Тайны потопленного лайнера
СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
«Секретные материалы 20 века» №18(326), 2011
Тайны потопленного лайнера
Александр Лазарев
журналист
Санкт-Петербург
2450
Тайны потопленного лайнера
Открытка с изображением «Тубантии»

Во время Первой мировой войны Голландия официально сохраняла нейтралитет, однако тайно поддерживала Германию. Несмотря на боевые действия на море, голландские суда продолжали совершать рейсы в нейтральные страны.

Пароход «Тубантия» был рядовым «трансатлантиком» водоизмещением 14 400 тонн и работал на линии Амстердам – Буэнос-Айрес. В марте 1916 года он вышел в обычный рейс. На борту находились 360 пассажиров и 700 тонн генерального груза.

Примерно в 2 часа ночи лайнер подвергся торпедной атаке. А три часа спустя он затонул на глубине 36 метров на расстоянии около 30 миль от побережья Голландии. Всем находящимся на судне удалось спастись. Этот случай – образец идеально проведенной эвакуации людей с тонущего судна.

Сразу после поступления информации с «Тубантии», германское радио сообщило, что немецкие подводные лодки не имеют к этому инциденту никакого отношения. Командование военного флота Германии прямо заявило: потопление лайнера – дело рук англичан. Однако члены экипажа сохранили осколки, которые при взрыве залетели на борт корабля. Их экспертиза доказала – торпеда немецкая.

В ответ на это было выдвинуто предположение, что торпеда действительно была ранее выпущена германской подлодкой, но не взорвалась и продолжала плавать на поверхности воды. Пассажирское судно случайно наскочило на нее и подорвалось. Такое действительно имело место в мировой практике. После завершения войны голландские водолазы тщательно осмотрели судно и выяснили, что пробоина находится в его средней части, а следовательно, корабль никак не мог случайно натолкнуться на торпеду, находящуюся в море без движения.

Дело было передано в Международный суд в Гааге, который в 1922 году признал немецкую сторону виновной в этом инциденте и обязал выплатить владельцам «Тубантии» 800 тысяч фунтов стерлингов. Казалось, об этом случае можно было и забыть, но тут начались весьма странные события.

Лайнер находился на морском дне уже более шести лет, и за время пребывания в соленой воде все находившиеся на нем грузы пришли в полную негодность. Поэтому и поднимать их не было никакого смысла. Поскольку судно тонуло около трех часов, то, естественно, все находящиеся в сейфах ценности пассажиров и почтовые переводы удалось спасти. Следовательно, искать на «Тубантии» нечего. После того как владельцы парохода получили денежную компенсацию, они юридически отказались от прав на него и тем самым предоставили желающим возможность поднимать с корабля все, что угодно.

И уже через месяц в район катастрофы отправилась хорошо снаряженная водолазная экспедиция, цели которой не разглашались. Возглавляли ее французы – братья Анри, Франсуа и Адольф Люмьер и англичанин Зиппе. Арендованное ими судно «Темпет» весной обнаружило затонувший лайнер и находилось около него до ноября, когда из-за осенних штормов поисковые работы стало вести невозможно. Уже в апреле следующего года спасатели возвратились и принялись за дело. При помощи взрывчатки они пробили большое отверстие в трюм № 4. Работа планомерно шла до 9 июля, пока не появились конкуренты.

В зону поисков прибыло второе судно «Семпер Паратус». Его использовали князь Шарль и некий лейтенант Джеймс Ланди. Они начали очистку района от буев, поставленных первой экспедицией. Спущенные ими быстроходные катера кошками зацепляли лини, которыми крепились буи, и стаскивали их с места. Работу французских водолазов пришлось прекратить из-за опасности зацепления их кошками. Кроме того, вновь прибывшие послали на дно своих водолазов, которые устремились к трюму № 4.

В итоге «Темпет» снялся с якоря, а его владельцы подали жалобу в Адмиралтейский суд, который встал на их сторону, и «Семпер Паратус» обязали покинуть зону поисков. Однако организаторы первой экспедиции истратили весь свой капитал и были вынуждены прекратить дальнейшее обследование затонувшего лайнера.

