Чудо Рождества
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №1(283), 2010
Чудо Рождества
Ольга Михайлова
журналист
Санкт-Петербург
1222
Чудо Рождества
Поклонение волхвов. Худ. Генри Сиддонс Моубри

В Советское время Рождество праздником не считалось, находясь как бы в тени Нового года. Впрочем, и Новый год с елкой реабилитировали только в 1935 году. Правда, теперь верхушки зеленых красавиц украшала не традиционная Вифлеемская звезда, а советская, пятиконечная. Только в 1991 году, Рождество вновь вошло в список официальных государственных праздников.

Летоисчисление «от Рождества Христова» появилось с тех пор, как церковь приняла юлианский календарь на Первом Вселенском соборе в 325 году. Православная церковь до наших дней не изменила своим представлениям о времени, а вот католический мир с 1582 года живет по-другому – григорианскому календарю, который был учрежден указом папы Григория XIII. Разница между датами составила 10 суток, и с течением времени, она увеличивается на один день в столетие. Так, с 2100 года православные христиане Рождество будут отмечать не 7, а 8 января.

В России юлианский календарь был введен вместе с христианством, в X веке, на Константинопольском Поместном Соборе 1583 года. Православная церковь признала григорианский календарь неканоническим. До 1918 года государство и церковь жили по одному календарю, но с приходом Советской власти страна переходит на григорианское время. Правда, религиозная жизнь продолжает течь по юлианскому.

Рождество Христово — один из самых значимых христианских праздников — является отправной точкой для всего богослужебного круга. Недаром летоисчисление ведется именно «от Рождества Христова», а, скажем, не от Пасхи. Отмечать его начали еще в апостольские времена, хотя вплоть до IV века он был совмещен с праздником Крещения (отмечался 6 января) и назывался Богоявлением.

События рождения и крещения для верующего человека очень тесно переплетаются: таинство крещения отмечает истинное рождение, поскольку позволяет человеку отсечь прежнюю, грешную жизнь и начать новую.

Климент Александрийский, проповедник начала III века, сообщает, что различные христианские секты отмечали Рождество в разное время. Конечно, долго это продолжаться не могло, и на Эфесском соборе в V веке официально было принято решение праздновать Рождество 25 декабря.

Историки объясняют это так. Главные празднества основной религии греко-римского мира того времени, культа солнца, приходились на дни зимнего солнцестояния. Когда император Константин сделал христианство официальной религией империи, большая часть населения все же осталась верна языческим богам. Тогда существующий праздник наполнили новым смыслом: «рождающееся солнце» заменили «рождением Христа». Эта замена словно бы говорила о том, что старая вера была преддверием новой, истинной. Кроме того, на 25 декабря, как на дату рождения спасителя, указывают и Апостольские Постановления (канонический правовой сборник IV века).

В Библии о Рождестве Христа нам сообщают Евангелия от Луки и Матфея. Родителями младенца Христа стали старец Иосиф (конечно, речь не о биологическом отцовстве) из рода Давида и Дева Мария. То, что Иосиф происходит из рода Давида, имеет большое значение: в пришествие Мессии именно из этого рода иудеи верили с ветхозаветных времен. И вот, сбылось.

Евангелист Матфей так повествует нам об этом: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (Мтф. 1:18-25)

Из этого отрывка мы узнаем о непорочном зачатии Христа и о глубине веры Иосифа. Далее, в Евангелии от Луки, сообщается: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк.2:1). Когда супруги добрались до Вифлеема, Марии пришло время родить, мест в гостиницах не было, и поэтому Иосифу пришлось отвести свою жену в пещеру, где пастухи укрывали стада от непогоды. Здесь, среди нищеты, родился Спаситель мира, чтобы обогатить людей и подарить им вечную жизнь. Отцы Церкви акцентируют на этом особое внимание.

Поклониться младенцу Христу приходят пастухи, которым явились ангелы и возвестили, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:11-12).

Так же принесли свои дары три мудреца-волхва, которые по звездам узнали о рождении чудесного младенца. «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться ему» (Мтф. 2:2). Некоторые отцы Церкви считали, что волхвам явилась не звезда, а божественная ангельская сила. Астроном Иоганн Кеплер предполагал, что звезда, увиденная мудрецами, была совпадением в одной точке трех планет: Юпитера, Марса и Сатурна. Так же считается, что событие это было предсказано в Ветхозаветной Книге Чисел. Дары, принесенные Христу волхвами, также имеют свои толкования. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как подношение Богу, а смирной помазывали мертвецов, и это указывает на ожидающие Христа страдания и смерть.

