Смертоносные «Бобры» и «Куницы»
СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
«СМ-Украина»
Смертоносные «Бобры» и «Куницы»
Дмитрий Веденеев
журналист
Киев
466
Смертоносные «Бобры» и «Куницы»
Управляемая торпеда Neger, использовалась фашистской Германией. 1944 год

Несмотря на строгие ограничительные условия Версальского договора, уже в 1920-х годах в веймарской Германии разрабатываются идеи применения боевых пловцов, управляемых катеров-подрывников, человекоуправляемых торпед. В 1940–1941 годах предпринимаются попытки применения диверсантов против английских морских объектов, а в Любеке начинается производство снаряжения для подводных диверсантов…

ПО ПРИМЕРУ ИТАЛЬЯНСКИХ КОЛЛЕГ

В состав управления «Абвер-заграница» входил морской реферат отдела Абвер-ІІ (диверсии), ведавший разработкой диверсионных средств. В 1941–1943 годах основными диверсионными подразделениями флота считались отдельная рота морской пехоты и «водная рота» дивизии спецназначения «Бранденбург». Целями диверсантов определялись боевые и транспортные суда противника, важные береговые объекты, портовые сооружения, трубопроводы, средства связи.

Отдельной страницей истории немецких морских диверсантов стало сотрудничество с весьма «продвинутыми» в этой области итальянскими спецназовцами из 10-й флотилии ВМФ. Летом 1942-го на Черное море прибыл отлично оснащенный диверсионный отряд этого подразделения (6 малых подлодок, 5 управляемых катеров, 5 торпедных катеров и 10 охотников за подводными лодками). Итальянцы каждую ночь совершали налеты на советские корабли, береговые объекты, расстреливали спасавшихся вплавь моряков с потопленных судов. Тогда же было решено перебросить немецко-итальянский спецотряд, сосредоточившийся в Мариуполе, на Каспий. Однако крах попыток овладеть Кавказом оставил это начинание без результата.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Адмирал Дениц, сменивший в 1943 году адмирала Редера на посту Главкома ВМФ одной из первоочередных задач выдвинул создание специальных диверсионно-штурмовых соединений «малых средств» как самостоятельного рода сил Кригсмарине. Основной единицей диверсионно-штурмовых сил определяется дивизион в составе флотилии сверхмалых подводных лодок (30 единиц), флотилии подрывных катеров (30 единиц), отряда подводных диверсантов, роты морской пехоты и группы человеко-торпед. 

Подрыв английскими мини-подлодками «Икс-Крафт» германского линкора «Тирпиц», на несколько месяцев вышедшего из строя, произвел «маленькую революцию» во взглядах руководства Кригсмарине на применение диверсионных средств на море.  В начале 1944-го в местечке Хейлингенхафен на Балтике начинается обучение первых 30 морских диверсантов. . Интересна система отбора и подготовки морских спецназовцев. Из лучших военнослужащих флота отбирались кандидаты. Им давалось 24 часа на размышление о переходе в касту морских диверсантов. Предпочтение отдавалось участникам боевых действий на Восточном фронте – считалось, что «они прошли самое трудное, что можно себе представить». 

Отобранных подвергали проверке на лояльность и состояние здоровья. Распорядок дня при подготовке был следующим: подъем в 6 утра, утренний туалет, завтрак, занятия по военно-морской, строевой подготовке, техническая и политическая подготовка, спорт, для отдыха кино и театральные постановки. Спиртное запрещалось, зато в еде и сигаретах ограничений не было. Одним из испытаний было суточное пребывание в комнате со столом и стулом. Выдавалась плитка шоколада, термос кофе, бутылка кола-колы и кусочек кекса. Сутки запрещалось вставать, ходить, разговаривать, курить и спать. Далее шла проверка смелости и умственных способностей. Затем по полной программе развертывалось обучение диверсионному ремеслу, как правило – в ночное время. О воспитанниках спецшколы говорили – «Бога они боятся, но больше ничего на свете». 

К марту родилось первое морское диверсионно-штурмовое соединение, включившее отряды № 60, 65 и 71 обер-лейтенантов Принцхорна, Рихарда и Вальтерса. Каждый отряд был высокомобилен и мог автономно действовать до шести недель. В него входило 23 человека, 3 авторадиостанции, кухня и 12 грузовиков, 2 амфибии. Отряды убыли во Францию и Данию для ударов по морским средствам высадки союзников. 

