Смоленские музеи. Грабеж по плану и без…
ВОЙНА
«Секретные материалы 20 века» №9(421), 2015
Смоленские музеи. Грабеж по плану и без…
Юлия Тарабан
историк
Санкт-Петербург
2248
Смоленские музеи. Грабеж по плану и без…
Смоленск после освобождения от немецкой оккупации

Смоленск называют ключами к Москве. Не считая менее значимых эпизодов, этот город трижды становился на пути вражеских нашествий. В 1609–1611 годах, в период Смутного времени, его защитники сдерживали армию польского короля Сигизмунда III, в 1812 году сражались с Великой армией Наполеона, а в 1941 году встали на пути немецких полчищ.

ЭВАКУЦИЯ ПОД БОМБАМИ

От фашистской оккупации город был освобожден 26 сентября 1943 года войсками 31-й и 5-й армий Западного фронта. Радость победы омрачала картина, увиденная бойцами в освобожденном городе. По свидетельствам очевидцев, на месте городского сада валялись штабеля дров, трупы людей и лошадей. Там, где до войны был льнокомбинат, высились ряды виселиц. На каждой по нескольку повешенных...

Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. В дымящихся развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены древнего Кремля стояли по-прежнему…

За 26 месяцев и 10 дней оккупации Смоленска были сожжены и разрушены не только жилые дома, школы, больницы, но и расхищены музейные, библиотечные и музыкальные фонды. Фашистами на захваченных территориях производился хорошо организованный грабеж исторических и художественных ценностей под контролем специально созданного Оперативного штаба по изъятию и вывозу ценностей из оккупированных районов СССР под командованием рейхсляйтера Альфреда Розенберга. Профессиональные немецкие историки, музыканты, архивисты, искусствоведы производили отбор и ящиками, вагонами вывозили национальное достояние России в Германию, Польшу и Прибалтику.

Уже в первую неделю войны Смоленск сильно пострадал от вражеского наступления. В ночь на 29 июня фашистская авиация сбросила на город тяжелые фугасные и около двух тысяч зажигательных бомб. Центральная часть города превратилась в огромный пылающий костер. Стало ясно, что необходимо срочно вывозить музейные экспонаты.

Их спешная эвакуация проводилась уже в первых числах июля 1941 года в тяжелейших условиях — при непрерывных бомбардировках, отсутствии специальных упаковочных материалов, нехватке сотрудников. Завернутые в занавески, узелки, свертки, ценнейшие клады, монеты и награды, чарочки и кубки, фарфор, стекло, книги, свитки и прочее музейное добро — все грузилось в вагоны до самого потолка. Первоначально экспонаты были доставлены в город Горький, где их смогли разобрать, упаковать и произвести опись.

И только 12 ноября 1941 года, согласно постановлению Государственного комитета обороны «Об отправке в тыл ценностей музеев, сосредоточенных в г. Горьком», эшелон в составе 50 вагонов с коллекциями Смоленского музея (26 052 предмета), Ленинградского музея этнографии, Горьковского художественного музея выехал в Новосибирск, куда прибыл 22 декабря того же года. Многочисленные переезды, перегрузки, резкие перепады температуры, полуподвальные хранилища — отрицательно сказались на сохранности многих произведений искусства.

ЗОНДЕРШТАБ «МУЗЫКА» БЕРЕТСЯ ЗА ДЕЛО

Но еще хуже обстояли дела с культурными ценностями, которые не успели эвакуировать из Смоленска. Исторический музей, располагавшийся в церкви Иоанна Богослова, памятнике XII века, стал одним из первых разоренных оккупантами музеев города. В сентябре 1941 года весь археологический и исторический материал был не просто разграблен, но и безвозвратно испорчен и разбит, поломанное старинное оружие и порванные книги (до войны книжный фонд насчитывал около 15 тысяч томов) оказались разбросаны по всей церкви. Лишь одна картина, но также пострадавшая от вандалов — «Героическая оборона Смоленска от поляков в 1611 году» осталась на своем месте только потому, что ее нельзя было снять без лестницы.

В городе работала группа зондерштаба «Музыка», которая отбирала церковные книги и рукописи по музыке, в частности литургические песни XVIII века, музейные музыкальные инструменты для отправки их в Берлин. В это же время было полностью разграблено уникальное собрание старейшего в стране Смоленского естественно-исторического музея, основанного в 1908 году. Богатейший природоведческий материал, собранный учеными Пржевальским, Козловым, Алексеевым, Граве был вывезен в том числе в Зальцбургский музей «Hays der natur». К примеру, акт выдачи от 26 ноября 1942 года подтверждает, что научный сотрудник Dr. Hanke лично вывез в вышеупомянутый музей Зальцбурга 18 штук рогов, принадлежащих редким животным и собранных Пржевальским.

