался на дуэли везде, со всеми и по малейшему поводу. По воспоминаниям писателя Фаддея Булгарина, Толстой превосходно стрелял из пистолета и мастерски рубился на саблях. При этом был храбр и, невзирая на пылкость характера, хладнокровен и в сражении, и в поединке.

В воспоминаниях современников описывается такой случай. Американец был дружен с одним поэтом, лихим кутилой и остроумным человеком, шутки которого были чересчур колки и язвительны. На холостой пирушке остроты литератора довели до отчаяния одного молодого человека, тот решил драться на дуэли. В отличие от Американца служитель муз не обладал навыками обращения с холодным и огнестрельным оружием. Сконфуженный поэт рассказал о вызове своему другу, который в соседней комнате метал банк.

Толстой тут же вышел, дал пощечину молодому человеку, вызвавшему на дуэль его друга. Решено было драться тотчас же. Выбрали секундантов, сели на тройки и поскакали за город. Через час, убив своего противника, Толстой шепнул другу-поэту, что ему-то стреляться не придется. И, как ни в чем не бывало, продолжал метать банк.

За убийство на дуэли гвардейского офицера Нарышкина графа разжаловали в рядовые и заключили в Выборгскую крепость. Спасла Американца Отечественная война 1812 года. Он записался в ополчение и своей храбростью вернул офицерский чин. О графе Толстом ходит множество историй, и не поймешь, легенда это или быль.

Рассказывают, что во время кругосветного плавания на «Надежде» еще до высадки на Алеутских островах он поссорился с одним из морских офицеров и, естественно, вызвал его на дуэль. Зная, что Толстой отлично стреляет, офицер заявил, что шансы на пистолетной дуэли не равны. Он предложил совершенно невероятный вариант: дуэль морскую. Противники, обнявшись, должны были прыгнуть за борт и стараться друг друга утопить. На эти условия не согласился уже Толстой, не умевший плавать. Моряк стал упрекать потенциального соперника в трусости, и тогда рассвирепевший граф схватил противника железной хваткой и сиганул в море. Матросы, прыгнувшие вслед, спасли обоих, но моряк то ли от простуды, то ли от нервного потрясения умер через два дня.

Американец же после ссылки «в Камчатку» вернулся в Санкт-Петербург «алеутом». С годами граф Толстой остепенился. Если не считать женитьбу на цыганке. Племянница графа Мария Каменская написала в своих воспоминаниях: «Убитых на дуэлях дядя насчитал 11 человек. Он аккуратно записал их имена в свой синодик. У него было 12 детей, и все они умерли в младенческом возрасте, кроме двух дочерей. По мере того как умирали дети, дядя вычеркивал из своего синодика по одному имени убитых и ставил сбоку слово «квит». Когда же у него умер 11-й ребенок, прелестная умная девочка, он вычеркнул последнее имя и сказал: «Ну, слава богу, хоть мой курчавый цыганеночек будет жив». Цыганеночком он называл свою дочь Прасковью. Она и вправду выжила и выросла писаной красавицей, у ног которой был весь светский Санкт-Петербург.

Автор «Горя от ума» тоже вошел в российскую дуэльную историю. В начале XIX века в моду вошли поединки, в которых после непосредственных участников стрелялись секунданты. Они получили название четверных дуэлей. Самым известным из них стал состоявшийся в 1817 году поединок между камер-юнкером Завадовским и кавалергардским штаб-ротмистром Шереметевым из-за балерины Истоминой. Секундантами и, соответственно, вторыми участниками были Грибоедов и будущий декабрист Якубович. Кроме Шереметева, который был ранен в живот и на следующий день скончался, три остальных участника не понесли серьезного наказания. Хотя борьба с дуэлями в то время была определена Александром I, выражаясь современной терминологией, одной из приоритетных задач. Лишь Якубович, которого император посчитал зачинщиком инцидента, был исключен из гвардии и направлен в драгунский полк на Кавказ.

