«Бесконечная лента» «Джиро д’Италия»
СПОРТ
«Бесконечная лента» «Джиро д’Италия»
Анна Парфенова
журналист
Гент, Бельгия
9696
«Бесконечная лента» «Джиро д’Италия»
Главные призы «Джиро д’Италия» – розовая майка и кубок «Бесконечная лента»

В серии статей мы расскажем о крупнейших европейских велосипедных турах (веломногодневках), в том числе о туре по Италии («Джиро д’Италия»), Франции («Тур де Франс»), Испании («Вуэльта»).

Завершилась 104-я многодневная велогонка «Джиро д’Италия», которая первой из трех гранд-велогонок проходит ежегодно в Италии в мае-июне. Велогонка длилась около трех недель, и гонщики преодолели огромную дистанцию - 3450 км в 21 этап по всей территории страны. В четверку победителей вошел 25-летний россиянин Александр Власов, капитан команды «Астана», победитель молодежной классификации «Джиро д’Италия». Главный трофей тура «Бесконечную ленту» и розовую майку завоевал колумбиец Эган Берналь, победитель «Тур де Франс» 2019 года. Он проехал маршрут за 86 часов 17 минут.

В этом году в туре приняли участие 23 команды, представители из 33 стран. Маршрут проходил по территории Италии и небольшая часть гоночной трассы через Словению и Швейцарию.

Розовая майка

Тур «Джиро д’Италия» был задуман в 1908 году издательством «Газетта Делло Спорт», как аналог тура по Франции. Для привлечения подписчиков к изданию, редактору газеты пришла идея организации велогонки.

Впервые гонка стартовала ночью 13 мая 1909 года в Милане с площади Ди Лорето и включала всего восемь этапов с общим пробегом 2448 км. Из 127 гонщиков только 49 доехали до финиша. Победитель велогонки итальянец Луиджи Ганна проехал маршрут примерно за 90 часов и получил премию в 5 325 лир (в то время ежемесячная зарплата редактора газеты была 130 лир). Каждый желающий мог узнать новости о велогонке, позвонив по специальному телефонному номеру.

Поскольку о туре сообщала «Газетта», а печаталось издание на дешевой бумаге розового цвета, в 1931 году было решено одеть победителя велогонки в розовый цвет. Так появилась легендарная розовая майка, которую получает победитель каждого этапа и призер финальной классификации. За розовый цвет, «Джиро д’Италия» назвали еще и «розовой гонкой» — «Корса Роса».

В истории гонки много интересных фактов.

В 1924 года необычным участником соревнований стала 33-летняя Альфонсия Страда, которая была единственной женщиной, участницей «Джиро» тех лет. По словам участников тура, «она проехала гонку до конца, собирая на каждом этапе аплодисменты и цветы».

Один из этапов гонки проходил мимо церкви Мадонна дель Гизалло, недалеко от Милана. В 1949 году местный священник предложил объявить Мадонну дель Гизало покровительницей велосипедистов. С тех пор весь велосипедный международный мир почитает и приезжает к статуи этой Мадонны. В настоящее время там находится небольшой музей велоспорта. Интерьер церкви украшен велосипедами и майками победителей соревнований, начиная с 1930-годов. Также там горит вечный огонь в память о всех погибших велосипедистах. На площади перед церковью Мадонны дель Гизалло можно полюбоваться памятниками, установленными в честь легендарных велосипедистов Бинда, Коппи и Бартали.

ПОБЕДИТЕЛИ ГОНКИ

Наиболее титулованными гонщиками за всю историю тура были пятикратные победители «Джиро» - итальянцы Альфредо Бинда, Фаусто Коппи и бельгиец Эдди Меркс. В свое время постоянные победы Альфредо Бинда в течение трех лет на «Джиро» поставило под угрозу популярность гонки, по причине очевидной предсказуемости результата. Руководство гонки приняло решение не приглашать его в 1930 году и просто выплатило ему сумму приза победителя.

В туре существует премия имени Фаусто Коппи, которая вручается велогонщику, который покорил самую высокую точку маршрута. В 1953 году Коппи первым поднялся на самую высокую вершину гонки Стельвио и одержал свою пятую победу на «Джиро».

Эдди Меркс, пятикратный чемпион, по прозвищу «золотой Каннибал» в 1973 году был лидером генеральной классификации и пронес розовую майку на плечах на всех этапах гонки. По окончании карьеры Эдди Меркс открыл в Бельгии свою фабрику по производству велосипедов. В своем интервью он сказал, что «велосипед рано или поздно вернет когда-то утраченные позиции и из обычного развлечения превратится в серьезное транспортное средство». Будущее показало, что Эдди не ошибся – велосипед стал одним из основных средств перемещения в крупнейших европейских городах.