К 1944-му из состава «Бранденбурга» в ведение флота передаются все специальные морские средства. Общая численность Соединения диверсионно-штурмовых сил флота (соединение «К») из трех дивизионов достигла 16 тыс. человек. Соединением «К» со временем командовал капитан 3 ранга Бранди, получивший до того, как подводник Рыцарский крест с мечами, дубовыми листьями и бриллиантами. 

«НЕГРЫ» И «КУНИЦЫ»

Терпя военный крах, в Третьем рейхе все чаще обращались к использованию почти самоубийственного, но дешевого оружия. Как пример можно привести «одноразовый» истребитель «Наттер» («Гадюка»), который нес батарею неуправляемых ракет для расстрела с близкого расстояния тяжелых бомбардировщиков англосаксов (пилот, выпустив боекомплект, прыгал с парашютом). 

 …Командир подлодки Ганно Криг (как офицер U-81 он участвовал в потоплении 13 ноября 1941-го английского авианосца «Арк Ройал») наконец-то получил отпуск в марте 1944-го – намечалась свадьба. Но в день бракосочетания пришла телеграмма – Крига вызывал сам главнокомандующий флотом Дениц («Папа» или «Лев», как называли его подводники). Гросс-адмирал показал офицеру чертежи странной «двойной» торпеды. Их испытания проходили в НИИ торпедного вооружения в Эккернферде.

Немцы разработали управляемые человеком торпеды. В 1944 инженер Рихард Мор спроектировал управляемую торпеду «Неггер» («Негр»). Она представляла собой две электрические торпеды, одна над другой с зазором в 15 см. В верхней размещался в маленькой кабинке водитель, а нижняя несла боеголовку весом в полтонны. Приблизившись к цели, водитель направлял боевую торпеду в борт противника и быстро удалялся. Водоизмещение достигало 2,8 тонны, длина – 7,6 м. Конструкция была явно неудачной. Погружаться «Неггер» не мог, купол кабины выступал из-под воды на 45 см, открывать его было опасно, могло захлестнуть водой. Дышали через кислородный аппарат Даггера, водители часто отравлялись углекислым газом. Из-за неустойчивости торпеды вероятность попадания в цель была невысока. Случалось, что боевая часть не отсоединялась и влекла водителя за собой. По немецким же данным, из-за несчастных случаев погибло до половины «Неггеров». 

Для управления торпедами набирали добровольцев из солдат и матросов (в отличие от водителей японских человекоторпед «Кайтен» они не были смертниками). Для передачи опыта учебный центр человекоторпед трижды посещал знаменитый Боргезе – князь, капитан 2 ранга, командир 10-й флотилии специальных средств ВМФ Италии, награжденный боевым «Савойским крестом» за организацию отчаянных атак, управляемых боевыми пловцами торпед на английские линкоры на рейде Александрии 18 декабря 1941 года. Тогда были подорваны и надолго вышли из строя дредноуты «Велиэнт» и «Куин Элизабет», а англичане полностью лишились кораблей этого класса на Средиземном море.

«Неггеры» бросили в бой на 55-ю годовщину рождения фюрера, 20 апреля 1944-го. На западное побережье Италии отправили партию из 40 торпед под командованием лейтенанта Крига. Из-за технических проблем в атаке приняло участие 17 торпед. Добравшись до целей, их водители обнаружили, вопреки ожиданию, не транспорты, а противолодочные «охотники». В бою 4 торпеды были уничтожены (немцы утверждали о потоплении двух «охотников», союзники это отрицали). Шесть водителей, выпустив боевые торпеды, затопили транспортные средства, и пробрались за линию фронта, а семеро добрались до своих прямо на торпедах. Правда, союзникам удалось захватить в плен одного водителя и исправную покинутую торпеду.

Определенных успехов новому оружию рейха удалось добиться в июле 1944 года, атакуя высадку союзников в Нормандии. Человеко-торпеды потопили устаревший английский крейсер «Дрэгон» с польским экипажем, эсминец «Айсис» и несколько сторожевиков. В первой атаке 5 июля было потеряно 12 торпед из 26. В атаке 7 июля из 21 «Неггера» вернулось 5. В последующих нападениях от поломок погибло большинство торпед.

На смену «Негру» пришла его модификация «Мардер» («Куница»). На ней установили помпу и цистерну для балласта, что позволяло торпеде в исключительных случаях погружаться на глубину до 30 метров. Океанскую подлодку U-997 оснастили устройствами для транспортировки 4 торпед. Вынашивались планы атаки «Мардерами» конвоев союзников, идущих в Мурманск.

