Александр Железняков
Покорители Вселенной. Часть 6
В ходе экспедиции «Аполлон-15» был обкатан «лунный автомобиль»

12 апреля 2021 года исполнилось 60 лет со дня первого полета человека в космос. Его совершил наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Вслед за ним во Вселенную отправились другие. Редакция «СМ» знакомит своих читателей с краткими биографиями всех покорителей внеземного пространства – советских, российских и иностранных – публикуя краткие описания их жизненного пути в порядке очередности совершения полетов.

Часть 5   >

СЕРНАН ЮДЖИН ЭНДРЮ (14 марта 1934 – 16 января 2017)

Двадцать шестой космонавт мира, пятнадцатый космонавт США. Родился в городе Чикаго, штат Иллинойс.

В 1956 году окончил Университет Пэрдью и получил степень бакалавра наук по электротехнике. С 1956 года служил в ВМС США. В октябре 1963 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА. Впервые побывал в космосе 3–6 июня 1966 года в качестве пилота корабля «Джемини-9». Во время полета выполнил один выход в открытый космос. В дальнейшем готовился к полетам в рамках программы «Аполлон». Свой второй полет совершил 18–26 мая 1969 года в качестве пилота лунного модуля корабля «Аполлон-10». Был проведен облет Луны с выходом на селеноцентрическую орбиту. 22 мая было осуществлено отделение лунного модуля «Снупи», его свободный полет (имитация посадки) и последующая стыковка с командным модулем «Чарли Браун».

Третий полет в космос совершил 7–19 декабря 1972 года в качестве командира корабля «Аполлон-17». Вместе с Харрисоном Шмиттом 11 декабря высадился на Луне в районе Таурус-Литтров. Трижды выходил на лунную поверхность. Для передвижения по ней космонавты использовали ровер, преодолев расстояние в 36 километров. Сернан – один из трех космонавтов, которые дважды летали к Луне.

Общая продолжительность полетов Сернана 23 суток 14 часов 16 минут 12 секунд.

В 1976 году ушел из НАСА. В дальнейшем работал в частном бизнесе. Награжден Крестом «За выдающиеся летные заслуги» от ВМС.

КОЛЛИНЗ МАЙКЛ (31 октября 1930 – 28 апреля 2021)

Двадцать седьмой космонавт мира, шестнадцатый космонавт США. Родился в Риме, Италия, в семье генерал-майора американской армии Джеймса Коллинза.

В 1952 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте, получил степень бакалавра наук. Служил летчиком-истребителем, а после окончания специальной школы ВВС – летчиком-испытателем. В октябре 1963 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА.

Свой первый полет в космос осуществил 18–21 июля 1966 года в качестве пилота корабля «Джемини-10». На четвертом витке корабль, произведя несколько маневров, состыковался с ракетой «Аджена». Во время полета выполнил два выхода в открытый космос. В дальнейшем готовился к полетам в рамках программы «Аполлон». Был включен в основной экипаж корабля «Аполлон-8». Однако на очередном медосмотре у него была обнаружена костная шпора, что потребовало хирургического вмешательства. Был выведен из состава экипажа и назначен пилотом командного модуля в основной экипаж корабля «Аполлон-11».

Второй полет совершил 16–24 июля 1969 года в качестве пилота командного модуля корабля «Аполлон-11». Во время работы на поверхности Луны Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина оставался на селеноцентрической орбите в командном модуле. Общая продолжительность полетов Майкла Коллинза 11 суток 2 часа 5 минут 14 секунд.

В январе 1970 года ушел из НАСА и служил в ВВС. Вышел в отставку в 1982 году в звании бригадного генерала. Работал в частном бизнесе. Награжден Президентской медалью свободы, Золотой медалью конгресса США. Именем Коллинза названа малая планета (6471) и кратер на обратной стороне Луны.

ГОРДОН РИЧАРД ФРЭНСИС-младший (род. 5 октября 1929 – 6 ноября 2017)

Двадцать восьмой космонавт мира, семнадцатый космонавт США. Родился в городе Сиэтл, штат Вашингтон. В 1951 году окончил Вашингтонский университет со степенью бакалавра наук по химии.

