КАТАСТРОФА
«Секретные материалы 20 века» №25(463), 2016
Расследование закончено, вопросы остаются
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
15903
Расследование закончено, вопросы остаются
Теплоход «Адмирал Нахимов»

Странное нынче время. С одной стороны, рассекречиваются суперсекретные документы, чуть не ежедневно ТВ демонстрирует нам работу современнейших танков, самолетов, кораблей, орудий. И на фоне этого разгула гласности по непонятным причинам содержатся в тайне материалы, не принадлежащие к военному ведомству, о которых, казалось бы, можно рассказать без оглядки на последствия. Но… Например, до сих пор в спецхране находятся документы, касающиеся гибели теплохода «Адмирал Нахимов» и сотен его пассажиров. 31 августа 1986 года в черноморской Цемесской бухте грузовое судно «Петр Васев» протаранило этот лайнер.

Семь российских судов носили имя адмирала Павла Степановича Нахимова, который погиб на берегу Черного моря при обороне Севастополя в 1855 году. Четыре из семи потонули. Грузовой пароход «Нахимов» ушел на дно в 1897 году у берегов Турции. Во время Цусимского сражения японцы утопили броненосец, крейсер «Адмирал Нахимов». Легкий крейсер «Адмирал Нахимов» гитлеровцы уничтожили в 1941 году.

Судно, которое сейчас находится на дне Цемесской бухты вблизи мыса Дооб, тонуло дважды. Корабль сошел со стапелей немецкой верфи в начале 20-х годов прошлого века и получил название «Берлин». В годы Второй мировой войны пассажирский пароход переоборудовали под плавучий госпиталь. Из первого кораблекрушения «Берлин» благополучно выбрался, а во время второго – затонул. Два года пролежал на морском дне. В 1947 году его подняли, и в полузатопленном состоянии по репарации он достался Советскому Союзу. После реконструкции под именем «Адмирал Нахимов» в 1957 году судно вновь спустили на воду. Оно стало флагманом Черноморского пароходства. На борту размещались более тысячи пассажиров, которым обеспечивали сервис и комфорт почти европейского уровня.

Но время шло. Корабль старел. На 31 августа 1986 года он имел класс Регистра СССР и документы на разрешение плавания до 30 ноября 1986 года. Рассуждали, наверное, так: столько лет отплавал, и этот рейс пройдет благополучно. Не прошел. При всех благоприятных погодных условиях дело кончилось катастрофой. Пассажиры своими жизнями расплатились за беспечность чиновников и судовладельцев. После столкновения оказалось, что на судне не хватало шлюпок, а находившиеся в наличии проржавели, а еще несколько штук не смогли оторвать от борта. Спасательные круги были прикручены металлическими тросами, и сорвать их было не под силу даже мужчинам. Впоследствии выяснилось, что на «флагмане Черноморского пароходства» не работали вентиляция, внутренняя трансляция, иллюминаторы закрывались не плотно, электромеханическая часть практически износилась. И Регистр СССР выпускает судно в плавание!

Экипаж на «Нахимове» подобрали соответствующий последнему рейсу «лайнера». Команда в основном состояла из проштрафившихся моряков. Они были невыездными, то есть не имели заграничной визы, которой их лишили за ту или иную провинность: кто-то попался на валютных делах, кто-то на контрабанде, некоторых лишили партийного билета «за аморалку»… Штрафником являлся и капитан судна Вадим Марков. Он занимался махинациями с валютой. Направление на теплоход «Адмирал Нахимов» стало для него «ссылкой», местом исправления.

Вадим Георгиевич Марков – представитель капитанов старшего поколения – до последнего момента находился на капитанском мостике. Вместе с судном ушел под воду. Но не утонул! Воздушной подушкой его выбросило на поверхность. Капитана спасли, хотя он даже не умел плавать. Оказавшись на берегу, Вадим Георгиевич с горечью произнес: «Я жалею, что не погиб вместе с судном».

Суд приговорил Маркова к 15 годам лишения свободы. Через 6 лет объявили амнистию в связи с распадом Советского Союза. Бывший капитан вышел на свободу. Маркова назначили капитаном-наставником в Черноморском пароходстве. Умер он в мучениях в 2007 году от тяжелой, неизлечимой болезни.

Почти аналогична судьба и капитана сухогруза «Петр Васев» Виктора Ивановича Ткаченко, который в отличие от Маркова принадлежал к молодой плеяде капитанов. Он также получил 15 лет. Также через 6 лет вышел на свободу по амнистии. Поменял фамилию и уехал на постоянное жительство в Израиль. А в 2003 году утонул (!) при крушении яхты у берегов Канады.

