Великая фальсификация Элизабет Фёрстер-Ницше
ЖЗЛ
Великая фальсификация Элизабет Фёрстер-Ницше
Виктор Фишман
журналист
Мюнхен
263
Великая фальсификация Элизабет Фёрстер-Ницше
Элизабет Ницше у постели брата

25 августа 1900 года скончался от инсульта Фридрих Ницше (1844–1900). В течение нескольких следующих десятилетий имя этого человека стараниями его волевой и эгоистичной родной сестры Элизабет Фёрстер-Ницше служило одним из символов национал-социализма в Германии. Роль этой женщины в сохранении и одновременно искажении наследия великого философа показана в книге журналистки и писательницы Керстен Декер «Сестра. Жизнь Элизабет Фёрстер-Ницше» (Берлин, 2016). Но обо всем по порядку.

ТЯЖЕЛОЕ ДЕТСТВО

Семья будущего философа попала в тяжелое материальное положение после ранней смерти ее главы – пастора Карла Людвига Ницше в 1849 году. Пришлось освободить пасторский дом для его преемника и переселиться к свекрови. Там молодая вдова Франциска с Элизабет и Фридрихом много лет жили под влиянием двух сестер Карла Людвига Ницше, которые занимали доминирующее положение в семье. 

Только после смерти свекрови в 1856 году Франциска приобрела свой собственный дом в Наумбурге. Детей она растила в соответствии со своими религиозными убеждениями, что не слишком их радовало. И все же мать дала обоим детям хорошее образование, конечно согласно гендерным особенностям того века.

В 1861 году после окончания средней школы Элизабет посещала занятия для молодых барышень, где преподавали современные языки, арифметику, естествознание, историю и религию. То есть готовили барышень к жизни в бюргерском обществе среднего класса. Она стала воспитательницей пансионата в Дрездене, где молодых девушек, как когда-то и ее саму, обучали основам ведения хозяйства, организации светских вечеров, танцам и т. п.

Тем временем мать уже присматривала для Элизабет достойную пару, чем вызывала неудовольствие молодой и своенравной дочери, мечтавшей найти собственный путь в жизни. И в этом стремлении она находила полную поддержку со стороны талантливого брата.

ПОРА ВЗРОСЛЕНИЯ

К этому времени Фридрих добился феноменальных успехов: в возрасте 24 лет, будучи еще студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Бразильский университет – беспрецедентный случай в истории высшего образования Европы. 8 ноября 1868 года Ницше познакомился с композитором Рихардом Вагнером, который произвел на философа сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству немецкого романтика и философа Артура Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. 

В 1868 году Фридрих Ницше перешел на параллельное преподавание в Лейпцигский университет и пригласил к себе Элизабет. Она воспользовалась приглашением брата, хотя мать настаивала на замужестве. В течение 10 последующих лет Элизабет была полной хозяйкой в его доме: взяла на себя ведение домашнего хозяйства и другие хлопоты. В частые моменты плохого самочувствия Фридриха она ухаживала за ним и по причине быстро развивающейся слепоты читала ему книги. Фридрих брал сестру на разные приемы, открывая ей двери в высшее общество Швейцарии.

Важным для Элизабет стало сближение с семьей композитора Рихарда Вагнера.

ЗАМУЖЕСТВО И «НОВАЯ ГЕРМАНИЯ»

На одном из великосветских приемов в Базеле Элизабет познакомилась с будущим мужем Бернгардом Фёрстером – общественно-политическим деятелем, который был известен своими антисемитскими убеждениями. Показательно, что тремя годами ранее Элизабет помогала собирать подписи для антисемитской петиции на имя канцлера Отто фон Бисмарка, содержавшей требования по запрету на иммиграцию евреев, увольнение их с государственных постов, запрет на преподавание в школах и университетах и прочие ущемляющие мероприятия.

Все это, а также сближение Элизабет с Бернгардом Фёрстером не нравилось Фридриху. Постепенно отношения сестры и брата утратили близость, чему способствовала также публикация критических работа Фридриха Ницше в адрес его бывшего друга Рихарда Вагнера. Поэтому, когда в 1879 году Фридрих оставил университетскую службу по причине здоровья, Элизабет вернулась к матери. Вместе они купили дом в Наумбурге. 