Непоправимый ущерб был причинен Смоленскому областному краеведческому музею, одному из старейших в России, основанному в 1877 году. Как свидетельствуют многочисленные документы, по распоряжению немецких властей происходило настоящее разбазаривание музейных коллекций — экспонаты выдавались для украшения оккупационных учреждений, личных кабинетов немецких начальников, рождественских распродаж и попросту расхищались.

Архивные акты 1941–1942 годов подтверждают, что по распоряжению германского командования происходили многочисленные изъятия (без указания целей) предметов — тарелок, чаш, чайников, молочников, подсвечников, статуэток, ваз, культовых и других вещей. Предварительный список утраченных музеем экспонатов, составленный сотрудниками музея в послевоенные годы, насчитывает 14 675 предметов. Среди них иконы XV–XIX веков; произведения западноевропейской живописи XVII–XIX веков; картины Верещагина, Сомова, Кандинского, Малютина, Розановой и других; многочисленные графические работы русских и западноевропейских мастеров (Орловского, Шишкина, Остроумовой-Лебедевой, Давида, Делакруа и других); предметы декоративно-прикладного искусства различных эпох и стран мира, в том числе из Японии и Китая; мемориальные вещи великого русского композитора Глинки, уникальные археологические экспонаты, художественная мебель и многое-многое другое.

Стремительное наступление Красной армии в 1943 году заставило фашистов наскоро вывезти в Германию все, что оставалось в почти полностью разрушенном Смоленске: библиотеки, архивы, музеи, оборудование предприятий, лабораторий, институтов, железные кровли домов, трамвайные рельсы и прочее.

Известно, что в марте 1943 года бюро штаба Розенберга вывезло из Смоленского музея имени княгини Тенишевой 50 ящиков с экспонатами в Вильнюс. Среди них — иконы XV–XVII веков, книги и гравюры, майолика и фарфор, автографы российских императоров и королей Польши — Петра I, Николая I, Сигизмунда III и других деятелей, картины и скульптура.

В Вильнюсе имущество Смоленского музея расположили в здании бывшего бенедиктинского монастыря (Игнацштрассе, 3). В дальнейшем произведения искусства оккупанты вывезли в Германию и Польшу.

Восстановление

После войны похищенные коллекции смоленских музеев были найдены лишь частично. Так, в июне 1945 года в окрестностях города Козмина в Польше в имении немецкого генерала барона фон Штеренберга офицерами Красной армии были случайно обнаружены некоторые экспонаты. В помещениях забитого ящиками и детской одеждой с этикетками советских фабрик первого этажа имения хранились четыре ящика с наклейками на предметах, указывающими на их принадлежность смоленскому музею.

К сожалению, и через 75 лет после окончания войны мы не имеем полного списка утраченного, не знаем, сколько ценностей погибло на местах от бомбардировок, пожаров, сколько расхищено.

Музейные фонды, которые удалось сохранить в эвакуации, вернулись в Смоленск в 1945 году. На их основе, а также с использованием экспонатов, найденных в Польше, в 1949 году были открыты для посетителей основные музейные экспозиции в городе Смоленске.

В настоящее время спасенные во время войны собрания демонстрируются в десяти музейных экспозициях Смоленска и в четырех областных филиалах. Возрожденная экспозиция художественной галереи — древнерусского искусства и русской живописи — разместилась в залах здания, которое было построено основательницей Смоленского краеведческого музея княгиней Марией Тенишевой и где в годы войны фашисты устроили солдатское общежитие. Спасенные шедевры — рукописные и старопечатные книги, в том числе «Евангелие» и «Библия» Ивана Федорова 1580-х годов, представлены в экспозиции исторического музея. Восстановлены и музеефицированы разрушенные фашистами музей-усадьба поэта Александра Твардовского на хуторе Загорье, мемориальный дом-музей путешественника Николая Пржевальского.

В послевоенные годы практически заново собрана полностью уничтоженная археологическая коллекция, в составе которой большую научную ценность представляют берестяные грамоты XI–XII веков, восполнен богатейший этнографический материал, в том числе коллекции тканей, кружевоплетения, смоленского народного костюма.

Но знакомство с любой экспозицией Смоленщины начинается с рассказа о художественных ценностях, спасенных музейными работниками Смоленска, об их героическом подвиге, сумевшем сохранить для потомков национальное достояние нашей Родины.


2 апреля 2015


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931