Через несколько дней после того, как теплоход «Адмирал Нахимов» ушел на дно, его неоднократно обследовали водолазы. 10 сентября при работе в помещениях погиб один водолаз, 19 сентября – второй. Они не смогли самостоятельно выбраться из судовых лабиринтов, после чего поисковые работы прекратили. К тому же у людей начали сдавать нервы – ведь они постоянно работали среди утопленников. Для 64 пассажиров могилой стал теплоход.

Впоследствии дайверы периодически опускались на дно к затонувшему судну. Они также видели плавающих покойников, сохранившуюся библиотеку, вещи пассажиров, висевшие в шкафах. И почти на каждом столике в каютах – книги о «Титанике». Литературу продавали туристам перед входом на трап. «Адмирал Нахимов» стал советским «Титаником». По количеству жертв он находится на втором месте после своего предшественника, натолкнувшегося на айсберг.

…31 августа 1986 года в 22 часа пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» отошел от причала порта Новороссийск. Условия для плавания были идеальными: тихая южная ночь, звездное небо, луна; легкий ветерок, «шепот спокойного моря»... Видимость – идеальная. К тому же пассажирский теплоход весь светился огнями, и его было видно не за одну милю.

Двое пассажиров – Лев Лещенко и Владимир Винокур – опоздали на рейс. Но их отсутствия никто не заметил. На борту итак имелся излишек туристов. Руководство пароходства давно подозревало, что на «Адмирале Нахимове» частенько провозят «левых» пассажиров. Однако «за руку поймать» не могли. Точно выяснено: в последнем рейсе на теплоходе было 16 зайцев. В официальном списке значилось 897 пассажиров и 346 членов экипажа. Итого: 1243 человека. После катастрофы, по данным береговых служб, спасли 1259 человек. Следовательно, как минимум на судне находились 16 неучтенных туристов. Сколько их было на самом деле – неизвестно… Но все это выяснилось потом. А пока «Адмирал Нахимов» взял курс на Сочи. Для пассажиров начались развлекательные мероприятия.

В это же время по Черному морю шло своим курсом крупнотоннажное грузовое судно «Петр Васев». Оно возвращалось из Канады, имея на борту 28 тысяч тонн ячменя. Оба капитана прекрасно знали о существовании друг друга в одной акватории. Знали также о том, что их курсы должны пересечься. Здесь начинаются загадки: действия сторон трудно объяснить до сих пор. Вмешались и береговые службы.

Согласно Правилам предупреждения столкновения судов в море, пассажирское судно обязано пропустить крупнотоннажный сухогруз. Однако диспетчер берегового поста регулирования движения рекомендовал «Петру Васеву» пропустить лайнер с туристами, ссылаясь на то, что последний перегружен пассажирами и это создаст определенные трудности для маневрирования. Откуда работник береговой службы мог знать, что «Адмирал Нахимов» перегружен? Ведь судно совершало обычный рейс и пассажиров должно быть столько, сколько положено. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко согласился выполнить рекомендации берегового лоцмана. Между судами начался радиообмен. Слышимость была прекрасная. Судовые службы действовали в спокойном рабочем режиме. Но очень скоро начались непонятные метания.

На мостике балкера «Петр Васев», как и положено, находился капитан Виктор Ткаченко. Человек новой формации, он безоговорочно доверился приборам. Рядом с капитаном находился третий штурман, который с тревогой следил за быстрым сближением судов. Он дважды обратил внимание Ткаченко, что машина сухогруза переведена в маневровый режим, поэтому пора сбавить ход. Виктор Иванович игнорировал предупреждение. Он, не отрываясь, смотрел на экран локатора, не учитывая того, что приборы становятся бесполезными при близком расстоянии объектов друг от друга. Ткаченко вовремя не сбавил ход судна – это была его первая ошибка. Вторая заключалась в том, что он за несколько минут до столкновения не дал команду сманеврировать, чтобы курсы двух судов не пересеклись. Столкновение стало неизбежным.

«Адмирал Нахимов» тоже повел себя странно. После того как капитаны судов договорились по радио о порядке расхождения, Марков покинул капитанский мостик и ушел в свою каюту. По Уставу судов морского флота он не имел права этого делать. Капитан обязан находиться на мостике во всех сложных случаях, в том числе при входе и выходе из порта… Управление лайнером перешло ко второму помощнику капитана Андрею Чудновскому. Он видел стремительное сближение судов. Однако верного решения принять не смог. Чудновский четыре раза (!) менял курс теплохода. Если бы судно следовало, не меняя направление движения, то «Петр Васев» прошел бы за кормой или, возможно, протаранил бы кормовую часть судна во время столкновения. В таком случае последствия катастрофы были бы значительно меньше. Марков прибежал на мостик уже перед самым столкновением. А Чудновский, когда понял, что трагедии не избежать, спустился в свою каюту и вместе с судном ушел на дно…

В 23 часа 5 минут капитан Ткаченко после очередного сеанса связи наконец-то дал команду уменьшить ход судна до среднего, затем до малого, еще через полминуты последовал приказ: «Стоп, машина!» Однако скорость балкера из-за инерции практически не изменилась.

