Ещё один Шекспир
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №11(449), 2016
Ещё один Шекспир
Галина Мазанова
переводчик, журналист
Санкт-Петербург
439
Ещё один Шекспир
Многие исследователи считают, что под именем Шекспира творила женщина

16 мая 1616 года в Англии умер человек по имени Вильям Шекспир. И с тех пор вот уже четыреста лет человечество из поколения в поколение неизменно возвращается к вопросу — а существовал ли великий драматург и поэт на самом деле?

Что общего у таких разных великих, высокоинтеллектуальных людей, как Чарльз Диккенс, Ральф Эмерсон, Зигмунд Фрейд, Генри и Вильям Джеймс, Марк Твен, Уолт Уитмен и многих других мыслителей? А то, что ни один из них не верил, что Уильям Шекспир — деревенский парень с шестиклассным образованием, который писал свое имя каждый раз по-разному, но всегда неразборчиво, — что такой малообразованный человек мог оставить крупнейшее в истории британской культуры творческое наследие: тридцать восемь исторических хроник, комедий и трагедий и еще сто пятьдесят четыре сонета — образцов прекрасной поэзии, глубокой философии, мудрости. Они были уверены, что вообще вся «шекспириана» — колоссальная мистификация с целью скрыть имя автора, который по каким-то ему одному ведомым причинам не мог или не пожелал открыть свое настоящее имя. Однако в своих творениях этот человек продемонстрировал глубокое знание и понимание политики и культуры Англии и зарубежных стран, а также быта современной ему аристократии и даже популярных в этой среде видов спорта — псовой и соколиной охоты, тенниса и игры в боулс. Но если не Шекспир написал все эти шедевры, то КТО?

За четыре сотни лет «кандидатов в Шекспиры» набралось в общей сложности около восьмидесяти. Среди них были аристократы, лица королевской крови, писатели, актеры, светские дамы… Френсис Бэкон, Эдуард де Вер — 17-й граф Оксфорд, Уильям Стенли — 6-й граф Дерби, Роджер Мэннес — граф Рэтленд, Кристофер Марлоу, Мэри Сидни, коллега и соперник Бен Джонсон и множество других. Очень популярна до сих пор теория о группе авторов, использовавших «бренд» Шекспир. А что, если настоящим автором вдруг окажется еврейская женщина, которая не осмелилась признать свое авторство в елизаветинской Англии?

Реальных фактов из жизни реального человека по имени Вильям Шекспир немного. Играл в двух пьесах Бена Джонсона, вроде владел какими-то акциями театра «Глобус», судился за какие-то мелкие суммы, купил землю в Стратфорде… Как мог такой вот человек обладать громадными знаниями всемирной истории, владеть разными языками? Когда и где он получил глубокие знания сложной системы законодательства Елизаветинской эпохи, суда, в области математики, геральдики, медицины, астрономии, воинской науки? Ведь без всего этого создание шекспировских произведений невозможно. Но каким образом и где мог приобрести поистине академические знания полуграмотный актер, когда? Почему в завещании не нашли ни слова о его произведениях? Почему нет ни единого свидетельства современников о его авторстве? «Ни единой пьесы, ни одного сонета или письма, написанного собственным почерком В. Шекспира, не было найдено», — утверждают Джекоб и Риланс, крупнейшие исследователи творчества гения.

Некто Шекспир действительно играл на сцене театра «Глобус» после 1594 года. И определенное число пьес и поэм были подписаны этим именем после 1958-го. Но нет ни одного свидетельства о том, что он сам написал эти произведения. Знаменитый в то время автор Бен Джонсон в своем дневнике отмечал, что «когда Ш. вручал актерам свежие копии рукописей, они восхищались, потому что листы были чистые, без пятен, и в своем невежестве легко верили в авторство товарища по сцене».