Тем не менее в 1931 году на место катастрофы прибыло английское спасательное судно «Риклеймер» и занялось трюмом № 4. После завершения работ с борта корабля ушла телеграмма, адресованная неизвестному лицу. В ней говорилось: слитков золота в остатках голландского лайнера «Тубантия» найти не удалось. Поскольку военно-морской флот Голландии получил приказ перехватывать радиопереговоры, телеграмма была предана гласности.

Итак, целью поисков на затонувшем пароходе явилось золото. Но откуда ему там взяться? В судовых документах оно нигде не указано. Очевидно, что о золоте не знали ни владельцы корабля, ни члены экипажа. Так где же оно было спрятано?

Все экспедиции, осматривавшие «Тубантию», в первую очередь интересовались трюмом № 4. Английский исследователь Джозеф Н. Горз, изучив грузовые накладные, выяснил, что на судне находились 300 больших голов голландского сыра. Может быть, слитки презренного металла находились внутри этих сыров? Но кому же оно принадлежало?

Частные лица и банки сразу отпадают. Только очень богатые люди обладали в то время такими крупными запасами золота в слитках. Они не стали бы перевозить его незаконным путем, ибо в случае потопления судна не удалось бы получить страховку. Значит, ценности принадлежали правительству одной из стран, участвовавшей в мировой войне, и предназначались для оплаты секретных военных поставок. Напрашивается предположение, что этой страной являлась Германия, которая осуществляла тайные закупки в США через Аргентину. Тогда непонятно, зачем немецкой подлодке топить судно из нейтральной страны, к тому же находящееся довольно далеко от районов действий германских субмарин? Поскольку торпедная атака произошла ночью, капитан подлодки не мог в темноте определить тип корабля и его национальную принадлежность. А он по своим размерам и скорости хода вполне мог оказаться германским линейным крейсером. Отсюда следует еще одна версия: «Тубантию» потопили англичане, применив для этого трофейную немецкую торпеду. Британской разведке стало известно, что на лайнере тайно перевозится крупная партия германского золота, и было принято решение пустить его ко дну.

Только вот почему ценности так никому и не удалось найти?

Предположение о том, что слитки удалось поднять в 1918–1922 годах, то есть после завершения войны, но до решения Международного суда, обязавшего Германию выплатить компенсацию владельцам «Тубантии», выглядит весьма сомнительно. Пароход затонул на очень оживленной морской трассе, а серьезные водолазные работы требовали длительного времени. Провести их незаметно от Голландии, которой принадлежал лайнер, было невозможно.

Вывод о том, что немцы достали все золото еще во время войны, тоже нереален. Для обороны спасательных судов от английского флота пришлось бы в этом месте держать целую крейсерскую эскадру. Безусловно, «владычица морей» приняла все меры, чтобы сорвать подъем ценностей в период ведения военных действий. Однако, как выяснилось, никаких морских боев в этом месте не происходило. Отпадает и версия о том, что союзники сами изъяли золото во время войны. Их корабли, встав на якоря, явились бы прекрасными мишенями для торпед германских эсминцев и подлодок.

Так куда же делись сокровища?

Вот, читатель, гипотеза автора статьи. Никаких слитков в том рейсе на «Тубантии» не было. Они были отправлены через океан на другом судне иной нейтральной страны. Германская разведка подбрасывает союзникам ложные данные, что золото будет спрятано в головах сыра, погруженных на голландский лайнер. Потопив его, англичане уверены, что отправили ценности на морское дно, но на самом деле они попали в нужные руки на другом корабле. Введенные в заблуждение сотрудники английской и французской разведок, твердо уверенные в том, что немцы не осуществляли подъем золота, решают достать его сами, но не находят, потому что «нельзя обнаружить черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».

Эта операция еще раз показывает, какую важную роль на войне играет тщательно продуманная дезинформация противника.


13 октября 2023


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299