СССР
«Секретные материалы 20 века» №8(368), 2013
Гимн прощания с молодостью…
Александр Мирохин
журналист
Санкт-Петербург
2154
Как-то неслышно и незримо из жизни миллионов граждан нашей страны исчезло явление, которое в довольно долгую пору своего существования играло ох какую заметную роль в их судьбах. В полном переводе это означало отправку на работу по специальности молодых специалистов — выпускников вузов в учреждения, организации и на предприятия различных отраслей народного хозяйства в соответствии с планом, утвержденным правительством страны. Иначе говоря, советская вузовская система предъявляла тебе счет. За право свободного выбора специальности вначале, за бесплатное, а при условии определенного прилежания даже оплачиваемое (стипендия!) образование ты должен был три полных года отработать по профессии, азы которой в тебя внедрили вузовские преподаватели, там, где это нужно было государству. Твои собственные планы, желания и интересы его, государство, не интересовало. Более того, если ты пытался, получив назначение, все же как-то распорядиться своей судьбой самостоятельно, то это было совсем не просто. Тебя нигде не вправе были брать на работу под страхом привлечения к довольно суровой административной ответственности. В итоге пять лет цивильной жизни: институтские лекции, друзья по общежитию, театры, концерты, туристические походы с друзьями, романтика ночных костров, песни под гитару, первая любовь, экзамены, строительные отряды, КВН — все это уходило из-под ног, превращалось в материал для вечера воспоминаний. А впереди была совершенно иная, еще неведомая жизнь — самостоятельная работа, новые встречи, дела, заботы… Новоиспеченные врачи, учителя, инженеры, юристы покидали большие города, чтобы в периферийной глухомани содействовать, как говорилось в официальных речах того времени, «утверждению передовых веяний эпохи». И тогда в душе возникала легкая, но уживчивая тревога: как-то там, на новом месте, все сложится, все ли у тебя получится, как поведет себя капризная «госпожа удача»?.. Словом, момент был сложный. Переживали его каждый год десятки тысяч молодых людей, покидая стены своей альма-матер. И как всякое значительное явление жизни, он должен был получить творческое осмысление. В кино в середине пятидесятых годов прошлого века эта тема прозвучала сначала в комедии «Медовый месяц» со звездами советского экрана Людмилой Касаткиной и Павлом Кадочниковым в главных ролях, а позднее в фильме «Коллеги» по повести Василия Аксенова. Герои этих разножанровых картин по-своему решали непростые нравственные проблемы, возникавшие перед ними в процессе становления их личностей. Композитор Колмановский в соавторстве с поэтом Петровым написали песню, которая довольно часто звучала по радио и ТВ:
Мы сдадим последние экзамены, Припев:
И в минуту расставания Припев.
В плане освоения профессии Припев.
Все у нас идет, как полагается, Припев.
Не боимся мы распределения Надо сказать, песня эта, при несомненном профессионализме авторов, легкой, симпатичной мелодии и, в общем, правильном, ироничном содержании «текста слов», в студенческой среде как-то не очень прижилась. В своем кругу, без сопровождения эстрадно-симфонического оркестра, под гитару за девять рублей пятьдесят копеек «старыми» ребята пели другое:
Жил один студент на факультете, Или еще:
А все кончается, кончается, кончается, Известный журналист и знаменитый бард Юрий Визбор как-то заметил, что всякая студенческая песня — это, по сути, гимн по поводу. По поводу поступления в вуз, по поводу экзаменационной сессии, первого турпохода, производственной практики и много чего еще. Так вот, подлинным гимном распределения стала песня, авторство которой долгое время было неизвестным, что, впрочем, нередко случается в «биографиях» произведений городского фольклора.
Кончим вуз и по глухим селеньям Историю ее создания рассказал московский журналист Юрий Бирюков: — …Однажды в адрес передачи «Песня далекая и близкая», которую я вел на телевидении, пришло письмо от Жанны Владимировны Калмыковой: «Посылаю вам фронтовой треугольник с песнями, — писала она, — автор их — Власов Николай Иванович, брат моей мамы. Она рассказывала, что у него были даже песни, написанные им самим, в том числе «Ты уедешь к северным оленям». В ту пору, когда я получил это письмо, весь текст этой песни я, можно сказать, не знал. Но выручили письма телезрителей. По ним удалось восстановить все ее куплеты и даже варианты, в том числе фронтовые. Вот что о песне и ее авторе рассказывалось в присланных мне материалах. Песню, начинавшуюся словами «Кончим вуз и по глухим селеньям разлетимся в дальние края…», Власов написал, когда учился в Московском геологоразведочном институте. В декабре тридцать девятого в числе пяти институтских добровольцев лыжного батальона ушел на финский фронт. С ним была и его песня. С ней в Великую Отечественную он защищал Москву и дошел до Берлина. С ней вернулся в институт, а затем уехал в Среднюю Азию на поиск важного для промышленности сырья. Ну, совсем как в песне, которую когда-то сочинил. В апреле 1957-го Николай Иванович умер, не прожив и сорока трех лет, от тяжелой и неизлечимой болезни. А песня осталась… Да, песня осталась. Можно, конечно, порассуждать на предмет ее художественных достоинств, отметив некоторую поэтическую незрелость автора. Только вряд ли это имеет смысл. Важно то, что песня долго жила и пелась студентами. Она ни разу нигде не была опубликована. Передавалась от одного поколения другому, как говорится, с живого голоса. Пожалуй, только тот же Юрий Визбор однажды в репортаже, озвученном в журнале «Кругозор», рассказал о ней. Но и он тогда не назвал имени автора. Сегодня эта песня почти не слышна. Почему? Потому, боюсь предположить, что уже нет на белом свете многих, кто ее знал. А у их детей и внуков другая жизнь и другие песни. Да и распределением на работу выпускников вузы сегодня не занимаются. Ну а нет повода — нет и гимна. 15 апреля 2013
|
Последние публикации
Выбор читателей
|