Кто губил советские атомные субмарины?
КАТАСТРОФА
Кто губил советские атомные субмарины?
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
986
Кто губил советские атомные субмарины?
Кадр из фильма «К-19, порождающая вдов»

Плавание по морям никогда не было делом гарантированно безопасным. Капризен Мировой океан, не абсолютно надежна любая техника, а управляющие ею люди не застрахованы от ошибок. Именно эти три фактора, как правило, и становятся причиной бедствия, а порой и гибели кораблей. Подводные лодки, в том числе и атомные (АПЛ), не представляют в этом отношении исключения.

СЧЕТ ОТКРЫВАЮТ АМЕРИКАНЦЫ

Ни одно из государств, обладающих АПЛ (а таких сегодня не более 5–6), не избежало аварийных ситуаций с этими кораблями. Первые потери понесли США – страна-родоначальник атомного подводного флота. Счет катастрофам открыла «Трешер» («Морская лисица») – многоцелевая АПЛ, построенная в 1961 году. Она погибла 10 апреля 1963 года в Атлантике в ходе глубоководных испытаний, имея на борту помимо 112 членов экипажа 17 гражданских специалистов. Превысив при погружении предельно допустимую глубину (400 м), лодка была раздавлена гидростатическим давлением. Все находящиеся на борту 129 человек погибли. Этот скорбный мировой антирекорд не превзойден и поныне.

Через пять лет в ВМФ США новая трагедия: с боевой службы на базу в Норфолк не вернулась АПЛ «Скорпион». Последний раз она выходила на связь из района Азорских островов 21 мая 1968 года. После пяти месяцев поисков удалось найти раздавленный корпус «Скорпиона» на трехкилометровой глубине. Авторитетная комиссия пересмотрела множество различных версий, включая пресловутую «руку Москвы», но истинная причина гибели «Скорпиона» и 99 человек его экипажа так и не была установлена. После этих катастроф в США притормозили программу строительства АПЛ и занялись доработкой систем, отвечающих за живучесть корабля. Вероятно, благодаря своевременно принятым мерам «Скорпион» остается последней погибшей американской атомной субмариной. Однако не столь катастрофические, но достаточно опасные нештатные ситуации еще возникали на американских АПЛ не единожды.

МЫ ВПЕРЕДИ, А ЛУЧШЕ БЫ СЗАДИ

Увы, речь идет об аварийности советских АПЛ, по количеству которых СССР некогда разделял первенство только с США. Вот что говорит статистика. В период с 1945 по 2019 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ различных типов, принадлежащих 16 государствам. При этом 109 происшествий (58%) приходится на советский (ныне российский) флот: 17 субмарин, в том числе семь атомных, советский ВМФ потерял безвозвратно. Океан един для всех, поэтому, вероятно, причины аварийности следует искать в «человеческом факторе». Ошибки возможны как при проектировании и строительстве кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае ошибки, как правило, становятся следствием недостаточной подготовки экипажей.

Попавшие на флот по призыву матросы, имеющие к тому же невысокий образовательный уровень, оказываются не в состоянии или просто не успевают осваивать сложнейшую технику, с которой они сталкиваются на АПЛ. Зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами не по профилю, например уборкой территорий базы и т. п. У офицеров на корабле свои проблемы. Серьезные знания, полученные в свое время в училищах, на курсах повышения и в академиях, растворяются в море бюрократической отчетности, не оставляющей времени на изучение непрерывно обновляющейся техники и обучение подчиненных.

Итак, катастроф АПЛ, связанных с утратой корабля, а также тяжелых аварий с человеческими жертвами в советском ВМФ было, к сожалению, немало. Здесь мы расскажем о некоторых из них, случившихся до наступления в СССР «эпохи гласности», с приходом которой о таких трагедиях, как гибель АПЛ «Комсомолец» (апрель 1989 года) и «Курск» (август 2000 года), узнавал весь мир, включая и (зачастую в последнюю очередь) россиян.

БЕДЫ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Первое поколение советских АПЛ начиналось с построенной в единственном экземпляре лодки К-3, известной под именем «Ленинский комсомол». В 1959 году она вошла в строй, отстав на четыре года от американского первенца «Наутилуса», но заметно превзойдя его по ряду показателей (скорость, глубина погружения). Первые три года она находилась в опытной эксплуатации, затем стала полноценным кораблем, не единожды выходившим в автономный поход на боевое дежурство.