В апреле 2007 года мировой литературной общественности было представлено новое имя, вызвавшее настоящий шок: Амелия Бассано Ланьер. Профессор Хадсон из Университета Бирмингема провел семь лет, штудируя тексты эпохи Шекспира. Особенно много усилий он приложил к изучению феномена «темной леди» шекспировских сонетов. Какая-то неясная дама часто объект страсти героев произведений. Но почему-то иногда появляется отчетливое ощущение, что страсть персонажа сонета обращена к мужчине? Может быть, Шекспир был геем? Высказывались и такие предположения. Однако если автором действительно была женщина, тогда все встает на свои места.

Мы знаем о жизни Амелии Бассано больше, чем о жизни Шекспира. Она родилась в Лондоне в 1569 году. Ее отец Баттисто Бассано был привезен из Венеции королем Генрихом VIII, крещен и назначен придворным музыкантом. Мать, протестантка, была дочерью другого придворного музыканта. Семья жила рядом с театрами. После смерти отца юную Амелию ради хорошего образования отправили жить в дом к богатой и образованной графине Сьюзен Берти, удочерившей способную девочку. Она серьезно изучала там греческий, латынь, Библию, историю. Здесь же у нее была возможность встретить образованнейших людей, среди которых был лорд Генри Кэри Хандсом, покровитель Королевского театра. Он сделал ее своей любовницей. Когда в 1592 году Амелия забеременела и родила сына Генри (огромная разница в возрасте не останавливала Хандсома), ее отдалили от двора и он выдал ее замуж (он был женат и имел 12 детей) за придворного музыканта Альфонсо Ланье.

Амелия стала первой поэтессой в Англии. В 1611 году она опубликовала сборник стихотворений «Славься, Господь, Царь Иудейский». В своей автобиографии, названной «Смуглая леди», она на 500 страницах рассказывает о работе над историческими пьесами для театра, о дружбе с атеистом и поэтом Кристофером Марлоу, о причинах его убийства (Марлоу хотели помешать опубликовать текст его произведения «Против Троицы», в котором он объявлял Новый Завет литературной мистификацией).

К громкому хору скептиков, отрицающих авторство Шекспира, Хадсон добавляет соображения, к которым интересно прислушаться. Например: мог ли поэт, в чьих произведениях воспеваются сильные, высокообразованные феминистки, вырастить собственную дочь безграмотной? А так ведь оно и было: все родные стратфордского Шекспира ставили вместо подписи крестик. А Бассано была известной в свое время феминисткой, да к тому же автором первой женской книги поэзии.

Почему у Шекспира насчитано порядка 2000 музыкальных образов? Как мог он так разбираться в музыке? А Амелия Боссано могла. Полтора десятка ее ближайших родственников были профессиональными музыкантами, включая отца, мужа, братьев. Ее кузен по матери Роберт Джонсон был на то время самым популярным композитором, автором почти всех песен к шекспировским пьесам.

Соколиная охота не была частью жизни простых людей шекспировского уровня. В произведениях Шекспира пятьдесят раз она описывается со знанием дела. В «Укрощении строптивой» Петруччио справляется со строптивой женой приемами соколиной охоты — голодом, лишением сна, и далее идет охотничья терминология. Написана эта прекрасная комедия в 1593 году, через год после того, как Амелия Боссано вышла замуж за Альфонсо Ланье, имя которого на французском означает «сокол» (Ланье был и придворным сокольничим). Если мы ставим под сомнение авторство Шекспира, можем ли мы понять, почему он стал маской, прикрытием для выкреста, новообращенного христианина в антисемитской Англии?

Никто не дал объяснения, почему вдруг Шекспир начал писать свои итальянские пьесы-комедии о браке в 1592 году. Но если заглянуть в биографию Амелии — она как раз в это время оставила двор и вернулась в лоно своей еврейско-итальянской семьи. Более того, она оставила на время мужа и отправилась со своими кузенами в Италию. Здесь она могла приобрести те поразительные знания итальянской жизни, которые так ярко сверкают в комедиях Шекспира, никогда в Италии не бывавшего. В «Отелло», например, детально описана фреска на стене одного из домов в родном городе семьи Бассано. Наконец, как могла Амелия Бассано, будучи еврейкой, хоть и обращенной, стать автором «Венецианского купца» — произведения, считающегося антисемитским?