Дуэли, потрясшие Россию

За три месяца до восстания декабристов на Сенатской один из руководителей Северного тайного общества, Кондратий Рылеев, стал участником громкой дуэли. В глухом углу Лесного парка Санкт-Петербурга, куда сейчас можно доехать на метро, состоялся поединок между флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и подпоручиком Константином Черновым. Причиной дуэли стал отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова как имевшей менее знатное происхождение. Этого мезальянса не могла допустить Екатерина Владимировна Новосильцева. Условия поединка были жесткими. Дистанция в восемь шагов практически не давала ни одному из дуэлянтов шансов выжить. Оба были смертельно ранены.

Новосильцева перенесли на постоялый двор, где он и скончался. Желая искупить вину за смерть единственного сына, Екатерина Новосильцева купила этот постоялый двор и построила на его месте богадельню и церковь. Остаток жизни она провела в молитвах и занятии благотворительностью.

Секундантом Чернова был его кузен Рылеев. Их матери — родные сестры. Один из руководителей движения декабристов сделал все, чтобы превратить смерть Чернова на дуэли в громкое общественное событие. Похороны офицера-семеновца превратились во внушительную манифестацию. Некоторые исследователи даже назвали ее прологом к выступлению декабристов на Сенатской.

На дуэли погибли и два великих русских поэта. Дуэль с Жоржем Дантесом спровоцировал сам Александр Сергеевич Пушкин. Кому могли понравиться откровенные ухаживания красавца-француза за собственной женой! После письма, в котором поэта причислили к обществу рогоносцев, поединок был неизбежен. Пушкин был смертельно ранен на пистолетной дуэли и через два дня скончался.

По подсчетам ученых-пушкинистов, роковой поединок был как минимум 21-м вызовом в жизни поэта. Сам он послал противникам 15. Четыре дуэли состоялись, остальные стараниями друзей поэта завершились примирением. В шести случаях вызовы на дуэль исходили от его оппонентов.

Еще в 1826 году вполне реальным был поединок Пушкина с Толстым-Американцем. Поэту не понравилось, что граф распространял «порочащую его честь и достоинство» информацию. Толстой сообщил, что за вольнолюбивые стихи светоч русской поэзии был высечен в особой канцелярии Министерства внутренних дел. Сегодня дело закончилось бы судебным разбирательством и выплатой компенсации за моральный ущерб. Пушкин же твердо решил драться на дуэли. Его не пугала даже репутация Американца, против которого сложно было устоять в любом поединке.

Спасла поэта ссылка. Хотя и во время южных странствий, и в Михайловском он не оставлял мысли о сатисфакции. В начале сентября 1826 года поэт вернулся в Москву и в первый же день послал секунданта к Толстому. Со времени конфликта прошло шесть лет, и общим друзьям все же удалось не допустить дуэли.

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «На смерть поэта» было написано зимой 1837 года после роковой дуэли Пушкина. Прошло всего четыре года, и уже сам Лермонтов был убит наповал отставным майором Николаем Мартыновым. Отличавшийся резкостью суждений и умением грубо иронизировать над собеседниками, поэт просто изводил Мартынова своими насмешками. Последовал вызов. Сам Лермонтов отнесся к нему несерьезно и выстрелил в сторону, а вот Мартынов, доведенный оппонентом до бешенства, стрелял прицельно.

Реакция на смерть двух гениальных поэтов может служить свидетельством отношения к дуэли российского светского общества. В салонах двух столиц завсегдатаи балов и раутов были на стороне победителей. Ни Дантес, ни Мартынов не стали объектами общественного порицания. Не отреагировать на случившееся юстиция, конечно, не могла. Пришлось применить воинский артикул Петра I. Руководствуясь этим документом, суд приговорил Дантеса и Константина Данзаса, исполнявшего роль секунданта Пушкина, к смертной казни. Только по мере продвижения по инстанциям с целью утверждения приговор смягчался. Дантес был разжалован в рядовые и выслан из России, а Данзасу, и так находившемуся под арестом к моменту рассмотрения дела, срок заключения продлили на два месяца. Мартынов был приговорен к разжалованию и лишению всех прав. Только и этот судебный вердикт был смягчен. Убийца Лермонтова провел три месяца на гауптвахте, а затем ограничился церковным покаянием.

