ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №18(482), 2017
Ожившая живопись
Александра Кошелева
журналист
Санкт-Петербург
1447
В искусстве анимации, в отличие от игрового кинематографа, немало авторов-одиночек. Актеров они заменяют марионетками, а съемочные площадки – холстом. Художники расширяют реальность, общаясь только с духами живописи, музыки и поэзии, чтобы показать то, что спрятано от обычного взора. Один из таких мастеров – Александр Петров. На книжной полке, притаившись среди других многочисленных наград, скромно стоит статуэтка. Это самый настоящий «Оскар», которым был удостоен в 2000 году мультфильм «Старик и море» - первый в истории мультфильм для кинотеатров большого формата. А имя волшебника, создавшего это живописное полотно – Александр Петров. Его мир наполнен глубокой чувственностью, тонок и хрупок, как и образ самого художника. Он родился в Ярославской области, в селе Пречистом, и заключенная в этих названиях игра слов, наверняка, не случайна. На поселение Стан с холма Чистое всегда взирала церковь, и этот пейзаж, запечатленный в детском сознании автора, зародил мысли о том, что скрыто от человеческого глаза. Работа в студии тихая, уединенная и спокойная. Там автор создает невероятные картины, достигая искусства поистине высокого уровня. Жаль, что многие зрители и исследователи до сих пор не смогли прикоснуться к этому таинству красок и движения. Кристальные глаза безмолвно смотрят с экрана. Это черные бусины скорбящей коровы и мрачные провалы самоубийцы, водянистые хрусталики русалки, тяжелые бельма старика и наивно-влюбленные лучики Паши. Все герои мультфильмов Александра Петрова пристально изучают зрителя и свой нарисованный мир, живой и непостоянный. Они не скрывают своих снов и молитв, сожалений и радостей. Удивляет, каким легким вихрем кружатся мечты в «ожившей живописи» аниматора. Каждый кадр в ней рожден дыханием кропотливого ручного труда. Реалистичная стилистика лишь кажется правдоподобной, на самом деле являясь холстом для воображения. Петров освещает масляным светом свечи только самое важное и скрытое, незаметно уводя в дали фантазии. Воспоминания раскрываются, как огромные крылья таинственной птицы с мягкими красочными перьями. Сам аниматор говорит: «Наверно, снимаю эту реальную жизнь – не для того, чтобы говорить о ней, а, чтобы подвести к снам. К тем слоям, которые невозможно снять простой камерой, которые должны возникнуть в голове, откуда-то выныривать». Его первый самостоятельный мультфильм «Корова» (1989) был снят по мотивам рассказа Андрея Платонова. Но плотная и осязаемая материя слога писателя расплывается в свете ночного поезда. Бытовое уступило место бытийному, а фактура кажется нереальной. Масляные краски растекаются дождем по стеклу, разлетаются мухами на коровьем носу, расползаются улыбкой и криком мальчишки. Петров удивительно передает атмосферу полусна ребенка. Это фотография, хроника одного человека в коричнево-золотистых тонах, где различимы только усеянные морщинами лица матери и отца. Художник рассказал притчу о материнстве и жертвенности, в которой корова предстает поистине сакральным существом. Красивый спокойный лик животного с черными слезливыми глазами – образ невинности, отдающей всю себя без остатка жестокосердным людям. Мальчик в конце говорит: «Корова отдала нам все, молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости. Я помню нашу корову и не забуду». В картине «Сон смешного человека» (1992), также созданной в землисто-коричневых тонах, аниматор смог передать не только атмосферу фантастического рассказа Достоевского, но и его философию. Там раскрывается внутренний мир отчаянного человека, потоки его рассуждений, горячечных теорий. Путешествие главного героя в светлый и чистый ветхозаветный рай – его выдумка, но и мучительное испытание. А красная маска хохочущего соседа становится знаком порока. Средневековая красноносая гримаса ведет за собой толпы босховских калек, развращая идеальный мир. Но сон-галлюцинация обещает обновленную жизнь в реальности, хоть пока она – это только грохочущий ночной поезд. И начинает казаться, что главный герой – это повзрослевший мальчик в растрепанной шапке. Он едет в том же самом