А Фридрих подошел к высшему этапу своего творчества, который ознаменовался вышедшей в свет в июле 1881 года книгой «Утренняя заря». Она стала началом его самобытного философского учения, которое носит подчеркнуто неакадемический характер и получило распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение основополагающие принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.

Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше получают неоднозначные интерпретации. Но именно это обстоятельство позволило Элизабет по-своему толковать многие положения философии Фридриха, часто низводя их до уровня национал-социализма.

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с родившейся в городе на Неве Лу Саломе (1861–1937), оставившей значительный след в его жизни. Петер Гаст, личный секретарь Фридриха Ницше и издатель его работ, вспоминал: «Первая часть ницшевского «Заратустры» родилась из его иллюзий о Лу... И именно Лу вознесла его на гималайскую высоту чувства».

Элизабет тем временем, получив предложение руки и сердца от Бернгарда Фёрстера, с радостью приняла его. 

Жених занимался в Парагвае организацией поселения «Новая Германия» – своего рода пристанища для людей арийской расы. Весной 1885 года Фёрстер вернулся в Германию для бракосочетания. Фридриха Ницше среди гостей на свадьбе не было. В конце этого же года молодые уехали в Парагвай.

Однако намерения создателей «Новой Германии» потерпели неудачу: немецкие переселенцы не смогли адаптироваться в Южной Америке, накопились финансовые проблемы, в колонии возрастало недовольство. Не выдержав всего этого, в 1889 году Бернгард Фёрстер покончил жизнь самоубийством.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА АРХИВА

Элизабет вернулась в Германию, а затем снова уехала в Парагвай. Заботу о больном сыне взяла на себя мать, забрав Фридриха из психиатрической клиники.

Только в 1893 году, после безуспешных попыток возродить «Новую Германию», Элизабет окончательно вернулась на родину. Сразу же по прибытии она в судебном порядке подтвердила двойную фамилию Фёрстер-Ницше и начала активно заниматься воплощением своего плана по созданию архива Фридриха Ницше. 

Антисемитизм антисемитизмом, но она не побрезговала обратиться за финансовой помощью к еврейскому банкиру Роберту фон Мендельсону и на полученный кредит выкупила у матери права на наследство Фридриха. Это позволило Элизабет еще при жизни брата стать его единоличной литературной душеприказчицей. 

В 1894 году Элизабет основала в Наумбурге архив Фридриха Ницше. Его основу составили оригинальные рукописи брата, в том числе еще не изданные произведения.

В 1895 году вышел первый из трех томов биографии Фридриха Ницше, написанный Элизабет. Главной целью сестры было противопоставить эту работу выпущенной ненавистной ей Лу Саломе книге «Фридрих Ницше в его произведениях».

В сентябре 1896 года архив Фридриха Ницше переехал в Веймар. В мае 1897 года собрание было размещено в здании на улице Гумбольдтштрассе, 36. В этот дом Элизабет Ницше перевезла своего уже тяжелобольного брата, где он и умер 25 августа 1900 года. 

А сестра начала активную публикацию неизданных текстов Фридриха – деятельность, которая стала делом всей ее жизни и позволила реализовать свои амбиции, а позднее «прославила» как фальсификатора сочинений великого философа. Так, уже в 1901 году при сотрудничестве с упомянутым выше издателем Петером Гастом Элизабет издала посмертную книгу Фридриха Ницше «Воля к власти», основанную на его заметках. Компиляцию и редактирование текстов производила сама Элизабет. Книга имела большой успех, но не обошлось и без резких обвинений в фальсификации и вольном обращении с черновым материалом. Такое изложение сказалось на ошибочном восприятии личности Фридриха Ницше – прежде всего фашистами и национал-социалистами. Его философия стала использоваться в целях признания правомерности нацизма... Спустя лишь 30 лет в судебном порядке будет признано, что эта публикация в большой степени является самостоятельным трудом Элизабет Фёрстер-Ницше.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ НА ПОТОЛКЕ

В 1904 году вышел последний, третий том биографии Фридриха Ницше. В ответ на эту публикацию богослов Франц Овербек, друг покойного Фридриха Ницше, опубликовал нелестную рецензию, в которой предложил более уместное, на его взгляд, название биографии: «Фридрих Ницше, описанный кухаркой».

