Мгебров — оружейник, павший на поле боя
РОССIЯ
Мгебров — оружейник, павший на поле боя
Ольга Перуновская
журналист
Санкт-Петербург
365
Мгебров — оружейник, павший на поле боя
Владимир Мгебров (на заднем плане, крайний слева) в цеху Ижорского завода. 1915 год

В начале Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема создания бронированных машин для специализированных автомобильных частей российской армии. Абсолютно новый, никем не применяемый ранее метод обшивки автомобилей разработал и сконструировал русский изобретатель штабс-капитан Владимир Мгебров.

КАК ФРАНЦУЗСКИЙ БРОНЕВИК СТАЛ РУССКИМ

Весной 1915 года, соблюдая союзнический договор, французские машиностроители поставили в Россию 11 бронеавтомобилей «Рено ЕЕ-22».

Вообще-то, броней они были покрыты только частично (без крыши), а корпус «рено» пробивался винтовочной пулей на расстоянии 200 метров. Впрочем, французы предупредили русское командование, что в таком автомобиле к позициям неприятеля ближе чем на 300 метров лучше не приближаться. И комиссия единогласно признала эти машины непригодными для боевого использования. Выделенные на покупку бронетехники казенные деньги, как тогда казалось, были потрачены напрасно.

Владимир Авельевич Мгебров служил в учебной автомобильной роте, переформированной в Военную автошколу. Он предложил перебронировать французские автомобили по своей технологии, разработанной им в конце 1914 года. Метод Мгеброва оказался уникален и прост: бронированные листы толщиной 4–7 мм, устанавливались на автомобиль под углом, чего раньше никто из конструкторов никогда не делал. Во время обстрела пули скользили по наклонным поверхностям, увеличивая прочность корпуса бронемашины в несколько раз.

Мгебров модифицировал и внешний вид автомобиля, придав носовой части остроносую форму. Он усилил шасси, увеличил скорость передвижения. Теперь «рено» стал самым быстроходным российским броневиком, развивая скорость до 55 км/час.

Вооружение обновленного броневика состояло из двух пулеметов «максим» и пушки Гочкиса, расположенных в трехместной башне с большими смотровыми амбразурами особой конструкции. Каждая имела угол обстрела до 90 градусов, так что стрелок мог вести огонь на обе стороны, не поворачивая башню. Бронированные заслонки защищали пулеметчика от пуль и осколков.

Во время длительной стрельбы пулеметы часто перегревались. Владимир Авельевич исправил этот недостаток, разработав систему охлаждения оружия.

Из защищенной командирской башенки, расположенной на крыше основной башни, командир экипажа имел возможность вести круговой обзор открытой местности. Внутренняя связь между бойцами осуществлялась с помощью переговорной трубы корабельного типа.

По такому же принципу Мгебров подготовил чертежи для переоснащения и бронирования автомобилей «уайт», «изотта-фраскини» и «пирс-арроу».

8 июня 1915 года военное ведомство заключило договор с Ижорским заводом на изготовление и переоборудование броневиков для российской армии.

РУЖЕЙНАЯ ГРАНАТА

В конце 1914 года на линии фронта наступило длительное затишье, изредка нарушаемое залпами тяжелой артиллерии.

Чтобы хоть как-то преодолеть этот «позиционный тупик», армии требовалось принципиально новое оружие, способное поражать на расстоянии окопавшегося неприятеля. И российское военное министерство объявило конкурс для оружейников-изобретателей. Свои оригинальные конструкторские идеи шомпольной ружейной гранаты Владимир Мгебров передал на рассмотрение специальной комиссии в сентябре 1914 года.

Первый опытный образец изготовили на старейшем Охтинском пороховом заводе. Испытания гранаты нового образца успешно прошли на стрельбище Петроградского гарнизона в ноябре 1914 года. Технический совет Адмиралтейского комитета изучил боевые характеристики гранаты Мгеброва, одобрил разработку и рекомендовал боеприпас к изготовлению.

Конструкция гранаты состояла из обтекаемого корпуса, в котором располагался взрыватель и основной заряд. Новаторская разработка полого шомпола, куда помещалась пороховая мякоть, делала гранату Мгеброва, говоря современным языком, активно-реактивной. Шомпол, при помощи которого граната вставлялась в ствол винтовки, изготавливали из сплава алюминия, цинка и примеси железа. В качестве взрывчатого вещества использовали тетрил или смесь тетрила с тротилом.