вагоне, что и раньше, с болью глядя в окно на знакомые пейзажи. А девочка без одной туфли под тусклым светом фонаря удивляет тем же нежным и наивным взглядом коровы. Секрет анимации следует искать и в выбранной художником аскетичной технике. Подобное творчество редко, поэтому особенно отрадно, что сын художника Дмитрий Петров продолжает развивать его. А также то, что в мастерской Александра Петрова добиваются успехов его ученики: первой стала картина «Еще раз!», получившая премию «Ника» в 2011 году. В одиночестве студии, склонившись над подсвеченным стеклом, художник создает рисунок пальцами, иногда – кистью. В конце создания картины у автора не остается ничего, кроме последнего кадра. Как и события в жизни героев, эпизоды «оживают» только один раз, а затем исчезают навсегда. А создатель становится единственным свидетелем, предельно близким со своим творением и таинством тишины. В его мультфильмах полноценным персонажами становятся пейзажи. Они наполнены удивительной красотой. В мистической картине «Русалка» (1996) зрителя убаюкивает тихая гармония молчаливых лесов, поддернутых тонкой дымкой. В природе аниматор находит молчание мира, ключи к забытым уголкам земли, где на поваленном дереве сидит инок и удит рыбу. И перед взором этого великого спокойствия рождаются и гаснут глубокие чувства. Русалка, бывшая в прошлой жизни героиней «Бедной Лизы», долго лелеяла свою месть под толщей речной воды. Как трогательно смешон молодой инок с кудрями светлых волос, как молода и прекрасна… утопленница. За озорством таятся страшные мысли и смертельная кара. Девушка искушает со смехом, за ее наигранной нежностью скрывается жесткий рыбий оскал. В анимации Петрова причудливо сплетены древнерусское язычество и христианские мотивы, ведь священнослужители могут уживаться на одной земле с существами – русалками. В одном из интервью он поведал: «Тему я взял более чем опасную — взаимоотношение нашей реальности и мира бесовского. Нужно было очень аккуратно все это подать, чтобы не ввести зрителя в искушение, чтобы не нанести ему духовного вреда». В мультфильме «Старик и море» (1999), снятом по роману Эрнеста Хэмингуэя, главным героем стал бескрайний и бездонный великан – море. Текучие и подвижные масляные краски прекрасно передают структуру и движение воды, лазурь морских просторов, блики и лучи солнца на обветренном лице старика. А в пенной пучине живет и борется еще один мифический зверь – монстр подводных глубин. И если смотреть на то, как раскрываются сны старика, где горы ходят тяжелой поступью слонов, бегущие антилопы несут за собой запах соленого бриза, сам погружаешься в грезу. В видениях упорный рыбак становится одним целым с рыбой, живучим остроносым марлином, они соединились в последнем поединке. Фантазии перекрывают действительность и в картине «Моя любовь» (2006) снятой по роману Ивана Шмелева «История любовная». Здесь природа также ведет диалог с внутренним миром героев. Наивные героические юношеские мечты несутся как вихри над сонным городком XIX века. Новая цветочная и легкая весна, первое представление о женщине и познание любви, настолько разной: стремительной яркой вспышки и долгого теплого горения. Но сыпучая техника передает не только завораживающую атмосферу, но игру взглядов и мимики персонажей. Как на импрессионистских полотнах, остается ощущение движения, след волнения молодости. Аниматор продолжает и тему жертвенности, искренней и чистой, что зародилась еще в самом начале творчества. Недавно, возможно, вспоминая воздушные сны старика Сантьяго, Петров решил отправиться в реальную экспедицию по жаркой Африке. Там любознательный взгляд художника нашел вдохновение в портретах людей, самобытной природе, залитой светом ослепляющего солнца. Стоит только ждать, обретут ли живописную форму его впечатления. Александр Петров создает полеты фантазии в параллельных мирах, доступных только его взору. В картинах нет колючей сатиры и колкого юмора, но есть мягкая любящая улыбка и то, что позволяет мультфильмам дотронуться до облаков, подглядеть что там, наверху, над небесами. И картины совершают этот путь: от мрачных и задумчивых тонов к свету и гармонии. 29 сентября 2017
|
Последние публикации
Выбор читателей
|