Реально же применили их 3 августа 1944-го в Ла-Манше. До полусотни торпед пошли в атаку. По ошибке подорвали старый крейсер «Дурбан», затопленный как искусственный мол. Был торпедирован и затонул с экипажем миноносец «Куорн». В ответ британские корабли открыли ураганный огонь из скорострельных автоматов, пытаясь поразить мелькающие среди волн купола кабинок «Мардеров», на них же сбрасывали глубинные бомбы. Погибло до 40 торпед.

Последнюю массированную атаку «Мардерами» предприняли 17 августа 1944 года. С воздуха и артогнем союзники уничтожили 26 торпед. Неудачной оказалась и попытка боевых пловцов с помощью таких торпед уничтожить стратегический мост через Рейн у города Ремагена в марте 1945-го.

ВЗРЫВООПАСНЫЙ «ДЕЛЬФИН»

Новинка спецтехники – малый диверсионный катер «Линзе» нес заряд в 300 кг взрывчатки и развивал скорость до 30 миль в час. «Линзе» действовали звеньями по три – два катера-мины и катер радионаведения. Выбрав цель, водитель катера выбрасывался в воду и наведение осуществлялось по радиолучу. Катерами вооружили 211-ю флотилию соединения «К» капитан-лейтенанта Кольбе. 2 и 7-8 августа 1944 г. флотилия атаковала корабли англо-саксов. 16 звеньев у берегов Нормандии уничтожили 12 судов общим водоизмещением 43 тыс. тонн, включая два эсминца и танкер. Два экипажа были потеряны от огня штурмовиков. Возвращавшихся из набега на берегу встречал инспектор подразделения капитан первого ранга Беме, наливавший каждому уцелевшему по чайному стакану водки. На смену «Линзе» должен был прийти катер «Дельфин» с зарядом в 1200 кг.

«ЛЮДИ-ЛЯГУШКИ» ГИТЛЕРА

2 января 1944 года в альпийском местечке Вальданьо под руководством итальянских инструкторов 30 лучших пловцов Германии начали «переквалифицироваться» в боевых пловцов. Отличилась 60-я команда Принцхорна – на ее счету 24 диверсии. Вот некоторые из удачных операций. В конце августа 1944-го союзники захватили батарею «Бак-дю-Од» (три 150-мм дальнобойных орудия) и могли обратить ее против прежних владельцев. Семеро диверсантов во главе с Принцхорном ночью, скрытно выдвинулись на катерах, незаметно для охраны, ведомые артиллеристом-немцем, пробрались на батарею, заложили заряды в стволы и сооружения и подорвали их с безопасного расстояния. 

Одним из крупнейших центров снабжения союзных войск был огромный порт Антверпена. В ночь на 16 сентября «Черти» Принцхорна на двух «Линзе» сумели подвести тонную мину-торпеду к воротам шлюза на реке Шельда. Прогремевший в 5 утра мощный взрыв вывел шлюз из строя и три месяца Антверпен не мог принимать суда. 29 сентября три группы по 4 диверсанта отправились уничтожать минами-торпедами (их буксировали вручную в ледяной воде, ночью) стратегические мосты через Рейн у Нейменгамена. Удалось подорвать железнодорожный мост. 10 диверсантов оказались в плену. Двое вышли к своим, причем один спецназовец, выйдя на берег, уложил врукопашную двух английских солдат, пытавшихся его схватить, отсиделся в дупле и вернулся к своим.

Для действий против советской стороны 26 февраля 1945-го сформировали группу «Боевых пловцов Ост» (16 бойцов). Они разместились на острове Узедом на Балтике.  В марте взорвали пять мостов в Померании буквально на глазах у советских войск.

ЗЛОБНЫЕ  «МОРСКИЕ СОБАКИ»

15 марта 1944 года со стапеля в Любеке для 261-й флотилии соединения «К» сошел первый экземпляр одноместной мини-подлодки «Бибер» («Бобер») длиной 8 метров, вооруженный двумя «угрями» (так в Кригсмарине называли торпеды). Всего до конца войны на воду спустили 325 «Бобров»!  В декабре 1944 – феврале 1945-го 110 таких лодок совершили несколько диверсий – результат более чем скромный. Конструкция, особенно двигатели, оказались ненадежными. Так, 5 января 1945-го из северной Норвегии вышли три субмарины, каждая из них несла на корпусе по два «Бибера». Целью они имели Ваенгу (нынешняя главная база Северного флота России Североморск), где стоял линкор «Архангельск» (переданный СССР Англией «Ройал Соверен»), авианосец и крейсера английских конвоев, много транспортов. Однако в походе выявились неисправности двигателей 4 «Биберов» и дерзкую операцию отменили. Производство этих лодок свернули.

