Актеры – эмигранты и беглецы. Часть 1
СССР
«Секретные материалы 20 века» №7(341), 2012
Актеры – эмигранты и беглецы. Часть 1
Евгения Назарова
журналист
Москва
2678
Актеры – эмигранты и беглецы. Часть 1
Татьяна Самойлова могла бы сыграть Анну Каренину в Голливуде

Головокружительный успех у зрителей, миллионы поклонников в Советском Союзе, одобрение и восторг зарубежных критиков, приглашение на съемки в Европу или Голливуд, категорическое «Нельзя!» партийного руководства, несыгранные роли, незаслуженное забвение. Этот сценарий до боли знаком многим советским актерам – мастерам старой школы, которыми восхищался весь мир, в то время как они этот мир не имели шанса даже увидеть.

Железный занавес, темный и глухой, надежно скрыл от звезд советского кино миллион творческих перспектив: талант в Союзе считался достоянием государства, а значит, вывозить его за рубеж было бы преступной халатностью. Кто-то смирялся с тем, что живет в закрытой стране и продолжал блестяще воплощать на экране новые образы, кто-то – не выдерживал гнета и бежал из золотой клетки, обрекая себя на мучительный поиск места под солнцем чужой страны. Выбор между «уйти» и «остаться», вне зависимости от принятого решения, не прошел даром ни для кого. А ведь бежать из страны наши актеры начали уже давно…

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Актеров, которые пожертвовали родными подмостками, чтобы найти себя в западном кино, наша история знает немало. На сияющие сотнями огней площадки Голливуда русские актеры начали слетаться больше века назад. Еще в 1905 году актриса Московского художественного театра Алла Назимова оставила театр ради Голливуда и стала звездой американского немого кино. Уже через несколько лет после переезда в США актриса владела роскошным особняком на Голливудских холмах, который без ложной скромности назвала «Сад Аллы».

Детство будущая звезда черно-белого экрана провела в Швейцарии, где изучала немецкий и французский языки и брала уроки игры на скрипке. По иронии судьбы, скрипачке долгое время не удавалось продемонстрировать на экране искусство работы со звуком – Алла Назимова прославилась благодаря немому кино, а к тому моменту, когда технический прогресс «подарил» актерам голос, былая популярность пошла на убыль. Вернувшись в Ялту, девочка продолжила заниматься музыкой, однако ее отец считал это увлечение постыдным. Не успокоило его и то, что урожденная Мириам Левентон взяла псевдоним, чтобы не позорить фамилию: после первого же концерта отец так избил Аллу-Мириам, что в душе актрисы на долгие годы поселился страх перед аудиторией и склонность к депрессии после выступления.

Переехав в Москву и став ученицей Станиславского, Алла Назимова играла в МХТ и многих провинциальных театрах, успешно ездила на гастроли за рубеж, в том числе и в Америку. После выступлений в США труппа Назимовой вернулась на родину, а она подписала контракт с легендарным театральным продюсером Ли Шубертом. В кино она дебютировала в солидном по современным меркам возрасте – 37 лет. Это, однако, не помешало ей заключить контракт с киностудией Metro-Goldwyn-Mayer, по условиям которого актрисе платили 13 тысяч долларов в неделю – на 3 тысячи больше, чем Мэри Пикфорд – и позволяли самой выбирать режиссера, сценарий и партнера для фильмов.

ПРОФСОЮЗ В ГОЛЛИВУДЕ

Активным толчком к тому, чтобы попробовать силы на западных экранах и подмостках, для многих актеров по понятным причинам послужила Октябрьская революция. Ряды интеллигенции, покидавшей советскую Россию, пестрели громкими актерскими именами, но далеко не всем было суждено обрести счастье на чужой земле. В первой волне эмигрантов оказалось настолько много представителей этой профессии, что в 1936 году в Голливуде был создан профсоюз русских актеров.

Ольга Бакланова – тоже ученица Станиславского – до некоторой степени повторила карьерный взлет Аллы Назимовой. Будучи признанной актрисой на родине, Ольга также отправилась в составе труппы на гастроли в Европу и США, где и решила остаться, в то время как ее коллеги покорно вернулись в советскую Россию. На красавицу обратил внимание матерый немецкий актер Конрад Фейдт, за плечами которого было около восьмидесяти фильмов, и пригласил Ольгу в свою новую картину «Человек, который смеется» по роману Гюго. Сыграв роль герцогини Джозианы, Ольга Бакланова стала желанной гостьей на всех съемочных площадках.

