Монахи воинственные и злые
ЯРКИЙ МИР
Монахи воинственные и злые
Александр Егоров
журналист
Санкт-Петербург
802
Монахи воинственные и злые
Воинственные монахи врываются в замок

Считается, что буддийские монахи, монотонно читающие свои молитвы и вращающие барабаны с написанными на них священными текстами, – самые мирные и безобидные люди на свете. Но это не совсем так. В средневековой Японии почти шесть веков существовал феномен, аналогов которому, пожалуй, не было нигде в мире. Тамошние монахи, умевшие пользоваться катанами и нагинатами, ничем не уступали самураям, свергали императоров, а в эпоху Воюющих провинций обрели такую военную и политическую мощь, что смогли основать собственное княжество.

КРУТЫЕ ПАРНИ С ГОРЫ

В Японии существовало два термина, обозначающих монахов-воинов. Первый – «сохэй» («воинствующий монах»), второй – «акусо» («злой монах»). В отличие от своих европейских аналогов, японские монахи-воины сражались не для того, чтобы утвердить превосходство своей религии, а ради политического влияния того или иного храма.

Такая воинственная ветвь буддизма существовала только в Японии. Попав в эту страну, по одной версии, из Китая в V веке, по другой – из Кореи столетием позже, она стала частью местного языческого культа синто. Синтоизм чтит огромный пантеон божеств, или ками. Первая столица островной империи, Нара, стала центром японского буддизма, и монахи обрели в этом городе большое влияние. Самыми уважаемыми храмами в регионе считались Тодайдзи и Кофокудзи.

В 794 году столица была перенесена в Киото. За шесть лет до этого монах по имени Саитё, устав от столичной суеты, удалился в район Киото, где на священной для синтоистов горе Хиэй основал буддийский монастырь Энрякудзи. После переноса столицы в Киото этот монастырь получил от императора статус «Храм мира и защиты государства» и вскоре стал самым привилегированным в Японии. Но помимо влияния этот храм имел немалую общину, способную отстоять свои интересы с оружием в руках. Все это вызывало недовольство со стороны монахов из Нары.

Однако почти два века все заканчивалось лишь мелкими стычками между монахами. Но в 969–970 годах произошел ряд конфликтов, в ходе которых монахи как из Нары, так и из Киото пустили в ход оружие. После этого настоятель столичного храма приказал держать на горе Хиэй постоянную армию. Именно в 970 году и появились воинствующие монахи.

В 981 году конфликт вспыхнул уже внутри самой горной обители: школа Тэндай разделилась на два враждующих клана. До 1039 года кровопролития удавалось избегать, но после того, как главу одного из кланов назначили настоятелем Энрякудзи, три тысячи недовольных монахов ворвались в Киото, окружили дворец регента Ёремити Фудзивара и потребовали назначения настоятеля из их клана. Получив отказ, монахи взяли дворец штурмом и устроили резню. После этого сохэи ворвались в покои регента и силой заставили его подписать соответствующий указ.

В конце XII века, во время гражданской войны Гэмпэй, в армиях правящего клана Тайра, а также их противников из клана Минамото были подразделения воинствующих монахов. Изначально главе клана Тайра Киёмори удалось переманить на свою сторону монахов из школы Тэндай. Минамото же поддержали монахи из Нары.

Киёмори, недовольный поступком монахов из Нары, приказал сжечь их монастыри, отправив отряд из пятисот воинов. Но монахи из Нары напали на них сами и убили шестьдесят самураев. Головы убитых в назидание были развешаны вокруг пруда у храма Кофукудзи. Тогда Киёмори отправил в Нару более сильный отряд и сжег город. Такая же участь постигла и все буддийские монастыри бывшей столицы, а многих монахов обезглавили.

После того как победивший в войне Гэмпэй клан Минамото вновь отстроил монастыри Тодайдзи и Кофукудзи, их монахи уже не принимали активного участия в боевых действиях. А монастырь Энрякудзи продолжал развиваться. Его деятельность не ограничивалась лишь религиозными обрядами и войной. В 1280-х годах этот монастырь контролировал около 90% процентов производства саке в Киото. Энрякудзи также был монополистом в делах, связанных с ростовщичеством и взысканием долгов на территории столицы. Даже императорская семья боялась гнева горных монахов, а сёгун предпочитал без нужды не беспокоить их настоятеля.