Самые необычные поединки

В начале XIX века в России получила распространение дуэль, почему-то прозванная американской. Суть ее в том, что поединок заменялся самоубийством одного из противников. Самая нашумевшая американская дуэль состоялась в 1805 году между драгунами Леоновым и Прохоровым. Оба влюбились в актрису бродячего цирка и договорились разрубить любовный треугольник таким вот необычным способом. Печальный жребий выпал Леонову, и верный слову чести драгун пустил пулю в сердце.

В 1808 году во время войны со Швецией в разгар боевых действий повздорили боевые генералы, князь Михаил Долгорукий и барон Александр Засс. Князь вызвал оппонента на дуэль, но в это время неприятель атаковал редут, и барон резонно заметил: «Князь, мы не можем драться в ту минуту, когда долг призывает нас встать впереди войска». Он предложил встать во весь рост в амбразуре батареи, по которой неприятель вел прицельный огонь, и стоять до тех пор, пока один не падет.

Опешившие от такой дерзости шведы на несколько минут прекратили обстрел редута. Затем опомнились и открыли шквальный огонь. Дуэлянты тем не менее продержались среди летевших ядер почти полчаса. Пал под обстрелом неприятеля Долгорукий.

Во времена царствования Екатерины II в Россию приезжал известный всей Европе авантюрист граф Калиостро. Уже в ХХ веке это событие было отражено в фильме «Формула любви» режиссером Марком Захаровым, но к реалиям это имеет слабое отношение. Калиостро выдавал себя за повелителя магических сил и не сходился во взглядах с учеными людьми того времени.

Лейб-медика великого князя Павла Петровича заезжий авантюрист просто назвал шарлатаном. Обиженный лекарь вызвал мага на дуэль. За Калиостро был выбор оружия. Он придумал своеобразный вариант американской дуэли. Оба соперника должны были принять по пилюле, одна из которых будет начинена отравой. Придворный врач струсил. Этот сюжет много позже использовал в одном из рассказов о Шерлоке Холмсе Артур Конан-Дойл.

К такому же оригинальному способу прибег и знаменитый ученый Луи Пастер. Он устал парировать доводы своего научного оппонента, некоего Кассаньяка, и предложил дуэль на отравленной колбасе. Один из кусков предполагалось начинить стрихнином и бросить жребий, кому какую колбаску есть. Кассаньяк предпочел перенести научную дискуссию на страницы журналов, заметно снизив уровень иронии и личных оскорблений.

Большим докой по части дуэлей, а точнее, умению не доводить их результат до крайности был Александр Дюма. Как-то писатель поссорился с кавалеристским офицером, и стреляться решили немедленно. В доме оказался всего один пистолет, и ничего не оставалось, как прибегнуть к «американскому» варианту. Бросили жребий, и «черная метка» досталась Дюма. Он взял пистолет и ушел в соседнюю комнату. Через минуту раздался выстрел, а затем дверь отворилась — и на пороге появился… сам писатель. С видимой досадой он развел руками: «Давно не тренировался, промахнулся, господа!»

В другой раз какой-то малограмотный человек прислал романисту и автору кулинарной книги письмо с вызовом на дуэль. Дюма ответил кратко: «Поскольку выбор оружия за мной, выбираю орфографию. Вы убиты!» Скорее всего, это литературные анекдоты, которые сопровождают жизнь любого известного писателя. Хотя, согласитесь, в «Трех мушкетерах» и других произведениях Дюма все, что связано с дуэлями, описано со знанием дела.

Каких только способов испытать судьбу не выбирали дуэлянты! В начале XIX века в Индии разругались два британских офицера. Стреляться или рубиться им показалось не столь увлекательным делом, как провести дуэль с участием очковой змеи. Офицеры заперлись в темной комнате, куда и запустили ядовитую тварь. Ждали до того момента, пока смертельный укус не сразил одного из них.