С «Бибером» связан и план одной далеко идущей операции. Предполагалось погрузить катера на транспортный самолет, десантировать их в Суэцком канале, подорвать крупное судно и заблокировать движение.

На смену упомянутым лодкам пришел двухместный (командир и бортинженер) «Зеехунд» («Морская собака»), оснащенный двумя торпедами на внешней подвеске. Время на погружение – 4 секунды при 27–30 для обычных ПЛ. Аппарат получился надежный – лодка капитана Ливониуса выдержала на глубине 60 м взрывы 76 глубинных бомб и вернулась на базу. До апреля 1945 г. 70 «Морских собак» оперировали между устьями Темзы и Шельды, потопив суда противника водоизмещением в 120 тыс. тонн, хотя для огромного союзного флота это был комариный укус.

К концу войны в распоряжении диверсантов рейха была сверхмалая подлодка типа «23». Она имела электродвигатель для бесшумного хода и проникала сквозь сильную противолодочную оборону Британии. Ни одна из таких лодок не была потеряна в боях. Тип «23» собирались применить в операции «Ганнибал» с целью перерезать снабжение по морю союзных войск в Европе. По одной из версий, советская подлодка С-13 Александра Маринеско, потопив 30 января 1945-го суперлайнер «Вильгельм Густлоф», пустила с ним на дно экипажи полутора сотен субмарин – до 7 тысяч подводников из Данцигской школы. Не зря советский подводник был объявлен личным врагом фюрера.

К маю 1945 г. только на северном театре боевых действий имелось 230 самовзрывающихся катеров и 240 человеко-торпед.  Летом 1944 г. гитлеровцы применили и другое «чудо-оружие» – электроторпеды «Крапивник», шедшие на шум винтов и не оставлявшие пузырчатого следа на поверхности.

«СОРОКА» ПРОТИВ НЬЮ-ЙОРКА

Создание в Германии первых образцов межконтинентальных баллистических ракет (А9/10 конструктора Вернера фон Брауна с дальностью полета до 5 тыс. км, и боевой частью с тонной мощного тротила «Аматол») породило прожект использование «оружия возмездия» непосредственно по США (операция «Эльстер» – «Сорока»). Руководитель диверсионных операций рейха Отто Скорцени подобрал двух диверсантов. Их высадили на атлантическом побережье США с подлодки U-1230 30 ноября 1944 года. Однако диверсантов, пытавшихся завербовать в помощники американца, уничтожила береговая охрана. В их багаже нашли мощный радиомаяк – установленный на самом высоком здании тогдашнего мира, «Эмпайр Билдинг» в Нью-Йорке, маяк наводил бы на цель ракету, запущенную со специальной платформы, буксируемой океанской субмариной. 

Это настолько впечатлило американцев (за всю войну на ее территории упала только пара зажигательных авиабомб, сброшенных 15 августа 1942 г.  с японского легкого бомбардировщика «Аягумос” в леса штата Орегон – пилот Фудзита стартовал с подлодки И-25), что в январе 1945-го командующий 4-м флотом США адмирал Ингрем заявил о реальной угрозе ракетного обстрела восточного побережья. На перехват лодок-ракетоносцев бросили 4 авианосца, 44 эсминца, все корабли береговой охраны и противолодочную авиацию. Лишь когда в апреле удалось потопить три и захватить последнюю из четырех немецких субмарин, вышедших для атак атлантических коммуникаций (операция немцев «Морской волк») был дан отбой «ракетной тревоги».

В последние дни агонии рейха Гитлер высказал особое доверие к флоту, назначив Деница своим приемником. «Бесноватый фюрер» распорядился направить морских диверсантов на укомплектование личной охраны. 27 апреля 30 добровольцев, увешанных оружием, сели в транспортный Ю-52. Однако в горящем Берлине уже не было пригодных посадочных полос, а прыгать прямо в пекло уличных боев не захотели даже видавшие виды диверсанты. История же с немецкими морскими диверсантами лишний раз подчеркивает, от какого упорного, фанатичного и технически изобретательного врага пришлось избавлять человечество странам антигитлеровской коалиции.


10 Декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
85196
Виктор Фишман
68635
Борис Ходоровский
61017
Богдан Виноградов
48070
Дмитрий Митюрин
34226
Сергей Леонов
32101
Сергей Леонов
31996
Роман Данилко
29980
Светлана Белоусова
16352
Дмитрий Митюрин
16147
Борис Кронер
15443
Татьяна Алексеева
14558
Наталья Матвеева
14236
Александр Путятин
13945
Наталья Матвеева
12471
Светлана Белоусова
12009
Алла Ткалич
11742