«Спор славян между собою»
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №23(409), 2014
«Спор славян между собою»
Василий Соколов
публицист
Санкт-Петербург
2757
«Спор славян между собою»
Иосиф Бродский

Пушкинские строки четко характеризуют нынешние российско-украинские отношения. К сожалению, в них более чем активно вмешиваются ЕС и США. Не обошло стороной это явление и литературный мир: он не устает спорить по поводу стихотворения Иосифа Бродского, условно называемого «Одой на независимость Украины».

Либералы заявляют: не мог поэт написать такое стихотворение! Не в его либеральном духе это произведение! Он ненавидел СССР и потому мог только приветствовать независимость порабощенных народов империей зла! Этот – цитирую – «стихотворный текст никогда и ни при каких условиях не может принадлежать Бродскому!». Их противники – причем не только из рядов «патриотов-почвенников», но и практически все друзья покойного поэта – утверждают несомненное авторство Бродского. Кроме того, есть магнитофонная запись его выступления в Стокгольме (1992 год), которое он начинает словами: «Сейчас я прочту стихотворение, которое может вам сильно не понравиться, но тем не менее...» Правда, в дальнейшем он не включал его в издания своих стихотворений – по собственному признанию, из-за его «политизированности». Тем не менее оно живет, приобретя новую остроту в нынешней обстановке.

Написал поэт эту «Оду» сразу после провозглашения «незалежности» Украины. Безусловно, его прощание не могло не обидеть националистов бывшей братской республики: «Скажем им, звонкой матерью паузы медля строго: / скатертью вам, хохлы, и рушником дорога! / Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире, / по адресу на три буквы, на все четыре / стороны. Пусть теперь в мазанке хором гансы / с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы. / Как в петлю лезть – так сообща, путь выбирая в чаще, / а курицу из борща грызть в одиночку слаще. / Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!»

Нет сомнения в том, что стихотворение это носит сугубо личный характер: поэт вел свою родословную из местечка Броды, что на Галичине – той самой, где была сформирована одноименная, запомнившаяся зверскими карательными рейдами 14-я гренадерская дивизия СС. Так что «свидомые хохлы» были знакомы ему не понаслышке.

Ответ со стороны «письменников» не заставил себя ждать. Вот опус, принадлежащий перу некоего Павло Степановича Кислого, доктора технических наук, ударившегося в политику и поэзию (цитирую его на «мове», – надеюсь, читатели поймут): «А що до тебе, нікчемний раб! / Ти був фальшивий дисидент забільшовиченої Росії, / Двоголового орла вірний слуга, / Погонич придуманого Месії. / Не варто гадати, чому ти проклинав Україну, / Народу російському ти не окраса. / Ти був нікчемний імперський шовініст, / Не вартий нігтя Тараса (Шевченко)».

Да, Бродский в «Оде» сказал про «брехню Тараса». Имел ли он на это право? Безусловно, ибо этот гений украинской поэзии, спасшийся от крепостного рабства и унизительной солдатчины исключительно благодаря выдающимся представителям русского народа (вспомним хотя бы только Жуковского, Брюллова, Венецианова…), отказывал этому народу в любви и уважении. Достаточно припомнить его поэму «Катерина», начинающуюся такими строками: «Кохайтеся, чернобривi, та не з москалями, бо москалi – чужi людей. Роблять лихо з вами». Но не будем судить его за это. Как не судим мы Адама Мицкевича за его отношение к России. Как не судим Пушкина за его стихотворение «Клеветникам России», навеянное революционными событиями во Франции и Польше и написанное, как модно сейчас говорить, «с имперских позиций». Поэту наверняка трудно было перенести высокомерное отношение великого польского поэта к русскому народу. Вот отрывок из подстрочного перевода его стихотворения «Русским друзьям»: «Если до вас издалека, от свободных народов, / На север, дойдут эти жалобные песни / И отзовутся сверху над страной льдов, / Пусть возвестят они вам вольность, как журавли возвещают весну».

Прозападно настроенные либералы пытались привлечь к «обличению империи зла» даже Михаила Юрьевича Лермонтова за его горькое восклицание: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ…», не обращая внимания на его смысл в контексте жизни и творчестве гения.

