«СМ-Украина»
Анна Василенко
Киев
Сеанс лечебного гипноза Месмера

Доктор Франц Антуан Месмер (1734–1815 годы) вошел в историю как «отец-основатель» гипноза и первый в мировой практике сознательный психотерапевт. Практически все современные психотерапевтические методы и даже значительная часть психологических техник, связанных с гипнабельностью и внушением, восходят именно к этому неординарному ученому.

ЧУДЕСА МЕСМЕРА

Как свидетельствовал современник: «Поразительнейшие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю, некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться...».

И эти впечатления никак нельзя назвать единственными или преувеличенными. Франц Антуан Месмер, действительно, творил чудеса.

В статье «История гипноза» утверждалось: «Доктор Месмер был личностью поистине легендарной — в чем-то сродни графу Калиостро. Точно такие же фантастические слухи ходили вокруг его имени — Месмера называли и волшебником, и чернокнижником, и даже посланцем самого Дьявола. Однако и дела его были не менее фантастичны и невероятны. Он попеременно внушал людям, что те находятся во льдах или на пляже — и они при этом то замерзали, то страдали от жары, обливаясь потом; он обезболивал методом внушения вплоть до полной анестезии (потери тактильной чувствительности), он первый начал «заряжать» воду и различные предметы. Да и сама слава его была необычайной: стоило ему показаться на улице, как буквально толпы больных бросались к нему с единственной целью — только дотронуться до его одежды. Понятно, насколько сильное недовольство и раздражение все это вызывало в определенных кругах».

Месмер написал книгу по теории «Анимального магнетизма», послужившей основой для современного гипноза и суггестивной терапии. Отсюда и происходит слово «месмеризм». Он защитил диссертацию на тему «Магнетизм», которая впоследствии была взята за основу магнитотерапии в западной культуре.

Основываясь на своем опыте, Месмер пришел к двум выводам: человеческое тело опоясывает магнитное поле, названное им «анимальным магнетизмом». Сами целительные магниты являются проводниками этого «анимального магнетизма». Месмер считал также, что планеты оказывают влияние на людей.

Великий Вольфганг-Амадей Моцарт был настолько восхищен успехами Месмера в подобном лечении, что в своей опере «Cosi van Tutti» воспел удивительную силу магнита. Героиня Диспина поет: «Это магнит, камень Месмера, из Германии пришедший, во Франции прославившийся».

«Революция с практическими методами спиритизма, впервые в истории ставшими достоянием широкой публики, — пишет Андрей Филозов, — была связана с именем итальянского медика Франца Месмера, пытавшегося превратить духовные практики в науку. Месмер был выдающимся медиумом, прославившимся массовыми исцелениями, в том числе — и на расстоянии. Он успешно лечил больных наложением рук, а также использовал для этого столь популярную в наши дни «заряженную воду», причем силу, оказывавшую лечебный эффект, называл животным, или биологическим магнетизмом. То есть Месмер был первым человеком, введшим в научный обиход понятие биополей. Месмер успешно пользовал в Париже короля Людовика XVI и Марию-Антуанетту, австрийскую императрицу Марию-Терезию. Моцарт, кстати, также не гнушался его услугами».

В ПОИСКАХ СЕБЯ

Будущий создатель «месмеризма» родился 23 мая 1734 года в семье епископского егеря-лесника в маленьком австрийском городке Ицнанге. Он получил разностороннее образование: воспитывался в католическом монастыре, учился в Иезуитском университете в Баварии. В четырнадцать лет Месмер оставил идею служения церкви. Честолюбивый юноша долго не мог найти сферу приложения своим силам, и мечтал стать то великим музыкантом, то философом, то — адвокатом.

Он поступил в медицинскую школу при Венском университете, которую окончил довольно поздно, в 32-летнем возрасте, в 1766 году.