От этих же волхвов о рождении Спасителя стало известно царю Ироду. Когда они пришли в Иерусалим и стали искать «родившегося царя Иудейского», Ирод велел известить его, когда младенец будет найден. Но волхвы, получив откровение скрыть местонахождение Иисуса, тайно покинули Иудею. Тогда Ирод отдал приказание уничтожить всех младенцев мужского пола младше двух лет.

Примечательно, что недавно при археологических раскопках было обнаружено крупное захоронение младенческих останков. Святое семейство было предупреждено ангелом и укрывалось в Египте до самой смерти царя Ирода.

Церковные песнопения и каноны отражают всю хронологию евангельских событий и даже вносят некоторые дополнения. Например, раскрывается тема смущения Иосифа беременностью Девы Марии. Богослужебные тексты приводят целый диалог, произошедший между супругами. Вся рождественская служба наполнена ощущением величия и значимости воплощения Спасителя, и, конечно же, радостью. Эти же чувства нашли выражение и в иконографической традиции изображения Рождества. В центре композиции обычно изображена Дева Мария, спеленатый Младенец, лежащий в яслях, и сидящий поодаль Иосиф. На Христа и Богоматерь падает свет Вифлеемской звезды, за яслями младенца стоят вол и осел, обычны изображения пришедших на поклон пастухов и волхвов с дарами, славящих Христа ангелов. В русской иконописи традиционны изображения сопутствующих Рождеству событий: бегства святого семейства в Египет, омовение Христа, и даже избиения младенцев.

Рождество – один из самых любимых праздников дореволюционной России. Крестьянская традиция вобрала в себя многие языческие обряды: калядки, гадания, театрализованные представления-вертепы, костюмированные игрища. Празднования продолжались от Рождества и до Крещения, весь этот период носил название Святок.

Готовиться начинали загодя. За угощениями для стола, игрушками, святочными потешными масками, дудками, хлопушками и прочими праздничными нуждами все от мала до велика отправлялись за несколько дней до Рождества. Чего только нельзя было купить на базарах: рыба и сладости, куличи и пирожки, пряники, гуси, поросята, милые детворе мятные фигурки зверюшек, конфетные бусы, подвески из монпансье, орехи, засахаренные фрукты.

Писатель Иван Шмелев так описывает предрождественскую Москву:

«За два-три дня до Праздника на Конную тянется вся Москва – закупить посходней на Святки, на мясоед, до Масленой. Исстари так ведется. И так, поглазеть, восчувствовать крепче Рождество, встряхнуться-освежиться, поесть на морозе, на народе, горячих пышек, плотных, вязких, постных блинков с лучком, политых конопляным маслом до черной зелени, пронзительно душистым, кашных и рыбных пирожков, укрывшихся от мороза под перины; попить из пузырчатых стаканов, весело обжигая пальцы, чудесного сбитню русского, из имбиря и меда, божественного «вина морозного», согрева, с привкусом сладковатой гари, пряной какой-то карамели, чем пахнет в конфетных фабричках, – сладкой какой-то радостью, Рождеством?».

В городах на площадях вырастали целые еловые леса — начиналась продажа елок, а накануне рождественского сочельника все заводы и магазины прекращали работу, гимназистов отпускали на каникулы.

Канун Рождества, сочельник, день особо строго поста. К этому дню все труды должны быть завершены. Название «сочельник» пошло от «сочива», традиционного для этого дня блюда из рисовой или пшеничной крупы, которую варили с изюмом и медом и ели всей семьей после появления на вечернем небе первой звезды. После рождественской службы пост завершался, и можно было приступать к праздничному застолью.

Ночь накануне Рождества славится чудесами. По поверью, вода в это время обладает целебной силой. Говорили, что если праведный человек выйдет в поле и взглянет на небо, то сможет заглянуть в рай.

В старину, накануне Рождества, колядовали – ходили по дворам и славили Христа, а хозяева одаривали «колядующих» пирогами, кольцами колбасы, конфетами или деньгами: «Уродилась Коляда накануне Рождества, на Коляду прибыло дню на куриную ступню», или «По сочельникову мосту едет Коляда из Новгорода».

Сохранилось до наших дней множество «песенок-колядок»:

«Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова двора;
Петров-то двор — железной тынь,
Середи двора три терема стоят:
Во первом терему — светел месяц
Во другом терему — красно солнце,
А в третьем терему — часты звезды».