За всю вековую историю «Джиро», российские спортсмены побеждали три раза. Евгений Берзин в 1994 году стал первым русским, победившим в гонке. В 1996 году - Павел Тонков и в 2009 году - Денис Меньшов.

маршрут

Изначально тур по Италии начинался и заканчивался каждый год в Милане, поскольку там располагалась штаб-квартира «Газетта Делло Спорт». С 1960 года другие города также использовались в качестве отправных точек, например, Рим и Флоренция, Турин и даже Афины. Ежегодно маршрут корректировался и из-за сложных погодных условий укорачивался.

Маршрут включал сложные гравийные участки, так называемые «белые дороги» с опасными спусками, горные подъемы, длинные прямые участки дороги для командных и индивидуальных велогонок с раздельным стартом на время. Известными сложными подъемами на «Джиро» являются альпийские перевалы Пордой (2239 м), Стельвио (2758 м) и Гавиапас (2621 м). В маршрут входила гора Монте Дзонколан, подъём на неё является одним из самых сложных в профессиональном велоспорте.

«Скалолазание» определенно являлось модным словом для велогонки в этом году, поскольку на некоторых этапах нужно набирать высоту более 2000 метров.

САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТУР 1914 ГОДА

Всего за 8 этапов нужно было проехать 3162 километра, что было настоящим испытанием для велогонщиков. Участники преодолевали маршрут на 15-килограммовых велосипедах и двигались в среднем со скоростью всего 23,37 километра в час с интервалом между гонщиками 2 часа. Самый длинный этап «Джиро» 1914 года составлял 428 километров. Из 81-го стартовавшего гонщика только 8 в итоге добрались до финиша. В конце гонки обнаружилось, что фаворит гонки Джузеппе Аззини куда-то исчез. Лишь день спустя после финиша он был найден в амбаре совершенно изможденным.

ДОПИНГ И ШТРАФЫ

Как и другие велосипедные велогонки, тур Италии не обошелся без допинговых скандалов.

Например, многократный победитель бельгиец Эдди Меркс был вынужден покинуть тур в 1969 году из-за положительного результата теста на допинг. В 1999 году Марко Пантани, по прозвищу «Пират», победитель «Тур де Франс», известный за свой агрессивный стиль езды, был вынужден сдать свою розовую майку, потому что отказался проходить тест на допинг. В 2013 году Данило Ди Лука, победитель 2007 года, был вынуждены покинуть тур из-за положительного теста на ЭПО (эритропоэтин). Так как это было уже второй раз, Национальный Олимпийский Комитет потребовал пожизненной дисквалификации спортсмена. Правила гласят, что команде больше не разрешается участвовать в велогонке после двух случаев допинга.

На соревновании существует система штрафов в отношении загрязнения окружающей среды. Велогонщики обязаны выбрасывать мусор в определенных местах. Если это произойдет за пределами такой зоны, гонщик платит денежный штраф. Вторичное несоблюдение правил ведет к штрафу в одну минуту в рейтинге. Третий раз - дисквалификация.

В истории тура не обходилось без нарушений. Бывали случаи, когда гонщики добирались до финиша, зацепившись за автомобили и мотоциклы. Чтобы избежать этого, организаторы ввели присутствие судей, которые следовали позади велосипедистов. Позже в распоряжении гонки появился вертолет.

Итог

Как и два других Гранд тура, («Тур де Франс» и «Вуэльта»), «Джиро д’Италия» длится в наше время 23 дня, и победитель определяется по сумме времени каждого велогонщика на этапах и бонусных секундах, присуждаемых первым трем победителям, набранными ими на финишах этапов и на промежуточных финишах.

На протяжении велогонки, кроме победителя всего маршрута, разыгрывается номинация победителя в спринтерском и горном туре. Им вручаются майки победителей – малиновая и синяя. Также существует командная и молодежная классификации. С 2001 года на гонке разыгрывается номинация самому агрессивному велогонщику.

В этом году борьба за призовые места на гонке была интересной и напряженной до последнего этапа. Участники показали полную самоотдачу и сумели справиться с трудными обстоятельствами. За полученными результатами стоит масса работы и усилий. Победили сильнейшие.


8 июня 2021


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299