Украинке Анне Стэн – еще одной будущей звезде Голливуда – было всего 15 лет, когда ее заметил Станиславский. По его протекции она была зачислена в Московскую киноакадемию. Уже в 19 Анна играла в советском немом кино главные роли, некоторые ранние фильмы с ее участием демонстрировались в иностранном прокате и имели успех. В 1930-м Анна по линии Межрабпомфильма отправилась в Германию и снялась там в звуковом фильме «Бухгалтер Кремке». Это событие определило ее дальнейшую судьбу: на родину актриса решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе. Затем последовал переезд в Голливуд и короткая, но запоминающаяся карьера. Помимо красоты и трудолюбия Анна Стэн прославилась еще и умением подбирать наряды: кинопродюсер Деррил Занук говорил, что она одевается лучше всех, кого он когда-либо видел, а режиссер Дороти Арзнер, снявшая Стэн в драме «Нана», поставила ее в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепберн и Рут Чаттертон в своем списке самых стильных актрис.

Федор Шаляпин-младший, также добившийся успеха в Голливуде, своим примером опроверг утверждение о том, что на детях великих природа отдыхает. Федор получил отличное образование в Москве, овладел тремя языками, а в 1924-м оставил семью и перебрался к отцу в Париж. Однако жить в тени великого родителя ему вскоре надоело, и Федор отправился покорять Америку. За океаном юный актер столкнулся с той же проблемой, что и большинство его коллег: в немом кино их талант и мастерство ценили, а вот для того чтобы поладить со звуком, приходилось изрядно трудиться – американская публика не прощала эмигрантам акцента. Признания в кино он добился, будучи уже весьма пожилым человеком, когда сыграл в фильме «Имя розы» с Шоном Коннери в главной роли и «Власть луны», где перевоплотился в деда героини Шер.

А вот у Михаила Чехова актерская карьера не сложилась, несмотря на то что у него учились мастерству такие будущие кинозвезды, как Ингрид Бергман, Энтони Куинн, Гарри Купер, Мэрилин Монро и Грегори Пек. Сам Чехов сыграл лишь в десятке картин и один раз был номинирован на «Оскара», что не идет ни в какое сравнение с признанием, которое он получал на родине. При этом бывшая супруга Михаила Александровича, Ольга Чехова, обосновавшаяся в Германии, считалась любимой актрисой фюрера.

Однако власть, когда-то много сделавшая для того, чтобы избавить страну от творческой интеллигенции, вдруг решила сделать ход конем, и, напротив, начала «беречь советское достояние». Результат этой трогательной заботы больше всего походил на тюремное заключение: жить и работать в Европе и уж тем более в Голливуде советским актерам запретили.

ЛУЧШЕ, ЧЕМ СОФИ ЛОРЕН

В 24 года Татьяна Самойлова ступила на ковровую дорожку Каннского фестиваля и покорила весь мир. За исполнение роли Вероники в фильме «Летят Журавли» она получила высшую награду престижного кинофестиваля – Золотую пальмовую ветвь. Юная актриса обошла в этой гонке даже Софи Лорен, и на конкурсном показе элита мирового кино несколько минут стоя аплодировала советской ленте. Портрет Самойловой написал сам Пабло Пикассо, правда, предпочел оставить его у себя – «на память». Эксцентричный художник прочил Татьяне блестящее будущее: «Сегодня вы идете по тротуару и никто вас не знает. А завтра – вы звезда и едете в звездной машине в звездный город». Этим словам не суждено было стать пророческими: актрисе, которая столь блестяще начала свой путь к славе, не дали сделать решающего шага.

На родине фильм «Летят журавли» вызвал массу противоречивых откликов: произведя ошеломляющее впечатление на зрителей, он, однако же, так смутил партийное руководство, что Хрущев не постеснялся назвать героиню Самойловой шлюхой.

А другая звездная роль Татьяны – Анна Каренина в одноименном фильме – могла бы быть сыграна гораздо раньше и совсем при других обстоятельствах. После Каннского кинофестиваля Самойлову пригласили сниматься в Голливуд, а ее партнером должен был стать Жерар Филипп. Но руководство советского кинематографа не отпустило молодую актрису в Америку… Работы в СССР для нее тоже не нашлось. С 1976 года Татьяну Самойлову просто перестали снимать. Звезда Каннского фестиваля гастролировала по стране с концертами, а долгожданного сына Митю вынуждена была отдать в интернат. Мальчик не видел мать месяцами.