После исполнения «колядок» и получения даров гуляющие славили щедрых хозяев и поздравляли их с Рождеством. В городах колядовали в основном дети. Они ходили с фонариком в виде восьмиконечной звезды по дворам и пели рождественские церковные гимны и колядки.

Гуляния и забавы продолжались все 12 дней святок, до самого Крещения. По улицам ходили ряженые в масках, шкурах животных, распевая святочные песни:

«Как и нонче у нас святые вечера пришли,
Святые вечера, Святки-игрища».

В то же время, святки — пора не только веселья, но и добрых дел. Было принято посещать богадельни, подавать милостыню. Долгое время существовала традиция «тайного царского выхода». За день до Рождества, рано утром, царь, в сопровождении стрелков и немногих приближенных, совершал обход тюрем, где подавал милостыню заключенным, облегчал наказания, а то и вовсе освобождал заключенных. Этого выхода ждали нищие, они собирались за милостыней со всей Москвы.

Публику развлекали и уличные кукольные представления, так называемые «вертепы» (вертеп на старославянском – пещера). Изначально куклы разыгрывали сцены из Евангелия, связанные с Рождеством Младенца Иисуса, но затем представление стало делиться на две части: одна — религиозная, а другая — шуточно-бытовая. Такие представления разыгрывали как профессиональные кукольники, так и простой люд. «Сценой» мог стать самый обыкновенный деревянный или картонный ящик, поделенный на несколько ярусов. Обращенная к зрителю сторона имела занавес, который, опускаясь, скрывал руки кукловода. Куклы были деревянными или глиняными, ярко раскрашенными и разодетыми. Озвучивал представление сам кукловод, менявший голос в зависимости от персонажа. Со временем религиозная часть представления стала совсем коротенькой. Вторая часть включала в себя анекдоты, смешные сценки быта, исторические события. Представления эти любили и дети и взрослые.

И, конечно же, Святки – пора гаданий и примет. Гадали на будущий урожай, на судьбу каждого члена семьи, на счастье или горе. Заниматься этим можно было на протяжении всего святочного периода, кроме собственно дня Рождества. Считалось, что лучше всего подходят дни рождественского и крещенского сочельника.

Семейные гадания обычно совершались в канун Нового года. Одно из гаданий на смерть кого-либо из семьи выглядело так: вечером, после ужина, собирались ложки всех членов семьи (обязательно было помнить, кому какая принадлежит). Ложки клали в глубокую посуду, после чего она заливалась водой и выносилась на мороз. Утром внимательно изучали, как замерзла в ложках вода. Того, в чьей ложке вода замерзла ямкой, ожидает смерть.

Гадания на урожай чаще всего проводились при помощи зерна, или колоска. Во время Рождественского угощения один их членов семьи вытаскивал колосок из снопа. По колоску судили о том, хорошо уродится хлеб, или нет. Также искали зерна на утро, после новогодней трапезы под столом. Если находили — урожай обещает быть большим.

Больше всего гаданиями увлекались девушки на выданье. Вопросы могли быть как общими, так и на конкретную тему — о количестве будущих детей, характере свекрови, и, конечно же, о женихе.

К общим гаданиям можно отнести литье расплавленного воска в стакан с водой. Застывая, воск принимал самые разные формы, которые потом толковались. Так же гадали с листом бумаги, который комкался, а затем сжигался. К комочку пепла подносилась свеча и рассматривалась полученная на стене тень. Для того чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж, можно было постучать в окно чужого дома ложкой – если ответит голос мужской, значит, замужество состоится, если женский – ходить еще год в девках. Так же можно было на ночь повесить на улицу полотенце, приговаривая «суженый мой ряженый, приди утереться», если полотенце наутро оказывалось мокрым – быть девушке замужем.

Но были гадания и пострашней. На них отваживались только самые смелые, или, конечно, самые любопытные. Для того чтобы узнать, богат будет будущий муж или беден, девушка одна должна была отправиться в баню, раздеться и ждать. Если она чувствовала, что ее погладили голой рукой — значит, муж будет небогат, если мохнатой — достаток в доме будет, а если вообще не дотронулись — то в этом году замужеству вообще не быть.