8 сентября 1967 года при возвращении лодки на базу на ее борту возник пожар. В соответствии с жесткими правилами борьбы за живучесть корабля аварийные отсеки вместе со всеми, кто там находился, были изолированы. Когда буквально на мгновение приоткрыли люк между 2-м (аварийным) и 3-м отсеком в надежде спасти хоть кого-то, началось загазовывание 3-го отсека с такой интенсивностью, что люди в нем мгновенно теряли сознание. Люк задраили, спасти никого не удалось. Лодка всплыла и своим ходом пришла на базу. Там на окраине поселка Западная Лица (ныне Заозерск) в братской могиле похоронили 39 моряков, погибших при пожаре.

Если К-3 была АПЛ с торпедным вооружением, то другая представительница первого поколения К-19 стала первым подводным ракетоносцем – носителем трех баллистических ракет. 4 июля 1961 году на К-19 произошла первая в мировой практике ядерная авария в океане. Участвующая в учениях «Полярный круг» К-19 должна была всплыть и произвести пуск ракеты. Но прежде, чем это было выполнено, произошла авария одного из двух атомных реакторов лодки, в ходе которой из активной зоны реактора вылилось большое количество радиоактивного теплоносителя – воды. Экипажу, самоотверженно боровшемуся за спасение корабля, удалось предотвратить, казалось бы, неизбежный взрыв реактора. Лодка была спасена, но 14 человек погибли, а остальные члены экипажа оказались поражены лучевой болезнью. Через много лет эта авария стала сюжетом для нашумевшего американского фильма «К-19, порождающая вдов» с Харрисоном Фордом в роли командира лодки. А на советском флоте лодку стали зловеще называть «Хиросима». После двухгодовалого ремонта (с заменой обоих атомных реакторов) К-19 продолжила службу, которая до 1972 года проходила относительно благополучно. Но 23 февраля этого года в 9-м отсеке лодки, находящейся под водой в районе Ньюфаундленда, вспыхивает пожар. В борьбе с огнем погибли 28 моряков, в том числе старший механик 30-летний капитан 3-го ранга Цыганов, для которого этот поход должен был стать последним перед уходом в Военно-морскую академию. Аварийную лодку отбуксировали в Полярный, где в братской могиле нашли вечный покой погибшие. Потом снова ремонт и возвращение в строй. Несмотря на еще многие, но уже не столь серьезные происшествия, К-19 оставалась в строю до 1991 года.

ПОГИБЛИ В АТЛАНТИКЕ

7 апреля 1970 года, завершив боевую службу в Средиземном море, вышла в Атлантику и взяла курс на свою северную базу советская АПЛ К-8. Экипаж уже предвкушал скорую встречу с родной землей, но неожиданно лодка получила приказ принять участие в разворачивающихся учениях «Океан». Пришлось изменить курс. Вечером следующего дня в 3-м отсеке произошло возгорание химических патронов регенерации, предназначенных для удаления углекислого газа из атмосферы отсеков. Вскоре оно переросло в полномасштабный пожар.

Как положено в подобной ситуации, сработала аварийная защита реакторов, прекратилась подача пара, остановились турбины. Резервный дизель-генератор запустить не удалось, и АПЛ осталась без электроэнергии, что дополнительно осложнило борьбу за живучесть. Продув балластные цистерны, лодка всплыла на поверхность. А пожар тем временем охватывал отсек за отсеком. В двух кормовых отсеках прогорели забортные сальники (уплотнения выводимых из прочного корпуса лодки кабелей), в отсеки начала поступать вода, что привело к возникновению нарастающего дифферента (наклонения) на корму. Явление это для любой не имеющей хода подводной лодки (когда не могут работать ее гидродинамические рули глубины) крайне опасно, так как при этом происходит лавинообразный рост дифферента с последующей потерей плавучести и остойчивости корабля, что и произошло с К-8. Через двое суток иссяк запас воздуха высокого давления, сдерживать поступление воды в отсеки лодки стало нечем. Корабль был обречен, надо было спасать экипаж. Подошедшие надводные корабли успели снять часть моряков. А из центра продолжали поступать категорические приказы – бороться за спасение лодки во что бы то ни стало. Кончилось это тем, что утром 12 апреля лодка, приняв почти вертикальное положение кормой вниз, стремительно ушла под воду, унеся жизни 52 моряков.