«Как было принято в то время, — пишет профессор Марк Мирский, — Месмер выполнил и защитил докторскую диссертацию «De planetarum influxu» («О воздействии планет»), в которой шла речь о влиянии созвездий на физиологию человека через особую таинственную силу. Месмер полагал, что существуют гравитационные волны, которые пронизывают атмосферу и воздействуют на все, что находится на Земле. Эти волны исходят от планет в форме невидимого и неуловимого газа, который заполняет Вселенную и имеет действие, сходное с магнитом. Эту особую энергию Месмер называл «магнетическим флюидом».

Но бедность настолько тяготила Франца, что он решился на достаточно авантюрный шаг и женился на богатой вдове. Неизвестно, насколько молодой человек оказался счастлив в неравном браке, но зато достоверно известно, что Месмер смог удовлетворить материальные потребности и отдаться страсти к искусствам, в особенности — музыке.

Его друзьями становятся выдающие музыканты той эпохи — Иозеф Гайдн, Кристоф Глюк, Вольфганг-Амадей Моцарт, которые всячески помогали ему. Что, однако, не сделало Месмера великим музыкантом. И пришлось бедняге, в конце концов, вернуться к врачебной карьере. Той единственной, в которой он стал Францем Месмером, основателем многочисленных школ «месмеризма», «гипнотизма» и пр.

Месмер полагал, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил. Он выдвинул представление о «животном магнетизме» как особой естественной силе, «заряжаясь» которой от планет и излучая ее на других людей, человек способен воздействовать на течение их физиологических процессов и изменение поведения. Разработанное на этой основе учение, получившее название «месмеризм», способствовало формированию научных представлений о гипнозе.

ЧУДЕСНОЕ ИЗЛЕЧЕНИЕ ФРЕЙЛЕН ЭСТЕРНЛАЙН

Вот как рассказывалось о первом чуде Месмера в статье о нем: «28 июля 1774 года — день, оставшийся в жизнеописаниях Месмера. В этот день он вернулся к врачебной практике и сразу же наткнулся на непонятный для него случай. Его пациентка фрейлейн Эстерлайн, страдавшая от головных болей, судорог, частичного паралича, бредовых состояний, непрерывных рвот, не получала облегчения ни от одного из предписывавшихся ей Месмером лекарств. И врач решился на эксперимент, основанный лишь на преклонении Месмера перед теориями Теофрастуса Бомбастуса Гухенгеймского, называемого чаще Парацельсом.

Утверждали, что Парацельс обладал секретом вечной молодости и нашел философский камень, превращавший обычные металлы в золото. Эти слухи, впрочем, несколько противоречат фактам из биографии Парацельса, говорящим о том, что однажды он бежал через окно от разгневанной квартирной хозяйки, которой задолжал за проживание. Да и умер он, не дожив до пятидесяти лет. Но Парацельс был поистине великим врачом, смело использовавшим и столь же смело опровергавшим опыт древнейшей медицины. Среди идей Парацельса Месмера особенно привлекала одна — всемерно использовать при лечении болезней магниты.

Как только у Эстерлайн начался очередной приступ, Месмер наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Последствия были ужасными — фрейлейн забилась в бешеных судорогах. Через несколько мгновений, однако, приступ окончился, хотя обычно он продолжался часами.

Во время следующего приступа Месмер уже смело использует магниты. Через несколько сеансов пациентка выздоровела, и Месмер имел возможность показать свой способ лечения известному ученому, члену Королевского общества в Лондоне Яну Ингенхаузу. Член академии был весьма доволен увиденным, что, впрочем, не помешало ему опубликовать о методе Месмера ругательную статью.

Месмер, однако, вовсе не был обескуражен таким приемом у академических ученых. Он открыл клинику, куда со всех сторон стекались истеричные женщины, жаждущие лечения. Месмер даже придумал стройную, на его взгляд, теорию «животного магнетизма», которая легко и просто объясняла причины заболеваний и рекомендовала способы их лечения. По этой теории вся Вселенная и все живые организмы пропитаны «магнетическим флюидом», правильный ток которого в теле человека и определяет его отменное здоровье. Любое нарушение сказывается в том, что течение магнитных линий искажается, в нем проявляются не предусмотренные идеальной схемой омуты и водовороты. Для исправления положения, подгонки его к идеальной схеме и следует применять магниты, которые способны направить магнитный флюид по нужному руслу».