В 23 часа 12 минут нос сухогруза «Петр Васев» под прямым углом врезался точно в середину лайнера «Адмирал Нахимов», прорубив пробоину 8 на 10 метров. Два отсека наполнились водой за несколько минут. Пассажирское судно при нормальном техническом состоянии должно оставаться на плаву, даже если у него затоплено два отсека. «Нахимов» уже не мог при такой ситуации держаться на плаву, поскольку прогнил от старости. А столь мощный удар не выдержало бы и самое современное судно. Через 7 минут, имея крен 60 градусов, теплоход затонул на глубине 47 метров. Погибли 423 человека: 359 туристов и 64 члена экипажа плюс два водолаза, которые обследовали судно уже на дне. Это официальные данные. Однако, напомним, на борту находились «левые» пассажиры. Их количество доподлинно неизвестно. Рядовые сотрудники Черноморского пароходства считали, что трагедии не произошло бы, «если б на мостике «Адмирала Нахимова» находился капитан Марков, а на мостике балкера «Петр Васев» не было капитана Ткаченко.

Любители сенсационных версий сразу же ухватились за одно из показаний капитана Ткаченко. По мнению специалистов флота, суд и следствие оставили без внимания то, что во время критической ситуации на экранах радиолокационных станций появилось какое-то третье судно, которое не смогли идентифицировать. Именно третий объект Ткаченко принял за «Адмирала Нахимова». Расстояние до него равнялось двум милям. То есть была полная иллюзия благополучной обстановки. Именно на данный факт, в отличие от юристов, обратили внимание специалисты-практики. Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул интересную гипотезу.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко в этот период солнце проявляет повышенную активность. Известны случаи, когда именно в такие дни и ночи на экранах радаров возникают цели-фантомы (что-то вроде миражей в пустыне) и, наоборот, исчезают настоящие цели. Данное обстоятельство вполне объясняет, почему суда столкнулись в столь идеальных для плавания условиях.

Владимир Чуев также внимательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. Выяснилось, что с 17 августа по 1 сентября 1986 года наблюдения Крымской астрофизической обсерватории показали резкий скачок электромагнитного излучения из космоса. Ученый пришел к выводу, что на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Возможно, оно исходило от искусственного спутника Земли. А может быть, через одну из разведывательных систем, которые способны показывать на экране ложные цели и удалять истинные. Между прочим, до катастрофы в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бурлес» и других на радарах были зафиксированы ложные цели. В четырех случаях сложилась аварийная ситуация. Чудом удалось избежать столкновений.

Один из офицеров погранвойск КГБ Александр Трусов предположил, что микроволновое оружие применяли свои же для ликвидации крупного чина КГБ. Действительно, в ту роковую ночь погиб начальник по Одесской области генерал-майор Крикунов вместе с семьей. Они на катере догнали теплоход уже после его выхода из порта. Писали о мести генералу коррумпированной партийной номенклатуры, о попытке передачи крупной партии контрабанды, о расследовании фактов вывоза военной техники через Новороссийский порт… В наше время чего только не случается! И техника достигла таких высот, о которых простые смертные даже понятия не имеют. А человеческие жизни, невинные души уже практически не ценятся. Так что все может быть…

«Земное» объяснение причин трагедии таково. Нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых установок: при соблюдении данного правила лайнер тонул бы несколько часов и большинство пассажиров удалось бы спасти. Произошло обесточивание судна. Не был передан даже сигнал SOS. Из 24 спасательных плотов удалось спустить на воду только восемь. С левого борта смогли спустить только одну спасательную шлюпку. Пассажирам самим пришлось прыгать в воду, но не все к этому были готовы. Эксперты отметили, что балкер «Петр Васев» еще некоторое время передвигался среди плавающих людей и плотов. Возможно, кто-то оказался под днищем сухогруза.

Во всем обвинили капитанов судов.

Но вопросы остаются. Почему лоцман берегового поста в нарушение Правил предупреждения столкновения судов в море рекомендовал крупнотоннажному сухогрузу пропустить пассажирское судно? Почему, предварительно дав согласие, капитан Виктор Ткаченко все-таки не уступил дорогу «Нахимову»? Почему, несмотря на очевидную техническую изношенность лайнера, регистр СССР дает ему добро на выход в рейс? Наконец, по каким причинам «пассажир» камнем пошел ко дну? Ответы на эти вопросы, возможно, содержатся в материалах следствия об аварии пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов», которые составили около 60 томов.



Дата публикации: 30 ноября 2016

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~PPPlg


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672