Через 16 лет после этой трагедии вновь в водах Атлантики терпела бедствие другая советская АПЛ – уже второго поколения. Это была К-219, стратегическая лодка, несущая в своих шахтах 16 баллистических ракет с ядерными зарядами. 16 октября 1986 года в находящейся на боевом дежурстве вблизи берегов США лодке возник пожар в 4-м (ракетном) отсеке. Причина пожара – разрушение ракеты в одной из шахт с последующим нарушением герметичности шахты и попаданием в отсек компонентов ракетного топлива. Далее развитие катастрофы проходило по уже знакомому сценарию: распространение пожара по отсекам, прогорание забортных сальников, поступление в отсеки воды через них, а также через поврежденную шахту, нарастающий дифферент и, наконец, после 15-часовой упорной, но безрезультатной борьбы экипажа за спасение корабля потеря остойчивости и мгновенное затопление АПЛ. На этот раз учли печальный опыт К-8 и большую часть экипажа сразу же переправили на подошедшие суда. На лодке оставались лишь девять человек во главе с командиром корабля. Пятерым из них удалось спастись, четверо вместе с АПЛ покоятся на дне океана на глубине около 5000 м. За катастрофой К-219, происходящей ровно через полгода после Чернобыля, с начала и до конца с моря и с воздуха внимательно наблюдали американцы. Их беспокойство легко понять, учитывая место катастрофы и вооружение АПЛ. Михаилу Горбачеву пришлось лично экстренно связаться с Рональдом Рейганом, дабы убедить его, что у берегов США нового Чернобыля не случится.

ДВАЖДЫ ТОНУВШИЙ

В составе одного из базирующихся на Камчатке соединений советского Тихоокеанского флота служила АПЛ второго поколения К-429. Построенные на Волге АПЛ этого типа слыли добротно сработанными, надежными кораблями.

В 1983 году К-429 проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе, расположенном там же, на Камчатке, и принадлежащем ВМФ (надо заметить, эта принадлежность никогда не вызывала энтузиазма у экипажей ремонтируемых лодок). Работы велись неритмично и заканчивались в авральном режиме, так как командованию почему-то потребовалось срочно отправить в море именно эту лодку. 24 июня К-429 с наспех собранной командой (штатный экипаж на время ремонта был отправлен в отпуск) вышла в океан и в тот же день при первом погружении в пределах видимости камчатских берегов затонула на глубине всего 39 метров (предельная глубина лодок этого типа – 300 м).

Причиной аварии, как выяснилось позже, стала допущенная при ремонте ошибка в подключении кабеля к датчику положения забортного клапана, выдающему на пульт управления сигнал «открыто – закрыто». Эта ошибка плюс неподготовленность экипажа стоили жизни 16 морякам, 14 из которых погибли в момент затопления отсека, а двое – при аварийном покидании затонувшей лодки. Состоявшийся суд назначил виновниками трагедии командира корабля (кстати, писавшего перед выходом в море рапорт о неготовности корабля к походу) и старшего механика, приговорив обоих к длительным срокам заключения. В августе того же года АПЛ подняли и вернули на тот же завод для повторного ремонта, но уже 13 (!) сентября она умудрилась затонуть прямо у заводского пирса. На этот раз причиной стало вопиющее головотяпство. К счастью, обошлось без жертв. Лодку вновь подняли, но вводить в строй не стали. Теперь ее используют как учебно-тренировочную станцию, полагая, что выходить в море на корабле с такой репутацией слишком рискованно.


10 августа 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
276700
Сергей Леонов
184641
Александр Егоров
168781
Светлана Белоусова
122881
Татьяна Минасян
122018
Татьяна Алексеева
111956
Борис Ходоровский
110029
Сергей Леонов
103222
Татьяна Алексеева
102862
Виктор Фишман
85155
Павел Ганипровский
75125
Борис Ходоровский
75101
Наталья Матвеева
63132
Павел Виноградов
63074
Богдан Виноградов
61015
Наталья Дементьева
56341
Дмитрий Митюрин
52833