Гадать можно было и при помощи зеркала: не зря в народе верили, что оно является дверью в потусторонний мир. Для того чтобы увидеть своего суженого, надлежало поставить два зеркала друг напротив друга, а между нами поместить свечу. Если жених не знаком — увидишь его лицо, если это кто-то из знакомых, то только затылок. Также можно было пригласить суженого отужинать. Для этого на стол ставились две тарелки (столовые приборы не использовались, чтобы черт, обернувшийся женихом, не заколол девушку), и смотрели в зеркало, через левое плечо, на отражение окна.

Упоминания о гаданиях есть и в колядках:

«Гадай-гадай, девица,
Отгадывай, красная,
Через поле идучи,
Русу косу плетучи».

В рождественский и крещенский сочельники, по преданию, снятся вещие сны. Их нужно стараться запомнить. Ну, а чтобы очистится после общения с нечистой силой, нужно в Крещение окунуться в прорубь, или омыться крещенской водицей. После водосвятия все жилые постройки окроплялись освященной водой, чтобы выдворить из них разгулявшуюся во время святок нечистую силу.

Рождественская пора богата на приметы. Если в первые святочные дни деревья покрыты инеем — будет хороший урожай хлеба. Ясное звездное новогоднее небо сулит множество ягод. Если в рождественский сочельник метет — весна наступит рано. А вот если на Рождество оттепель, то весна будет холодной.

Говоря о Рождестве нельзя не упомянуть о главном украшении этого праздника — елке. Рождественская ель символизирует райское древо жизни и указывает на Христа, как на Нового Адама, который дарует человечеству вечную жизнь. Ель почиталась еще древними германцами, они украшали еловыми ветвями свое жилище во время солнцеворота.

Традиционные елочные украшения также символичны. Шар — символ яблока, запретного плода, который съел Адам перед своим изгнанием из рая, колокольчики — символ Благой вести Рождества, свечи или гирлянды — это свет, который принес Христос в нашу жизнь.

В России ель впервые появилась по указу царя-реформатора Петра I во время проведения летоисчислительной реформы. До 1700 года на Руси велось летоисчисление не от Рождества Христова, а со дня сотворения мира, так, к моменту царствования Петра шел не много ни мало 7207 год от сотворения мира. Новый год наступал не в конце декабря, а 1 сентября (церковь до сих пор 1 сентября начинает богослужебный круг). Петр ввел европейскую систему летоисчисления, и общепринятую дату наступления Нового Года. Согласно царскому указу ели и сосны должны были украшать дома и улицы горожан. Прижилась ель в России, правда, лишь к середине XIX века.

Во время Первой мировой войны она была запрещена синодом за свое немецкое происхождение. Советская власть первые десятилетия так же сохраняла этот запрет, но в 1936 году ель возвращается, теперь уже не как рождественская, а новогодняя.

Популярные сейчас рождественские открытки также родом из Европы. Впервые они появились в Англии в конце XVIII века, а уже к середине XIX этот способ поздравлений родных и близких завоевал сердца многих людей.

Ближе к концу XIX века открытки появляются и в России. В основном их привозили из Германии, пока в 1898 году Иван Билибин, Константин Маковский, Илья Репин, и многие другие наши художники не начали создавать удивительные по теплоте и близости русскому человеку образы: катания на тройках, святочные колядки, заснеженные деревеньки и православные храмы, детвора с санками и рождественские ангелы.

Совсем другие сюжеты мы видим на советских новогодних открытках сороковых годов: Кремль, куранты, чуть позже появляются изображения Деда Мороза и Снегурочки.

Кстати, Дед Мороз тоже пришел к нам из языческих времен. Наши предки-славяне верили в лютого зимнего духа, повелителя метелей и морозов. Но, со временем, в народной традиции из сурового и злого языческого божества он превратился в доброго справедливого старца, любимца детворы.

Традиция святочных гаданий дошла и до наших дней. Правда, гадают не в сочельник, а в новогоднюю ночь. Погадать о будущем можно по книге — открыть ее на случайном месте, и прочитать первый попавшийся на глаза отрывок, а можно заранее загадать номер страницы и строки. Или выйти после боя курантов на улицу и присмотреться к первому встречному мужчине, каков он из себя, таков будет и жених.

Новый год и Рождество — чудесное время, пора исполнения наших самых сокровенных желаний. Для того чтобы осуществилось задуманное, нужно во время боя курантов успеть написать его на бумажке, сжечь ее, пепел смешать с шампанским и выпить. Если успел все сделать от первого до последнего удара — обязательно сбудется.


6 января 2024


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299