С развитием техники менялись и дуэльные правила. В 1946 году фермеры из Алабамы Джек Робсон и Билли Бекхэм разругались из-за спорного участка земли. Решили не подавать в суд и не прибегать к услугам землемера. Судьбу спорной земли выясняли на автомобильной дуэли. Поединок был устроен на горной площадке диаметром 50 метров. Каждый пытался столкнуть автомобиль противника в пропасть и не свалиться в нее самому. Победителем оказался Бекхэм, за что и получил 15 лет тюремного заключения.

От кардинала Ришелье до генерала Ванновского

Борьба с дуэлями велась с момента их возникновения. Французский король Генрих IV издал закон, приравнивавший участие в дуэли к оскорблению самого его величества. Не помогло. За годы правления этого монарха на дуэлях погибло около восьми тысяч человек. При этом поединки стали важным источником пополнения постоянно истощавшейся королевской казны. За 20 лет Генрих IV выдал более семи тысяч официальных прощений выжившим участникам дуэлей. Только за их нотариальное оформление в казну было внесено около 3 миллионов ливров золотом.

И все же угроза лишиться аристократического генофонда заставляла правителей Франции принимать решительные меры по пресечению дуэлей. Указ кардинала Ришелье от 1626 года установил в качестве наказания за поединки смертную казнь, которая могла быть заменена ссылкой с лишением всех прав и конфискацией всего имущества. Такое наказание предусматривалось для всех участников дуэли, включая не только секундантов, но даже зрителей. Только вы же читали «Трех мушкетеров» и знаете, чем завершились усилия кардинала!

Даже показательная казнь знаменитого дуэлянта де Бутвиля и его кузена де Шапеля после дуэли на Королевской площади Парижа 12 мая 1627 года не помогла. Дуэль была четверной. Сам Бутвиль дрался против де Беврона, а де Шапель был секундантом кузена — и скрестил шпаги с де Бюсси, секундантом соперника. Из всех участников этого поединка в живых остался только де Беврон. Он бежал из Парижа, не дожидаясь приговора суда. Показательная казнь не дала эффекта. Число дуэлей во Франции не уменьшилось, а Ришелье лишь приобрел большое количество недоброжелателей в дворянской семье.

На Западе к концу XIX века дуэльная лихорадка постепенно сошла на нет. Первый удар по многовековым традициям нанесли британские пэры, лорды, адмиралы и генералы. Они учредили общество, которое решало споры о чести и достоинстве судом посредников. А вот в России, напротив, при военном министре Петре Ванновском в целях укрепления боевого духа армии в 1894 году были изданы правила об офицерских дуэлях.

Суд чести офицеров мог обязать провести поединок, а офицер, отказавшийся от дуэли, обязан был в двухнедельный срок представить прошение об уходе в отставку. В противном случае его увольняли без прошения. Всю дикость и нелепость этих дуэлей описал Александр Куприн в своем знаменитом «Поединке». Тем не менее в русской армии с 1894 по 1910 год состоялись 322 дуэли. Из них 256 по постановлению офицерского суда чести, 19 самочинных, а остальные с разрешения командира части. Среди участников поединков были даже четыре генерала.

Смертью или тяжелым ранением завершились 30 дуэлей. Остальные были бескровными или завершились легкими ранениями. Ни одно дело о дуэли не дошло до судебного рассмотрения и не привело к осуждению кого бы то ни было из участников.

…Выход на экраны «Дуэлянта» возродил интерес к странному, с позиций человека XXI века, обычаю. Сегодня честь и достоинство отстаивают иными способами. Самый оригинальный придумали жители Малайзии. Там за непримиримую обиду вызывают на дуэль оружием, которым служат… перья фазана. Противники сходятся на расстояние три метра и начинают щекотать друг друга. Проигравшим считается тот, кто начинает смеяться первым.


20 февраля 2017


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663