С 1952 года в ВМС США. Служил в морской авиации, а после окончания спецшколы ВМС – летчиком-испытателем. В октябре 1963-го был зачислен в отряд астронавтов НАСА. Свой первый полет в космос совершил 12–15 сентября 1966 года в качестве пилота «Джемини-11». Корабль был выведен на орбиту с рекордной высотой в апогее 1368 километров. Совершил два выхода в открытый космос. В дальнейшем готовился к полетам в рамках программы «Аполлон».

Второй полет совершил 14–24 ноября 1969 года в качестве пилота командного модуля корабля «Аполлон-12». Во время высадки космонавтов Чарльза Конрада и Алана Бина на Луну находился в командном модуле «Янки Клиппер» на селеноцентрической орбите. Общая продолжительность полетов Гордона – 13 суток 3 часа 53 минуты 33 секунды. Ушел из отряда астронавтов и из НАСА в январе 1972 года. Одновременно вышел в отставку из ВМС и стал работать в промышленности. Награжден двумя Крестами «За выдающиеся летные заслуги» от ВМС.

ОЛДРИН ЭДВИН ЮДЖИН-младший (род. 20 января 1930)

Двадцать девятый космонавт мира, восемнадцатый космонавт США. Родился в городе Монклэр, штат Нью-Джерси, в семье армейского офицера. В 1988 году принял свое армейское прозвище Базз в качестве официального имени.

В 1951 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте и получил степень бакалавра технических наук. С 1951 года в ВВС США. Служил летчиком-истребителем. В 1953 году принимал участие в Корейской войне. Выполнил 66 боевых вылетов и сбил два самолета Миг-15. В октябре 1963-го зачислен в отряд астронавтов НАСА. Первый полет в космос совершил 11–15 ноября 1966 года в качестве пилота «Джемини-12». Стал первым в мире космонавтом, трижды выходившим в открытый космос.

В дальнейшем готовился к полетам в рамках программы «Аполлон». Его второй полет в космос проходил 16–24 июля 1969 года (в качестве пилота лунного модуля корабля «Аполлон-11»). 20 июля вместе с Нейлом Армстронгом совершил первую в истории человечества высадку на Луне в районе Моря Спокойствия. Один раз выходил на лунную поверхность, прошел расстояние около километра.

Общая продолжительность полетов Олдрина 12 суток 1 час 53 минуты 6 секунд.

Напряжение при подготовке к полету и потрясение от самого факта высадки на Луну оказало на Олдрина негативное воздействие – началась депрессия, и он стал понемногу пить. В результате пришлось лечь на лечение в госпиталь.

Ушел из НАСА в июле 1971 года. До своей отставки руководил Школой летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния. Вышел в отставку в марте 1972 года в звании полковника. Работал в частном бизнесе. Награжден Президентской медалью свободы, Золотой медалью конгресса США. Именем Олдрина названы кратер на обратной стороне Луны и астероид (6470).

АЙЗЛИ ДОНН ФУЛТОН (23 июня 1930 – 2 декабря 1987)

Тридцатый космонавт мира, девятнадцатый космонавт США. Родился в городе Колумбус, штат Огайо.

В 1952 году окончил Военно-морскую академию США и получил степень бакалавра наук. С 1952 года – в ВВС США. В октябре 1963 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА. Единственный полет в космос совершил 11–22 октября 1968 года в качестве пилота командного модуля «Аполлон-7». Это был первый пилотируемый полет корабля этой серии. Продолжительность составила 10 суток 20 часов 9 минут 3 секунды.

В 1970 году ушел из отряда астронавтов НАСА. С 1972 по 1974 год был директором отделения Корпуса мира в Бангкоке, Таиланд. Затем работал в различных американских компаниях. Награжден медалью «Легион чести», Крестом «За выдающиеся летные заслуги» от ВВС. Скончался от сердечного приступа во время деловой поездки в Токио, где должен был присутствовать на открытии космического лагеря для школьников и студентов. Тело Айзли было кремировано в Японии, а прах захоронен на Арлингтонском национальном кладбище.

17 июня 2021