В 1906 году вышло дополненное издание книги «Воля к власти», а в 1908 году – автобиография «Ecce homo. Как становятся сами собою», над которой Фридрих Ницше трудился еще двадцать лет назад. Бывшие сотруднике архива Ницше выдвигали свои претензии и замечания по поводу подделывания оригиналов, удаления фрагментов текстов и внесения собственных дополнений. Но эти небезосновательные претензии не помешали немецкой профессуре трижды (в 1908, 1011 и 1923 годах) выдвигать Элизабет Фёрстер-Ницше на соискание Нобелевской премии по литературе, а в 1921 году присвоить ей звание почетного доктора Йенского университета.

Странный вид антисемитизма был у этой женщины! Когда началась Первая мировая война, Элизабет написала своему еврейскому другу в Стокгольм: «Эта войны показывает, как глубоко подействовали учения моего брата». Она была убеждена, что, если бы Фридрих был жив, он, несмотря на возраст и болезнь, отправился бы на войну.

После поражения Германии Элизабет участвовала в распространении легенды об «ударе ножом в спину», согласно которой германская армия проиграла войну из-за предательства оппозиции, состоящей из социал-демократов, коммунистов и евреев.

В 1919 году Элизабет вступила в Немецкую национальную партию.

НИЦШЕ ПОД ЗНАКОМ СВАСТИКИ

Постепенно архив Ницше превратился в центр национал-социалистической идеологии. Из работ философа выдергивались отдельные мысли, которые использовались для пропаганды нацистского режима. 

В 1930 году Фёрстер-Ницше примкнула к НСДАП. После прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году архив получил от правительства Германии финансовую и публичную поддержку. Взамен Элизабет поддерживала режим весомым авторитетом своего брата, называя архив «центром философской презентации национал-социалистической идеологии». По настоянию Элизабет Адольф Гитлер в 1932–1934 годах несколько раз посещал созданный ею архив. Во время посещения в 1934 году Гитлер сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше, фотография появилась в немецкой прессе под заголовком «Фюрер перед бюстом немецкого философа, чьи идеи обогатили два великих популярных движения: немецкий национал-социализм и фашистское движение Италии».

Даже Максим Горький подпал под влияние этой пропаганды и примерно в то же время стал отзываться о Ницше как о предтече нацизма. По мнению Виктора Ерофеева, «жестокие выпады Горького против Ницше начисто закрыли немецкого философа от советского читателя».

В 1934 году экземпляр книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» Адольфа Гитлера и «Мифом двадцатого века» начальника внешнеполитического управления НСДАП Альфреда Розенберга были торжественно положены в склеп Гинденбурга на Танненбергском мемориале. Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.

Элизабет умерла 8 ноября 1935 года в Веймаре, на ее похоронах присутствовали Адольф Гитлер и другие высокопоставленные чиновники Третьего рейха. 

А освобожденный от фальсификации Фридрих Ницше вернулся в Россию в конце ХХ века, с началом перестройки, –  как говорит Виктор Ерофеев: «…и как богоборец, и как предтеча экзистенциализма, и как критик Запада. Он по-прежнему вызывает яростные споры. И так, думаю, будет всегда».


5 сентября 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
116592
Сергей Леонов
95640
Владислав Фирсов
90814
Виктор Фишман
77667
Борис Ходоровский
68796
Богдан Виноградов
55220
Дмитрий Митюрин
44680
Татьяна Алексеева
40586
Сергей Леонов
39469
Роман Данилко
37506
Светлана Белоусова
35729
Александр Егоров
34931
Борис Кронер
34535
Наталья Дементьева
33252
Наталья Матвеева
33120
Борис Ходоровский
31999