Время танкистов
СССР
Время танкистов
Александр Кутузов
историк, юрист
Санкт-Петербург
2900
Время танкистов
Сборочный цех танков Челябинского Кировского завода

Появление танковых войск «взорвало» границы многих государств, что было связано с изменением рисунка боя. Бронетанковые дивизии обходили укрепленные районы и громили тыловые коммуникации противника. Остановить доминирование танков на поле боя могли два фактора: исчерпанный моторесурс и противник, организовавший танковое и авиационное производство в гигантских масштабах, а также придумавший правильные ответы на тактические вопросы...

В начале 1920-х годов французский маршал Фош оценивал Версальский договор как преддверие новой войны, которая произойдет, когда вырастет поколение немцев, не знающее ужасов поражения. В Версале Германии запретили производить танки, но офицеры рейхсвера напряженно размышляли о новой тактике «панцерваффе». Обтянутые брезентом «под танки» автомобили принимали участие в учениях, а немецкие школьники любили протыкать ручками и карандашами их брезентовую «броню»…

Результаты этих странных учений панцергренадеров не заставили себя ждать. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Вермахт оккупировал Данию, Голландию, Бельгию, вторгся в Норвегию и в мае-июне 1940 года за 44 дня сокрушил Францию. Рецептом успеха стало взаимодействие люфтваффе с панцергренадерскими дивизиями.

Спустя год пересевшие с коней за штурвалы самолетов потомки английских рыцарей-аристократов спасли родной остров в воздушной «Битве за Англию». Но вот в танковых сражениях они не блистали. Британские офицеры полагали, что «танк — это оружие поддержки пехоты». не более.

Германские же военачальники собирали в единый радиофицированный «кулак» огромное количество боевых машин и прорывали оборону противника.

Секрет блицкрига: рация, авиация, танки

Никто не учится так хорошо, как проигравшая сторона. Немецкая связка «рация, авиация, танки» на первых порах оказалась более эффективной, чем англо-французская «танки поддержки, артиллерия, пехота» или красноармейская «телефон, батарея, батальон». Секрет успеха блицкрига состоял не в превосходстве немецких танков, а в организации взаимодействия различных родов войск на основе их радиофикации. Мессершмитты расчищали воздушное пространство для свободного перемещения юнкерсов, которые были способны пикировать, поражая единичные цели. Войска противника уничтожались, еще не успев доехать до фронта. В Советском Союзе с интересом наблюдали за происходящим…

Гейнц Гудериан в своей книге «Внимание, танки!», опубликованной в 1937 году, оценил танковый потенциал СССР в 10 тысяч машин минимум. Впоследствии Гитлер сказал: «Если бы я знал, что та численность русских танков, которую вы приводите в своей книге, верна — я бы никогда не начал эту войну».

Собранные в единый кулак советские быстроходные легкие танки соответствовали концепции войны «малой кровью на чужой территории». Сержант Дмитрий Цветаев вспоминал, как во время польской кампании 1939 года наши БТ (быстроходные танки) совершили форсированный марш-бросок протяженностью около 600 километров. На хорошей дороге со снятыми гусеницами они развивали скорость до 120 километров в час. В бой шла 24-я танковая бригада Якова Шарабурко, который приказал посадить около 600 спешенных кавалеристов на танки и захватить Львов. На третьи сутки непрерывного продвижения экипаж Цветаева доложил о захвате здания Львовской филармонии. Они въехали туда на танке и... заснули, а вокруг бушевал бой.

Мой дед Александр Кутузов в Зимнюю войну с Финляндией занимал должность политрука танковой роты, входившей в танковый батальон стрелковой дивизии. «Часть стояла в районе Питкяранта. Будущий маршал Советского Союза Григорий Кулик собрал в единый кулак танковые батальоны из трех дивизий и бросил их в наступление, что помогло решить поставленную задачу. Некоторые танки проваливались под лед озер, поскольку финны искусно устраивали полыньи-ловушки». Дед воевал на легком танке Т-26, выпускавшемся на ленинградском заводе «Большевик». Применение такой техники против дотов укрепрайонов с системой противотанковых ловушек было заранее обречено на провал. Леса и болота Карельского перешейка не самое лучшее место для развертывания танковых соединений. Как и многие фронтовики, дед не любил вспоминать про войну.

«Танк — повозка для пушки»

Однако именно советско-финляндская война побудила развивать ленинградское танкостроение с уклоном на производство тяжелых танков. За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны на совещании у Андрея Жданова собрались представители заказчика, танкостроителей и артиллерии. Каждое ведомство тянуло одеяло на себя. Возник жаркий спор. Танкостроители Исаак Зальцман и Жозеф Котин убеждали Жданова, что главное в танке — «броня и маневр». Не менее известный, чем оппоненты, конструктор орудий Василий Грабин возразил: «Танк — повозка для пушки». Жданов поддержал эту необычную точку зрения, которая сегодня стала аксиомой танкостроения. Гитлера же мысль о том, что танк — это «шасси для пушки», так и не посетила, и немецкие танки на протяжении всей войны будут «наращивать» броню.