Подлое отношение к России и русскому народу предсказал великий Достоевский в своем знаменитом «Дневнике писателя»: «Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!.. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают… Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее…»

Не правда ли, Федор Михайлович словно заглянул в наши дни! Но давайте вернемся на пять лет назад, к дням празднования трехсотлетия Полтавской битвы. Тогдашний украинский президент Ющенко попытался даже из поражения выжать повод для празднования «героев». Он даже подписал указ «Об увековечении памяти гетмана Мазепы и украинско-шведского союза». Именно так – памяти предателя и памяти агрессора! Под звон колоколов в Полтаве открыли памятники изменнику Мазепе и незадачливому вояке Карлу XII. Английская газета «Гардиан» писала по этому поводу: «Украинский президент Виктор Ющенко, все больше проявляющий националистические наклонности, хочет теперь чествовать Мазепу как местного героя. Он намерен возвести памятники этому украинскому казаку, который уже фигурирует на банкноте в 10 гривен. Президент относится к нему как к потерпевшему неудачу лидеру первого независимого государства. То, что в случае победы шведов государство Мазепы получило бы независимость, вызывает большие сомнения. Он просто поменял бы российского повелителя на польско-литовского.

Пан Ющенко попытался залучить на это торжественное событие «действующего короля» Швеции Карла XVI Густава. Тот – что вполне естественно для просвещенного монарха – уклонился от этого приглашения. Вполне вероятно, что он читал Вольтера, так оценившего это событие: «Что всего важнее в этой битве, это то, что изо всех битв, когда-либо обагривших землю кровью, она была единственной, которая, вместо того чтобы произвести только разрушения, послужила к счастью человечества, так как она дала царю возможность свободно просвещать столь большую часть света».

Отметим последнее: именно просвещение народу несла Российская империя, ее лучшие люди. И достигла наша страна высот вовсе не благодаря слепому преклонению перед Западом, к равнению на который – в экономике, культуре, во внешней и внутренней политике – призывают нас наши славные либералы. А ведь еще Достоевский в том же «Дневнике писателя» предупреждал: «…Мы намерены образовать народ наш помаленьку, в порядке и увенчать наше здание, вознеся наш народ до себя и переделав его национальность в иную, какая там сама наступит после образования его. Образование же мы оснуем и начнем с чего и сами начали, то есть на отрицании всего прошлого и на проклятии, которому он сам должен предать свое прошлое. Чуть мы выучим человека из народа грамоте, тотчас же и заставим его нюхнуть Европы, начнем обольщать его Европой, ну, хотя бы утонченностью быта, приличий, костюма, напитков, танцев. Словом, заставим его устыдиться своего прежнего лаптя и квасу, устыдиться своих древних песен, и хотя из них есть несколько прекрасных и музыкальных, но мы все-таки заставим его петь рифмованный водевиль, сколько бы вы там ни сердились на него. Одним словом, для доброй цели мы многочисленнейшими и всякими средствами подействуем прежде всего на слабые струны характера, как и с нами было, и тогда народ – наш. Он застыдится своего прежнего и проклянет его. Кто проклянет свое прошлое, тот уж наш. Если же народ окажется не способным к образованию, то и «устранить народ».

В заключение хочется добавить: неверны заявления о том, что население современной России раскололось «по украинскому вопросу». Напротив, это в условиях начавшейся холодной войны ЕС и США против нашей страны от него откололась ничтожная, но очень шумная, умело использующая все свои возможности и потенциалы доля. Эти люди стараются унизить Россию в глазах мирового сообщества, действуя ради достижения собственных целей по рецептам Ленина и Троцкого. Я говорю об этом без доли иронии. Цитирую Ильича: «Наш долг – помочь осознать эти (революционные) настроения, углубить и оформить их. Эту задачу правильно выражает лишь лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую, и всякая последовательно классовая борьба во время войны, всякая серьезно проводимая тактика массовых действий неизбежно ведет к этому». Господа либералы, неужели вы считаете, что ваша цель оправдывает все средства?


15 октября 2014


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299