Дополнительный заряд, помещенный внутри шомпола, значительно повышал дальность полета снаряда. Навесным выстрелом граната могла поразить противника на расстоянии до 320 метров. Взрываясь, она образовывала глубокую воронку диаметром более полуметра и разбрасывала вокруг себя около 200 осколков.

Также при разработке Владимир Авельевич придумал два предохранителя, что делало гранату абсолютно безопасной для бойца.

Свои чертежи Владимир Мгебров дополнил предложением использовать новый боеприпас для уничтожения бронированной техники неприятеля с возможностью стрельбы не только с земли, но и с плеча. Специальные прицелы-квадранты, прикрепленные к винтовке, значительно упрощали стрельбу шомпольными гранатами. Командование признало изобретение Владимира Авельевича «особенно удовлетворительным».

Но у ружейной гранаты Мгеброва имелось и несколько недостатков. Главным минусом боеприпаса стала сложность конструкции. Да и пороховую мякоть в шомполе следовало беречь от сырости, что в полевых условиях представляло серьезную проблему.

Изматывающая война затянулась, никто из воюющих стран так и не сумел получить победного преимущества. Накопленные в довоенные годы боеприпасы стремительно заканчивались. Государственные оружейные заводы не справлялись с огромным количеством военных заказов.

10 марта 1915 года по настоянию Владимира Авельевича военные заключили контракт с частным заводом «Я. М. Айваз» на изготовление 15 тысяч гранат по чертежам Мгеброва со сроком поставки 1 марта 1916 года. Однако небольшое производство Якова Моисеевича Айваза, изготавливавшее в довоенное время гильзы для папирос и машины для папиросных фабрик, не было подготовлено к огромному заказу для армейских нужд. Процесс затягивался из-за дефицита необходимых материалов, которые закупались в Швеции. Поэтому испытания первой партии гранат провели только 3 мая 1916 года.

В декабре 1916 года для наполнения взрывчатыми веществами на Охтинский завод поступило 1,1 тысячи готовых гранатных корпусов. И только к июлю 1917 года всю партию заказанных гранат Мгеброва выгрузили на армейских складах Северного фронта.

НАГРАДИТЬ ПОСМЕРТНО

21 августа 1915 года Владимир Мгебров находился недалеко от линии фронта, наблюдая за тестированием последнего усовершенствования своего изобретения.

Внезапная атака противника застала командира части врасплох. Отстреливаясь, бойцы оставили передовую и под упорным натиском врага отступили. Во время короткого боя командир подразделения был убит. Тогда штабс-капитан Мгебров принял командование и повел солдат в контратаку. Русские позиции были отбиты. Через несколько часов после боя тяжело раненный Владимир Авельевич скончался во время операции.

К сожалению, после гибели Мгеброва о шомпольной гранате как о грозном оружии против бронированной техники неприятеля незаслуженно забыли. Через месяц после его гибели, в сентябре 1915 года, из сборочных мастерских Ижорского завода гордо выехали первые броневики Мгеброва, чтобы прославить имя своего создателя на полях сражений.

Выдающиеся заслуги молодого офицера и изобретателя по достоинству оценило российское правительство. Высочайшим приказом от 13 октября 1915 года Владимир Авельевич Мгебров посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

15 бронеавтомобилей Владимира Авельевича — «Мгебров-Рено», «Мгебров-Уайт», «Мгебров-Изотта-Фраскини» и «Мгебров-Арроу» — благополучно отвоевали всю Первую мировую войну. После подписания Брестского мира один из броневиков был захвачен немцами и направлен на Западный фронт. Он стал единственным потерянным для русской армии, бронеавтомобилем. После окончания Первой мировой войны этот броневик в качестве трофея достался бельгийцам и служил в бельгийской армии до 1940 года.

Закончилась Гражданская война. Десять броневиков Мгеброва остались в строю вооруженных сил молодого Советского государства. Оставшиеся четыре в 1929 году вывели из состава механизированных войск Красной армии, разбронировали и, переоборудовав в грузовики, отправили на стройки первой пятилетки.


14 июля 2020


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
86717
Виктор Фишман
69660
Борис Ходоровский
61921
Богдан Виноградов
49144
Сергей Леонов
40121
Дмитрий Митюрин
35698
Сергей Леонов
32911
Роман Данилко
30819
Светлана Белоусова
17681
Борис Кронер
17496
Дмитрий Митюрин
16972
Татьяна Алексеева
15844
Наталья Матвеева
15368
Светлана Белоусова
15166
Наталья Матвеева
14438
Александр Путятин
14388
Алла Ткалич
13048