Трагедия «Нерпы». Во всем виноват ЛОХ?
КАТАСТРОФА
Трагедия «Нерпы». Во всем виноват ЛОХ?
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
2079
Трагедия «Нерпы». Во всем виноват ЛОХ?
Бывшая «Нерпа», ныне «Чакра»

8 ноября исполняется 15 лет аварии на атомной подводной лодке (АПЛ) «Нерпа». В результате ошибочного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек, причем виновники трагедии так и остались неустановленными.

В 1976 году правительство СССР принимает решение о создании новой многоцелевой атомной подводной лодки третьего поколения. Разработка проекта, получившего № 971 и шифр «Щука-Б», возлагалась на ленинградское бюро морской техники «Малахит».

Одной из главнейших задач, поставленных перед проектантом, наряду с улучшением тактико-технических характеристик будущего корабля (в первую очередь – скрытности) было радикальное уменьшение его стоимости. Последнее обеспечивалось главным образом благодаря использованию в конструкции новых марок высокопрочной корпусной стали вместо ставших непомерно дорогими титановых сплавов. Скрытность (а это прежде всего малошумность) достигалась использованием принципиально нового гребного винта с семью саблевидными лопастями, а также специальной технологией установки основных агрегатов (включая турбину) в корпус лодки на двухкаскадной амортизации.

В результате «Щука-Б» впервые в истории советского подводного кораблестроения достигла и даже несколько превзошла в скрытности своего американского конкурента – АПЛ типа «Лос-Анджелес». Но для боевого корабля мало оставаться незамеченным противником – надо еще уметь первым услышать его. Поэтому на «Щуке-Б» была радикально усилена система гидроакустики: традиционно размещенная в носовой оконечности «впередсмотрящая» антенна дополнилась антеннами бортовыми, а также буксируемой за кормой лодки кабельной акустической антенной.

Заметно усилилось и вооружение корабля. АПЛ имеет восемь торпедных аппаратов двух калибров, с помощью которых может использовать помимо обычных торпед ракетоторпеды, подводные ракеты «Шквал», а также крылатые ракеты «Гранат».

Лодка получилась во всех отношениях весьма солидной: полное водоизмещение – без малого 13 тысяч тонн, длина – 110 метров. Паровая турбина мощностью 50 000 л. с. обеспечивала возможность двигаться под водой со скоростью до 33 узлов (примерно 60 км/ч). Рабочая глубина погружения – 520 метров.

Серийное производство развернулось на двух заводах-гигантах. С 1980 года начал строительство «Щуки-Б» Амурский судостроительный завод (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре. Это предприятие обеспечивало советский Тихоокеанский флот новыми АПЛ, носящими имена различных обитателей морей: «Дельфин», «Кашалот», «Морж» и т. д.

На 6 лет позже приступило к аналогичной работе Северное машиностроительное предприятие (СМП) в Северодвинске, отправлявшее на Северный флот субмарины так называемой «зверской серии». Первым в 1989 году встал в строй «Барс», следом шли «Пантера», «Волк» и т. д. Последний (седьмой по счету) корабль – «Гепард» был сдан в 2000 году. Всего двумя заводами построено 15 АПЛ проекта 971.

Последней АПЛ третьего поколения и восьмой лодкой проекта 971, предназначенной для Тихоокеанского флота, должна была стать «Нерпа».

Заложенный в 1986 году корабль планировали передать флоту в течение 4–5 лет. Однако так называемая перестройка, затем крах СССР и кардинальное сокращение финансирования оборонных заказов в сочетании с приватизацией АСЗ едва не зарубили на корню еще не родившуюся «Нерпу».

Находящийся на стапеле в высокой степени готовности корабль собирались утилизировать. Спасло принятое в октябре 1999-го решение правительства о его достройке. Однако это было не более чем волевое решение, типа «денег нет, но вы держитесь!».

А денег-то действительно не было (по крайней мере, до АСЗ они не доходили). Тем не менее работы на стапеле возобновились, хотя шли черепашьими темпами: помимо нехватки финансов сказывался дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, растерянных АСЗ в «лихие девяностые» в ходе приватизации. Кроме того, истекли сроки гарантии на многие механизмы и приборы, давно установленные на строящемся корабле. Теперь разработчикам или поставщикам этих изделий надо было совместно с кораблестроителями провести техническую ревизию своих изделий и продлить на них гарантийные сроки. Но и для оплаты этих работ тоже требовались деньги, и немалые.

В 2001 году после долгих переговоров был наконец заключен договор с Индией о передаче ей «Нерпы» по лизингу на 10 лет после ее достройки. Цена вопроса – 650 миллионов долларов. На АСЗ потекли индийские деньги, и работа на стапеле закипела. На завод из разных концов страны потянулись представители предприятий-контрагентов для ревизии своих изготовленных лет 15 назад изделий и при необходимости их восстановления. Оказался в их числе и автор настоящей статьи.

24 июня 2006 года «Нерпу», спустили в воды Амура. Передать лодку Индии намеревались в августе 2007-го, но срок этот неоднократно сдвигался. Так или иначе, АПЛ, спустившись по Амуру до моря, прибыла в приморский город Большой Камень, где расположена сдаточная база АСЗ. После проведения плановых доводочных работ АПЛ вышла в Японское море на ходовые испытания.