Хадсон, как и другие многочисленные исследователи, считают, что это никакой не антисемитизм. Шейлок требует, чтобы его не лишали всех прав человека, что евреи должны измеряться теми же мерками, что и другие люди, подверженные тем же страстям, болезням. Другой шекспировед — Майкл Эган, уверен, что автор «Венецианского купца» мог написать все это, только если он (она) провел много времени среди евреев. Горькие раздумья Шейлока — «Я родился для терпения, потому что страдания — знак моего народа» — вряд ли смогли родиться у человека, который знает еврейство только из книг.

Очень много материала в произведениях Шекспира основано на еврейских источниках. «Сон в летнюю ночь», «Все хорошо, что хорошо кончается» описывают не только многие еврейские обычаи, образцы поведения, характеры, там встречаются еврейские словечки. Может, и были у Шекспира знакомые евреи, но так хорошо знать все это нееврей не мог.

Обратимся еще раз к «темной леди» сонетов. Доказано, что Амелия отличалась средиземноморской — или еврейской — смуглостью. Британский исследователь Роувз утверждает, что характеристики «темной леди» — цвет кожи и глаз, музыкальность, темперамент, возраст, семейный статус, яркость натуры — все это соответствует тому, что известно об Амелии Бассано. «Темная леди» сонетов — презираемая, бедная, лишенная почестей, и похоронят ее где-то на задворках, в общей могиле. Дочь выкреста, Амелия Бассано никогда не была принята в обществе как равная. Ее не считали леди в английском смысле этого слова в антисемитской Англии.

Хадсон идет еще дальше. Он утверждает, что Бассано написала эти сонеты о себе и для себя. До этих сонетов авторы использовали один голос — любящего. Здесь впервые использован голос возлюбленной — Бассано представила, как к ней обратился бы любящий ее мужчина. Отсюда и возникли подозрения, что Шекспир обращал слова любви к мужчине.

Известны и другие случаи, когда актеры подрабатывали, служа щитом для анонимных авторов. Аристократы использовали псевдоним, чтобы избавить себя от позора, ибо сочинительство считалось недостойным занятием. Те, кто не принадлежал к высшей знати, стремились защититься от преследований (как Марлоу или Бэкон).

Но у Бассано были особые причины скрывать свое авторство. Даже не говоря о том, что женщине в то время неприлично было писать для сцены, ее аллегорические закодированные послания (месседж, как говорят англичане и как теперь сказали бы мы) поставили бы ее перед опасностью быть угаданной цензорами, секретными службами, специально нацеленными на распознавание тайных значений, зашифрованных идей.

Несмотря на все это, Хадсон уверен, что Бассано все-таки осмелилась подать сигнал об авторстве, закодировав свое имя и имена родных в нескольких пьесах. В издании «Отелло» 1623 года появляются 163 новые строчки с именами семьи Бассано — их не было в предыдущих изданиях. Бывает… Но ведь Шекспир уже семь лет как умер! А Бассано была жива и, как полагает Хадсон, надеялась, что последующие поколения смогут распознать настоящего автора.

Конечно, несмотря на все доводы исследователей, гениальный самородок из Стратфорда мог все это совершить сам. Как говорится, чтобы сыграть призрак отца Гамлета, не нужно быть покойником… Но все-таки…

Кто же написал шедевры под «брендом» Шекспир?

По материалам зарубежной прессы


15 мая 2016


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
88938
Виктор Фишман
71175
Сергей Леонов
63948
Борис Ходоровский
63287
Богдан Виноградов
50253
Дмитрий Митюрин
37947
Сергей Леонов
34178
Роман Данилко
31948
Борис Кронер
21626
Светлана Белоусова
20247
Наталья Матвеева
19518
Светлана Белоусова
19386
Дмитрий Митюрин
18201
Татьяна Алексеева
17984
Татьяна Алексеева
17453
Наталья Матвеева
16771