ВООРУЖЕНЫ И ОЧЕНЬ ОПАСНЫ

Чем же были вооружены и как выглядели монахи-воины? Основной частью их костюма было кимоно шафранового или белого цвета. Поверх кимоно надевалась куртка из тонкой полупрозрачной ткани. На ногах были либо белые носки и соломенные сандалии, либо надетые поверх носков гетры и деревянные сабо (гета). Бритую голову сохэя покрывал капюшон или белая лента – хатимаки. Что же касается доспехов, то они могли быть как самыми простыми (в виде панциря с кожаными или металлическими пластинами), так и дорогими (в виде полноценного самурайского облачения).

Помимо мечей и луков большой популярностью среди сохэев пользовалась нагината. Это оружие состояло из длинного клинка наподобие меча, который насаживался на длинное древко. Нагината отлично подходила для боя как с пешим противником, так и со всадником. По словам летописцев, многие сохэи крепили к доспехам знамёна с сутрами или буддийскими символами. Также встречаются упоминания о том, что во время боя монахи читали мантры, призывая Будду. Монахи-воины одними из первых взяли на вооружение аркебузы.

Что касается причин вступления в секты монахов-воинов, то они были различными. Многие были истинно верующими, но встречались и те, кто хотел разбогатеть или скрывался от правосудия за стенами храма. Несмотря на все постановления императора, ни даймё, ни сам сёгун не решались портить отношения с сохэями и требовать у них выдачи того или иного человека.

СОХЭИ ПРОТИВ МОНАХОВ

Вскоре после начала в Японии междоусобицы в стране стали появляться новые буддийские секты. Большинство из воинствующих монахов были членами секты Синсю. Впоследствии фанатики образовали общину под названием Икко-икки. Это название имеет два перевода. Первый – «союз верных», а второй – «восстание верных». Набрав новых последователей, монахи Икко-икки вступили в войну с двумя враждующими между собой самурайскими кланами, разбили их и основали свое собственное государство, распространившее свое влияние за пределы провинции Кага.

Между тем монахам из Энрякудзи надоело, что сначала в Киото пришли фанатики-крестьяне Икко-икки, а теперь там объявились фундаменталисты из секты Лотоса. Поэтому как-то ночью они бесшумно спустились с гор и перебили всех бойцов Лотоса, а их храмы сожгли. Окончательно секту Лотоса добил Нобунага Ода, который в 1568 году завладел столицей. Но Нобунага не нравился монахам с горы, поэтому они объединились с двумя враждебными для него кланами – Асаи и Асакура, чем подписали себе смертный приговор.

29 сентября 1571 года Нобунага Ода оцепил гору силами 30 тысяч воинов. Затем он начал сжимать кольцо, сжигая все на своем пути. К вечеру монастырь Энрякудзи был охвачен пламенем. Весь последующий день солдаты занимались охотой на уцелевших. Согласно примерным подсчетам, за два дня штурма горы Хиэй погибло 20 тысяч ее жителей. Через девять лет кровопролитной войны перед Нобунагой Ода капитулировали и монахи-воины из Икко-икки. По личной просьбе императора он не стал казнить главу этого движения, а взял с него клятву, что он и его фанатики будут верно служить императорской семье.

После смерти Нобунаги к власти пришел Хидэёси Тоётоми. Монахи Икко-икки, верные клятве, выступили против его врагов, чем и заслужили благосклонность нового правителя.

Последним оплотом сопротивления монахов-воинов стал Негородзи и соседствовавшие с ним монастыри. Здесь оставались последние представители секты Тэндай, которые поддерживали Иэясу Токугаву. Общая численность войск в этом районе составляла от 30 до 50 тысяч человек. Хидэёси отправил туда 60 тысяч воинов.

Когда войска подошли к городу, солдаты получили приказ сжечь постройки в Нигородзи. К тому времени большая часть монахов уже скрылась в замке Ота. Хидэёси понимал, что штурм может дорого ему стоить, и пошел на хитрость. По его приказу была разрушена дамба. Вода подтопила замок и уничтожила все запасы провизии. Начался голод, и гарнизон сдался. Около 50 самых верных членов секты Тэндай сделали себе сэппуку.

На этом закончилась эпоха воинствующих монахов. Все сохэи, в том числе и те, кто выжил после уничтожения своих монастырей, больше не могли стать обычными монахами. Впоследствии они стали младшей прослойкой самурайского общества.


24 марта 2022


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
253835
Сергей Леонов
160343
Сергей Леонов
100404
Татьяна Минасян
100152
Александр Егоров
88299
Виктор Фишман
82278
Светлана Белоусова
80090
Борис Ходоровский
72784
Борис Ходоровский
67794
Павел Ганипровский
65609
Татьяна Алексеева
65387
Богдан Виноградов
58983
Татьяна Алексеева
52164
Павел Виноградов
52053
Дмитрий Митюрин
49777
Наталья Дементьева
48462
Наталья Матвеева
43762