«ЗАМОК ЗДОРОВЬЯ»

Эдинбургский врач Джеймс Грахам быстро сообразил все выгоды такого рода лечения и открыл в 1780 году в Лондоне оздоровительное заведение под пышным названием «Замок здоровья», предназначенное отнюдь не для бедняков: провести ночь в нем стоило 100 фунтов стерлингов, что было очень крупной по тем временам суммой.

Предприимчивый Грахам оборудовал для пациентов так называемую «Звездную постель» — диковинное ложе, поддерживаемое с помощью сорока намагниченных колонн и увенчанное фигурами Амура и Психеи. Специально нанятые музыканты исполняли ненавязчивую музыку, в ритме которой кружились неподалеку танцовщицы. Конечно, за такое изысканное удовольствие знать охотно выкладывало требуемую сумму.

Сам Месмер в ярости осыпал проклятиями выскочку Грахама: ведь его венский кабинет не мог идти ни в какое сравнение с «Замком здоровья».

Мало того. Его репутацию врача и целителя сильно подкосила неприятная история с 18-летней фавориткой императрицы Марии-Терезии. Названная в честь покровительницы Мария Тереза Парадис была слепа с четырех лет. К ее огромной радости и не меньшей Месмера, лечение «магнетизмом» принесло плоды, и слепая прозрела.

Однако, не то из зависти, не то основываясь на научных исследованиях, комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что девушка не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять перестала видеть. Разразившийся нешуточный скандал при императорском дворе вынудил Месмера собрать пожитки и покинуть родину, закрыв свой кабинет на Загородной улице, 261.

ПАРИЖСКИЙ ПЕРИОД

После года скитаний по Швейцарии и Баварии Месмер обосновался в Париже на Вандомской площади. В своей клинике он оборудовал удивительное устройство «бакэ» — чан из дубовых досок.

«Большая дубовая кадка («ушат здоровья») закрыта крышкой и заполнена металлическими опилками и толченым стеклом; в кадке — два ряда бутылей с особой, «намагнетизированной» водой. Из проделанных в крышке отверстий торчат железные прутья, соединенные проволокой друг с другом. Звучит музыка — и под ее рулады все пациенты (а это преимущественно женщины) усаживаются вокруг этой кадки, образуя замкнутый круг из цепочек, в которых каждая из них большим и указательным пальцем держит большой палец своей соседки, да еще и касается ее коленями и бедрами, — так описывали современники сеансы магнитотерапии, — а доктор Месмер, одевшись в фиолетовую тогу и плавно взмахивая жезлом, скользил вдоль круга своих пациентов, пристально вглядываясь в их глаза».

Обычно после таких сеансов пациенты утверждали, что им стало лучше.

Конечно, в падком на развлечения Париже австрийский доктор быстро становится популярным. В его клинике стремятся все «сливки» высшего общества, а золото из их кошельков плавно перетекает в кошелек Месмера.

Все это, мягко говоря, очень не нравилось многочисленным ученым мужам, у которых «шарлатан» уводил пациентов.

И тогда группа членов Парижской медицинской академии, естественно, инкогнито, решила пройти один из курсов лечения Месмера. После чего ученые мужи заявили, что никто из них не почувствовал ничего, кроме нервного опустошения и болей в области желудка. Кроме того, все они публично осудили Месмера и даже изгнали (или чуть не изгнали) из своей среды профессора, вздумавшего защищать.

НАУКА КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ

Как уже не раз было в жизни Месмера, преследования вынули его искать пути защиты своей теории, и тогда он решил оформить работы как солидные научные исследования.