31 октября 2008 года «Нерпа», уже «заселенная» экипажем из 80 российских моряков, впервые ушла под воду. Как положено при ходовых испытаниях, лодку сопровождал корабль обеспечения – большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц».

Помимо штатного экипажа на АПЛ на период испытаний оставалась довольно многочисленная сдаточная команда работников АСЗ, а также представители предприятий-смежников.

На 8 ноября планировалось проведение проверки торпедного комплекса «Нерпы» с выполнением учебной торпедной атаки условной цели. Однако атака не состоялась. В назначенное для нее время на «Трибуце» приняли подаваемый с АПЛ сигнал бедствия.

И поныне не обнародованы подробности трагических событий того рокового дня. Не вызывает сомнения лишь то, что на АПЛ произошло несанкционированное (возможно, произвольное) срабатывание противопожарной системы ЛОХ (лодочная объемная химическая). Случилось это во втором отсеке, в котором, помимо прочего, размещаются каюты личного состава (в период ходовых испытаний они, как правило, переполнены за счет присутствия на лодке сдаточной команды).

Система ЛОХ – далеко не новинка на подводных лодках, имеет уже многолетнюю историю. Как новшество можно рассматривать лишь высокую степень автоматизации управлением ЛОХ на всех АПЛ третьего поколения.

Принцип действия ЛОХ основан на том, что подаваемый в отсек, где произошло возгорание, хладон химически связывает кислород в атмосфере отсека. Как известно, горение в отсутствие кислорода невозможно. Но при этом невозможно и дыхание живых существ. А в момент срабатывания ЛОХ во втором отсеке «Нерпы» находились свободные от вахты моряки и гражданские специалисты. На месте сразу же погибли 20 человек – трое моряков и 17 членов сдаточной команды. Еще 21 человек пострадал от ожогов дыхательных путей, отравления и обморожения.

АПЛ немедленно всплыла в надводное положение. Корабль обеспечения принял на борт всех пострадавших, после чего «Нерпа» своим ходом возвратилась на базу в Большой Камень.

Собранная для установления причин и виновников трагедии следственная комиссия изначально как основную версию рассматривала человеческий фактор. В итоге было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В качестве подозреваемого перед судом предстал старшина-контрактник из экипажа «Нерпы» Дмитрий Гробов. Якобы «от нечего делать» он выполнял какие-то манипуляции на местном пульте управления системы ЛОХ. Внесенные им спонтанные изменения в программу компьютер принял как сигнал о возгорании и активировал систему пожаротушения.

В марте 2011 года дело дошло до суда. Обвинения предъявили Гробову и командиру корабля, капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву. Суд проходил с привлечением присяжных заседателей. В ходе судебных заседаний Гробов полностью отказался от своих ранее данных показаний. В течение двух лет суд согласно вынесенному присяжными вердикту трижды выносил оправдательные приговоры. Но за ними следовали протесты прокуратуры. После третьего протеста Военная судебная коллегия постановила: «Оправдательный приговор оставить без изменений» Таким образом, Лаврентьева и Гробова признали невиновными, а истинная причина несанкционированного срабатывания ЛОХ так и осталась нераскрытой.

Однако еще 4 декабря 2008 года появилась информация о том, что вместо настоящего хладона (малотоксичного тетрафтордибромэтана) резервуар ЛОХ был заполнен ядовитым тетрахлорэтиленом. Химикат на АСЗ поступил с петербургского предприятия «СервисТоргТехника», к услугам которого АСЗ ранее не прибегал (результат неразберихи перестроечных времен). Позже анализ установил, что 64% полученного таким образом и использованного на «Нерпе» хладона составлял тетрахлорэтилен, который для целей пожаротушения вообще не используется. Достаточная для подавления огня концентрация подлинного хладона не может привести к смерти человека, в худшем случае возможна потеря сознания.

Другими словами, даже если бы старшина в силу некомпетентности, по халатности, с умыслом или без оного активировал систему ЛОХ, это не привело бы к гибели людей, если бы система ЛОХ на «Нерпе» была заполнена подлинным хладоном. Концентрации же тетрахлорэтилена оказалось достаточно, чтобы убить двадцать человек и еще столько же серьезно травмировать.

По поводу того, каким образом ЛОХ «Нерпы» оказалась заполнена ядовитой смесью, бытуют разные, впрочем бездоказательные, версии. В то же время не вызывает сомнения, что в сложной во всех отношениях ситуации, сложившейся вокруг «Нерпы», могли найтись силы, готовые любыми средствами сорвать российско-индийскую сделку, отбив у Индии желание принимать аварийную лодку.

Прежде чем передать лодку индийскому экипажу, пришлось выполнить ее восстановительный ремонт, обошедшийся чуть ли не в 2 миллиарда рублей: попавший в отсек тетрахлорэтилен, будучи сильнейшим растворителем, повредил многие элементы. Одновременно в ходе ремонта лодки были внесены коррективы в алгоритм разработанной петербургским НПО «Аврора» системы автоматического управления системой ЛОХ – предусмотрена так называемая «защита от дурака». После повторных испытаний 23 января 2012 года АПЛ сменила гражданство и имя. Теперь она «Чакра» и служит в индийском ВМФ.


8 ноября 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299