До своей смерти (4 мая 2014 года) актриса жила одна на крохотную пенсию, не снималась в кино и не играла в театре. А любимый сын навсегда уехал в ту самую Америку, куда когда-то не пустили Самойлову…

«ЕСЛИ Я ВИНОВАТА – НАКАЖИТЕ…»

Алле Ларионовой, покорившей гостей Венецианского кинофестиваля, поработать в Голливуде тоже не довелось. Юная Алла начала сниматься в кино еще будучи школьницей: высокая веснушчатая девочка часто появлялась в те годы в массовке. Из-за увлечения кино Алла совсем забросила школу, однако еле-еле получив аттестат со сплошными тройками, тут же подала документы в ГИТИС и ВГИК.

В 1953 году на экраны СССР вышел фильм-сказка Александра Птушко «Садко», где Ларионова сыграла свою первую большую роль. Ее славянская красота покорила не только всех мужчин СССР, но и жюри Венецианского кинофестиваля: фильм был удостоен «Золотого льва». Итальянские газеты наперебой писали о ней: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!», «Солнце Венеции – в волосах у Аллы». «Самая красивая» пришлась по душе даже Чарли Чаплину, который пригласил ее в Америку для участия в своем новом фильме. Результат переговоров с советской стороной был предсказуем: власти не разрешили Ларионовой работать за «железным занавесом».

Настоящую славу ей, как и Татьяне Самойловой, принесла роль Анны – правда, в фильме Исидора Анненского «Анна на шее», который лидировал в кинопрокате середины пятидесятых годов. В возрасте шестидесяти лет Ларионова была удостоена звания народной артистки, хотя последние годы жизни практически не снималась. Быть может, в лице очаровательной русской блондинки Голливуд потерял потенциальную легенду кинематографа, но… Советские власти от мира кино были твердо уверены, что здесь Ларионовой будет «лучше и веселей». Но вместо творческого пути, усеянного звездами, ей предстояло пройти через громкий скандал и даже полосу забвения. «Когда «Анна на шее» вышла на экраны, мне прямым текстом говорили, что я счастливая, потому что Берию расстреляли в 1953-м, – признавалась актриса. – Иначе бы он прихватил меня в свой гарем… Потом были сплетни про мой якобы роман с Александровым, тогдашним министром культуры».

Георгий Александров действительно был известен не только благодаря занимаемой должности, но и любовным похождениям; правда и то, что в красавице Ларионовой министр культуры ценил не только высокий профессионализм. Однако по признанию самой Аллы Дмитриевны, весь их «роман», который потом обсуждали во всех кулуарах «Ленфильма», ограничился одним ужином, да и то – прошедшим в компании доброго десятка приглашенных на банкет коллег.

Вскоре после этого Александрова с треском сняли с министерского поста, а среди актеров появилась злободневная шуточка: одной, мол, дали «Анну на шею», а другому – по шее. Тут же нашлись свидетели тайного романа, нашептавшие «куда следует» о том, что Александров чуть ли не купал Ларионову в ванне с шампанским. После того как «падшую женщину» резко прекратили снимать в кино, Ларионова в панике написала письмо новому министру культуры Михайлову: «Уважаемый товарищ министр! Обращаюсь к Вам как советская актриса и как комсомолка. В последний год вокруг моего имени происходит что-то необъяснимое. Я не могу больше так жить. Только Вы можете мне помочь. Разберитесь. Если я виновата – накажите, если нет – освободите меня от того непонятного бремени, в котором я нахожусь…». Николай Михайлов не остался равнодушен к этому крику отчаяния: уже через неделю Ларионова отправилась с представительной киноделегацией во Францию. Однако этот эпизод оставил неприятный отпечаток в душе актрисы и на ее фильмографии.

Увы, по прошествии десятков лет, когда Аллы Дмитриевны уже нет в живых, критики констатируют: как актриса она, несомненно, могла бы сделать больше того, что ей удалось, будь к ней внимательнее наш кинематограф.


Читать далее   >


25 марта 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8272115
Александр Егоров
931129
Татьяна Алексеева
764447
Татьяна Минасян
317801
Яна Титова
242597
Сергей Леонов
215421
Татьяна Алексеева
178475
Наталья Матвеева
175195
Валерий Колодяжный
169771
Светлана Белоусова
157005
Борис Ходоровский
155015
Павел Ганипровский
130489
Сергей Леонов
111895
Виктор Фишман
95540
Павел Виноградов
91996
Наталья Дементьева
91538
Редакция
84751
Борис Ходоровский
83124
Станислав Бернев
75731