Медицинская диссертация Месмера, написанная в 1766 году, была посвящена влиянию звезд и планет на здоровье человека. Он верил, что между небесными телами и телами людей существует связь и взаимодействие в виде «приливов и отливов» магнетических флюидов, отражающихся на нервной системе. «…Я называю это свойство животным магнетизмом,… — писал Месмер, — ибо небесные тела и окружающие люди действуют на наши тела подобно магнитам».

Месмеристы считали эффект внушения результатом действия некоего магнитного поля, которое концентрирует и использует гипнотизер.

Антуан поселился на Монмартре (тогда это был бедный район) и стал лечить пациентов, принадлежащих по большей части к низшим слоям Парижа. Но в смысле техники он пошел гораздо дальше — он «намагничивал» теперь уже целые деревья, парки и леса.

«Число пациентов намного превысило все возможности Месмера, — рассказывается в уже упоминавшейся нами статье «История гипноза», — и тогда произошел анекдотический случай: он якобы «зарядил» луну — и люди исцелялись, просто глядя на нее».

Методы Месмера так и не получили признания официальной медицины. Месмер и его последователи не раз обращались к широкой общественности, обвиняя привилегированные классы в попытках уничтожить инициативу Месмера, направленную на помощь простым людям.

Его теория стала невероятно популярной. В числе активных поклонников Месмера оказались сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта.

Венценосные поклонники вскоре, правда, они начали охладевать к Месмеру и в 1784 году поручили Академии наук и медицинскому факультету проверить действенность его лечебных методов.

В комиссию по проверке вошли весьма известные лица: в первую очередь Бенджамен Франклин; Антуан Лавуазье — человек, открывший кислород; Жан Байи, астроном, а также некий доктор Ж. Гильотен, изобретатель приспособления, позже названного его именем.

Следует заметить: по иронии судьбы нескольким членам этой комиссии, в частности Лавуазье и Байи, была уготована судьба на себе проверить действенность гильотины. То же, впрочем, относится и к ее изобретателю, доктору Гильотену — редкий случай, когда автору дается с такой исчерпывающей полнотой испытать свое изобретение! Впрочем, и организаторам комиссии — Людовику XVI и Марии-Антуанетте тоже пришлось впоследствии, во время революции, познакомиться с этим устройством.

Но вернемся к Месмеру. Вывод комиссии гласил: «Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизера они лежали полностью истощенными, то взгляд или голос магнетизера вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это — сила самого магнетизера».

Но вот «животный магнетизм» комиссия подвергла уничтожающей критике. По авторитетному мнению членов комиссии, никакого животного магнетизма не существует. Человеческому организму магнетизм не свойствен. Все достигнутые Месмером эффекты определяются силой внушения, причем последствия их, по мнению комиссии, ужасны — больных впоследствии ждет суровая участь. Их ждут конвульсии, уродливое потомство. Академия запретила своим членам практиковать месмеризм.

Кстати, членство в комиссии сильно упрочило общественное положение Жозефа Гийотена и, до известной степени, позволило ему войти в масонскую ложу Девяти Сестер.

«Специально созванная для исследования и проверки опытов Месмера ученая комиссия, включавшая, в частности, Антуана Лавуазье и Бенджамена Франклина, опровергла утверждение врача о магнетических свойствах воды, — пишет Андрей Филозов. — Воду, грубо говоря, нельзя намагнитить ни с помощью металлических опилок, как это делал Месмер, ни электричеством, ни каким еще способом. По прекращении магнетизирующего воздействия она мгновенно восстанавливает свои первоначальные свойства; такова физическая природа воды. Представители науки сошлись во мнении, что успех врачебной деятельности Месмера обуславливался его личными качествами, его непосредственным участием в экспериментах. Было ли это участие простым внушением, как предполагали и некоторые ученики Месмера, либо воздействием неизвестных науке сил, проводником которых являлся медиум, опытным путем установить не удалось».

УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АНТУАНА МЕСМЕРА

Продолжил дело Месмера его ученик, маркиз де Пюисегюр; ему принадлежит заслуга открытия таких явлений, как постгипнотическое внушение и сомнамбулизм.