После Зимней войны в Ленинграде на разных заводах производились новейшие танки Т-34, его несостоявшийся конкурент Т-50 и, конечно, КВ.

30 июля 1941 года Сталин обмолвился Гарри Гопкинсу, что русские «самые крупные танки лучше, чем другие немецкие», было бы еще лучше, если бы эти танки могли производиться и в США. Настаивали на организации производства «русских» танков в Германии и немецкие танкисты. Но ставка была сделана на тяжелые «пантеры» и «тигры», массовое применение которых стало возможно лишь в 1943 году. Парторг ЦК ВКП(б) Кировского завода Михаил Козин так оценивал танки, производимые противником: «Они попробовали сделать «Тигр» под КВ, но это им не удалось».

4 августа 1941 года в штабе группы армий «Центр» фюрер объяснял приоритет наступления на Ленинград в том числе и тем, что там находится «завод по производству сверхтяжелых танков». Однако в ходе эвакуации Ленинградский Кировский и Харьковский дизельный воссоединились с Челябинским тракторным, образовав крупнейший в стране танкостроительный завод.

Огромную роль в создании танкостроения сыграли «люди Жданова», выдвинутые им на ответственные посты. Главный организатор массового производства танков Зальцман и создатель КВ Котин — ленинградцы, «и Грабин не чужой Жданову человек — свою конструкторскую работу он начал на артиллерийском заводе № 92 в Горьком, еще при Жданове».

Журнал «Огонек» писал в 1943 году: «Урал спутал немецко-фашистские представления», «Das shwarze Korps» констатировала: встают все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепит из уральской глины».

Карл Барц в книге «Свастика в небе» отметил, что «жизненно важные промышленные центры за Уралом были полностью вне досягаемости», «возникали новые русские авиационные и танковые заводы, питающиеся энергией от больших гидроэлектростанций. Если бы эти предприятия удалось уничтожить, то русские армии стали бы калеками. Но где были дальние стратегические бомбардировщики, которые могли выполнить эту работу? Их не существовало...». Немецкие бомбардировщики могли достигнуть Уральских заводов только из района Сталинграда, где на тракторном заводе было налажено танковое производство. Поражение под Сталинградом свело на нет далеко идущие планы по уничтожению промышленного потенциала СССР.

Танки прорыва

В 1943 году Челябинский Кировский завод должен был перейти на выпуск танков ИС («Иосиф Сталин»). Парторг Козин вспоминал: «Была поставлена задача добиться максимального выпуска этих танков в 1944 году — 500 штук…», а когда цель была достигнута, то за производство ИС завод «был награжден в июле четвертым орденом Красной звезды».

В феврале 1945 года полковник фон Люк констатировал, что танки «Сталин» превосходили немецкие «броней и вооружением». Трудно не согласиться: производимый Челябинским Кировским танковым заводом ИС-2 был на 11 тонн легче «Тигра», но по уровню бронезащиты в 1,5 раза превосходил немецкий аналог. Поэтому «тигры» были вынуждены избегать прямых столкновений и действовать из засад. А в войска уже поступали новые усовершенствованные бронемашины этого класса — ИС-3. Об их качестве свидетельствует следующий факт: в 2014 году ополченцы Донбасса сняли с постамента танк ИС-3М, который сразу же завелся.

Когда радиофицированная тяжелая советская бронетехника грохотала по дорогам Германии, никто не мог ее остановить. Немецкая авиация была подавлена. Блицкриг принял обратное направление. Освобожденное население с удивлением взирало на обвешенные армейскими кроватями (или снятыми с подбитых танков гусеницами) машины (аналог почти «активной» брони), на перетянутые проволокой гусеницы (если не было запасных траков, то можно было скреплять их и подручными средствами), на отремонтированных в полевых условиях стальных чудовищ, зачастую собранных из запчастей нескольких подбитых танков. Немецкая техника смотрелась несколько лучше, только в поле ремонту почти не подлежала.

На протяжении всей войны в СССР поддерживалась прямая связь конструкторов танков с фронтом, указанные фронтовиками недостатки устранялись в рабочем режиме. Огромную роль в организации военного производства сыграл институт парторгов ЦК ВКП(б), существовавший при каждом оборонном предприятии. На эти должности назначались авторитетные профессионалы-производственники, имевшие полномочия на уровне ЦК «разруливать» сложные вопросы.

Огромную роль в разгроме врага сыграли воплощенные в «изделиях» идеи создания надежных тяжелых и средних танков, «повозок для пушки», а также своевременная эвакуация производственных мощностей из осажденного Ленинграда.

Строительство СССР происходило на основе государственной собственности, позволившей сконцентрировать значительные интеллектуальные ресурсы вокруг наиболее технологичных областей, к которым относились авиация и танкостроение. И это стало одним из решающих факторов Победы.


5 февраля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663