Занимался проблемами гипноза и аббат Фариа — тот самый, которого описал в своем романе «Граф Монте-Кристо» Дюма-отец. Заслугой этого видного исследователя является открытие того факта, что без внушения гипноз невозможен. Кроме того, именно он разработал известный теперь всем прием, который позволяет гипнотизеру усыпить больного и производить внушение во сне. За участие в политическом заговоре Фариа был арестован и 17 лет провел в замке Иф (что и описано у Дюма); в течение всего этого срока он продолжал тренироваться и совершенствовался в самовнушении. После выхода на свободу продолжил дело Месмера, проводил в Париже сеансы «магнетизма», но после запрета со стороны церкви прекратил свою деятельность и «раскаялся во всех своих грехах». Однако уже на закате жизни Фариа все же написал книгу «О причинах ясного сна, или Исследование природы человека», в которой изложил свои открытия и взгляды.

ТИХИЙ ЗАКАТ

Неудача была столь сокрушительной, что Месмер бежит в Австрию, на родину, стремясь забыться, собрать силы для нового наступления. Все дальнейшие планы нарушил «девяносто третий», когда многие высокопоставленные аристократы и любимцы королевской семьи, хотя бы временные, испытали на себе усовершенствование доктора Гильотена. Путь в столицу для бывшего кумира парижских аристократов был закрыт, хотя Месмер и симпатизировал французской революции.

Эти политические убеждения дорого обойдутся Месмеру, которого высылают из Австрии, и он обосновывается в небольшом городке недалеко от Цюриха. Там он жил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение двадцати лет считали, что их кумир давно мертв. Деревенский доктор Месмер последние годы своей жизни отдал музыке. Умер он в 1815 году 81 года от роду.

СЛЕД В ИСТОРИИ

«Влияние личности Месмера на массовое сознание его времени было грандиозным, — с полным основанием утверждает Андрей Филозов. — Таинственные флюиды, испускаемые медиумом, а равно и загадочное состояние сомнамбулического транса, в которое он погружает своих подопечных, ассоциировались с древней магией, способной повелевать душами. Публика смаковала подробности сверхчувственного опыта, пережитого пациентами Месмера, рассказывавшими о посещении загадочных параллельных миров или переживавшими духовный экстаз. Поэтам вроде Байрона или Эдгара По ценность этого опыта представлялась несомненной, даже преобладающей. Вот долгожданная возможность определить истинные границы собственного бытия! С помощью входивших тогда в моду опиатов и некоторых других наркотических веществ подверженность медиумическому воздействию извне можно было еще усилить. Стремление пересечь грань зачастую становилось прямо-таки самоубийственным. Получив первые доказательства возможности существования вне физического тела, косного и ограниченного, уставшие от жизни и просто скучающие интеллектуалы буквально бросались в объятия неизведанного.

Понятное дело, что любой мало-мальски богословски подкованный критик определил бы такое «освобождение» от уз грубого бытия как простое развоплощение. Однако, на пороге французской революции, обнажившей чудовищные духовные бездны, едва прикрытые флером внешней религиозности, а тем более после нее, когда стало ясно, насколько ничтожной ценностью обладает жизнь, о таких мелочах никто и не думал. Все, мало-мальски связанное с «духовностью», было модным, совершенно как и у нас сейчас. На фоне повального увлечения месмеризмом истинные ученые-спиритуалисты вроде Эразма Дарвина — дедушки автора «Происхождения видов» и куда более оригинального мыслителя, чем его внучек, или Ламарка, чье эволюционное учение строилось на христианской доктрине свободы воли и утверждало одухотворенность всего живого, выглядели обыденно и бесцветно. Время, когда носители точных знаний будут задавать тон, инженерия определит облик мира, а наиболее яростными последователями и защитниками спиритуализма выступят Нобелевские лауреаты, еще не пришло».

Сам Франц Антуан Месмер всегда именовал себя скромным слугой науки, но утверждал, что сделанные им открытия покончат со страданиями человечества.

29 апреля 2020